Способ обучения (варианты)
Реферат
Изобретение относится к образованию, а именно к способам обучения основам естественных и гуманитарных наук, прикладным знаниям, иностранным языкам, чтению, и может быть использовано на всех этапах обучения и воспитания без ограничения возраста и степени подготовки человека к восприятию учебного материала, в том числе и для лиц с нарушением психоречевого, моторного развития, эмоциональными отклонениями, умственной отсталостью, а также при снижении слуха, зрения и эпилепсии. Способ может быть использован в лечебно-профилактических целях. Способ включает отбор речевой изучаемой информации из различных источников знаний и ее потготовку путем преобразования из прозы в поэтическую форму, а также подбор или создание к ней музыкального сопровождения и представление в виде песни для последующего исполнения. Кроме того, осуществляют запись на носители информации речевой изучаемой информации и музыкального сопровождения в виде песни, в которой управляющие сигналы представлены в виде синтеза поэтических и музыкальных компонентов выразительности песни, а также запись визуальной изучаемой информации, словесных знаков из текста песни, контроль направленности и характера воздействия управляющих сигналов подготовленной информации на головной мозг, репрезентативные системы и биоэнергетику испытуемого, обучаемого, а также определение изучаемой информации, пения песни, выполнения движений, или дыхательных упражнений, или вкусовых, или обонятельных, или резонансно-энергетических раздражителей, или резонансно-энергетического воздействия на биологически активные точки, которые формируют оптимальное функциональное состояние. В последующем воспроизводят подготовленную информацию, пение песни, выполнение движений, дыхательных упражнений обучаемым и/или обучающим, а также использование раздражителей или воздействий оптимального функционального состояния, проведение обучения и контроля усвоения изучаемой информации с использованием компьютеризованной полиграфии функциональных показателей. Использование предложенного способа способствует индивидуализации, интенсификации обучения, созданию оптимальных условий для восприятия информации, концентрации внимания, развития памяти, мышления, речи, психоэмоциональной коррекции обучаемого за счет улучшения интегральной функции мозга, активности репрезентативных систем и биоэнергетики, а также проведения обучения в режиме оптимального состояния. 17 с. и 90 з. п. ф-лы.
Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения основам естественных и гуманитарных наук, прикладным знаниям, иностранным языкам, чтению, и может быть использовано на всех этапах обучения и воспитания без ограничения возраста и степени подготовки человека к восприятию учебного материала, в том числе и для обучения лиц с нарушением психоречевого, моторного развития, эмоциональными отклонениями, умственной отсталостью, а также при снижении слуха, зрения и эпилепсии. Способ может быть использован в лечебно-профилактических целях.
Известен способ раннего обучения и развития детей, описанный в книге Глен Домана и Жанет Доман "Как развить интеллект ребенка", "Аквариум" М. , 1999 г. , в соответствии с которым все области знаний отнесены к десяти разделам: биология, история, география, математика, физиология человека, общие законы естествознания, музыка, искусство, языки, литература. Каждый раздел, в свою очередь, содержит ряд категорий. Например, биология включает категорию млекопитающих, птиц, рептилий и т. д. На конкретный изучаемый предмет составляется обучающая программа - бит. Указанный способ включает десять ступеней диапазона обучения. Каждая последующая ступень включает новую более сложную информацию и подается ребенку после усвоения предыдущей. В начале представляют 5 различных категорий, каждая из которых содержит 5 битов знаний. Каждую категорию необходимо повторить не менее 3-х раз в день. Количество категорий в течение десяти дней доводят до десяти в день и каждая из них повторяется три раза в день. Затем ежедневно из каждой категории удаляется по одному биту и добавляется по одному новому биту. Таким образом, "жизненный цикл" (показ) одного бита составляет 30 раз (по три раза в течение десяти дней). При обучении чтению упомянутый способ заключается в том. что ребенку показывают слова на отдельных карточках в наборе из пяти слов, относящихся к одной категории знаний. Начиная