Способ проведения опросов
Реферат
Изобретение относится к области массовых опросов и коллективных игр с использованием теле-, радиокоммуникаций и может быть использовано при проведении социологических исследований. Предлагаемый в качестве изобретения способ проведения опросов направлен на расширение возможностей проведения различных социологических исследований и повышение достоверности получаемых в результате данных. Указанный технический результат достигается тем, что способ проведения опросов включает предъявление участникам как минимум одного вопроса и вариантов ответов на него в виде меню с регистрацией количества каждого вида ответов с использованием для этого средств связи, при этом в качестве средства связи используют Интернет, вопросы и ответы на них предъявляют в диалоговом окне и регистрируют как количество и вид ответов, так и участников, отказавшихся от ответа, и предоставляют участникам возможность предъявления своего варианта ответа. Указанный результат достигается также тем, что регистрируют данные об ответах каждого из участников, принявшего участие в разных опросах. 1 з. п. ф-лы.
Изобретение относится к области массовых опросов и коллективных игр с использованием теле-, радиокоммуникаций и может быть использовано при проведении социологических исследований.
Известен способ проведения массовой игры или социологических исследований, который включает предъявление группе людей вопросов и возможных вариантов ответов на них, регистрацию количества людей, ответивших одинаково на поставленные вопросы, при этом регистрацию осуществляют посредством турникетов, установленных в местах естественного скопления людей, например в метрополитене, стадионах и т. д. , путем взвешивания жетонов, попавших в соответствующие турникеты (см. описание к патенту РФ 2045307, А 63 F 9/00, 1995 [1] ). Недостатком известного способа является необходимость скопления большого количества людей в местах опроса, что сужает возможность его осуществления, а кроме того, требует наличия турникетов и усложняет подсчет результатов, поскольку требует выемки жетонов и их взвешивания. К тому же достоверность этого способа невелика, поскольку не учитывает психологию людей. Если у какого-то турникета возникнет очередь, то человек, невольно принимающий участие в опросе, пройдет к турникету, где очередь меньше, независимо от того, как он хотел бы ответить на вопрос. Известен способ проведения экспресс-опроса телезрителей, включающий предложение зрителям вопроса и несколько вариантов ответов на него с указанием номеров телефонов, соответствующих каждому варианту ответа с последующей регистрацией звонков от зрителей (см. описание к заявке на патент РФ 95101639, А 63 F 3/06, 1995 [2] ). Один из ответов является правильным и результатом опроса является установление победителей, правильно ответивших на поставленный вопрос. Недостатком известного способа является его ограниченность, поскольку он не обеспечивает учет мнений респондентов, как это осуществляется при социологических исследованиях, а направлен только на выявление лиц с определенным кругозором (знание правильного ответа на вопрос) и быстротой реакции (надо дозвониться первым, чтобы стать победителем). Наиболее близким к заявляемому по своей технической сущности является способ интерактивного игрового и/или социологического взаимодействия, известный из описания к патенту РФ 2127143, А 63 F 3/08, 1999 [3] ), представляющий по своей сути способ опроса. Способ заключается в том, что во время проведения телепередачи телезрителям предъявляется группа предложений в виде меню или запроса с указанием номеров телефонов для приема информации. Звонки телезрителей регистрируют с возможностью идентификации звонивших, анализируют результаты опроса и по результатам опроса корректируют вещание с выявлением по заранее выбранному критерию призера среди звонивших. Недостатком известного способа является ограниченность предоставляемых им возможностей, поскольку участники ограничены в выражении своего мнения, так как они могут только выбирать предлагаемые ответы на вопросы. Кроме того, известный способ не учитывает число зрителей которые наблюдают процесс опроса, но в нем участия не принимают, что снижает достоверность получаемых данных. Заявляемый в качестве изобретения способ проведения опросов направлен на расширение возможностей проведения различных социологических исследований и повышение достоверности получаемых в результате данных. Указанный результат достигается тем, что способ проведения опросов включает предъявление участникам как минимум одного вопроса и вариантов ответов на него в виде меню с регистрацией количества каждого вида ответов с использованием для этого средств связи, при этом в качестве средства связи используют Интернет, вопросы и ответы на них предъявляют в диалоговом окне и регистрируют как количество и вид ответов, так и участников, отказавшихся от ответа, и предоставляют участникам возможность предъявления своего варианта ответа. Указанный результат достигается так же тем, что регистрируют данные об ответах каждого из участников, принявшего участие в разных опросах. Отличительными признаками заявляемою способа являются: - использование Интернета в качестве средства связи при проведении опросов; - предъявление вопросов и ответов в диалоговом окне и регистрация как количества и вида ответов, так и участников, отказавшихся от ответов; - предоставление участникам возможности предъявления своего варианта