Способ оптимизации процесса управления, устройство для его осуществления и устройство индикатора последнего
Реферат
Изобретения относятся к технике управления транспортными средствами и предназначены для использования при их эксплуатации. В данном техническом решении делают доступным для восприятия значение как минимум одного параметра, достижимое при его текущем значении с учетом динамики и характера изменения параметра в предшествующее текущему моменту время. Достижимые значения параметров изменяют до желаемых, желаемые значения используют в качестве компонент исходных данных для ввода в систему автоматического управления транспортным средством или бортовой компьютер. Для визуализации ожидаемых значений используют цвет. Изменение цвета указателя или указателей осуществляется блоком управления с заданной дискретностью или плавно в зависимости от изменения ожидаемых значений. Индикатор содержит как минимум два источника света различного цвета свечения. Визуально воспринимаемый угловой размер индикатора делают больше 1o30". Изобретения обеспечивают оптимизацию процесса управления, контроль над изменением параметров, оперативное считывание информации о будущем характере движения, учет индивидуальных особенностей водителя, повышение безопасности движения и комфортности управления с минимизацией нагрузки на зрительный анализатор водителя. 3 с. и 55 з.п. ф-лы.
Изобретения относятся к области эксплуатации транспортных средств.
Известен способ оптимизации процесса управления транспортным средством, при котором для лица, управляющего упомянутым средством, делают доступными для восприятия значения параметров, характеризующих движение упомянутого средства и/или состояние его систем (например, текущее значение скорости и ускорения, текущую частоту оборотов вала двигателя, текущую температуру охлаждающей жидкости и проч.) - Кальмансон Л.Д. и др. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля "Волга" ГАЗ 3110, М., "Колесо", 2000 г. Такой способ прост и удобен в использовании, однако он не позволяет учитывать перспективу динамики изменения параметров, характеризующих движение упомянутого средства и состояние его систем, поскольку не предполагает использование соответствующей информации; не позволяет осуществлять оперативный контроль над изменением параметров, характеризующих движение транспортного средства и состояние его систем, а также над изменением характера упомянутого выше изменения параметров, поскольку предполагает осуществлять умственные операции по учету различных показаний для оценки ожидаемых значений параметров; не позволяет оперативно учитывать информацию о будущем характере движения транспортного средства и о будущем состоянии его систем; не обеспечивает учета индивидуальных особенностей лица, управляющего транспортным средством, при оценке ожидаемых значений параметров, характеризующих движение упомянутого средства и состояние его систем; не предполагает возможность учета значений упомянутых параметров с различной точностью их оценки, достаточной при текущих обстоятельствах; не обеспечивает повышение безопасности движения, предполагая затраты времени на снятие отсчетов, имеющих важное с точки зрения безопасности движения значение, а также предполагая необходимость переключения внимания с дорожной обстановки на указатели соответствующих приборов и устройств транспортного средства; не позволяет осуществлять постоянный контроль над параметрами, характеризующими движение и состояние систем транспортного средства, при сосредоточении зрительного внимания на дорожную обстановку; не позволяет прогнозировать развитие дорожной обстановки на основе опережающей оценки влияющих на нее параметров; не способствует повышению комфортности управления транспортными средствами, не обеспечивая разгрузку внимания лица, им управляющего, исключая возможность автоматизации части процессов управления, а также возможность снятия с упомянутого лица нагрузки, связанной с проведением оценок ожидаемых значений параметров, имеющих прогностическое значение в плане развития дорожной обстановки; не способствует упрощению процесса считывания информации с указателей приборов и устройств транспортного средства; не обеспечивает возможности оперативного ввода информации в бортовой компьютер и/или систему автоматического управления транспортным средством; не позволяет совмещать упомянутый ввод с непосредственным управлением транспортным средством; не обеспечивает минимизацию расхода топлива при смене характера движения транспортного средства, а также повышение живучести его устройств и систем; не позволяет осуществлять опережающее воздействие на органы управления транспортным средством с целью коррекции будущих значений параметров, характеризующих движение упомянутого средства и состояние его систем, при восприятии непосредственно их ожидаемого значения. Известны устройства для оптимизации процесса управления транспортным средством, содержащие расположенный в поле зрения лица, управляющего упомянутым средством, указатель, предназначенный для отображения посредством