Способ лечения подростков с гипертензивной формой нейроциркуляторной дистонии
Реферат
Способ может быть использован в медицине, а именно в педиатрии. У подростка с гипертензивной формой нейроциркуляторной дистонии проводят коррекцию повышенного артериального давления путем физических тренировок. При этом физическая тренировка включает как статический, так и динамический компоненты, которые применяют дозированно в зависимости от возраста, под контролем частоты сердечных сокращений (ЧСС) и с постепенным повышением нагрузки до достижения величины субмаксимального уровня 174-178 ударов в минуту. Каждое динамическое движение выполняют 2-4 с, каждый статический компонент носит характер активного напряжения, которое длится 10-15 с, а дозирование в зависимости от возраста составляет 85% от максимальной нагрузки. Способ дает возможность индивидуального подбора физической нагрузки, обладает стойким терапевтическим эффектом и возможностью использования его в условиях поликлинники, санатория, стационара, школы, дома. 1 табл.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии.
Проблема лечения и реабилитации подростков с гипертензивной формой нейроциркуляторной дистонии (НЦД) является весьма актуальной и связана с нередкой трансформацией в гипертоническую болезнь, изменением деятельности сердца - развитием его гипертрофии, негативным влиянием на центральную нервную систему, орган зрения с развитием ретинопатии. Актуальность проблемы заключается также в необоснованно широком использовании в лечении подростков с гипертензивной формой НЦД медикаментозных средств, что чаще всего не соответствует патогенезу развития НЦД, в основе которой лежит обратимая вегетативная дисфункция, в противоположность гипертонической болезни, где механизм повышения артериального давления (АД) обусловлен необратимыми, чаще всего наследственно отягощенными, органическими и эндокринными сдвигами. В качестве аналога использован способ лечения подростков 13-15 лет с кардиальной формой НЦД, предложенный С.М. Кушниром (Нейроциркуляторная дистония кардиального типа у детей пубертатного возраста. Автореферат дисс. канд. мед. наук, Тверь, 1994), заключающийся в физическом тренинге динамическими нагрузками в виде бега, дозированными по частоте сердечных сокращений (ЧСС), достигающих на высоте нагрузки субмаксимального уровня - 174 ударов в 1 минуту. Введение физических нагрузок осуществлялось в 3 этапа: подготовительный - в виде физической зарядки; врабатывания - в виде бега до появления чувства усталости и тренирующего этапа - бег до достижения ЧСС 174 ударов в минуту. Однако данный способ, по нашему мнению, имеет некоторые недостатки: физический тренинг касался детей только с кардиальной формой НЦД с исключением контингента с измененным АД, в группу лечения не входили дети предпубертатного периода с 10 до 13 лет, нагрузка дозировалась только на третьем этапе, а первые 2 этапа не носили тренирующего характера, не использовались элементы статических нагрузок, так как не учитывался патогенетический фактор отрицательного влияния статических нагрузок на детей. Прототипом заявленного способа авторы предлагают способ лечения артериальной гипертонии физическими тренировками у взрослых, описанный Кочаровым А. М., Спижовым В.Н., Аламдаровой И.И. ("Эффект физических тренировок на артериальное давление у лиц с мягкой гипертензией". Материалы первой Всероссийской конференции "Профилактическая кардиология", 22-24 марта 2000 г., с. 174-175). Он заключался в использовании немедикаментозной коррекции повышенного АД путем физической тренировки у взрослых 35-54 лет с гипертонической болезнью, не получавших постоянно медикаментов. Физический тренинг осуществлялся в 2 этапа: 1 этап (10%) - общая физическая подготовка в виде занятий на велотренажере, 2 этап (90%) - равномерный бег. Дозирование проводили по ЧСС - достижение субмаксимального уровня (75% от максимальной ЧСС в зависимости от возраста по критериям ВОЗ). Однако данный способ, по нашему мнению, имеет некоторые недостатки: физическая нагрузка не носила адаптирующего характера, не вводилась постепенно, дозировался лишь окончательный результат, в тренинге отсутствовали статические нагрузки, способ применялся у взрослых 35-54 лет с гипертонической болезнью, имеющей механизм развития артериальной гипертонии, отличный от механизма развития НЦД. Авторы предлагают свой способ лечения подростков с гипертензивной формой НЦД, заключающийся в комплексном дозированном применении статикодинамических нагрузок у подростков 10-15 лет, при котором статический компонент носит характер активного напряжения, 3-х этапный, с постепенным повышением нагрузки (тренирующий эффект) и дозированием всех 3-х этапов под контролем ЧСС, без использования медикаментозных средств. Ниже приводим одну из составляющих комплекса - комбинированное физическое упражнение у "шведской стенки": по счету секундомера присесть, в сидячем положении согнуть руки, приблизив корпус к стенке, усилив при этом статическое напряжение, разогнуть руки и снова согнуть, встать. На каждое динамическое движение - 2-4 секунды, на каждый статический компонент - 10-15 секунд. Дозирование проводится по формуле В.