Грузовой люк летательного аппарата

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для погрузки, выгрузки или закатки грузов. Грузовой люк летательного аппарата содержит аппарель, закрепленную на рамке проема фюзеляжа. Привод отклонения аппарели расположен в вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа и соединен одним концом с аппарелью, а другим концом - с рамкой проема на уровне грузового пола. Шарнирные узлы закрепления аппарели на фюзеляже установлены ниже привода и образуют рычажный механизм поворота аппарели. Привод размещен в пазу аппарели и закрыт со стороны настила. Замки бугелей, расположенных на аппарели со стороны настила, размещены в нишах бортов фюзеляжа. Такое выполнение грузового люка позволит сделать люк более удобным в эксплуатации и пригодным для оперативной загрузки и выгрузки, в том числе колесной техники. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к грузовым люкам летательных аппаратов, и может быть использовано для погрузки/выгрузки или закатки грузов.

Известен грузовой люк летательного аппарата, содержащий проем в хвостовой части фюзеляжа и шарнирно закрепленную на рамке в основании проема створку и привод ее отклонения со стыковочными узлами на концах, расположенный в вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа и соединенный одним концом со створкой, последняя в опущенном положении выполняет роль аппарели. (Авторское свидетельство СССР 1822075 А1. Грузовой люк летательного аппарата. - МКИ В 64 С 1/14, В 64 D 9/00. - БИ 8, 20.03.1996). Данное изобретение принято за прототип.

Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является сложность подготовки грузового люка к погрузке/выгрузке летательного аппарата, для чего необходимо выполнить операции расстыковки привода, отклонить гидропривод вверх и закрепить его под потолком фюзеляжа.

Задачей предлагаемого технического решения является создание, например на вертолете, грузового люка, удобного в эксплуатации и пригодного для оперативной загрузки/выгрузки груза, в том числе, и колесной техники.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного изобретения, является повышение эксплуатационных и функциональных возможностей грузового люка летательного аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном грузовом люке летательного аппарата, содержащем в хвостовой части фюзеляжа проем и шарнирно закрепленную на его рамке в основании створку, используемую в качестве аппарели, и привод ее отклонения со стыковочными узлами на концах, расположенный в вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа и соединенный одним концом с аппарелью, согласно предложенному техническому решению: 1) другим стыковочным узлом привод соединен с рамкой проема на уровне грузового пола, а шарнирные узлы закрепления аппарели на фюзеляже установлены ниже привода, образуя рычажный механизм поворота аппарели, при этом привод размещен в пазу, образованном в аппарели, и закрыт со стороны настила съемной крышкой, причем на аппарели со стороны настила установлены бугели, замки которых размещены в нишах противоположных бортов фюзеляжа; 2) шарнирные узлы закрепления аппарели на фюзеляже расположены снаружи последнего; 3) на грузовом полу вдоль рамки грузового люка закреплен щиток с возможностью поворота противоположного его края скольжением по настилу аппарели при открытии и закрытии люка.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного технического решения, отсутствуют. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На представленном чертеже схематично изображена конструкция грузового люка в разрезе вдоль оси симметрии хвостовой части фюзеляжа летательного аппарата.

Грузовой люк летательного аппарата, расположенный в хвостовой части фюзеляжа 1, содержит шарнирно закрепленную на рамке 2 в основании проема аппарель 3 и привод 4 отклонения аппарели со стыковочными узлами 5 и 6 на его концах. Привод 4 расположен в вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа 1 и соединен стыковочным узлом 5 с аппарелью 3. Стыковочный узел 5 расположен на уровне настила 7 аппарели 3, а другим стыковочным узлом 6 привод 4 соединен с рамкой 2 на уровне грузового пола 8. Шарнирные узлы 9 закрепления аппарели 3 на фюзеляже 1 установлены ниже привода 4, образуя рычажный механизм поворота аппарели 3. Привод 4 размещен в пазу 10, образованном в аппарели 3 и закрытым со стороны настила 7 съемной крышкой 11. На откидной части аппарели 3 с обеих ее сторон установлены бугели 12, а их замки 13 размещены в нишах бортов фюзеляжа 1. Шарнирные узлы 9 закреплены на аппарели 3 и фюзеляже 1 и расположены снаружи фюзеляжа. На грузовом полу 8 вдоль рамки 2 грузового люка одним краем закреплен щиток 14 с возможностью поворота противоположным краем при скольжении его по настилу 7 аппарели 3 в процессе открытия и закрытия люка.

Грузовой люк работает следующим образом. Гидропривод 4 аппарели 3 стягивает стыковочные узлы 5 и 6, в результате чего аппарель 3 поворачивается под усилием гидропривода 4 вокруг шарнирного узла 9 и закрывает проем грузового люка в хвостовой части фюзеляжа 1. При этом щиток 14 под воздействием скольжения его подвижного края по настилу 7 аппарели 3 также поворачивается вокруг соединения его с грузовым полом 8. При полном закрытии проема грузового люка аппарелью 3, последняя запирается с помощью замков 13, расположенных в противоположных нишах бортов фюзеляжа 1 и ответных им бугелей 12 на аппарели 3. При открытии грузового люка замки 13 размыкаются с бугелями 12 и аппарель 3 под собственным весом опускается вниз, сдерживаемая гидроприводом 4, до касания с поверхностью посадки вертолета. Щиток 14, скользя краем по настилу 7 аппарели 3, также опускается вместе с аппарелью, закрывая постоянно щель между торцем аппарели 3 и рамкой 2 проема и шарнирные узлы 9 от посторонних предметов.

На представленное техническое решение разработана конструкторская документация, изготовлен и испытан опытный образец. Испытания предложенного грузового люка показали хорошие эксплуатационные и функциональные возможности.

Формула изобретения

1. Грузовой люк летательного аппарата, содержащий в хвостовой части фюзеляжа проем и шарнирно закрепленную на его рамке в основании створку, используемую в качестве аппарели, и привод ее отклонения со стыковочными узлами на концах, расположенный в вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа и соединенный одним концом с аппарелью, отличающийся тем, что другим стыковочным узлом привод соединен с рамкой проема на уровне грузового пола, а шарнирные узлы закрепления аппарели на фюзеляже установлены ниже привода, образуя рычажный механизм поворота аппарели, при этом привод размещен в пазу, образованном в аппарели, и закрыт со стороны настила съемной крышкой, причем на аппарели со стороны настила установлены бугели, замки которых размещены в нишах противоположных бортов фюзеляжа.

2. Грузовой люк по п. 1, отличающийся тем, что шарнирные узлы закрепления аппарели на фюзеляже расположены снаружи последнего.

3. Грузовой люк по п. 1, отличающийся тем, что на грузовом полу вдоль рамки грузового люка закреплен щиток с возможностью поворота противоположного его края скольжением по настилу аппарели при открытии и закрытии люка.

РИСУНКИ

Рисунок 1