стрелочной, шкаловой, цифровой или дискретной цветовой индикации текущих значений параметров, характеризующих движение упомянутого средства и/или состояние его систем (например, текущего значения скорости и ускорения, текущей частоты оборотов вала двигателя, текущей температуры охлаждающей жидкости и проч. ) - "Ремонтируем ГАЗ 3110, -310221 "Волга", Иллюстрированное руководство, М., ЗАО КЖИ "За рулем", 2001 г. Такие устройства просты и удобны в эксплуатации, однако они не представляют информацию о перспективе динамики изменения параметров, характеризующих движение упомянутого средства и состояние его систем; не обеспечивают оперативного контроля над изменением параметров, характеризующих движение транспортного средства и состояние его систем, а также над изменением характера упомянутого выше изменения параметров; не представляют оперативной информации о будущем характере движения транспортного средства и о будущем состоянии его систем; не учитывают индивидуальные особенности лица, управляющего транспортным средством, характеризующие движение упомянутого средства и состояние его систем; не позволяют задавать точность оценки параметров, характеризующих движение транспортного средства и состояние его систем, достаточную при текущих обстоятельствах; предполагают затраты времени на снятие отсчетов, имеющих важное с точки зрения безопасности движения значение, а также предполагают необходимость переключения внимания с дорожной обстановки на указатели соответствующих приборов и устройств транспортного средства; не позволяют осуществлять постоянный контроль над параметрами, характеризующими движение и состояние систем транспортного средства при сосредоточении зрительного внимания на дорожную обстановку; не дают опережающих оценок, влияющих на развитие дорожной обстановки параметров; не обеспечивают разгрузку внимания лица, управляющего транспортным средством; исключают возможность автоматизации части процессов управления транспортным средством; не способствуют повышению простоты и удобства считывания информации с указателей приборов и устройств транспортного средства; не обеспечивают возможности оперативного ввода информации в бортовой компьютер и/или систему автоматического управления транспортным средством; предполагают сравнительно сложное конструктивное исполнение; не допускают наращивание своей конфигурации ("апгрейд"); не позволяют осуществлять опережающее воздействие на органы управления транспортным средством с целью коррекции будущих значений параметров, характеризующих движение упомянутого средства и состояние его систем, при восприятии непосредственно их ожидаемого значения; не позволяют совмещать возможность отображения текущих значений параметров, характеризующих движение транспортного средства и состояние его систем, и их эвентуальных значений - значений, достижимых при данном текущем значении этого параметра и с учетом имевшего место характера изменения последнего в предшествующее текущему моменту время. Также известно устройство по заявке ЕР 0379762, представляющее собой спидометр, отражающий скорость движения транспортного средства, включающий блок управления цветом, а также воспринимающий от него управляющие сигналы указатель, цвет как минимум одного объекта которого изменяется при изменении упомянутой скорости. Такой спидометр включает набор ограниченного числа разноцветных индикаторов, установленных на шкале напротив некоторых делений. В результате его работы при изменении скорости происходит изменение от зеленого к красному цвета воспринимаемого упомянутым лицом света, идущего от шкалы спидометра. Данное устройство выбрано в качестве прототипа для второго объекта изобретения. Прототип удачно дополняет штатный спидометр, например стрелочный указатель скорости. Недостатком прототипа является то, что упомянутое лицо воспринимает скачки в смене упомянутого цвета во времени (глаз человека различает более 100 цветов и оттенков - Справочник конструктора оптико-механических приборов под ред. М.Я. Кругера, Л.: Машиностроение, 1968 г., с. 211, в то время как число делений на шкале спидометра существенно меньше 100) и в пространстве (упомянутые деления находятся на расстоянии, существенно превышающем линейное разрешение глаза, т.к. предназначены для раздельного восприятия). В этой связи в момент переключения упомянутых индикаторов внимание упомянутого лица непроизвольно отвлекается от дорожной обстановки на панель приборов, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Это объясняется природой избирательного внимания человека, активизируемого всякой дискретной сменой в объектах визуально воспринимаемой картины мира. В этой связи прототип избыточно нагружает зрительное внимание лица, управляющего транспортным средством. У прототипа есть и другой недостаток, связанный с видимым угловым размером светящегося определенным цветом объекта, загорающегося при достижении скоростью определенного значения. Когда изображение упомянутого объекта на сетчатке существенно меньше размера цветового рецептивного поля, изменение цвета может быть