Устройство для удаления отработавших газов от подвижного источника загрязнения
Реферат
Изобретение относится к вентиляционным устройствам и может быть использовано для удаления отработавших газов, содержащих вредные вещества, от подвижного источника загрязнения в процессе его технического обслуживания (ремонта), например от автомобиля при размещении (перемещении) его с работающим двигателем над смотровой ямой. Устройство для удаления отработавших газов от подвижного источника загрязнения содержит разрезной ходовой путь, состоящий из рабочих и холостой частей, отсасывающий коллектор, размещенный вдоль рабочей части пути и имеющий продольную щель, перекрытую объемным уплотнительным элементом, газосборник с мундштуком и наконечником, расположенный на подвижной каретке с водилом и подключенный через щель к коллектору с помощью мундштука, и подъемники, размещенные на концах холостой и рабочей частей, причем холостая часть размещена под рабочей частью, при этом нижняя контактная часть внешней поверхности мундштука газосборника выполнена плоской, верхняя - параболической формы в поперечном сечении, а объемный уплотнительный элемент выполнен в виде протяженной герметичной оболочки из резинотехнического материала и заполнен газообразным веществом под давлением, например азотом. Техническим результатом является повышение надежности работы устройства и уменьшение при его эксплуатации негативного воздействия отработавших газов на рабочий персонал. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области вентиляционных устройств и может быть использовано для удаления отработавших газов, содержащих вредные вещества, от подвижного источника загрязнения в процессе его технического обслуживания (ремонта), например от автомобиля при размещении (перемещении) его с работающим двигателем над смотровой ямой.
Известно устройство для удаления газообразных вредностей от подвижного источника (по авторскому свидетельству СССР 1672144 от 26.06.89г. по МПК F 24 F 7/06). Устройство содержит разрезной ходовой путь, состоящий из рабочей части и холостой части; отсасывающий коллектор с продольной щелью, перекрытый объемным уплотняющим элементом; газосборник с мундштуком и наконечником, расположенный на подвижной каретке с водилом и подключенный с помощью мундштука через щель к коллектору; а также подъемники, размещенные на концах холостой и рабочей частей. Указанное устройство является наиболее близким к заявляемому устройству (прототипом). К недостаткам устройства, выбранного в качестве прототипа, следует отнести наличие щелей между уплотнительным элементом, размещаемым в корпусе коллектора, и овальным выпускным отверстием мундштука, через которые отработавшие газы источника загрязнения могут поступать в смотровую канаву, например, при отключенной вентиляционной системе и работающем двигателе обслуживаемого транспортного средства, вследствие чего создается реальная угроза отравления оксидом углерода работающих в смотровой яме людей. Кроме того, внешняя поверхность оболочки уплотняющего элемента, контактируя с внешней поверхностью мундштука, вследствие трения подвергается интенсивному износу, и сыпучий материал заполнения уплотняющего элемента при повреждении оболочки может попасть внутрь коллектора, а также на направляющие рабочей части ходового пути. В этом случае при восстановлении рабочего состояния устройства не только возникает сложность в удалении сыпучего материала из коллектора, но и в очистке направляющих с целью обеспечения надежного перемещения по ним каретки (без заклинивания). Предлагаемое изобретение направлено на повышение надежности работы устройства и уменьшение при его эксплуатации негативного воздействия отработавших газов на рабочий персонал. Решение указанной технической задачи достигается тем, что нижняя контактная часть внешней поверхности мундштука газосборника выполнена плоской, верхняя - параболической формы в поперечном сечении, а объемный уплотнительный элемент выполнен в виде протяженной герметичной оболочки из резинотехнического материала и заполнен газообразным веществом под давлением, например азотом. Для повышения износостойкости материалов, контактирующих