Способ лечения геморрагической лихорадки с почечным синдромом

Реферат

 

Изобретение относится к медицине, а именно к инфекционным болезням, в частности к лечению геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). Для этого больным назначают препарат йодантипирин в ранние сроки заболевания, не позднее 5 дня болезни, перорально - в первые четыре дня по 0,2 г (2 таблетки) 3 раза в день, в последующие 5 дней по 0,1 г (1 таблетка) 3 раза в день. Общий курс 9 дней. Данное лечение проводят на фоне общепринятой терапии, включающей изотонические растворы глюкозы и хлорида натрия, аскорбиновую кислоту, антигистаминные средства, дезагреганты, диуретики. Способ обеспечивает сокращение длительности периодов и отдельных симптомов заболевания. 6 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к инфекционной патологии, в частности к лечению геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) в ранние сроки заболевания.

Общепринятым способом лечения ГЛПС является патогенетическая терапия, направленная на снижение интоксикации, восстановление обмена циркулирующей крови, улучшение реологии и микроциркуляции, снижение сосудистой проницаемости, нормализацию кислотно-щелочного состояния, купирование болевого синдрома (Терапевтический архив, 11, 1995, с. 30-33). Однако эта терапия не всегда эффективна в предотвращении нарастания тяжести течения болезни. При этом методе лечения отсутствует воздействие на этиологический фактор болезни - вирус, также иммунологическую реактивность организма, а взаимодействие этих двух факторов играет определенную роль в патогенезе ГЛПС.

Несмотря на успехи современной медицины, лечение ГЛПС остается актуальной проблемой. Ведутся поиски возможности лечения ГЛПС с помощью индукторов интерферона.

В литературе имеется единственное сообщение о попытке иммунокорригирующей терапии ГЛПС тимогеном, сочетающим в себе свойства стимулятора клеточного звена иммунитета и индуктора интерферонообразования. Однако ожидаемого терапевтического эффекта по сравнению с контрольной группой получено не было (Клинико-иммунологический контроль эффективности применения тимогена при ГЛПС. В.И.Рощупкин с соавт., 1989, с. 181-182).

В патентной литературе и открытых публикациях сведений о применении йодантипирина для лечения больных ГЛПС нам обнаружить не удалось.

Технический результат - сокращение длительности периодов и отдельных симптомов заболевания.

Предлагаемый способ лечения осуществляется следующим образом: для лечения больных ГЛПС назначают препарат йодантипирин в ранние сроки заболевания, не позднее 5 дня болезни, перорально - в первые четыре дня по 0,2 г (2 таблетки) 3 раза в день, в последующие 5 дней по 0,1 г (1 таблетка) 3 раза в день. Общий курс 9 дней. Данное лечение проводят на фоне общепринятой терапии, включающей изотонические растворы глюкозы и хлорида натрия, аскорбиновую кислоту, антигистаминные средства, дезагреганты, диуретики.

Йодантипирин (1-фенил-2,3-диметил-4 йодпиразолон) относится к группе нестероидных противовоспалительных средств, производных пиразолона, обладает противовоспалительными, антивирусными, иммуностимулирующими и интерфероногенными свойствами. Препарат является активным индуктором альфа- и бетта-интерферонов, существенно повышает активность фибробластов и индуцирует их антивирусную резистентность, задерживает проникновение вируса в клетку за счет стабилизирующего действия на биологические мембраны, значительно стимулирует продукцию антител. Проведено клиническое изучение препарата в качестве средства для лечения и профилактики клещевого энцефалита, гриппа и других ОРВИ у взрослых людей. Получены хорошие клинико-лабораторные результаты, позволившие рекомендовать йодантипирин для широкого использования (Актуальные вопросы природноочаговых инфекций, 1998, с. 244-245). Йодантипирин экономически доступен, его можно приобрести в аптечной сети и постоянно иметь при себе, так как для хранения не требует особых условий, Для оценки эффективности терапии больные были разделены на две группы. Первая группа - 67 пациентов получала только общепринятую патогенетическую терапию и составила группу контроля. Вторая - из 74 пациентов помимо общепринятой терапии получала йодантипирин. Объектом изучения стали больные со среднетяжелой и тяжелой формой заболевания, так как при легкой форме не происходит выраженных иммунопатологических и клинических проявлений заболевания.