не воспринято либо воспринято ложным. Практические исследования показывают следующее. Если упомянутый размер меньше 1o30", то с вероятностью 95% наблюдатель изменение цвета упомянутого света спутает с изменением его яркости, а в случае, когда визуально воспринимаемые яркости упомянутых объектов различного цвета выровнены, упомянутое изменение с вероятностью 99% будет пропущено. Последнее особенно выражено при движении в темное время суток. Известны индикаторы устройств, предназначенных для оптимизации процесса управления транспортным средством, содержащие источник света, служащий для подсветки шкал указателей, отображающих текущие значения параметров, характеризующих движение упомянутого средства или состояние его систем (например, текущего значения скорости и ускорения, текущей частоты оборотов вала двигателя, текущей температуры охлаждающей жидкости и проч.), либо служащий для информирования лица, управляющего упомянутым средством, о изменении упомянутого текущего значения (например, о приближении к опасному скоростному режиму, о включении стояночного тормоза, о превышении температуры охлаждающей жидкости допустимой величины и проч.) - Ремонтируем ГАЗ 3110, -310221 "Волга", Иллюстрированное руководство, М., ЗАО КЖИ "За рулем", 2001 г. Такие устройства просты и удобны в эксплуатации, однако они не обеспечивают оперативного контроля над изменением параметров, характеризующих движение транспортного средства и состояние его систем, а также над изменением характера упомянутого выше изменения параметров; не позволяют задавать точность оценки параметров, характеризующих движение транспортного средства и состояние его систем, достаточную при текущих обстоятельствах; предполагают затраты времени на снятие отсчетов, имеющих важное с точки зрения безопасности движения значение, а также предполагают необходимость переключения внимания с дорожной обстановки на указатели соответствующих приборов и устройств транспортного средства; не позволяют осуществлять постоянный контроль над параметрами, характеризующими движение и состояние систем транспортного средства при сосредоточении зрительного внимания на дорожную обстановку; не обеспечивают разгрузку внимания лица, управляющего транспортным средством; не способствует упрощению процесса считывания информации с указателей приборов и устройств транспортного средства; предполагают сравнительно сложное конструктивное исполнение; повышают нагрузку на зрительный анализатор лица, управляющего транспортным средством. Технический результат от использования заявляемых изобретений на воздушном, автомобильном, речном, железнодорожном и ином транспорте сводится к: - оптимизации процесса управления транспортным средством на основе использования более полной информации о динамике изменения параметров, характеризующих движение упомянутого средства и состояние его систем, а также о перспективе такой динамики; - обеспечению возможности осуществления опережающего воздействия на органы управления транспортным средством с целью коррекции будущих значений параметров, характеризующих движение упомянутого средства и состояние его систем, при восприятии их ожидаемого значения; - простому, удобному и оперативному контролю над изменением параметров, характеризующих движение транспортного средства и состояние его систем, а также над изменением характера упомянутого выше изменения параметров; - оперативному легкосчитываемому представлению информации о будущем характере движения транспортного средства и о будущем состоянии его систем; - обеспечению возможности учета индивидуальных особенностей лица, управляющего транспортным средством, при оценке ожидаемых значений параметров, характеризующих движение упомянутого средства и состояние его систем; - снятию отсчетов с требуемой условиями движения транспортного средства и/или состоянием его систем точностью; - повышению безопасности движения за счет повышения скорости снятия отсчетов, имеющих важное с точки зрения безопасности движения значение, вплоть до полного исключения необходимости переключения внимания с дорожной обстановки на указатели соответствующих приборов и устройств транспортного средства, а также за счет постоянного контроля над параметрами, характеризующими движение и состояние систем транспортного средства, при сосредоточении зрительного внимания на дорожной обстановке; - возможности прогнозирования развития дорожной обстановки на основе опережающей оценки влияющих на нее параметров; - повышению комфортности управления транспортными средствами за счет разгрузки внимания лица, им управляющего, за счет автоматизации части процессов управления, а также за счет снятия с упомянутого лица нагрузки, связанной с проведением оценок ожидаемых значений параметров, имеющих прогностическое значение в плане развития дорожной обстановки; - повышению простоты и удобства считывания информации с указателей приборов и устройств транспортного средства; - повышению простоты, удобства и оперативности ввода информации в бортовой компьютер и/или систему автоматического управления транспортным