Люк с крышкой с пневмобаллонным уплотнением

Реферат

 

Изобретение относится к запорным устройствам, в частности к крышкам люков. Люк с крышкой содержит корпус люка (1), поджимаемую ригелем (3) крышку (2) с опорным кольцом (7), прижимаемым к уплотняющей кольцевой прокладке (8) горловины люка. На внутренней поверхности корпуса люка, выполненной в форме усеченного конуса, установлен кольцевой баллон (9), выполненный из упругого материала и соединенный с магистралью сжатого воздуха, в которой установлены переключающий вентиль и запорный клапан. Крышка снабжена юбкой (13), выполненной в форме усеченного конуса, охватываемой кольцевым баллоном. После закрывания крышки люка накачивают воздух из тормозной магистрали в кольцевой баллон, который, надуваясь, плотно охватывает юбку, обеспечивая герметичность. Конусообразные поверхности корпуса и юбки (13) обеспечивают дополнительное прижатие крышки с опорным кольцом к уплотняющей кольцевой прокладке. Изобретение повышает герметичность люка. 1 ил.

Изобретение относится к запорным устройствам, в частности к люкам с крышками, и может быть использовано на железнодорожных вагонах-цистернах общего назначения.

Известны люки с крышками, герметичность которых достигается при помощи резиновых уплотнений [1].

Наиболее близким по технической сути является люк с крышкой ригельного типа, содержащий корпус, крышку, ригель, валик, откидной болт, гайку, опорное кольцо, уплотняющую кольцевую прокладку горловины люка [2].

Недостатком этого устройства является недостаточная герметичность уплотнения за счет сминания уплотняющей кольцевой прокладки и нарушения плотности прилегания опорного кольца к указанной прокладке.

Техническим результатом предложенного является повышение герметичности люка.

Технический результат достигается тем, что люк с крышкой, содержащий корпус, крышку, ригель, валик, гайку, опорное кольцо, уплотняющую кольцевую прокладку горловины люка, снабжен кольцевым баллоном, выполненным из упругого бензомаслостойкого материала, соединенным с магистралью сжатого воздуха, переключающим вентилем и запорным клапаном, установленными в магистрали сжатого воздуха, а крышка снабжена юбкой, выполненной в форме усеченного конуса с малым углом наклона боковой поверхности, при этом кольцевой баллон закреплен на внутренней поверхности корпуса люка, которая выполнена в форме усеченного конуса с малым углом наклона боковой поверхности.

На чертеже представлена схема люка с крышкой с пневмобаллонным уплотнением цистерны общего назначения. Он содержит корпус люка 1, крышку 2, ригель 3, валик 4, откидной болт 5, гайку 6, опорное кольцо 7, уплотняющую кольцевую прокладку горловины люка 8, кольцевой баллон 9, выполненный из упругого бензомаслостойкого материала, магистраль сжатого воздуха 10 с установленными в ней переключающим вентилем 11 и запорным клапаном 12. Ригель 3 с одной стороны опирается на валик 4, а с другой стороны надевается на откидной болт 5 и зажимается гайкой 6. Крышка люка 2 снабжена юбкой 13, выполненной в форме усеченного конуса с малым углом наклона боковой поверхности. Внутренняя поверхность корпуса люка 1 также имеет форму усеченного конуса с малым углом наклона боковой поверхности. Кольцевой баллон 9 установлен на внутренней поверхности корпуса люка 1.

Устройство работает следующим образом.

При закрывании люка крышка 2 устанавливается так, что опорное кольцо 7 опирается на уплотняющую кольцевую прокладку горловины люка 8. Ригель 3 поворачивается относительно валика 4, надевается на откидной болт 5 и зажимается гайкой 6, прижимая крышку 2 с опорным кольцом к уплотняющей кольцевой прокладке 8. Переключающий вентиль 11 устанавливается в положение, при котором открывается доступ сжатого воздуха из тормозной магистрали по магистрали сжатого воздуха в кольцевой баллон 9. При накачивании воздуха в тормозную магистраль сжатый воздух по магистрали 10 заполняет кольцевой баллон 9, который надувается и плотно охватывает юбку 13, обеспечивая герметичность люка. Наклонные конусообразные поверхности корпуса 1 и юбки 13 обеспечивают дополнительное прижатие крышки 2 с опорным кольцом 7 к уплотняющей кольцевой прокладке 8 за счет возникновения вертикальной составляющей от усилия прижатия кольцевого баллона 9 к корпусу 1 и юбке 13.

В пути следования в процессе переработки вагонов возможно снижение давления в тормозной магистрали, при этом предохранительно-запорный клапан 12 не допустит выход воздуха из кольцевого баллона 9.

Для открытия люка необходимо спустить воздух из тормозной магистрали и установить переключающий вентиль в положение, обеспечивающее выход воздуха из баллона 9 в атмосферу, при этом баллон 9 сжимается под действием сил упругости материала, из которого он изготовлен, и прижимается к внутренней поверхности корпуса люка 1, освобождая юбку 13. После этого необходимо отвинтить гайку 6 до выхода ее из соприкосновения с ригелем и отвести болт 5 в сторону, повернуть ригель относительно валика 4 и открыть крышку.

Для исключения несанкционированного открытия люка можно пломбировать вентиль 11 в положении, обеспечивающем доступ воздуха из тормозной магистрали в кольцевой баллон 9.

Источники информации 1. Вагоны: Учебник для вузов ж.-д. трансп. Под ред. Л.А. Шадура. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1980 г, 439 с., с. 342.

2. То же, стр. 343.

Формула изобретения

Люк с крышкой, содержащий корпус, поджимаемую ригелем крышку с опорным кольцом, прижимаемым к уплотняющей кольцевой прокладке горловины люка, отличающийся тем, что он снабжен кольцевым баллоном, выполненным из упругого материала, соединенным с магистралью сжатого воздуха, в которой установлены переключающий вентиль и запорный клапан, а крышка снабжена юбкой, выполненной в форме усеченного конуса, охватываемой кольцевым баллоном, закрепленным на внутренней поверхности корпуса люка, которая выполнена в форме усеченного конуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1