Способ и установка для сооружения скоростной автомобильной дороги и скоростная автомобильная дорога

Реферат

 

Изобретения относятся к области технологии сооружения скоростных автомобильных дорог, оборудования для сооружения скоростных автомобильных дорог и конструкции скоростных автомобильных дорог, используемых в качестве дорог-дублеров существующих автомобильных внутригородских и загородных дорог, предназначенных для интенсивного движения автомобильного транспорта. Способ сооружения скоростной автомобильной дороги осуществляется установкой, обеспечивающей сооружение в стесненных условиях эстакады без перекрытия движения по существующей дороге, над которой расположена эстакада. Для этого установка выполнена в виде передвижного, предпочтительно, самоходного тоннеля, обеспечивающего пропуск внутри него автомобильного транспорта и образованного располагаемым по продольной оси дороги или параллельно ей порталом, имеющим верхнюю несущую рабочую поверхность, боковые ограждающие поверхности и колесные и/или гусеничные опоры, смонтированные в нижней части механизма изменения высоты верхней несущей рабочей поверхности, выполненного, предпочтительно, в виде пар гидроцилиндров, а верхняя несущая рабочая поверхность выполнена с возможностью монтажа над ней пролетного строения скоростной автомобильной дороги, а также с возможностью размещения, передвижения и развертывания в рабочем положении на ней технологического, предпочтительно, самоходного оборудования для сооружения или монтажа опор и пролетного строения скоростной автомобильной дороги. Таким образом, скоростная автомобильная дорога представляет собой эстакаду, расположенную над проезжей частью существующей автомобильной дороги и по продольной ее оси или параллельно ей или на некоторых участках - под острым углом к ее оси, предпочтительно, крытую, образованную выполненным на опорах пролетным строением с проезжей частью. Технический результат, обеспечиваемый изобретениями, состоит в обеспечении возможности возведения скоростной автомобильной дороги в стесненных условиях существующих застроек без дополнительных землеотводов, без перерыва движения по существующей автомобильной дороге и повышении пропускной способности комплекса автомобильных дорог. 3 с. и 39 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретения относятся к области технологии сооружения скоростных автомобильных дорог, оборудования для сооружения скоростных автомобильных дорог и конструкции скоростных автомобильных дорог, используемых в качестве дорог-дублеров существующих автомобильных внутригородских и загородных дорог, предназначенных для интенсивного движения автомобильного транспорта.

Особое место среди дорожно-транспортных проблем занимают вопросы дорожного строительства и пропускной способности улиц и магистралей городов-мегаполисов, прежде всего, - Москвы. Такие же проблемы возникают и на автомобильных дорогах, связывающих крупные города с их пригородами, например, с местами отдыха или компактного проживания.

Предлагаемые технические решения направлены на кардинальное решение указанных проблем, прежде всего, в стесненных условиях существующих застроек и землеотводов, не позволяющих широко использовать существующие дорожно-строительные технологии и оборудование для сооружения скоростных автомобильных дорог без, хотя бы временного, прекращения автомобильного движения по существующей дороге.

Известно, что при реконструкции улиц и дорог традиционными способами неизбежно происходит полное перекрытие или сужение проезжей части, что чрезвычайно усугубляет и без того сложную дорожную обстановку, поскольку транспортные заторы увеличиваются как на реконструируемых, так и на соседних улицах или дорогах. Кроме того, возникают проблемы, связанные с изъятием земель, вырубкой зеленых насаждений, сносом строений, нарушением инженерных коммуникаций, которые требуют для их решения достаточно больших материальных затрат. Решение возникших дорожных проблем пытались осуществить проектированием и планами создания дорог-дублеров в пределах Москвы с выводом их на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) (Дублеры готовят роли. - "За рулем", 2000, 10, с. 24, 26). Однако предлагаемые дороги-дублеры значительно удлиняют путь к действующим местам выезда со МКАД на основные пригородные автомагистрали, поскольку предполагается увести по ним потоки автомобильного транспорта на участки МКАД, удаленные от начала загородные магистралей. Очевидно, что использование автомобилистами таких дорог-дублеров будет весьма не эффективным.

В мировой практике были предприняты попытки осуществлять в основном ремонтные работы на действующих путепроводах без прекращения движения по ним, однако они относились к железнодорожным тоннелям и касались вопросов увеличения их диаметра и реконструкции с заменой обделки (заявка FR 2230806, 1975 г. и заявка ЕР 0334262, 1989 г.), а действующие железнодорожные пути при этом переводили на временные опоры (заявка ЕР 0385233, 1990 г.).