друг с другом в процессе работы устройства, на внешнюю поверхность мундштука газосборника и на направляющие рабочей части ходового пути нанесено теплостойкое антифрикционное покрытие, например, на основе тефлона. Для предотвращения нарушения герметичности уплотнительного элемента при его повреждении, например вследствие прокола, внутри протяженной герметичной оболочки дополнительно размещен жидкий быстросохнущий клеевой состав. Для возможности поддержания необходимого давления в оболочке в процессе эксплуатации устройства оно дополнительно снабжено гибкой воздуховодной трубкой из теплостойкого материала со съемным штуцером и переходником, при этом выпускное отверстие мундштука выполняется цилиндрическим и содержит резьбу под штуцер, а протяженная герметичная оболочка содержит вентиль, например, в виде обратного воздушного клапана, с защитным колпачком. Изобретение иллюстрируется чертежами. На фиг. 1 показан общий вид устройства, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2, на фиг. 4 - порядок подсоединения гибкой воздуховодной трубки к вентилю и мундштуку. Устройство для удаления отработавших газов от подвижного источника загрязнения, в частности автомобиля, содержит разрезной ходовой путь, состоящий из рабочей части 1 и холостой части 2, отсасывающий коллектор 3, размещенный вдоль рабочей части 1 пути и имеющий продольную щель 4, перекрытую объемным уплотнительным элементом 5, газосборник 6 с мундштуком 7 и наконечником 8. Газосборник 6 монтирован на каретке 9 с водилом 10, причем каретка 9 выполнена подвижной и может перемещаться по ходовому пути. С помощью мундштука 7 газосборник 6 может подсоединяться к коллектору 3 через щелевое отверстие 4. На концах рабочей 1 и холостой 2 частей ходового пути установлены подъемники 11 и 12. При этом холостая часть 2 размещена под рабочей частью 1. Нижняя контактная часть 13 внешней поверхности мундштука 7 газосборника 6 выполнена плоской, верхняя 14 - параболической формы в поперечном сечении. Объемный уплотнительный элемент 5 выполнен в виде протяженной герметичной оболочки из резинотехнического материала и заполнен газообразным веществом 15 под давлением. В качестве газа в оболочке могут быть использованы различные безвредные газы, например азот, кислород, атмосферный воздух и др. Давление газа в оболочке должно быть больше атмосферного давления, ориентировочно Рг (1,05. . . 1,1) Pатм. Удаление воздуха из коллектора 3 производится вентиляционной системой 16 с гидрофильтром или нейтрализатором 17 отработавших газов. Устройство работает следующим образом. При нахождении каретки 9 на подъемнике 12 подвижный источник загрязнения (автомобиль) заезжает на смотровую яму таким образом, чтобы устройство разместилось между его колесами. При этом наконечник 8 газосборника 6 подсоединяется к выхлопной трубе автомобиля, а водило 10 входит в зацепление с автомобилем. При движении его мундштук 7 входит в щель 4 коллектора 3, а каретка 9 перемещается по направляющим 18 рабочей части 1 ходового пути. В конце рабочей части 1 каретка 9 попадает на подъемник 11, он опускается и по холостой части 2 каретка 9 подается на подъемник 12, который предварительно опускают, а затем поднимают вместе с кареткой 9, возвращая ее в первоначальное положение. При контакте мундштука 7 с внутренней полостью коллектора 3 при работе вентиляционной системы 16 происходит удаление выхлопных газов от обслуживаемого автомобиля. Так как нижняя 13 и верхняя 14 части контактной поверхности мундштука 7 выполнены по форме, соответствующей форме щели 4, образуемой поверхностью сжимаемой оболочки в месте контакта с ним, практически не остается зазора, через который, минуя коллектор 3, отработавшие газы могли бы попасть в зону обслуживания (смотровую яму) и нанести вред рабочему персоналу. Использование же протяженной герметичной оболочки, заполненной газом, позволяет не только улучшить прилегание поверхностей мундштука и уплотнительного элемента по сравнению с вариантом применения сыпучего материала, но и снизить потери на трение, а также затраты времени и средств при восстановлении работоспособности устройства в случае повреждения оболочки. Для