В качестве критериев эффективности терапии нами использовались следующие показатели: 1) клинические - длительность лихорадки, болевого синдрома, продолжительность олигурии, 2) биохимические - пиковые уровни мочевины и креатинина, 3) динамика некоторых показателей иммунитета - субпопуляции СD3. CD4, CD8 лимфоцитов, фагоцитарного индекса, В-лимфоцитов, 4) динамика показателей интерферонового статуса - сывороточный ИФН, альфа-ИФН.

Оценивая положительный эффект иммуномодулирующей терапии, мы в первую очередь опирались на клинические критерии эффективности.

Как видно из таблицы 1, у пациентов со среднетяжелым течением ГЛПС, получавших йодантипирин, продолжительность таких симптомов, как лихорадка, олигурия, боль в пояснице, животе оказалась достоверно меньше, чем у больных из контрольной группы. Также выявлено существенное снижение пиковых показателей мочевины и креатинина в опытной группе. У больных тяжелой формой ГЛПС, получавших испытуемый препарат, продолжительность лихорадки, болей в пояснице, также достоверно отличалась. Разница в длительности олигурии, болей в животе и головных болей у больных обеих групп была недостоверной. Пиковые показатели креатинина были достоверно ниже в опытной группе, а мочевины - не имели достоверной разницы (таблица 2).

Йодантипирин в разработанной нами схеме приема хорошо переносился больными, побочных эффектов и аллергических реакций зарегистрировано не было. Хотя следует отметить, что его пероральное применение может быть ограничено в случаях с наличием у больных выраженной рвоты.

Результаты, полученные при изучении СD3, CD4, CD8 лимфоцитов, фагоцитарного индекса, В-лимфоцитов, показали, что динамика показателей клеточного иммунитета зависела от степени тяжести больных ГЛПС.

Как видно из таблиц 3 и 4, иммунологические показатели в олигурический период достоверно не отличались в группах. В полиурическом периоде отмечался рост относительного количества СD3, СD4 лимфоцитов при среднетяжелой и тяжелой форме ГЛПС. Что касается уровня CD8 лимфоцитов, то полученные данные несколько противоречивы: при среднетяжелой форме этот показатель достоверно не отличался в обеих группах, а при тяжелой форме в опытной группе показатель достоверно ниже, чем в контрольной. Фагоцитоз нейтрофилов в опытной группе в полиурическом периоде характеризовался высокими показателями фагоцитарного индекс. Выявлены достоверно высокие значения В-лимфоцитов. В периоде реконвалесценции при среднетяжелой форме относительное количество субпопуляций СD3, CD4, CD8 лимфоцитов остается достоверно выше в опытной группе и приближается к показателям здоровых лиц. Показатели фагоцитарного индекса и В-лимфоциты в этот период достоверно не отличались в группах. При тяжелой форме наблюдалась общая тенденция к нормализации показателей клеточного иммунитета, но не было выявлено статистически достоверной разницы в обеих группах.

Таким образом, в целом по анализу вышеприведенных характеристик клеточного иммунитета в двух исследуемых группах больных, мы можем говорить о наличии иммуномодулирующего эффекта йодантипирина в категории пациентов со среднетяжелым и тяжелым течением болезни.

При раннем назначении йодантипирина выявлено достоверно быстрое повышение активности системы ИФН.

Как видно из таблицы 5, при среднетяжелой форме ГЛПС существенных различий в нарастании титра сывороточного ИФН в сравнимаемых группах в олигурическом и полиурическом периодах выявлено не было. К моменту выписки уровень сывороточного ИФН в опытной группе был достоверно ниже, чем в контроле. Возрастание способности лейкоцитов к продукции альфа-ИФН наступило позднее к периоду реконвалесценции в опытной группе.