средством, в том числе за счет совмещения такового с непосредственным управлением транспортным средством; - минимизации расхода топлива при смене характера движения транспортного средства, повышению живучести его устройств и систем; - минимизации нагрузки на зрительный анализатор лица, управляющего транспортным средством; - упрощению конструктивной сложности устройств транспортного средства, предназначенных для отображения информации, с одной стороны, и возможности наращивания конфигурации такого устройства ("upgrade") - с другой; - возможности построения устройства, в котором совмещены функции отображения текущих значений параметров, характеризующих движение транспортного средства и состояние его систем, и их эвентуальных значений. Сущность изобретений заключается в следующем. В способ оптимизации процесса управления транспортным средством, заключающийся в том, что для лица, управляющего транспортным средством, делают доступными для восприятия значения параметров, характеризующих движение упомянутого средства и/или состояние его систем, введены следующие отличительные признаки: для восприятия делают доступным значение как минимум одного характеризующего движение упомянутого средства и/или состояние его систем параметра, достижимое при его текущем значении с учетом динамики и характера изменения упомянутого параметра в предшествующее текущему моменту время; изменяют упомянутое достижимое значение параметра до желаемого с заданным допуском, для чего воздействуют на органы управления движением транспортного средства; используют упомянутое желаемое значение параметра в качестве компоненты исходных данных, предназначенных для ввода в систему автоматического управления транспортным средством или бортовой компьютер для последующей автоматической корректировки процесса управления либо для непосредственного автоматического управления транспортным средством с целью достижения с установленной точностью желаемого значения параметра в реальном масштабе времени; удерживают в заданных пределах упомянутое достижимое значение параметра, для чего изменяют характер воздействия на органы управления движением транспортного средства; при определении упомянутого достижимого значения учитывают индивидуальные особенности лица, управляющего транспортным средством, предопределяющие статистически наиболее вероятные при управлении этим лицом произвольные и/или непроизвольные изменения упомянутого достижимого значения одного из параметров при данном текущем значении этого параметра и с учетом имевшего место характера изменения последнего в предшествующее текущему моменту время; при определении упомянутого достижимого значения учитывают состояние систем транспортного средства; сравнивают упомянутое достижимое значение с текущим значением того же параметра и по результатам сравнения, при необходимости, корректируют процесс управления транспортным средством; сравнивают различные достижимые значения одного и того же параметра и по результатам сравнения, при необходимости, корректируют процесс управления транспортным средством; в качестве параметров, характеризующих движение транспортного средства или состояние его систем, используют скорость или частоту вращения вала двигателя, или температуру охлаждающей жидкости, или давление тормозной жидкости; при использовании скорости в качестве одного из параметров воздействие на органы управления движением транспортного средства осуществляют для увеличения или уменьшения скорости его движения, а характер воздействия на органы управления движением изменяют с целью перехода к другому характеру увеличения или уменьшения скорости; для восприятия упомянутым лицом упомянутого достижимого значения его визуализируют как минимум одним объектом указателя; для упомянутой визуализации используют цвет; изменяют цвет как минимум одного объекта указателя, расположенного в поле зрения упомянутого лица, или изменяют цвет как минимум двух объектов указателя, аналогичным образом расположенных, в зависимости от изменения упомянутого достижимого значения; задают или произвольно или автоматически изменяют характер упомянутой зависимости с учетом внешних условий, и/или характера движения, и/или состояния систем транспортного средства; упомянутое изменение цвета осуществляют с заданной дискретностью или плавно; переходят от заданной дискретности изменения цвета к плавному или наоборот - от плавного к заданной дискретности; при визуализации более одного упомянутого достижимого значения одного из параметров задают визуально воспринимаемую разницу цветов объектов, отображающих различные, например по времени, достижимые значения при равенстве этих значений по абсолютной величине; при визуализации более одного упомянутого достижимого значения одного из параметров задают визуально воспринимаемую разницу насыщенности цветов объектов, отображающих различные, например по времени, достижимые значения при равенстве этих значений по абсолютной величине, но различной вероятности их достижения; при изменении упомянутого достижимого значения в пределах выбранных