с одного набора, доводят количество наборов категорий до пяти в течение 5-6 дней. Каждый их наборов показывают по три раза в день в течение пяти дней. Продолжительность показа одного слова около одной секунды. Таким образом, в день с ребенком нужно провести 15 занятий продолжительностью 5-7 секунд каждое с перерывом не менее 30 минут. В дальнейшем через каждые пять дней в каждом наборе заменяют по одному слову. Указанный способ предполагает раннее обучение и развитие ребенка, при котором происходит интенсивное развитие его головного мозга, возникновение и укрепление связей между центрами и нервными клетками, способствующее развитию интеллекта как здоровых, так и больных детей: глухих, умственно отсталых, с мозговыми травмами. Указанный способ предусматривает чередование занятий по энциклопедической программе с занятиями по обучению чтению. Недостатком описанного способа является сложность в соблюдении схемы подачи обучающего материала, контроля частоты демонстрации слов и своевременной их замены, обязательное присутствие обучающего лица, невозможность обучения с первых недель жизни ребенка и условное ограничение возраста обучаемого ребенка до 5-6 лет. Известен способ (патент Украины N 17706, кл. G 09 В 5/04, G 11 В 20/14, публ. 31.10.97 г. ) обучения посредством записи на носитель информации по двум каналам сигналов двух и более групп речевых сообщений, например текстов на языке обучения и их перевода на родной язык с последующими воспроизведением сигналов речевых сообщений, преобразованием воспроизведенных сигналов в два разных акустических сигнала, соответствующих левому и правому уху обучаемого, и прослушиванием этих сигналов, причем сигналы одной из групп речевых сообщений записываются по первому каналу с уровнем, близким к номинальному, а по второму каналу - с уровнем минус 15 дБ и ниже относительно уровня первого канала, при этом прослушивание акустических сигналов производится в два этапа, на первом этапе оба воспроизведенных сигнала преобразуются в разные акустические сигналы, на втором этапе воспроизведенный сигнал первого канала отключается, а воспроизведенный сигнал второго канала одновременно преобразуется в оба акустических сигнала. Недостатком указанного способа является ограниченная возможность его использования - в основном при обучении иностранным языкам. Указанный способ не учитывает психологические и эмоциональные особенности обучаемого, что не позволяет использовать его при обучении лиц с различными психофизиологическими отклонениями. Кроме того, сложность устройства для его реализации ограничивает его широкое использование в начальных и средних учебных заведениях. Наиболее близким предлагаемому способу обучения является способ изучения знаний по заявке Германии N 4009103, кл. G 09 В 5/04, G 09 В 20/04, публ. 1991 г. Упомянутый способ обучения включает запись на магнитную ленту изучаемой словесной информации и электрических управляющих сигналов, последующее их воспроизведение в виде низкочастотных оптических и акустических сигналов для воздействия на биотоки головного мозга обучаемого. Причем электрические управляющие сигналы на стадии подготовки записывают синхронно с речевой изучаемой информацией на один носитель информации. Выбранный автором прототип (по заявке Германии N 4009103, кл. G 09 В 5/04, G 09 В 20/04, публ. 1991 г. ) является наиболее близким предлагаемому способу обучения, так как предусматривает запись на носитель информации речевой изучаемой информации и управляющих сигналов, оказывающих воздействие на биотоки головного мозга для активации процессов восприятия, мышления, памяти при обучении. В заявленном автором изобретении подготовка и запись на носители информации речевой изучаемой информации, содержащей знания в виде песни для воспроизведения в процессе обучения также предусматривает запись речевой изучаемой информации и управляющих сигналов активации обучения, оказывающих воздействие на головной мозг, репрезентативные системы, биоэнергетику обучаемого, при этом управляющие сигналы представляют в виде синтеза поэтических и музыкальных компонентов выразительности песни. Для восприятия и запоминания речевой изучаемой информации требуются определенные базисные знания и навыки пользователя. Поэтому понять каждый последующий учебный материал пользователь может только при наличии знаний и навыков с предыдущих занятий. Восприятие и запоминание речевой