При тяжелой форме ГЛПС уровень сывороточного ИФН на протяжении всех периодов заболевания оставался высоким в обеих группах и достоверно не отличался. Уровень альфа-ИФН был снижен по сравнению с этим же показателем у больных среднетяжелой формой заболевания. В период реконвалесценции уровень альфа-ИФН имел тенденцию к нарастанию, которая была более выражена в опытной группе, однако показатели достоверно не отличались (таблица 6).

Высокие титры сывороточного ИФН в разгар болезни, по-видимому, связаны с высокой интерфероногенной активностью клеток крови и других систем, вовлеченных в патологический процесс, также с высокой иинтерфероногенной активностью самого вируса ГЛПС.

В олигурическом периоде наблюдалось снижение способности лейкоцитов продуцировать альфа-ИФН, вероятно это связано с угнетающим действием вируса ГЛПС на продукцию альфа-ИФН. Повышение способности лейкоцитов к выработке альфа-ИФН в периоде выздоровления согласовалось с известными данными о нормализации показателей клеточного и гуморального иммунитета в эти же сроки.

Таким образом, раннее назначение йодантипирина способствовало большему возрастанию интерферонсинтезирующей способности лейкоцитов при среднетяжелой и тяжелой форме ГЛПС, но при среднетяжелой форме эта способность была более выражена.

Примеры конкретного применения предлагаемого способа лечения.

Пример 1.

Больной П. , 30 лет, находился на лечении в 8-ом отделении КИБ 4 с 5 октября по 26 октября 1999 года. Клинический диагноз: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, средней степени тяжести.

Диагноз подтвержден серологическим методом (нарастание титра антител и вируса ГЛПС в парных сыворотках 1:256-1:1024).

Поступил в стационар на 4-й день заболевания. В анамнезе: болезнь началась остро, с подъема температуры до 39oС, озноба, головной боли. На 3-й день болезни появились боли в поясничной области, тошнота, слабость. Дома принимал жаропонижающие средства. 4 октября обратился к участковому врачу и 5 октября госпитализирован.

Эпидемиологический анамнез: Периодически выезжал на садовый участок, отмечает случаи инфекции (ГЛПС) среди соседей по саду. Хронических заболеваний в анамнезе нет.

При объективном осмотре в момент поступления больного в стационар - состояние пациента тяжелое, в сознании, выраженная интоксикация, температура тела 38,8oС.

Гиперемия кожи лица, шеи, верхней половины туловища, инъекция склер. Энантема на мягком небе. На боковых поверхностях туловища мелкоточечная сыпь.

Дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены, тахикардия до 96 ударов в минуту, АД=120/60 мм рт. ст. При пальпации живота - умеренная болезненность в области проекции почек, выраженная болезненность при поколачивании поясничной области.

Больному назначена инфузионная терапия - гипертонический раствор глюкозы, аскорбиновая кислота, десенсибилизирующие препараты. С 6 октября (на 5-й день болезни) больному назначен йодантипирин по 0,2 г (2 таб.) 3 раза в день, а с 10 октября по 0,1 г (1 таб.) 3 раза в день. Общий курс 9 дней.

6 октября состояние больного оставалось тяжелым, сохранялась температура до 38,9oС, боли в поясничной области, отмечалось уменьшение мочи. На следующий день температура снизилась до 37,3oС, а с 8 октября ее нормализировалась. Постепенно уменьшались проявления интоксикации и болевого синдрома. Суточный диурез 6 октября составил 800 мл, 7 октября - 850 мл, 9 октября - 900 мл, а 10 октября - около 2 литров, затем отмечалось развитие полиурии до 3,2 литров в сутки, продолжавшейся 5 дней. Период восстановленного диуреза протекал нормально, без осложнений, и больной был выписан в удовлетворительном состоянии.

Лабораторные данные от 6 октября.

