Система оперативного слежения за транспортным средством
Реферат
Изобретение относится к охранным системам транспортных средств. Приемник, передатчик и процессор для хранения кодированной информации установлены на транспортном средстве. Маломощные стационарные передатчики установлены на улично-транспортной сети. Маломощные передатчики обладают возможностью излучения индивидуального для каждого из них кодированного сигнала. В качестве передатчика транспортного средства используется передатчик действующей в регионе сотовой радиосвязи. Процессор программируется так, что он способен фиксировать поочередно индивидуальный код каждого из стационарных передатчиков и передавать его вместе с кодированной информацией о транспортном средстве через сотовый передатчик на компьютер службы слежения. Изобретение позволяет упростить систему слежения за угнанными транспортными средствами при одновременном снижении ее стоимости и повышении надежности работы. 1 з. п. ф-лы.
Изобретение относится к охранным системам транспортных средств, а более точно к системам, позволяющим оперативно определить местонахождение угнанного транспортного средства, и предназначено для использования в регионах, оборудованных сотовой радиосвязью.
Известен способ комплексной охраны подвижных и неподвижных объектов, описанный в патенте РФ N 2159190. Известный способ реализует двухэтапную процедуру определения местоположения транспортного средства (Т. С. ). Вначале применяют сотовый метод измерения координат для сужения начальной зоны поиска угнанного Т. С. , а затем пеленгационный метод уточнения координат Т. С. с помощью мобильных нарядов оперативных служб, оснащенных пеленгационными приемниками. Система обеспечивает возможность передачи тревожного сигнала не только владельцу Т. С. , но и на борт Т. С. для блокировки его движения. Данный способ не позволяет производить точное определение координат путем применения сотового метода измерения, а необходимость последующего пеленгационного метода уточнения координат Т. С. с помощью мобильных нарядов требует оснащения всех нарядов оперативных служб пеленгаторными приемниками. Способ также не позволяет вести оперативное сопровождение угнанного Т. С. путем постоянного обмена информацией между диспетчерским центром и нарядами оперативных служб, находящихся в данном районе. Известна система безопасности, управления и навигации для автомобилей, описанная в патенте США N 5504482. Система содержит запоминающее устройство для хранения дорожных карт в цифровой форме, устройство для формирования цифровых сигналов скорости и ускорения автомобиля, для индикации аварийной ситуации и антенну для приема сигналов спутниковой системы радиоопределения (GPS) и сигналов, несущих информацию о транспортном потоке, и передачи аварийных сигналов. Применение приемника спутниковой системы определения координат (GPS) делает невозможным массовое применение данной системы ввиду ее высокой стоимости. А наличие многофункциональных блоков значительно увеличивает размеры устройства и тем самым снижает возможность скрыть факт его установки на Т. С. Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой системе оперативного слежения за угнанным Т. С. является система мониторинга, информационного обслуживания и охраны Т. С. от несанкционированного воздействия, описанная в патенте РФ N 2155684. Система включает абонентский приемник, установленный на транспортном средстве и передатчик маячкового типа, стационарные приемопередатчики, установленные на элементах транспортной сети города. В систему также включен иммобилайзер, установленный на ТС, который может активироваться или деактивироваться с помощью закодированного сигнала, поступающего через абонентский приемник на блок считывания информации, блок сравнения, блок памяти. Система также включает блок ручного ввода разблокирующего кода, выполненный, например, в виде скрытой клавиатуры. В случае, например, угона Т. С. владелец Т. С. по телефону сообщает в информационный центр об угоне, подтверждая свое сообщение соответствующими индивидуальными кодами с транспондерной карточки. Из информационного центра по пейджинговой сети связи путем передачи сообщенных владельцем кодов активизируются иммобилайзеры, блокируются двигатели и запускаются передатчики маячкового типа. Стационарные приемопередатчики на улично-дорожной сети принимают сигналы от передатчиков маячкового типа, осуществляют их пеленгацию, измеряют мощность сигналов и передают информацию на базовые станции. В информационном центре, связанным с базовыми станциями и подключенном к пейджинговой сети связи, определяются координаты Т. С. и учитывается количество включений передатчика маячкового типа для финансовых расчетов. Предусмотрены также прием и обработка информационным центром сообщений из внешних информационных источников и передача сообщений в территориально распределенную сеть центров оперативного реагирования на угрозы и факты несанкционированного воздействия на охраняемые Т. С. Недостатком данной системы является применение на улично-дорожной сети стационарных приемопередатчиков, так как при наличии информации о маячковом передатчике, а он в комплекте со всем устройством является товаром народного потребления, появляется возможность оказывать влияние на работу всей системы через приемник любого приемопередатчика. А определение дальности методом измерения мощности маячкового передатчика практически невозможно вследствие влияния городской инфраструктуры - линий электропередач, троллейбусных линий, железобетонных зданий и т. д. Кроме того, необходимость последующего пеленгационного метода уточнения координат Т. С. с помощью мобильных нарядов требует оснащения всех нарядов оперативных служб пеленгаторными приемниками. В основу настоящего изобретения поставлена задача создания упростить систему