Способ контроля эпизоотолого-эпидемиологического состояния по бруцеллезу животноводческих хозяйств

Реферат

 

Изобретение относится к области медицины. Технический результат изобретения, заключающийся в раннем выявлении скрытых очагов бруцеллеза, достигается тем, что кроме иммунологического и бактериологического обследования контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, клинического и эпидемиологического анализа иммунологических реакций наличие нового очага инфекции констатируется при наличии больных бруцеллезом людей, поступивших из благополучных по бруцеллезу хозяйств, путем проведения исследования периферической крови на наличие специфических антител, а также аллергических и цитоэнзимохимических показателей, по совокупности которых устанавливают вероятный период инфицирования больных и констатируют наличие скрытого очага бруцеллеза в хозяйстве. Способ надежен и позволяет контролировать скрытый очаг бруцеллеза.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в эпидемиологическом надзоре за бруцеллезом при выявлении неизвестных (скрытых) источников бруцеллезной инфекции.

Контроль эпизоотолого-эпидемиологического состояния животноводческих хозяйств и профилактические мероприятия при бруцеллезе людей и животных регламентированы рядом законодательных и нормативных актов [Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сборник санитарных и ветеринарных правил. - М., 1996. - С. 24-46].

Социально-экономические преобразования в сельскохозяйственной отрасли в последние годы осложнили эпизоотическую и эпидемическую обстановку по бруцеллезу в сельскохозяйственных регионах. Регистрируемая заболеваемость людей в благополучных по бруцеллезу сельскохозяйственных животных хозяйствах считается особенностью современного бруцеллеза. При этом доля больных с неустановленным источником инфекции в общей структуре заболеваемости достигает 30-40%.

Возникновение скрытых очагов инфекции в благополучных хозяйствах обусловлено рядом факторов. Основным источником распространения возбудителя являются больные животные. Бруцеллезная инфекция у животных характеризуется многообразием клинических форм проявления от острого течения с наличием абортов, артритов, маститов, орхо-эпидидимитов до бессимптомного развития процесса с неопределенно длительной локализацией бруцелл в лимфатических узлах и тканях, при этом у животных могут отсутствовать специфические аллергические реакции [Научно-обоснованная система мероприятий по профилактике и борьбе с бруцеллезом сельскохозяйственных животных (для зоны Северного Кавказа и Нижнего Поволжья). - Новочеркасск, 1990].

Активизация латентного бруцеллеза может наступить при попадании животных в неблагоприятные условия (сочетание беременности с белковым голоданием, переохлаждение, влияние других инфекционных заболеваний). При этом систематическое обследование не выявляет полностью всех зараженных животных. Даже в хозяйствах, где содержится благополучный по бруцеллезу скот, не исключено наличие скрытой инфекции. Вследствие этого возможны возникновение эпизоотии бруцеллеза в благополучном хозяйстве и регистрация заболеваемости людей во вновь возникшем очаге. При этом понятие "очаг бруцеллеза" должно распространяться на все хозяйство с учетом территориальных границ и внутрихозяйственных связей. Поэтому возникает необходимость постоянного контроля эпизоотолого-эпидемиологической обстановки по бруцеллезу, основанного на изучении показателей иммунологической активности некоторых элементов периферической крови людей, подвергшихся риску заражения бруцеллезом.

Рекомендуется использовать комплексную оценку результатов серологического обследования животных и иммунологического фона у постоянных и временных работников, обслуживающих животных. Если у обслуживающего персонала имеются положительные серологические реакции (с учетом процента реагирующих, выраженности агглютинационных титров) при таких же единичных положительных реакциях у скота, возникает подозрение о наличии скрытого очага инфекции, требующее проведения комплекса дополнительных исследований [Методические рекомендации по прогнозированию эпизоотической обстановки в известных и предполагаемых очагах бруцеллеза крупного рогатого скота на основе эпидемиологического анализа. - г. Майкоп, 1982].

Однако эта информация недостаточна для выявления свежих очагов инфекции, так как положительная динамика серологических реакций может наблюдаться у людей с хроническими заболеваниями при попадании в организм возбудителя другой инфекции. Кроме того, согласно Санитарным правилам СП 3.1.085-96; Ветеринарным правилам ВП 13.3. 1302-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных" профилактическим осмотрам подлежит только обслуживающий животных персонал, хотя зачастую заболевают лица, не связанные с животноводством.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ профилактики населения в условиях вероятности заражения бруцеллезом [Методические рекомендации по диспансерному обслуживанию населения, находящегося в условиях вероятности заражения бруцеллезом крупного рогатого скота и эпидемиологической оценке иммунологических реакций. - г. Майкоп, 1982]. Способ, изложенный в Рекомендациях, предусматривает массовое иммунологическое обследование всех лиц, работающих в очаге бруцеллеза или в зоне, где не исключается наличие этой инфекции, с последующей оценкой иммунологических реакций и проведением комплексных противоэпидемических мероприятий.