Общий анализ крови - гемоглобин 162 г/л, эритроциты 5,31012/л, лейкоциты 6,5109/л, палочкоядерные 3%; сегментоядерные 70%, лимфоциты -13%, эозинофилы 2%, моноциты 12%, тромбоциты 69109 /л, СОЭ 5 мм/ч, ПТИ 89%, время свертывания крови 4' 15".

Биохимический анализ крови: креатинин 132 мкмоль/л, мочевина 8,2 ммоль/л, АЛТ 26 ЕД/л, ACT 30 ЕД/л, биллирубин общий 4,8, тимоловая проба 2,7.

Общий анализ мочи: относительная плотность 1018, белок 0,66%0, цилиндры гиалиновые - единичные.

8 Октября (на 7-й день болезни) - азотемия (креатинин 280 мкмоль/л, мочевина 14,1 ммоль/л), в анализе мочи - относительная плотность 1010, белок 3,3%0, эритроциты 0-1 в поле зрения.

Через 9 дней лечения (15 октября) - креатинин крови 110 мкмоль/л, мочевина 6,0 ммоль/л. Общий анализ мочи: относительная плотность 1014, белок отрицательный, эпителий 0-1 в поле зрения.

Показатели иммунитета В олигурический период: СD3 43,4%, CD4 29%, CD8 30%, В-лимфоциты 14%, фагоцитарный индекс 40%.

В полиурический период (после окончания лечения йодантипирином): СО3 50%, CD4 34%, CD8 30%, В-лимфоциты 10%, фагоцитарный индекс 56%.

В периоде реконвалесценции: СО3 61%, CD4 40%, CD8 35%, В-лимфоциты 18%, фагоцитарный индекс 67%.

Показатели интерферонового статуса: В олигурический период: сывороточный ИФН 87 МЕ/мл, альфа-ИФН 130 МЕ/мл.

В полиурический период (после окончания лечения йодантипирином): сывороточный ИФН-130 МЕ/мл, альфа-ИФН-175 МЕ/мл.

В периоде реконвалесценции: сывороточный ИФН 87 МЕ/мл, альфа-ИФН 260 МЕ/мл.

Как видно из приведенного наблюдения, назначение йодантипирина в комплексном лечении больного среднетяжелой формой ГЛПС оказало положительное влияние на клиническое течение заболевания, на клеточный иммунитет и показатели интерфероногенеза.

Пример 2.

Больной Н., 43 года, история болезни 8768, находился на стационарном лечении в КИБ 4 г. Уфы с 6 октября по 1 ноября 1999 года.

Клинический диагноз: "Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, тяжелое течение. Осложнение - ИТШ-11 степени, ДВС синдром. Диагноз верифицирован серологическим методом: в парных сыворотках в МФА нарастание титра антител к вирусу ГЛПС 1:16-1:1024.

Поступил на 3 день болезни. Заболел остро с повышения температуры тела до 40oС, озноба, болей в пояснице, также наблюдалось ухудшение зрения и кратковременное носовое кровотечение. После осмотра участковым врачом госпитализирован в КИБ 4.

В эпиданамнезе - постоянно выезжал на садово-огородный участок в Демском районе, отмечает случаи заболевания ГЛПС среди соседей по садовому участку.

Жалобы при поступлении: ломота в теле, боль в пояснице, слабость, головокружение, головная боль, ухудшение зрения, тошнота.

Объективно: состояние тяжелое, вялый, гиперемия кожи лица, шеи, верхней трети грудной клетки, кровоизлияния в склеры, на коже груди мелкоточечная геморрагическая сыпь. В легких ослабленное везикулярное дыхание, частота дыхания 22 в минуту. Тоны сердца приглушены, ритм правильный, пульс 110 ударов в минуту, артериальное давление 100/70-90/70 мм рт. ст. Язык суховат, обложен белым налетом. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области проекции почек. Симптом поколачивания по поясничной области положительный с обеих сторон.