поддиапазонов сохраняют цвет как минимум одного объекта указателя неизменным; в качестве упомянутого достижимого значения используют ожидаемое значение одного из параметров в один из будущих моментов времени, отстоящих от текущего на сколь угодно малый интервал времени; для определения упомянутого ожидаемого значения используют как минимум одно значение одного из параметров в один из предшествующих моментов времени, отстоящих от текущего на сколь угодно малый интервал времени; задают или произвольно или автоматически изменяют величину как минимум одного из упомянутых интервалов времени с учетом внешних условий, и/или характера движения, и/или состояния систем транспортного средства. В устройство для оптимизации процесса управления транспортным средством, связанное посредством электрических цепей с другими системами упомянутого средства или с бортовым компьютером с возможностью передачи к ним отображаемого параметра, характеризующего движение транспортного средства и/или состояние его систем, содержащее блок управления цветом и расположенный в поле зрения лица, управляющего упомянутым средством, указатель, цвет как минимум одного объекта которого изменяется в зависимости от изменения отображаемого параметра при изменении управляющих сигналов, принимаемых упомянутым указателем от упомянутого блока, введены следующие отличительные признаки: упомянутый блок выполнен с возможностью изменения цвета упомянутого объекта в один из будущих моментов времени, отстоящих от текущего на сколь угодно малый интервал времени, в зависимости от изменения ожидаемого значения упомянутого параметра; объект указателя, отображающий ожидаемое значение одного из параметров, расположен на расстоянии от объекта указателя, отображающего аналогичным образом текущее значение того же параметра, достаточном для идентификации упомянутых указателей как отображающих один и тот же параметр, но в разные моменты времени, или упомянутые указатели расположены в непосредственной близости друг от друга, какую только могут позволить их конструктивные исполнения; упомянутый блок выполнен с возможностью изменения цвета как минимум еще одного объекта указателя еще в один из будущих моментов времени, отстоящих от текущего на сколь угодно малый интервал времени, в зависимости от изменения как минимум еще одного ожидаемого значения одного из упомянутых параметров, или с возможностью изменения цвета как минимум одного объекта еще одного указателя еще в один из будущих моментов времени, отстоящих от текущего на сколь угодно малый интервал времени, в зависимости от изменения как минимум еще одного ожидаемого значения одного из упомянутых параметров; конструктивно оно выполнено с возможностью присоединения к нему еще одного указателя; объекты указателя или указателей, отображающие цветом ожидаемое значение одного из параметров, расположены друг от друга на расстоянии, достаточном для идентификации объектов указателя или указателей, как отображающих один и тот же параметр, но в разные моменты времени, или упомянутые объекты указателя или указателей расположены в непосредственной близости друг от друга, какую только могут позволить их конструктивные исполнения; объекты указателя или указателей, отображающие одно и то же упомянутое ожидаемое значение, разнесены в поле зрения лица, управляющего транспортным средством, и расположены в наиболее вероятных местах сосредоточения его зрительного внимания; упомянутый блок выполнен с возможностью изменения цвета как минимум одного объекта указателя с заданной дискретностью или плавно; минимальное число различаемых цветов, которые могут иметь объекты указателя, выбрано больше числа оцифрованных делений на шкале указателя текущего значения параметра, ожидаемое значение которого отображается цветом; оно снабжено органом управления, обеспечивающим возможность задания дискретности упомянутого изменения цвета, а также обеспечивающим возможность переключения с заданной дискретности на плавное цветовое представление упомянутого ожидаемого значения и наоборот - с плавного на заданную дискретность; оно содержит орган управления, обеспечивающий возможность задания или произвольного изменения упомянутых зависимостей при изменении внешних условий, и/или характера движения, и/или состояния систем транспортного средства; оно содержит орган автоматического регулирования, обеспечивающий возможность изменения упомянутых зависимостей при изменении внешних условий, и/или характера движения, и/или состояния систем транспортного средства; оно содержит как минимум один орган управления, позволяющий индивидуально задавать упомянутую зависимость для как минимум одного из упомянутых объектов указателя или указателей; оно содержит орган управления, обеспечивающий возможность задания или произвольного изменения величины упомянутых интервалов времени при изменении внешних условий и/или характера движения, и/или состояния систем транспортного средства; оно содержит орган автоматического регулирования, обеспечивающий возможность изменения величины упомянутых интервалов времени