изучаемой информации в виде песни происходит легко, в игровой увлекательной форме за счет "управляющих сигналов", которые улучшают интеграцию функций левого и правого полушарий мозга, способствуют подсознательному восприятию изучаемой информации, при этом не требуются никакие базисные знания и навыки. Недостатком указанного способа обучения является невозможность использования при обучении детей с первых недель жизни ребенка, а также для лиц с психоэмоциональными отклонениями и сниженной познавательной активностью и функцией активного внимания и памяти. Кроме того, реализация данного способа требует обязательного наличия установки с импульсным генератором, который формирует электрические управляющие сигналы, преобразуемые в низкочастотные оптические и акустические сигналы для воздействия на биотоки головного мозга. Кроме того, сложность устройства для его реализации ограничивает его широкое использование. Из уровня техники (см. патент США N 5691494, кл. G 09 в 5/00, 25.11.97 и патент Великобритании N 148861, кл. G 09 В 5/06, 19.10.77) известны способы обучения, в которых музыкальные произведения, записывают на носитель информации для последующего воспроизведения в процессе обучения. В частности, патент Великобритании N 1488961, кл. G 09 B 5/06, 19.10.1977, предложен в области аппаратных технологий музыкального обучения. Суть данного изобретения состоит в том, чтобы помочь студенту изучить программу, включающую нотную запись. В обучении также используют магнитную запись с несколькими дорожками: дорожкой с исполнением музыкальной программы, которая должна быть изучена, дорожкой "пропущенных" отрывков, дорожкой студента, на которую может быть записано исполнение студентом "выпущенного" отрывка программы. Вышеупомянутая магнитная запись обеспечивается предварительно записанными контрольными сигналами, соответствующими тем, которые указаны в визуальном варианте нотной записи сигналов и пауз. Данные решения направлены на обучение искусству исполнения музыкальных произведений. Они не содержат приемов подготовки речевой изучаемой информации из источников знаний и преобразования ее в словесно-музыкальную форму, способ не используется для обучения основам естественных и гуманитарных наук, прикладным знаниям. Таким образом, они не решают задачу заявленного изобретения создания оптимальных условий восприятия и запоминания изучаемой речевой информации, содержащей знания, и психоэмоциональной коррекции обучаемых, способ не используется для обучения основам естественных и гуманитарных наук, прикладным знаниям и не порочит изобретательский уровень изобретения. Изобретение "Централизованная система обеспечения работы в терминалах службы Караоке и внешней службы" (патент США N 5691494, кл. G 09 B 5/00, 25.11.1997) является аппаратом Караоке (аппаратом, позволяющим петь под фонограмму). Более конкретно настоящее изобретение связано с эффективным использованием канала сообщения, который представляется системой Караоке. В главном аппарате системы Караоке хранится большой объем музыкальных данных. Когда в Караоке-аппарат вводится входной код, Караоке-аппарат преобразует данный код в электронный сигнал, который передается в главный аппарат. Главный аппарат осуществляет поиск в своей базе данных, соответствующих введенному входному коду данных, и потом загружает музыкальные данные в Караоке-аппарат, обеспечивая при этом работу Караоке-службы в соответствии с запросами пользователя. Данные решения направлены на облегчение вокальной деятельности, при которой исполняют музыкальные произведения как произведения искусства с творческим отражением действительности в звуковых художественных образах, а не в виде достоверного, истинного, объективного представления действительности и поэтому не являются способом обучения знаниям. Данное изобретение также не решает задачу заявленного изобретения, направленную на оптимизацию механизмов восприятия, мышления, памяти в процессе овладения знаниями и не порочит изобретательский уровень заявленного изобретения. Кроме того, в своей повседневной жизни человек широко использует песни, в которых стремится выразить в музыке свое отношение к миру и своим чувствам. Однако традиционная песня является родом словесно-музыкального искусства, жанром вокальной музыки. А именно, жанр определяет жизнь и направленность произведения в обществе. Общеизвестно, что искусство - это творческое отражение