Учитывая тяжесть состояния, больной госпитализирован в отделение интенсивной терапии. Назначена инфузионная терапия - 10% раствор глюкозы с инсулином, 4% раствор бикарбоната натрия, преднизолон 90 мг внутривенно капельно, десенсибилизирующие препараты. С 7 октября (на 4 день болезни) назначен йодантипирин в суточной дозировке 0,6 г, а с 11 октября по 0,3 г в сутки. Общая продолжительность терапии 9 дней.

Лабораторные данные от 6 октября: Общий анализ крови: гемоглобин 161 г/л, эритроциты 4,91012/л, лейкоциты 6,9109/л, СОЭ 20 мм/ч, тромбоциты 190109/л, палочкоядерные 4%, сегментоядерные 76%, лимфоциты 10%.

Общий анализ мочи: относительная плотность 1060, белок 3,3%0, эритроциты 4-6 в поле зрения, цилиндры в большом количестве.

Уровень креатинина 103,2 мкмоль/л, мочевины 6,3 ммоль/л.

7 Октября состояние больного оставалось тяжелым, наблюдалась гипотензия 80/70 мм рт. ст., суточный диурез составил 450 мл.

В день назначения йодантипирина отмечалось снижение температуры тела до 37,4oС, а на следующий день ее нормализация. На 6 день болезни, 9 октября суточный диурез составил 350 мл, наблюдались рвота до 5 раз в день, боли в животе.

Таким образом, продолжительность лихорадочного периода составила 4 дня, олигурии - 4 дня. Наибольший уровень азотемии отмечался 13 октября, на 10 день болезни (креатинин 428 мкмоль/л, мочевина 24 ммоль/л), но суточный диурез в этот день составил уже 3 литра.

После терапии йодантипирином лабораторные показатели были следующими.

Общий анализ крови: гемоглобин 122 г/л, эритроциты 3,81012/л, лейкоциты 8,8109 г/л, СОЭ 10 мм/ч, тромбоциты 325109 г/л, лимфоциты 42%, палочкоядерные 4%.

Общий анализ мочи: относительная плотность 1005, белок 0,006%0, лейкоциты 0-1-0 в поле зрения, эритроциты 0-1-2 в поле зрения.

Уровень креатинина 88мкмоль/л, мочевины 5,0 ммоль/л Данные иммунограммы: Олигурический период - CD3 37%, CD4 24%, CD8 25%, В-лимфоциты 11%, фагоцитарный индекс 49%.

Полиурический период - СD3 39%, CD4 24%, CD8 26%, В-лимфоциты 15%, фагоцитарный индекс 32%.

Период реконвалесценции - СD3 43%, CD4 29%, CD8 31%, В-лимфоциты 17%, фагоцитарный индекс 52%.

Больной выписан в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового врача.

Как видно из приведенного примера, назначение йодантипирина в комплексном лечении больного тяжелой формой ГЛПС оказало положительное влияние на клиническое течение заболевания и показатели клеточного иммунитета.

Йодантипирин, по-видимому, обладая противовирусным действием, влияет на уровень вирусемии, о чем свидетельствует более быстрое снижение температуры. Одним из механизмов действия йодантипирина является задержка проникновения вируса в клетку и индукция синтеза интерферона, антител, следствием чего является прерывание патологического процесса.

На основании наших данных можно сделать вывод, что динамическая оценка изменений показателей клеточного иммунитета и интерферонового статуса позволила выявить важное значение этих нарушений в понимании механизмов патогенеза ГЛПС. Отмеченный положительный эффект при применении йодантипирина позволяет патогенетически обосновать целесообразность применения в составе комплексной терапии больных среднетяжелой и тяжелой формами ГЛПС индукторов интерферона.

Формула изобретения

Способ лечения геморрагической лихорадки с почечным синдромом иммунокорригирующим препаратом на фоне общепринятой терапии, отличающийся тем, что в качестве иммунокорригирующего препарата используют йодантипирин в ранние сроки заболевания, не позднее 5 дня болезни и в течение 9 дней, при этом в первые 4 дня в суточной дозе 0,6 г, в последующие - в дозе 0,3 г.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2