Л. Карпмана: (220) минус (возраст) = максимальная нагрузка, 85% от которой составляет величина субмаксимальной нагрузки (Карпман В. Л. , Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М, - 1988. - 208 с.). Физический тренинг проводился в 3 этапа, каждый этап - 1 неделя: 1) подготовительный - в течение которого ежедневно 1 раз в день выполняются комплексные статикодинамические физические упражнения до достижения ЧСС - возрастная + 30% (ЧСС определяется по пульсу и выборочно по данным электрокардиографии); 2 этап - врабатывания, в течение которого ежедневно выполняется статикодинамический комплекс до достижения ЧСС - возрастная + 60%; 3 этап - тренирующий, когда длительность ежедневного выполнения комплекса физических упражнений составляет время, необходимое для достижения величины субмаксимальной нагрузки, ЧСС равняется от 174 до 178 ударов в минуту для подростков 10-15 лет. Разрабатывая комплекс, авторы исходили из факта, что в патогенезе вегетативной дисфункции, лежащей в основе НЦД, ведущее место у детей подросткового возраста занимает гипокинезия, которая снижает адаптацию к физическим, динамическим и статическим нагрузкам, вызывая состояние детренированности, усугубляющее вегетативную дисфункцию. Физическая нагрузка является единственным стабилизирующим вегетативную нервную систему фактором, способным разорвать порочный круг посредством физического тренинга, снижающего детренированность, а соответственно и выраженность вегетативной дисфункции. При этом повышается адаптация к физическим нагрузкам, что дает возможность к повышению их интенсивности и выходу из состояния вегетативной дисфункции. Данный способ лечения был применен авторами у 82 детей 10-15 лет с гипертензивной формой НЦД, у которых величина систолического артериального давления (САД) превышала верхнюю границу возрастной нормы, то есть 90-й процентиль распределения САД. После лечения физическими статикодинамическими дозированными нагрузками уровень АД снизился до нормального возрастного у 74 (93,7%) детей. Длительность терапевтического эффекта составила более 6 месяцев за 1 год наблюдения. Кроме того, под воздействием физических нагрузок у подростков значительно повысилась толерантность как к динамической (N - объем динамической нагрузки), так и статической (РИР - объем статической работы) нагрузок. Данные о толерантности к физическим нагрузкам у подростков с гипертензивной формой НЦД до и после лечения дозированными статикодинамическими нагрузками приведены в таблице. При изучении вегетативной реактивности получены следующие данные: под воздействием физического тренинга среди подростков резко уменьшилось число лиц с гиперсимпатикотонической вегетативной реактивностью - с 65 (79,3%) до 22 (26,9%) за счет увеличения детей с нормальным типом вегетативного реагирования с 31,7% до 72,1%. Значит комплекс физических статикодинамических упражнений не только повышает адаптацию к физическим нагрузкам, но и стабилизирует регуляторную функцию вегетативной нервной системы, в результате чего снижается возбуждающая симпатическая активность с последующим снижением АД у подростков. В группу сравнения вошли 92 подростка с гипертензивной формой НЦД, которым проводилась медикаментозная терапия с использованием спазмолитиков, витаминов и препаратов седативного действия. Эффективность лечения у детей этой группы оказалась менее выраженной: в течение 1-го года наблюдения подъем АД отмечался у 58 (63,1%) подростков уже после 2-3 месяцев после окончания лечения. Преимущества предложенного авторами способа лечения подростков с гипертензивной формой НЦД заключаются в следующем: 1. Комплексное использование статических и динамических нагрузок. 2. Дозирование всех 3-х этапов. 3. Постепенное нарастание нагрузки - тренирующий эффект. 4. Возможность индивидуального подбора физической нагрузки. 5. Статический компонент комплекса носит характер активного напряжения. 6. Стойкий терапевтический эффект. 7. Использование как в предпубертатном, так и в пубертатном возрасте. 8. Отказ от необоснованного применения медикаментозных средств. 9. Возможность использовать в условиях поликлиники, санатория, стационара, школы, дома. 10. Патогенетическая обоснованность применения. Клинический пример N 1. Больной С., 14 лет (история болезни N 89), находился на лечении в детском санатории "Радуга" г. Твери с 2.03. до 24.04. 1999 г. Диагноз: гипертензивная форма НЦД, жалобы на головные боли, раздражительность, нарушение сна. При обследовании: АД - 145/85 мм рт. ст., ЧСС - 92 уд. /мин, N - 2348 кгм, РИР - 56 усл. ед., вегетативная реактивность - гиперсимпатикотоническая. После проведения комплекса физического тренинга дозированными статикодинамическими нагрузками состояние подростка улучшилось - жалобы исчезли, нормализовались показатели гемодинамики: АД - 115/70 мм рт.ст., ЧСС - 83 уд./мин, N - 3862 кгм, РИР - 73 усл. ед, вегетативная реактивность - нормальная. Выписан с рекомендациями продолжать физический тренинг дома. При наблюдении в течение 1 года повторного повышения АД не отмечалось.Формула изобретения
Способ лечения подростков с гипертензивной формой нейроциркуляторной дистонии, включающий коррекцию повышенного артериального давления путем физических тренировок, отличающийся тем, что физическая тренировка включает как статический, так и динамический компоненты, которые применяют дозированно в зависимости от возраста, под контролем частоты сердечных сокращений (ЧСС) с постепенным повышением нагрузки до достижения величины субмаксимального уровня 174-178 ударов в минуту, причем каждое динамическое движение выполняют 2-4 с, каждый статический компонент носит характер активного напряжения, которое длится 10-15 с, а дозирование в зависимости от возраста составляет 85% от максимальной нагрузки.РИСУНКИ
Рисунок 1