действительности в образах, музыка - это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. То есть, речевая информация песни представлена в виде художественных образов, через которые автор передает свои чувства и переживания. Поэтому создание и использование традиционной песни преследует цель достижения идеального художественного образа, а не передачу знаний как объективных достоверных фактов действительности. По содержанию песни делятся на лирические, патриотические, сатирические, шуточные. По социальной функции - на бытовые, военно-строевые, свадебные, колыбельные, игровые, плясовые, хороводные, рабочие, солдатские, бурлацкие, тюремные, разбойницкие, колядки, веснянки, частушки. В заявленной группе изобретений подготовленная речевая изучаемая информация, представленная в виде песни, содержит знания, как достоверное, истинное, объективное представление о действительности. Поэтому сначала на подготовительной стадии речевую изучаемую информацию отбирают из источников знаний, например, в виде печатных изданий и технических носителей информации и составляют тематические тексты, которые преобразуют в поэтическую форму и к которой подбирают или создают музыкальное сопровождение для исполнения или записи на носители информации в виде песни с педагогической социальной функцией для оптимизации процессов восприятия, мышления, памяти при обучении основам естественных и гуманитарных наук, прикладным знаниям, иностранному языку, чтению. В основу заявленной группы изобретений поставлена задача интенсификации процесса обучения путем улучшения интеграции функций мозга, активности репрезентативных систем, биоэнергетики обучаемого, проведения обучения в режиме оптимального функционального состояния и создания оптимальных условий для восприятия информации, концентрации внимания, развития памяти, мышления, речи, психоэмоциональной коррекции обучаемого. Технический результат достигается тем, что в заявленных вариантах способа обучения речевую изучаемую информацию и управляющие сигналы записывают на носитель информации для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде песни, причем управляющие сигналы представляют в виде синтеза поэтических и музыкальных компонентов выразительности песни. Для этого речевую изучаемую информацию на подготовительной стадии отбирают из различных источников знаний в виде печатных изданий и технических носителей информации и составляют тематические тексты. В дальнейшем речевую изучаемую информацию, содержащую знания, преобразуют в поэтическую форму. При этом речевую изучаемую информацию формируют в виде лирики или с заданным членением на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией, которые затем рифмуют, или речевую изучаемою информацию расчленяют на стихотворные строки без постоянных признаков их соизмеримости в виде свободного стиха, или формируют в силлабо-тоническом стихосложении в виде вольного стиха, или в поэтической лиро-эпической форме большого объема в виде поэмы, или в виде драмы, а также речевую изучаемою информацию формируют в метафорическом виде. Воздействие преобразованной изучаемой речевой информации из прозы в поэтическую форму песни за счет поэтических компонентов выразительности, например стихотворной интонации, гармонии, мелодики, метроритма с максимальной фонетической и семантической организованностью, выразительно-смысловой значимостью каждого элемента речи, точного соответствия звуковой формы содержанию, упорядоченности отвлеченных звуковых признаков, когда взаимодействие звуковой формы со словами создает тончайшие оттенки смысла изучаемой речевой информации за счет сопоставления слов в условиях ритма и рифм, отчетливого выявления звуковой стороны речи, взаимоотношения ритмических и синтаксических строений в сочетании и соответствии с музыкальными интонацией, мелодией, ритмом единой совокупностью средств вызывает экономию внимания, созерцания с затратой меньшего количества энергии и напряжения обучаемого, а также формирует в центральной нервной системе обучаемого эмоциональный образ, соответствующий значительно большему числу активирующих раздражителей, чем это выражается рациональным выражением речи и улучшает интегративную функцию мозга обучаемого с развитием билатерального взаимодействия полушарий и эффективного использования всех возможностей левого и правого полушария. Поэтические компоненты выразительности, облегчают обработку левым