Эпидемиологическая оценка иммунологических реакций осуществляется по схемам клинического и эпидемиологического анализа.

Согласно схеме клинического анализа иммунологических реакций показателем свежего инфицирования является наличие положительной реакции Хеддельсона и отрицательных реакции Райта и пробы Бюрне. При этом в очагах бруцеллеза крупного рогатого скота клинические признаки заболевания у людей, как правило, не наблюдаются, а в очагах бруцеллеза мелкого рогатого скота клинические формы заболевания проявляются достаточно быстро.

Наличие положительных реакций Райта и Хеддельсона, гемокультуры бруцелл при отрицательной пробе Бюрне также является показателем свежего инфицирования людей, особенно бруцеллами вида В.abortus.

Совокупность положительных реакций Райта и Хеддельсона в сочетании с положительной пробой Бюрне свидетельствует об отдаленном по времени инфицировании бруцеллами вида B.abortus, или, если это случаи рецидивов у больных, об инфицировании бруцеллами вида В.melitensis. При этом возбудитель бруцеллеза в крови больных может не выявляться.

Эпидемиологическая ситуация оценивается как проявление нового (скрытого или еще не распознанного) очага бруцеллеза, когда не менее 10% обследованного персонала имеют положительные серологические реакции при отрицательной пробе Бюрне.

Рекомендуемая схема позволяет дать заключение о наличии или отсутствии очага бруцеллеза, о степени напряженности эпизоотического процесса, прогнозировать возможность заболевания людей и более конкретно определять объем необходимых мероприятий для локализации очага и профилактики заболеваний у людей.

Недостатком способа по прототипу является недостаточная надежность профилактики бруцеллеза у людей и невозможность выявления скрытых очагов бруцеллеза среди сельскохозяйственных животных.

Диспансерные профилактические осмотры профессиональных контингентов проводятся не реже 1 раз в год. В хозяйствах в период между диспансерными осмотрами зачастую заболевают люди, не связанные с животноводством. Кроме того, специфичность бруцеллезной инфекции у людей заключается в отсутствии клинических признаков в первые недели болезни. Длительность течения болезни, наличие ложноположительных или ложноотрицательных серологических реакций, отсутствие гемокультуры бруцелл затрудняют определение сроков давности инфекции и выявление новых очагов бруцеллеза.

Заявленным способом решается задача повышения эффективности и надежности профилактики бруцеллеза у людей.

Технический результат изобретения - раннее выявление скрытых очагов бруцеллеза.

Технический результат достигается тем, что кроме иммунологического и бактериологического обследования контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, клинического и эпидемиологического анализа иммунологических реакций, наличие нового очага инфекции констатируется при наличии у определенного количества обследованных людей положительных бактериологических, серологических и отрицательных аллергических проб, а также при дополнительном обследовании больных бруцеллезом людей, поступивших в стационар из благополучных по бруцеллезу хозяйств, путем проведения исследования периферической крови на наличие специфических антител и антигена, а также аллергических и цитохимических показателей, по совокупности которых устанавливают вероятный период инфицирования больных, и при сочетании положительных серологических и отрицательных аллергических реакций, повышении уровня активности цитоэнзимохимических показателей полиморфно-ядерных лейкоцитов периферической крови диагностируют острую фазу заболевания бруцеллезом и констатируют наличие скрытого очага бруцеллеза в хозяйстве.

Отличительным признаком заявленного способа по отношению к прототипу является дополнительное комплексное иммунологическое и цитоэнзимохимическое обследование больных бруцеллезом людей, поступивших из благополучных по бруцеллезу хозяйств, у которых не выделена гемокультура бруцелл.

Использование в диагностике инфекционных заболеваний цитоэнзимохимических методов обусловлено тем низким процентом выделения гемокультуры возбудителя, а также тем, что нейтрофилы крови являются наиболее активными компонентами в системе гуморально-клеточной кооперации элементов крови в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний и являются индикаторами различных нарушений гомеостаза. Функциональная активность нейтрофилов обусловлена такими биологически активными соединениями, как кислая и щелочная фосфатаза, миелопероксидаза, катионные белки и др.

