Скважинный электроплунжерный насос
Реферат
Устройство предназначено для использования в области насосостроения для эксплуатации нефтяных скважин. Состоит из электродвигателя, реверсивного передаточного механизма и плунжерного насоса. Вращение вала электродвигателя через зубчатые передачи передается во вращение двух одинаковых параллельных колес последней ступени. Эти последние колеса имеют общую ось вращения, имеют до себя от вала электродвигателя равные передаточные отношения, сидят на подшипниках на раздельных осях, вместе с общим шипом и шатуном выполняют роль спаренного кривошипного механизма, преобразуя вращение колес последней ступени в возвратно-поступательное движение подвижной части плунжерного насоса. Изобретение позволяет создать насос для добычи нефти с малой частотой ходов плунжера. 1 ил.
Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано для эксплуатации нефтяных скважин.
Наиболее близким аналогом изобретения является скважинный электроплунжерный насос, включающий плунжерный насос, плунжер которого получает возвратно-поступательное движение от погружного электродвигателя через реверсивный передаточный механизм, состоящий из зубчатой конической передачи и спаренного кривошипного механизма, общий шип которого через тягу-толкатель передает возвратно-поступательное движение плунжеру, имеет накопитель энергии холостого хода в виде пружины. Недостатком такого насоса является очень большая частота ходов плунжера. (Патент RU 2095628 C1, 10.11.1997 г.). Задачей изобретения является создание скважинного электроплунжерного насоса добычи нефти с малой частотой ходов плунжера. Эта задача достигается тем, что передаточный механизм выполнен в виде конической и цилиндрических зубчатых передач и связанных с последними двух одинаковых зубчатых колес, установленных параллельно на подшипниках на раздельных осях и имеющих общую ось вращения, причем эти зубчатые колеса являются последними ступенями зубчатого механизма с одинаковыми передаточными отношениями до них от вала электродвигателя и выполняют роль кривошипов. На чертеже изображен общий вид описываемого насоса. Скважинный электроплунжерный насос состоит из погружного электродвигателя 1, реверсивно-передаточного механизма 2, плунжерного насоса 3, спущенных на колонне насосных труб 4 в скважину 5. Питание к электродвигателю 1 поступает по кабелю 6. Вращение электродвигателя 1 преобразуется в возвратно-поступательное движение плунжера насоса 3 реверсивным передаточным механизмом 2, состоящим из зубчатых передач 7, зубчатых колес 8, 9, выполняющих вместе с общим шипом 10 и шатуном 11 роль спаренного кривошипного механизма. Колеса 8, 9 одинаковы, имеют до себя от вала электродвигателя равные передаточные отношения, сидят на подшипниках на раздельных осях, имеют общую ось вращения. Маслонаполненные полости электродвигателя 1 и реверсивного передаточного механизма 2 защищены от попадания пластовой жидкости чехлом 12, имеющем пружинное обжатие юбки. Изменение объема полости реверсивного передаточного механизма при возвратно-поступательном движении плунжера насоса 3 компенсируется компенсатором 13. Пружина 14 выполняет роль накопителя энергии при холостом ходе плунжера насоса 3. В динамике вращение вала электродвигателя 1 через зубчатые передачи 7 передается во вращение колес 8, 9, которые с помощью шипа 10 и шатуна 11 преобразуют вращение в возвратно-поступательное движение плунжера насоса 3. Пружина 14, нагружая электродвигатель при ходе плунжера вниз и разгружая при ходе плунжера вверх, сглаживает нагрузку и уменьшает потребную мощность электродвигателя. Изобретение создаст электроплунжерный насос добычи нефти с малой частотой ходов плунжера.Формула изобретения
Скважинный электроплунжерный насос, плунжер которого получает возвратно-поступательное движение от погружного электродвигателя через реверсивный передаточный механизм, состоящий из зубчатой передачи и спаренного кривошипного механизма, общий шип которого является осью для тяги-толкателя плунжера насоса, имеющий накопитель энергии холостого хода в виде пружины, отличающийся тем, что передаточный механизм выполнен в виде конической и цилиндрических зубчатых передач и связанных с последними двух одинаковых зубчатых колес, установленных параллельно на подшипниках на раздельных осях и имеющих общую ось вращения, причем эти зубчатые колеса являются последними ступенями зубчатого механизма с одинаковыми передаточными отношениями до них от вала электродвигателя и выполняют роль кривошипов.РИСУНКИ
Рисунок 1