при изменении внешних условий и/или характера движения, и/или состояния систем транспортного средства; оно снабжено выходом в виде порта или разъема, предназначенным для подключения к системе автоматического управления транспортным средством или к бортовому компьютеру транспортного средства с возможностью передачи через него электрического сигнала, несущего информацию об отображаемом упомянутом ожидаемом значении с установленной точностью; оно является индикатором системы автоматического управления транспортным средством или бортового компьютера, отображающим упомянутое ожидаемое значение, вычисляемое системой автоматического управления или бортовым компьютером; оно включает позволяющее обновлять хранимую информацию запоминающее устройство, предназначенное для хранения усредняемых в процессе эксплуатации транспортного средства данных о статистически наиболее вероятных при управлении как минимум одним конкретным лицом произвольных и/или непроизвольных изменениях соответствующего упомянутого ожидаемого значения одного из параметров при данном текущем значении этого параметра и с учетом имевшего место характера изменения последнего в предшествующее текущему моменту время; оно содержит орган управления, позволяющий осуществлять настройку на конкретное лицо, управляющее транспортным средством, для обеспечения накопления статистической информации именно о нем и учета его индивидуальных особенностей, предопределяющих статистически наиболее вероятные изменения соответствующего упомянутого ожидаемого значения; упомянутый орган управления выполнен с возможностью включения нейтрального по отношению к упомянутому конкретному лицу режима, обеспечивающего определение упомянутого ожидаемого значения без учета упомянутых индивидуальных особенностей; оно связано посредством электрических цепей с другими системами транспортного средства, состояние которых значимо при определении упомянутого ожидаемого значения; его вход непосредственно либо через адаптер, например, в виде бортового компьютера связан с датчиком скорости или частоты вращения вала двигателя, или температуры охлаждающей жидкости, или давления тормозной жидкости; оно включает позволяющее обновлять хранимую информацию запоминающее устройство, предназначенное для хранения как минимум одного значения одного из параметров в один из предшествующих моментов времени, отстоящих от текущего на сколь угодно малый интервал времени, необходимого для определения упомянутого ожидаемого значения; оно содержит орган управления, обеспечивающий возможность задания или произвольного изменения величины упомянутого интервала времени при изменении внешних условий, и/или характера движения, и/или состояния систем транспортного средства; упомянутый орган управления выполнен с возможностью отображения указателем ожидаемого значения скорости в режимах: движение в условиях "пробок", и/или движение в населенном пункте, и/или движение вне населенного пункта, и/или движение на автомагистрали, и/или движение на трассе, не имеющей ограничений скорости; оно содержит орган автоматического регулирования, обеспечивающий возможность изменения величины упомянутого интервала времени при изменении внешних условий, и/или характера движения, и/или состояния систем транспортного средства; при отображении ожидаемого значения скорости упомянутый орган автоматического регулирования выполнен с возможностью учета частоты смены скоростных режимов, в частном случае - передач; оно содержит как минимум один орган управления, обеспечивающий возможность задания яркости упомянутых объектов указателя или указателей; оно содержит как минимум один орган автоматического регулирования, обеспечивающий возможность изменения яркости упомянутых объектов указателя или указателей при изменении внешних условий; оно включает телемонитор, например жидкокристаллический, выполненный с возможностью изменения своего цвета одновременно по всей площади или по частям; оно выполнено в виде автономного устройства, устанавливаемого вне панели приборов транспортного средства. В индикатор устройства для оптимизации процесса управления транспортным средством, содержащий источник света, введены следующие отличительные признаки: он содержит как минимум еще один источник света, имеющий отличный от первого цвет свечения и составляющий с первым группу источников света, в которой соотношение яркостей упомянутых источников зависит от изменения значения как минимум одного характеризующего движение транспортного средства и/или состояние его систем параметра, достижимого при текущем его значении с учетом динамики и характера изменения упомянутого параметра в предшествующее текущему моменту время, при этом как минимум одна область индикатора выполнена с возможностью изменения своего цвета в зависимости от изменения упомянутого достижимого значения; он содержит как минимум еще одну аналогичную упомянутой группу источников света, соотношение яркостей источников света в которой зависит от упомянутого достижимого значения параметра, отличного от достижимого значения параметра, в