полушарием вербальной информации, в частности выполнение последовательным образом синтаксического анализа, фонетического представления и без значительной активации и перегрузки левого полушария активизируют правое полушарие. При этом, например, свойственная стихотворной речи интонация с повышением голоса к середине стихотворного периода и понижением с паузой в его конце, то совпадая, то не совпадая с синтаксической фразовой интонацией, дает сложный рисунок мелодики стиха при соразмерности частей и слиянии различных компонентов в единое гармоничное целое, способствует тому, что при обучении заявляемым способом объектом информации является не только словесная характеристика изучаемой информации, как рациональная информация, но и целый комплекс ощущений и чувств в виде эмоциональной информации, усиливающей эффект воздействия изучаемой речевой информации. Физиологической предпосылкой такой комплексной информации служит способность головного мозга человека к ассоциативной, то есть условно-рефлекторной деятельности. Ассоциации позволяют по одному или немногим признакам знаний воссоздать комплексную картину множества признаков, а также улучшают интегративную функцию головного мозга. Ощущения не управляют непосредственно правым полушарием мозга, однако способ, с помощью которого они активизирует чувства и воспоминания правого полушария, делает их важным элементом в обучении с использованием изучаемой речевой информации в вокально-музыкальной форме. Преобразование речевой изучаемой информации в метафорический вид с гибкостью понимания изучаемой информации в зависимости от контекста, когда словесные конструкции не имеют фиксированных определений, но зависят от контекста, включает в обработку речевой изучаемой информации не только левое полушарие, но и способствует высокой активности правого полушария, так как существует параллель между лингвистическими характеристиками метафоры и физиологическими особенностями работы правого полушария, что способствует развитию межполушарного взаимодействия по типу комплементарности и улучшению интеграции мозга. Формирование речевой изучаемой информации в виде песни создает такой тип информационной нагрузки и ее сложности, которая способствует развитию ориентировочного рефлекса с потребностью, интересом и желанием познания новой информации, увлеченностью работой и угнетению оборонительного рефлекса в виде страха, тревоги и агрессии, что позволяет проводить обучение в режиме оптимального функционального состояния с наиболее высокой эффективностью мыслительной деятельности. Кроме того, речевую изучаемую информацию песни формируют в виде "вопрос-ответ" или контрастов понятий. Усиление восприятия при подаче изучаемой речевой информации в вокально-музыкальной форме в условиях контраста и новизны раздражителей с изучаемой речевой информацией в виде "вопрос - ответ", контрастов понятий, обусловлено явлением, которое в физиологии называют ориентировочным рефлексом, способствующим иррадиации (распределению) возбуждения в коре головного мозга. Кроме того, в речевую изучаемую информацию песни включают слова, словосочетания, активизирующие визуальную и/или слуховую, и/или кинестетическую систему. Это дает возможность многосенсорному представлению изучаемой информации и коррекционному воздействию на репрезентативные системы, что улучшает интеграцию способов обработки информации и, соответственно, восприятие, внимание, мышление, память обучаемого. Речевую изучаемую информацию песни формируют с учетом возрастных и соматических особенностей психической деятельности обучаемых, а именно речевую изучаемую информацию песни формируют для обучаемых с нормальным интеллектом, с интеллектуальной недостаточностью, что позволяет дифференцировано подходить к обучению лиц с нормальным и сниженным интеллектом. При этом в речевую изучаемую информацию песни включают слова, словосочетания, способствующие коррекции психосоматических и/или речевых нарушений обучаемого. Эти слова являются критериями различных психосоматических и/или речевых нарушений и олицетворяют подсознательные процессы заболевания, а также актуализируют должные навыки и, в частности, через приемы метафорического конфликта и/или кризиса способствуют активации компенсаторно-приспособительных и резервных возможностей головного мозга обучаемого и соответственно коррекции имеющихся у него нарушений, а также осознание обучаемого в новом личностном