Метаболизм нейтрофилов крови в настоящее время изучается с помощью цитохимических реакций, к преимуществам которых следует отнести техническую простоту, минимальные требования к объему исследуемого материала, доступность [Пигаревский В.Е. Зернистые лейкоциты и их свойства. - М., 1978. - 128 с.].

Известен способ оценки активности инфекционного процесса у больных хроническим бруцеллезом путем цитохимических исследований лизосомального катионного белка нейтрофилов крови [Нагоев Б.С., Габрилович И.М., Фокиева Н.Х. //Зоонозные болезни человека. Сб. научн. труд. - Орджоникидзе, 1983. - С. 13-17].

Известен также способ дифференциальной диагностики между хронической и резидуальной, хронической и первично-хронической, первично-хронической и латентной формами бруцеллеза путем определения степени активности пероксидазы, неспецифической эстеразы, щелочной фосфатазы, лизосомальных катионных белков в нейтрофилах периферической крови в комплексе с эпидемиологическим анамнезом, клиническими признаками, результатами аллергических проб и серологических реакций, бактериологического исследования [Пат. РФ 210368, G 01 N 33/48, 33/68, оп. 27.01.98. Бюл. 3].

Известно, что активность цитоэнзимохимических показателей нейтрофилов крови начинает повышаться в инкубационном периоде и снижается при переходе инфекционного заболевания в хроническую форму [Пат. РФ 2133471, G 01 N 33/569, оп. 20.07.99. Бюл. 20].

Анализ динамики совокупности цитоэнзимохимических, серологических, аллергических показателей при диагностике бруцеллеза у людей из благополучных по бруцеллезу хозяйств обеспечивает не только более высокий уровень достоверности диагностики, но и определение ориентировочных сроков инфицирования больных, что невозможно достигнуть при регламентированном одноразовом (в год) обследовании профессиональных контингентов при диспансерном обследовании, а также повышает надежность профилактических мероприятий благодаря раннему выявлению скрытых очагов инфекции.

Учитывая, что выделение гемокультуры бруцелл бактериологическим методом занимает не менее 30 дней, использование заявляемого способа позволяет существенно сократить время установки диагноза и, как следствие, - выявить скрытый очаг инфекции.

Возможность практического использования заявляемого способа иллюстрируется примерами его конкретного выполнения на базе Ставропольского краевого клинического центра по бруцеллезу.

Пример 1. Больной А., 46 лет, поступил в стационар 06.08.98 г.

Жалобы: слабость, потливость, головная боль, боли во всех группах крупных суставов при изменении метеоусловий и физической нагрузке, боли в области сердца, раздражительность. Анамнез болезни: боли с 1998 года; в 1998 году установлен диагноз - острый бруцеллез. По роду работы (чабан) имел контакт с крупным и мелким рогатым скотом. Хозяйство по бруцеллезу благополучно, не привит против бруцеллеза.

Объективно: явление эписклерита, микрополиаденита, гипергидроз. Признаки периартрита плечевых и лучезапястных суставов, остеоартроз правого плечевого сустава с нарушением функции. Косвенные клинические признаки остеоартрозов коленных и голеностопных суставов. Признаки генерализованного остеохондроза позвоночника с явлениями люмбоишалгии.

Обследование. Общий анализ крови (лейкоциты) L=5,5109/л; (лимфоциты) Л= 44; (скорость оседания эритроцитов) СОЭ=6 мм/ч. Общий анализ мочи: в пределах нормы; (С - реактивный протеин) СРП - положительный; бактериологический посев крови - выделена и идентифицирована культура возбудителя бруцеллеза, как штамм В.melitensis 3 биовар. Реакция Райта 1-400, 1-800; реакция Хеддельсона - положительная; РПГА - 1:200-1:600, при отсутствии аллергической реакции.

Цитоэнзимохимическим исследованием больного выявлено, что активность миелопероксидазы равнялась 1,78-1,97 (норма - 2,640,02) по Р.Лилли, неспецифической эстеразы 1,26-1,39 (норма - 1,050,02) по Р.П.Нарциссову, щелочной фосфатазы 0,56-0,91 (норма - 0,760,1) по Кеплоу, лизосомальных катионных белков 2,12-2,14 (норма - 2,060,02) по В.П.Пигаревскому. На основании совокупности положительных клинических, бактериологических, серологических и отрицательных аллергических показателей, а также повышенной активности цитоэнзимохимических показателей, у больного установлена острая фаза заболевания, что дает основание для констатации наличия в хозяйстве скрытого очага бруцеллеза.