Из уровня техники известно, что были предприняты попытки решения указанных выше проблем и на автомобильных дорогах (см., например, патент US 3811147, 1974 г. ), при которых сооружение или реконструкция автомобильной дороги производились традиционными технологическими средствами, расположенными под передвижной платформой, по верхнему поясу которой было организовано движение транспортных средств. Для въезда и съезда с платформы служили пандусы, соединенные с ней первой и концевой секциями. Секции платформы оснащены гидроцилиндрами для изменения положения секций по высоте, связанными с опорными тележками. По боковым сторонам платформы расположены ограждения, исключающие проникновение посторонних лиц, отвлечение участников движения и в связи с этим исключающими замедление движения транспортных средств по смежным с платформой полосам движения. Под платформой имеются помещения для размещения ремонтного оборудования. Управление энергетической установкой платформы осуществляется с выносного пульта управления.

Однако описанные выше технология и установка для ее реализации, хотя и являются наиболее близкими по технической сущности, не позволяют решать поставленную задачу - расширение технологических возможностей за счет сооружения скоростной автомобильной дороги в стесненных условиях без снижения интенсивности транспортного движения по существующей дороге, поскольку не позволяют возводить скоростную дорогу в виде эстакады над существующей дорогой.

Таким образом, задачей предлагаемых технических решений является расширение технологических возможностей передвижной установки за счет сооружения скоростной дороги в стесненных условиях без снижения интенсивности транспортного движения, а также создание скоростной автомобильной дороги указанным путем, расположенной над существующей транспортной магистралью, в основном, по ее продольной оси, в процессе строительства которой не создается каких-либо помех движению транспортных средств по существующей дороге.

Осуществимость и промышленная применимость предлагаемых технических решений не вызывают сомнений, поскольку для строительства скоростной дороги могут быть привлечены современные технологические средства и оборудование, а техническая возможность создания предлагаемой установки подтверждается опытом отечественных разработчиков, описанному, например, в изобретении по авторскому свидетельству СССР 82617, 1949 г., (выполненному в виде оснащенного технологическим оборудованием плавучего строительного агрегата), а также в изобретениях по авторским свидетельствам СССР 594237, 1976 г., 1096328, 1984 г. и 1661264, 1991 г., в которых использован ряд технических решений, позволяющих вести монтаж транспортных сооружений с использованием различных опробованных технологий и средств.

Что касается современных конструктивных решений и принятых технологий, то отечественные разработки позволяют сооружать эстакады, например, длиной 862 м при ширине 22,1 м с перекрытием максимального пролета 48 м (см. Вестник мостостроения, 5-6, 2000 г., с. 59). Перекрытие пролетов эффективно производят также методом надвижки пролетного строения, используя аванбек и накаточную балку временной опоры (см. там же, с. 67-70). Существующие и широко используемые в мостостроении козловые краны (Б.М. Вейнблат и др. Краны для строительства мостов, М., "Транспорт", 1988 г., с. 96-99) могут являться подтверждением реальности конструктивного воплощения на различных типах существующих козловых кранов, например, на базе крана К-451М или К-651 грузоподъемностью 65 т при длине воспринимающего указанную нагрузку решетчатого ригеля до 30 м, причем последний из кранов выполнен высотой 30 м и является самоподъемным, что существенно сокращает время и трудозатраты на его монтаж и демонтаж.

Подтверждением конструктивной осуществимости и технической возможности осуществления поставленных задач на базе отечественной элементной базы служат также отечественные разработки, например, по патенту RU 2038283 "Козловой самомонтирующийся кран", 1995 г. или по патенту RU 2097305 "Мобильная перегрузочная установка", 1997 г.