качестве с достижением дидактического и лечебного эффекта. Для одновременного обучения изучаемой речевой информации и иностранному языку осуществляют перевод подготовленной в виде песни изучаемой речевой информации на иностранный язык для исполнения или записи на носитель информации в виде песни с одним и тем же музыкальным сопровождением. Это позволяет усилить внимание, сократить время обучения и за счет воздействия управляющих сигналов в виде синтеза поэтических и музыкальных средств выразительности песни дает возможность активизировать восприятие, память, а также включить подсознание в процесс восприятия изучаемой информации. Ведь общеизвестно, что взрослые и даже дети легко запоминают песни на иностранном языке, порой не понимая их содержания. Тем более, если во время воспроизведения песни на родном и иностранном языке используют одну и ту же визуальную изучаемую информацию. При этом за счет ассоциативных процессов происходит активация коры головного мозга в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах с улучшением восприятия, мышления, памяти, т. к. ассоциации позволяют по одному или немногим признакам знаний воссоздать комплексную картину множества признаков, а также улучшают интегративную функцию мозга. Поэтому предложенный способ обучения изучаемой информации и иностранного языка может быть использован взрослыми и детьми с нормальным интеллектом или с интеллектуальной недостаточностью с самого раннего возраста при самостоятельном обучении или с участием обучающего в увлекательной игровой форме. Для одновременного обучения речевой изучаемой информации и чтению из песни выбирают словесные знаки в виде слов и/или словосочетаний и/или предложений для записи на бумажный носитель или в виде субтитров на технические носители информации. Предлагаемый способ обучения изучаемой информации и чтению развивает новую концепцию обучения, основанную на принципе: от известного конкретного к неизвестному абстрактному. Указанная концепция исходит из понимания интеллекта, как продукта мышления, который не может существовать, если не будет восприятия и запоминания фактов, как составных элементов окружающего мира. Быстрый показ словесных знаков в процессе воспроизведения и/или пения песни позволяет использовать данный способ у обучаемых с различной доминантой полушарий и у обучаемых с эпилепсией. Воспроизведение словесных знаков из песни на различных иностранных языках в процессе звучания песен с одним и тем же музыкальным сопровождением и/или словесных знаков и визуальной изучаемой информации в поле зрения обучаемого развивает у него ассоциативное и образное мышление и способствует активации восприятия, памяти, речи, и при проведении данного обучения, особенно у детей, в игровой увлекательной форме способствует мотивации к познанию изучаемой информации. Это особенно важно для обучаемых с сенсорной алалией, когда страдает само понимание чужой речи. В дальнейшем к подготовленной речевой изучаемой информации песни подбирают или создают музыкальное сопровождение песни с музыкальными компонентами выразительности, соответствующими поэтическим компонентам выразительности, которые, воздействуя на головной мозг обучаемого, повышают интеллектуальные и творческие способности за счет улучшения интегративной функции мозга, активности репрезентативных систем и энергетических центров, нормализации психоэмоционального состояния, Развитию оптимального межполушарного взаимодействия способствует характер самого музыкального сопровождения песни, оказывающий равнополушарное воздействие, поскольку процессы восприятия музыки требуют некоторой специализации мозга и иерархического взаимодействия между его полушариями. При этом правое полушарие играет ведущую роль в процессах интерпретации музыки и восприятия ее общей гармонической структуры, а левое "распознает" последовательность звуков и определяет ритмические "способности" человека. Преимуществом обучения с подачей речевой изучаемой информации в виде песни является то, что маленький размер, присутствие полноценного гармоничного сопровождения, максимальная выразительность мелодии являются теми признаками музыкального сопровождения песни, восприятие которых осуществляется правым полушарием, в то время как выдержанный ритм, повторяющаяся мелодия, разделение фактуры на мелодию и аккомпанемент включает в восприятие левое полушарие. Поэтому речевая изучаемая информация