ответа; - регистрация данных об ответах каждого из участников, принявших участие в разных опросах. Использование Интернета в качестве средства связи существенно расширяет возможности проведения различных социологических исследований, поскольку обеспечивает значительную аудиторию пользователей сети, а кроме того, предоставляет широкие технические возможности, позволяющие реализовать предлагаемый способ без существенных материальных затрат. В частности, благодаря возможностям Интернета легко осуществляется предъявление вопросов и вариантов ответов на них в диалоговом окне, а также регистрация не только количества и вида ответов, но и общего числа ознакомившихся с предложенным опросом и выделение отказавшихся от участия в опросе, использование банерных сетей для подключения сайтов и моментального распространения опросов и т. д. Предъявление вопросов и ответов в диалоговом окне и регистрация как количества и вида ответов, так и участников, отказавшихся от ответов, позволяет повысить достоверность результатов социологических исследований, определить актуальность темы опроса и предъявленных вопросов, так как диалоговое окно для проведения опроса подключается к каждому конкретному сайту и доступно пользователю, зашедшему на этот сайт, а Интернет обеспечивает возможность подсчета пользователей, входивших в сайт, и соотнесения их с числом полученных ответов на вопросы. Предоставление участникам возможности предъявления своего варианта ответа расширяет возможности проведения социологических исследований, поскольку позволяет на основании анализа собственных вариантов ответов, представленных участникам опроса, ввести коррективы в постановку задачи, формулировки вопросов и варианты ответов на них, тем самых актуализировав тему опроса и т. п. В частном случае реализации заявленного способа возможно формирование социологического "портрета" участника нескольких опросов. Это достигается тем, что в каждом опросе регистрируется мнение какого-либо участника по конкретному вопросу, а затем по мере проведения ряда опросов фиксируются его ответы в каждом опросе и по каждому вопросу, а также определяется, в каком из опросов этот пользователь Интернета отказался участвовать. Указанные обстоятельства существенно расширяют возможности социологических исследований заявляемого способа. Сущность заявляемого способа поясняется примером его реализации. В общем случае способ реализуется следующим образом. В Интернете подключается сайт с определенным адресом, в котором формируется диалоговое окно, содержащее один или несколько вопросов в виде экранного меню и несколько вариантов ответов на него. Например, формулируется вопрос "Вам нравится господин N в качестве кандидата на должность мэра Москвы? " и даются три варианта ответа: "нет", "да", "затрудняюсь" и предоставляется окно, в которое пользователь Интернета может вписать имя понравившегося кандидата. Пользователь подводит к выбранному ответу и щелкает клавишей мыши, и выбранный им ответ регистрируется вместе с его электронным адресом. Или же пользователь набирает в предназначенном для этого окне имя своего кандидата, что также регистрируется. При этом регистрируются все пользователи Интернета, входящие в caйт, и таким образом получают данные об общем числе пользователей, которые ознакомились с предложенным опросом, число пользователей, ответивших по одному из вариантов предложенных ответов, число пользователей, предложивших свой ответ, число совпавших ответов, предложенных самими пользователями. Анализ полученных результатов позволяет делать самые различные выводы в зависимости от целей и задач опроса. Содержание экранного меню в данном сайте меняется или же может подключаться новый сайт с другим меню в зависимости от целей исследования. В частном случае, результаты всех опросов накапливаются в базе данных и сортируются по различным критериям: электронный адрес участника, число опрошенных, число ответов и т. п. В итоге, взяв за основу электронный адрес пользователя и накопив результаты его ответов на различные вопросы в различных опросах, можно составить социологический портрет пользователя - его политические пристрастия, материальное положение, кулинарные слабости, увлечение музыкой и ее направлением (рок, классика и т. д. ), увлечение живописью, видами спорта и т. п. При этом предусмотрена возможность сохранять анонимность опрашиваемых пользователей, поскольку соответствие между электронным адресом пользователя и конкретным физическим лицом не устанавливается.Формула изобретения
1. Способ проведения опросов, заключающийся в том, что предъявляют как минимум один вопрос и варианты ответов на него, регистрируют количество каждого вида ответов с использованием для этого средства связи, отличающийся тем, что в качестве средства связи используют Интернет, при этом в Интернете на сайте с определенным адресом формируют диалоговое окно с указанными вопросом и вариантами ответов, при этом пользователь выбирает ответ, который регистрируют вместе с его электронным адресом, или предлагает свой ответ в указанном окне, всех пользователей Интернета, входящих в указанный сайт, регистрируют число пользователей по указанному виду ответа и число пользователей, предложивших свой ответ, накапливают результаты всех опросов в базе данных, которые сортируют по числу опрошенных и числу ответов. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что регистрируют результаты ответов пользователя на различные вопросы и в различных опросах.