Пример 2. Больной М., 26 лет. Поступил в стационар 22.06.99 г. Жалобы: слабость, потливость, головная боль, боли в области голеностопных и локтевых суставов. Анамнез болезни: болен с 1999 г., в 1999 г. установлен диагноз - острый бруцеллез. По роду работы (чабан) имел контакт с крупным и мелким рогатым скотом. Хозяйство благополучно по бруцеллезу. Не привит против бруцеллеза.

Объективно: явления эписклерита, микрополиоаденита, гипергидроз. Признаки периартрита плечевых и лучезапястных суставов с нарушением функции. Признаки генерализованного остеохондроза позвоночника с явлениями люмбоишалгии.

Обследование: общий анализ крови L=6,0109/л; Л=46; СОЭ=6 мм/ч. Общий анализ мочи - норма; СРП - положительный; бактериологический посев крови - выделена из посева гемокультура бруцелл и идентифицирована как В.melitensis 3 биовар. Реакция Райта - 1:100. Реакция Хеддельсона - положительная. РПГА 1:100.

Цитоэнзимохимическим исследованием больного выявлено, что активность миелопероксидазы равнялась 1,83-2,0, неспецифической эстеразы 1,34-1,78, щелочной фосфатазы 0,35-0,48, лизосомальных катионных белков 2,06-2,23.

На основании совокупности клинического, бактериологического, серологического и отрицательного аллергического показателей крови, а также цитоэнзимохимических показателей крови, у больного установлена острая фаза заболевания, что дает основание для констатации скрытого очага бруцеллеза в хозяйстве.

Пример 3. Больная К., 45 лет. Поступила в стационар 13.07.98 г.

Жалобы: слабость, потливость, боли в области голеностопных, лучезапястных, локтевых суставов. Анамнез болезни: болеет с 1998 г., в этом же году установлен диагноз - острый бруцеллез. По роду работы (техничка в сельскохозяйственном предприятии) - контакт с крупным рогатым скотом. Сельхозпредприятие и населенный пункт благополучны по бруцеллезу. Не привита против бруцеллеза.

Объективно: явления эписклерита, микрополиоаденита, гипергидроз. Признаки периартрита локтевых, лучезапястных, голеностопных суставов. Признаки генерализованного остеохондроза позвоночника с явлениями люмбоишалгии.

Обследование. Общий анализ крови: L=6,0109/л; СОЭ=4 мм/ч. Общий анализ мочи - норма; СРП - положительный; бактериологический посев крови - выделена и идентифицирована культура возбудителя бруцеллеза, как штамм В.abortus, 2 биовар. Реакция Хеддельсона - положительная. Реакция Райта - 1:200. РПГА - 1:50.

Цитохимическим исследованием больного выявлено, что активность миелопероксидазы равнялась 1,89-2,0, неспецифической эстеразы - 1,34-1,59, щелочной фосфатазы - 0,36-0,78, лизосомальных катионных белков - 2,04-2,16.

На основании совокупности данных - положительные клинические, бактериологические, серологические и отрицательные аллергические показатели, а также цитоэнзимохимические показатели крови, у больной установлена острая фаза заболевания, что дает основание для констатации скрытого очага бруцеллеза в хозяйстве.

Внеочередное эпизоотологическое исследование в, так называемых, благополучных хозяйствах, где регистрируется заболеваемость людей, в представленных нами примерах с использованием предлагаемого способа указывает на скрытое течение бруцеллезной инфекции среди сельскохозяйственных животных.

Таким образом, предлагаемый способ контроля эпизоотолого-эпидемиологического состояния по бруцеллезу позволит работникам санитарно-эпидемиологической службы более эффективно осуществлять эпизоотолого-эпидемиологический надзор за состоянием по бруцеллезу в благополучных по этой инфекции животноводческих хозяйствах, где регистрируется заболеваемость людей.

Формула изобретения

Способ контроля эпизоотолого-эпидемиологического состояния по бруцеллезу животноводческих хозяйств, включающий иммунологическое обследование контингентов населения, подвергающихся риску заражения, клиническую и эпидемиологическую трактовку результатов иммунологических и бактериологических исследований и выявление скрытого очага инфекции при наличии у обследованных и больных людей положительных серологических реакций и отрицательных результатов аллергической пробы, отличающийся тем, что у больных бруцеллезом людей, поступивших в стационар из благополучных по бруцеллезу хозяйств, проводят исследование периферической крови на наличие возбудителя болезни, специфических антител, а также определяют динамику аллергических и цитоэнзимохимических показателей, по совокупности которых устанавливают вероятный период инфицирования больных и констатируют наличие скрытого очага бруцеллеза.