в виде песни является не скучной для правого полушария и не сложной для левого полушария и если учесть, что музыкальное сопровождение песни все время повторяется, то оно способствует вовлечению левого полушария в процессы обработки изучаемой информации без повышенной активности и перегрузки и включению в мыслительную деятельность правого полушария. При этом достигается улучшение восприятия, внимания, мышления, памяти, речи у обучаемых. Кроме того, музыкальное сопровождение песни подбирают или создают с учетом возраста и в соответствии с вокальными возможностями и соматическими особенностями психической деятельности обучаемых, причем музыкальное сопровождение песни подбирают или создают для обучаемых с нормальным интеллектом, с интеллектуальной недостаточностью, что способствует индивидуализации обучения. При подборе или создании музыкального сопровождения песни используют национальные традиции сложения мелодий, что позволяет использовать его для обучения лиц различных наций и народностей, а также способствует расширению музыкальной культуры обучаемых. Музыкальное сопровождение песни подбирают или создают с метроритмической пульсацией музыкальной ткани, соответствующей частоте альфа- или тета-ритма биоритмов головного мозга, которое формирует оптимальную активность головного мозга, поскольку музыкальные ритмы изоморфны биоритмам мозга, влияя на их частоту и амплитуду, они могут изменять мозговую активность и психологическое состояние обучаемого. Музыкальное сопровождение подбирают или создают с метроритмической пульсацией музыкальной ткани, соответствующей ритму дыхания с продолжительным выдохом. Выдох на длинный счет изменяет ритмы волн головного мозга за счет изменения содержания кислорода и глюкозы в крови. Кроме того, ограничение дыхания ведет к контролю над мыслью, что улучшает восприятие, внимание, память. Музыкальное сопровождение подбирают или создают с метроритмической пульсацией музыкальной ткани, соответствующей частоте сердечных сокращений. Такая музыка также способствует гармонизации организма обучаемого и в сочетании с положительными эмоциями, воздействием на вегетативную нервную систему, биоэнергетику оказывает также терапевтический эффект и в дальнейшем является благоприятной для пения. Музыкальное сопровождение подбирают или создают с изменением лада для дополнительного вовлечения правого полушария в обработку изучаемой информации. Музыкальное сопровождение песен обучающих программ создают в сольно-вокальном или хоровом виде или в виде вокального или хорового цикла. При этом музыкальное сопровождение песен обучающей программы создают с усложнением музыкальных компонентов выразительности, что позволяет в дальнейшем осуществить индивидуальное и коллективное исполнение песен, объединенных общей художественной задачей. Свобода построения, редкое обращение к куплетной форме, явная тенденция к соответствию музыки словам на всем их протяжении сближают, например, хоровую миниатюру с жанром романса и способствуют повышению интеллектуальных и творческих способностей за счет интеграции обоих полушарий. Например, многие романсы переложены для хора. Музыкальное сопровождение песни создают с имитацией звучания знакомых инструментов и/или на основе интонаций звуков, выбранных из окружающей жизни, что вызывает дополнительный интерес и ассоциации у обучаемых, особенно детей, а также за счет активации правого полушария облегчает извлечение из памяти изучаемой информации в процессе тестирования. Речевую изучаемую информацию в песенной форме формируют в виде мюзикла или оперетты, или оперы. При этом управляющие сигналы активации обучения в виде синтеза поэтических и музыкальных компонентов выразительности песни способствуют активации процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, а также развитию общей и музыкальной культуры. Музыкальное сопровождение преобразуют в цветосветомузыкальное сопровождение, в котором за счет соответствия цветосветового компонента музыкальному компоненту выразительности песни происходит усиление эффекта воздействия на мозг, зрительный анализатор и биоэнергетику обучаемого и улучшение интегративных функций головного мозга, что особенно важно при использовании в обучении у лиц со снижением слуха. На подготовительной стадии к речевой изучаемой информации создают соответствующую ей по содержанию визуальную изучаемую информацию, которую дифференцируют с учетом