повышения износостойкости материалов, контактирующих друг с другом в процессе функционирования устройства, и тем самым дополнительного повышения надежности его работы на внешнюю поверхность мундштука 7 газосборника 6 и на направляющие 18 рабочей части 1 ходового пути могут быть нанесены слои 19 теплостойкого антифрикционного покрытия. Для такого покрытия могут использоваться, например, материалы на основе тефлона. Для предотвращения нарушения герметичности уплотнительного элемента 5 при его повреждении, например вследствие прокола, пореза, разрыва и т. п. , внутри протяженной герметичной оболочки может быть дополнительно размещен жидкий быстросохнущий клеевой состав 20, например, аналогичный составам, применяемым для автомобильных шин (типа "Лонгвей"). При повреждении оболочки часть жидкого клеевого состава 20 взаимодействует с атмосферным воздухом и внутренней поверхностью оболочки в районе повреждения и, практически моментально подсыхая, за счет, например, вспенивания и увеличения объема заделывает поврежденное место. При этом другая часть жидкости может испаряться и частично восстанавливать давление в оболочке. Для возможности поддержания необходимого давления в оболочке в процессе эксплуатации устройства оно может быть дополнительно снабжено гибкой воздуховодной трубкой 21 из теплостойкого материала со съемным штуцером 22 и переходником 23. При этом выпускное отверстие 24 мундштука 7 выполняется цилиндрическим и содержит резьбу, а протяженная герметичная оболочка содержит вентиль 25, например, в виде обратного воздушного клапана. Вентиль 25 может содержать защитный колпачок, надеваемый на его впускное отверстие для предотвращения попадания внутрь оболочки пыли, грязи, масла и т. п. При необходимости поддержания (восстановления) требуемого избыточного давления в оболочке объемного уплотнительного элемента 5 воздуховодная трубка 21 с помощью переходника 23 подсоединяется к впускному отверстию вентиля 25, а с помощью штуцера 22 - к источнику давления (баллону с газом, компрессору, насосу). При отсутствии последних в качестве источника может служить система выпуска отработавших газов автомобиля, для чего штуцер 22 подсоединяется к выпускному отверстию 25 мундштука 7. Устройство может быть реализовано, например, на пунктах технического обслуживания, ремонта и диагностирования колесной техники.Формула изобретения
1. Устройство для удаления отработавших газов от подвижного источника загрязнения, содержащее разрезной ходовой путь, состоящий из рабочих и холостой частей, отсасывающий коллектор, размещенный вдоль рабочей части пути и имеющий продольную щель, перекрытую объемным уплотнительным элементом, газосборник с мундштуком и наконечником, расположенный на подвижной каретке с водилом и подключенный через щель к коллектору с помощью мундштука, и подъемники, размещенные на концах холостой и рабочей частей, причем холостая часть размещена под рабочей частью, отличающееся тем, что нижняя контактная часть внешней поверхности мундштука газосборника выполнена плоской, верхняя - параболической формы в поперечном сечении, а объемный уплотнительный элемент выполнен в виде протяженной герметичной оболочки из резинотехнического материала и заполнен газообразным веществом под давлением, например, азотом. 2. Устройство для удаления отработавших газов по п. 1, отличающееся тем, что на внешнюю поверхность мундштука газосборника и направляющие рабочей части ходового пути нанесено теплостойкое антифрикционное покрытие, например, на основе тефлона. 3. Устройство для удаления отработавших газов по п. 1, отличающееся тем, что внутри протяженной герметичной оболочки дополнительно размещен жидкий быстросохнущий клеевой состав. 4. Устройство для удаления отработавших газов по п. 1, отличающееся тем, что устройство дополнительно снабжено гибкой воздуховодной трубкой из теплостойкого материала со съемным штуцером и переходником, выпускное отверстие мундштука выполнено цилиндрическим и содержит резьбу под штуцер, а протяженная герметичная оболочка содержит вентиль, например, в виде обратного воздушного клапана, с защитным колпачком.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4