зависимости от которого изменяется соотношение яркостей источников света первой группы, при этом как минимум две области индикатора выполнены с возможностью изменения своего цвета в зависимости от изменений упомянутых достижимых значений; он имеет еще одну расположенную между упомянутыми областями область, свечение которой происходит за счет источников света упомянутых групп; как минимум одна из упомянутых групп источников света расположена таким образом, чтобы визуально воспринимаемые лицом, управляющим транспортным средством, угловые размеры как минимум одной из упомянутых областей как минимум в одном направлении были не меньше 1o30"; как минимум одна из упомянутых областей накрыта маской, обеспечивающей пространственную модуляцию ее свечения периодической функцией, усеченной апертурой этой области; как минимум одна из упомянутых областей накрыта предназначенным для отображения служебной или иной информации жидкокристаллическим индикатором, работающим в проходящем свете. Заявляемый способ включает следующее. Для лица, управляющего упомянутым средством, делают доступными для восприятия как минимум одно эвентуальное значение как минимум одного из упомянутых параметров. Упомянутое лицо изменяет воспринимаемое упомянутое эвентуальное значение до желаемого с заданным допуском, для чего воздействует на органы управления движением упомянутого средства. Достигнутое упомянутое желаемое значение используется в качестве компоненты исходных данных, предназначенных для ввода в бортовой компьютер и/или систему автоматического управления упомянутого средства с целью последующей автоматической корректировки процесса управления либо с целью непосредственно автоматического управления упомянутым средством для достижения с установленной точностью упомянутого значения в реальном масштабе времени. В ином случае упомянутое лицо удерживает в заданных пределах ранее достигнутое воспринимаемое упомянутое эвентуальное значение, для чего изменяет характер воздействия на органы управления движением упомянутого средства. В ряде случаев при определении упомянутого эвентуального значения учитываются индивидуальные особенности упомянутого лица, предопределяющие статистически наиболее вероятные при управлении этим лицом произвольные и/или непроизвольные изменения соответствующего упомянутого эвентуального значения одного из упомянутых параметров при данном текущем значении этого параметра и с учетом имевшего место характера изменения последнего в предшествующее текущему моменту время, а также учитывается состояние систем упомянутого средства. При необходимости сравнивают упомянутое эвентуальное значение с текущим значением того же параметра или сравнивают различные упомянутые эвентуальные значения одного и того же параметра. В качестве упомянутого одного из упомянутых параметров используют скорость или частоту вращения вала двигателя, или температуру охлаждающей жидкости, или давление тормозной жидкости. При использовании упомянутой скорости в качестве упомянутого одного из упомянутых параметров упомянутое воздействие на органы управления движением упомянутого средства осуществляют с целью увеличения или уменьшения скорости его движения, а характер воздействия на органы управления движением упомянутого средства изменяют с целью перехода к другому характеру увеличения или уменьшения упомянутой скорости. Для упомянутого восприятия визуализируют упомянутое эвентуальное значение для чего используют цвет. При этом изменяют цвет как минимум одного объекта, расположенного в поле зрения лица, управляющего упомянутым средством или изменяют цвет как минимум двух объектов, аналогичным образом расположенных, в зависимости от изменения упомянутого эвентуального значения. В то же время задают или произвольно или автоматически изменяют характер упомянутой зависимости с учетом внешних условий, и/или характера движения, и/или состояния систем упомянутого средства. Упомянутое изменение цвета осуществляют с заданной дискретностью или плавно, переходя в зависимости от индивидуальных потребностей от заданной дискретности изменения цвета к плавному или наоборот - от плавного к заданной дискретности. При визуализации более одного эвентуального значения одного из упомянутых параметров задают визуально воспринимаемую разницу цветов объектов, отображающих различные (например, по времени) эвентуальные значения при равенстве этих значений по абсолютной величине. При визуализации более одного эвентуального значения одного из упомянутых параметров задают визуально воспринимаемую разницу насыщенности цветов объектов, отображающих различные (например по времени) эвентуальные значения при равенстве этих значений по абсолютной величине, но различной вероятности их достижения (того, что они будут иметь место на самом деле). При изменении упомянутого эвентуального значения в пределах некоторых поддиапазонов сохраняют цвет упомянутого объекта или как минимум одного из упомянутых объектов неизменным. В качестве упомянутого эвентуального значения используют ожидаемое значение одного из упомянутых параметро