возрастных особенностей и психического развития обучаемых. Это позволяет в процессе обучения для различных обучаемых индивидуально использовать визуальную изучаемую информацию с адекватным восприятием изучаемой информации, что способствует, например, у обучаемых с задержкой психического развития или умственной отсталостью коррекции интеллектуального дефекта, который проявляется в виде нарушения абстрактных форм мышления, анализа и синтеза поступающей информации и, в частности, замедленности зрительного восприятия, требующего большего, чем в норме, времени для узнавания предметов и недифференцированности зрительного восприятия, а также слабой избирательности восприятия. На подготовительной стадии также формируют индивидуальную коррекционную цветовую гамму визуальной информации обучаемого с использованием теста Люшера, что способствует адекватному восприятию изучаемой информации и функционированию интегративных систем мозга, биоэнергетики обучаемого. Кроме того, визуальную информацию создают в виде мандал различных цветов, которые используют в обучении для активации правого полушария и, соответственно, улучшению интеграции функций головного мозга обучаемого, На подготовительной стадии перед созданием визуальной изучаемой информации определяют цвет, свет, цветосветовые соотношения и формы оптимального функционального состояния с использованием радиоэстезионных (биолокационных) методов у испытуемых и/или обучаемых. Это позволяет дифференцированно подходить к цветовому исполнению визуальных форм на этапе их создания, что особенно важно для использования желтого, синего и красного цветов, поскольку желтый цвет является цветом энергетического центра солнечного сплетения, связанного с деятельностью левого полушария. Желтый цвет способствует концентрации внимания, стимулирует процесс познания, ускоряет ответ на уровне рефлекса. Синий цвет - цвет лобного энергетического центра, влияющего на синапсы мозга и способствующий сбалансированному взаимодействию полушарий мозга. С этим цветом связана интуиция. Красный цвет оказывает стимулирующее действие на нервную систему. Сочетанное применение синего и желтого не вызывает торможения волевых процессов и мышления, характерного для синего цвета. Сочетание желтого и красного смягчает характерное для красного чувство эмоционального напряжения. Все это также способствует гармонизации структур мозга, повышению интеллектуальных и творческих способностей за счет интеграции обоих полушарий, активности репрезентативных систем и коррекции биоэнергетики обучаемого и обучающего. Кроме того, на подготовительной стадии определяют цветовую гамму предметов окружения оптимального функционального состояния с использованием биолокационных методов у испытуемых и/или обучаемых для использования в процессе обучения. Воздействие цвета связано с влиянием колебаний электромагнитных волн определенной длины на зрительный анализатор головного мозга, а также радужную оболочку глаза обучаемого, на которой спроецированы все внутренние органы, рефлекторно связанные с мозгом и представленные на теле обучаемого биологически активными точками. На подготовительной стадии создают визуальные формы изучаемой информации в сопровождении песни или музыкального сопровождения песни в виде мультфильмов, фильмов, компьютерных игр или программ, а также в виде представленных субтитров словесных знаков из текста песни, что позволяет проводить обучение изучаемой информации и чтению в увлекательной игровой форме. Кроме того, обучающий и/или обучаемый принимают участие в подготовке изучаемой информации, что также повышает мотивацию к познанию изучаемой информации. На подготовительной стадии определяют вкусовые и/или обонятельные раздражители оптимального функционального состояния с использованием биолокационных методов или компьютеризованной полиграфии функциональных показателей у испытуемых и/или обучаемых для использования перед обучением, в процессе обучения или контроля усвоения изучаемой информации. Это способствует интеграции функций мозга, поскольку существует закономерность всеединства, а именно взаимосвязь всех органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, которые формируют в нашей психике цветовые и зрительные ассоциации, аналогичные процессу образования условных рефлексов. Наличие многих центров "обонятельного мозга" обеспечивает связь обонятельной системы с другими сенсорными системами,