слежения за угнанными транспортными средствами при одновременном снижении ее стоимости и одновременно повысить их надежность. Поставленная задача решается тем, что в системе оперативного слежения за транспортным средством, включающей приемник, передатчик и процессор для хранения кодированной информации об указанном транспортном средстве, установленные на последнем, и стационарные передатчики, установленные на улично-транспортной сети, в соответствии с изобретением в качестве стационарных передатчиков используются маломощные передатчики с возможностью излучения индивидуального для каждого из них кодированного сигнала, а в качестве передатчика транспортного средства используется передатчик действующей в регионе сотовой радиосвязи, при этом процессор программируется так, что он способен фиксировать поочередно индивидуальный код каждого из стационарных передатчиков и передавать его вместе с кодированной информацией о транспортном средстве через сотовый передатчик на компьютер службы слежения. Благодаря использованию маломощных радиопередатчиков, каждый из которых передает в эфир свой индивидуальный код, который соответствует точке города, в которой он установлен, становится возможным определить в каждый момент времени местоположение угнанного Т. С. и определить направление его перемещения. Точки установки маломощных радиопередатчиков - это улично-дорожная сеть, все перекрестки города, въезды в коллективные гаражи, автостоянки и т. д. Коды всех маломощных радиопередатчиков и точки их местоположения занесены на электронную карту компьютера диспетчера. Таким образом, не требуется оснащения мобильных нарядов средствами для пеленгации и определения местоположения угнанного Т. С. , что существенно уменьшает издержки при реализации предлагаемого изобретения. Поскольку каждый из стационарных радиопередатчиков излучает только один сигнал, они имеют чрезвычайно простую конструкцию, что также существенно удешевляет систему. В качестве таких маломощных стационарных передатчиков могут использоваться передатчики типа таких, какие используются в широко распространенных брелках автомобильной охранной сигнализации. Целесообразно, чтобы индивидуальный код каждого из стационарных передатчиков содержал информацию о его местоположении. Благодаря использованию стандартных передатчиков сотовой сети, используемой в регионе, для установки в транспортном средстве реализация системы также не вызывает трудностей и определяет ее относительно невысокую стоимость. Система работает следующим образом. Покидая Т. С. , владелец включает режим охраны электронным ключом, например стандартным брелком, который используется в широко распространенных системах автомобильной сигнализации. При этом, как и в режиме движения, передатчик сотовой радиосвязи не активирован. Активизация передатчика происходит при включении ключа зажигания и только в режиме охраны. При несанкционированном использовании транспортного средства угонщик включает ключ зажигания и тем самым активизирует передатчик сотовой радиосвязи. Приемник устройства принимает код местоположения ближайшего маломощного радиопередатчика и передает его в процессор. Процессор записывает код местоположения и совместно с кодом государственного номерного знака, типа и цвета Т. С. передает его через активизированный передатчик сотовой радиосвязи на компьютер службы слежения, который может быть снабжен электронной картой. На мониторе компьютера высвечивается номерной знак, тип, цвет и местонахождение угнанного Т. С. При движении Т. С. по городу в каждый момент времени определяется его местоположение, т. к. поочередно появляется в соответствии с индивидуальными кодами информация о маломощных приемниках, мимо которых проходит маршрут. Также становится очевидным и направление перемещения Т. С. Информация о местоположении и направлении перемещения транспортного средства оперативно, по служебной радиосвязи, передается всем оперативным патрулям, находящимся в данном районе. Таким образом, предлагаемая система благодаря использованию широко применяемых в настоящее время компонентов имеет относительно невысокую стоимость, проста в изготовлении и надежна при использовании. Кроме того, оборудование, устанавливаемое на транспортном средстве, имеет миниатюрные размеры, что позволяет устанавливать его скрытно от предполагаемых угонщиков, при этом в качестве источника питания оборудования возможно использование как бортовой сети, так и автономного источника. Следует отметить, что предлагаемая система позволяет не только обнаружить транспортное средство в процессе перемещения по городу, но и обнаруживать брошенное или спрятанное Т. С. Кроме того, оборудование данным устройством городского общественного транспорта дает возможность контролировать график его движения.Формула изобретения
1. Система оперативного слежения за транспортным средством, включающая приемник, передатчик и процессор для хранения кодированной информации об указанном транспортном средстве, установленные на последнем, и стационарные передатчики, установленные на улично-транспортной сети, отличающаяся тем, что в качестве стационарных передатчиков используются маломощные передатчики с возможностью излучения индивидуального для каждого из них кодированного сигнала, а в качестве передатчика транспортного средства используется передатчик действующей в регионе сотовой радиосвязи, при этом процессор программируется так, что он способен фиксировать поочередно индивидуальный код каждого из стационарных передатчиков и передавать его вместе с кодированной информацией о транспортном средстве через сотовый передатчик на компьютер службы слежения. 2. Система оперативного слежения за транспортным средством по п. 1, отличающаяся тем, что индивидуальный код каждого из стационарных передатчиков содержит информацию о его местоположении.