Тормозная жидкость

Реферат

 

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники. Тормозная жидкость имеет следующее соотношение компонентов, мас.%: смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров 43-48; полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 10-14; морфолин 0,5-0,9; бензотриазол 0-0,1; моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - до 100 и в качестве смеси боратов содержит эфиры борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, мас.%: моноэтиловый эфир диэтиленгликоля 0-7; сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля 80-100, в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля 75-99; сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля 0-20. Технический результат - повышение температурных характеристик, что обеспечивает надежность эксплуатации тормозных систем в жестких условиях, увеличение срока службы за счет содержания в жидкости боратов, связывающих попадающую в нее при эксплуатации воду. 1 табл.

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники.

Известны жидкости для гидравлических систем на основе эфиров гликолей и полиоксиалкиленгликолей. Тормозная жидкость /А.с. N 364228 C 10 M 3/14, 1972 г. / содержит моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, полиоксипропиленгликоль молекулярной массой 500 - 3000, сложный эфир жирных кислот фракции C5-C6 и моноэтилового эфира диэтиленгликоля и антикоррозионные присадки. Эта жидкость имеет недостаточно высокие температурные характеристики. Попадающая в нее в процессе эксплуатации вода, находясь в несвязанном состоянии, резко ухудшает температурные характеристики, низкотемпературные и антикоррозионные свойства. Вследствие этого указанная тормозная жидкость имеет небольшой срок эксплуатации.

Наиболее близкой по составу к предлагаемой является тормозная жидкость /Хаврова Л.Е. и др. Защита гликолевых тормозных жидкостей от воздействия воды. - Химия и технология топлив и масел, 1983, N 11, с. 21-22./, содержащая 49 массовых% моноэтилового эфира диэтиленгликоля /этилкарбитола/, 31 массовый% полиоксипропилендиолов /молекулярной массы 1000/ и 20 массовых % боратов моноэтилового эфира триэтиленгликоля и диэтиленгликоля /50%-ный раствор в этилкарбитоле/.

Содержащиеся в этой тормозной жидкости бораты связывают попадающую в нее при эксплуатации воду, вследствие чего срок службы жидкости увеличивается. Однако эта жидкость имеет недостаточно высокие температурные характеристики.

Целью настоящего изобретения является повышение температурных характеристик тормозной жидкости, что обеспечивает надежность эксплуатации тормозной системы в жестких условиях.

Поставленная цель достигается тем, что тормозная жидкость, содержащая моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров, полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000, морфолин и бензотриазол при следующем соотношении компонентов, массовых %: смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров - 43 - 48 полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 - 10 - 14 морфолин - 0,5 - 0,9 бензотриазол - 0 - 0,1 моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - до 100 в качестве смеси боратов содержит эфиры борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, массовых %: моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - 0 - 7 сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 80 - 100 в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75 - 99 сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 0 - 20 Примеры конкретных составов.

Пример 1.

Смесь боратов получают этерификацией из борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, массовых %: моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - 0 сумма моноэтиловых эфиров, триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 80 в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75 сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 20 Тормозная жидкость, содержащая полученную смесь боратов, имеет следующий состав, массовых %: смесь боратов - 48 полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 - 14 морфолин - 0,9 бензотриазол - 0,1 моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - до 100 Пример 2.

Смесь боратов получают из борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, массовых %: моноэтиловый, эфир диэтиленгликоля - 7 сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 80 в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75 сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 13 Тормозная жидкость, содержащая полученную смесь боратов, имеет следующий состав, массовых %: смесь боратов - 43 полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 - 10 морфолин - 0,5 бензотриазол - 0 моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - до 100 Пример 3.

Смесь боратов получают из борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, массовых %: моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - 7 сумма моноэтиловых, эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 93 в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75 сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 0 Тормозная жидкость, содержащая полученную смесь боратов, имеет следующий состав, массовых %: смесь боратов - 43 полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 - 10 морфолин - 0,7 бензотриазол - 0,05 моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - до 100 Пример 4.

Смесь боратов получают из борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, массовых %: моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - 0 сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 100 в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 99 сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 0 Тормозная жидкость, содержащая полученную смесь боратов, имеет следующий состав, массовых %: смесь боратов - 43 полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 - 10 морфолин - 0,7 бензотриазол - 0,05 моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - до 100 Результаты испытаний образцов тормозной жидкости по примерам 1 - 4 и прототипа и требования стандарта FMVSS 116 для типа ДОТ-3 приведены в таблице.

Как видно из таблица, предлагаемая тормозная жидкость по температурным характеристикам превосходит прототип. Более высокие температуры кипения, в особенности температура кипения с 3,5% воды, позволяют продлить срок службы тормозной жидкости и обеспечить надежную эксплуатацию автомобильной техники в жестких режимах торможения.

По другим показателям предлагаемая тормозная жидкость соответствует требованиям стандарта FMVSS 116 для типа ДОТ-3.

Формула изобретения

Тормозная жидкость, содержащая моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров, полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000, морфолин и бензотриазол, отличающаяся тем, что в качестве смеси боратов содержит эфиры борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, мас.%: Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - 0 - 7 Сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 80 - 100 В том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75 - 99 Сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 0 - 20 при следующем соотношении компонентов, мас.%: Смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров - 43 - 48 Полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 - 10 - 14 Морфолин - 0,5 - 0,9 Бензотриазол - 0 - 0,1 Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - До 100р

РИСУНКИ

Рисунок 1