Поставленная задача согласно изобретениям достигается: - в части способа сооружения скоростной автомобильной дороги, преимущественно в стесненных условиях застройки города и/или землеотвода пригорода тем, что дорогу сооружают в виде эстакады, продольную ось которой, по крайней мере, на части ее длины располагают по продольной оси существующей автомобильной дороги, или параллельно ей, или под острым углом к ней, включающий выполнение фундаментной части несущих опор, размещение несущих опор на фундаментной части, размещение на несущих опорах ригелей и монтаж пролетного строения, причем выполнение фундаментной части несущих опор осуществляют при размещении предназначенного для этих целей технологического оборудования непосредственно на уровне существующей автомобильной дороги и/или на уровне верхней несущей рабочей поверхности передвижной, предпочтительно самоходной, выполненной, например, из последовательно размещенных по ее длине секций, установки портального типа, передвижные опоры которой расположены в пределах существующей автомобильной дороги и/или в пределах ее землеотвода, причем последующую установку на несущие опоры ригелей осуществляют посредством, по крайней мере, одного грузоподъемного механизма, предпочтительно передвижного кранового типа, размещенного предпочтительно на указанной передвижной установке портального типа или на ее секции, высота пролета под которой в ее рабочем положении достаточна для обеспечения перемещения под ней автомобильного транспорта, при этом, по крайней мере, часть технологических операций по выполнению фундаментной части несущих опор, и/или по размещению несущих опор на фундаментной части, и/или по установке на несущие опоры ригелей, и/или по монтажу пролетного строения выполняют, обеспечивая возможность автомобильного движения по существующей автомобильной дороге. При этом установку ригеля могут осуществлять при размещении верхней несущей рабочей поверхности передвижной установки портального типа или ее секции непосредственно под местом производства данных работ со смещением несущей грузоподъемное оборудование ее части или части ее секции от проектного положения устанавливаемого ригеля в направлении сооружения эстакады на величину, обеспечивающую возможность выполнения технологических операций установленного на этой части технологического оборудования, например, грузоподъемного механизма. Монтаж пролетного строения эстакады осуществляют путем укладки секций пролетного строения размещенным на верхней несущей рабочей поверхности передвижной установки портального типа или ее секции грузоподъемным механизмом. Монтаж пролетного строения эстакады могут осуществлять путем укладки секций пролетного строения грузоподъемными механизмами, размещенными на верхней несущей рабочей поверхности передвижной установки портального типа или ее секции и на сооруженной части эстакады. Монтаж пролетного строения эстакады могут осуществлять путем надвижки предварительно собранных металлических секций с использованием для них в качестве промежуточной опоры верхней несущей рабочей поверхности передвижной установки портального типа или ее секции. В процессе надвижки металлических секций передвижная установка портального типа или ее секции неподвижны, а надвижку осуществляют при опирании на антифрикционное покрытие, размещенное на верхней несущей рабочей поверхности передвижной установки портального типа или ее секции или при опирании на тележки, установленные на верхней несущей рабочей поверхности передвижной установки портального типа или ее секции. Металлические секции пролетного строения опирают на верхнюю несущую рабочую поверхность передвижной установки портального типа или на ее секцию, которую в процессе надвижки секций перемещают совместно с секциями пролетного строения. Трассу эстакады, в том числе направление продольной оси эстакады, радиусы поворота и углы наклона проезжей части на криволинейных участках, следует выбирать в пределах имеющегося землеотвода из условия обеспечения безопасности скоростного автомобильного движения при выполнении не менее двух полос автомобильного движения в каждом направлении. Фундаментную часть несущих опор выполняют монолитной, сборной или сборно-монолитной, несущие опоры выполняют из металлоконструкций или, например, с использованием несъемной, предпочтительно металлической, опалубки, а для пролетного строения используют полые металлические балки, например, таврового или трапециевидного сечений. По крайней мере, монтажные работы следует вести при установленном с боковых сторон на передвижной установке портального типа или на ее секции защитном ограждении, обеспечивающем безопасность автомобильного движения по существующей автомобильной дороге и темпы сооружения скоростной автомобильной дороги. Транспортировку ригелей и/или балок пролетного строения к месту строительства осуществляют по сооруженному участку эстакады поточным методом с непосредственной укладкой их в проектное положение или с промежуточным их складированием на сооруженном участке эстакады. Однако транспортировку ригелей и/или балок пролетного строения к месту строительства могут осуществлять с размещением их для последующей разгрузки с, по крайней мере, одной из боковых сторон сооруженного участка эстакады и/или передвижной установки портального типа или ее секции. По крайней мере, над частью длины эстакады выполняют предпочтительно светопрозрачное ограждение в виде покрытия криволинейного или ломаного очертания с образованием вентилируемого пространства под ним. По крайней мере, на части длины эстакады, предпочтительно над несущими опорами, выполняют уширения в виде площадок и/или съездов для аварийной остановки автомобильного транспорта или съезды на нижерасположенную автомобильную дорогу. Эстакаду могут выполнять с проезжей частью в двух уровнях, преимущественно, один над другим для организации одностороннего движения в каждом уровне. В процессе строительства установку портального типа или ее секции смещают, по крайней мере, на четверть величины пролета из-под сооружаемого пролета до установки последнего в данном пролете ригеля. В процессе строительства установку портального типа или ее секции могут смещать под проектное положение последующего пролетного строения эстакады после окончания монтажа или окончания надвижки секций предыдущего пролетного строения. При наличии искусственного или естественного препятствия, например, в виде ранее сооруженной эстакады, надземного перехода мостового типа, железнодорожных путей или русла реки сооружение эстакады ведут до препятствия, после чего установку портального типа или ее секции располагают с противоположной стороны препятствия, а сооружение эстакады производят с помощью технологического оборудования, размещенного как на построенном участке эстакады, так и на установке портального типа или на ее секции. При сооружении скоростной автомобильной дороги въезд на эстакаду и/или съезд с эстакады могут располагать в плане под углом к продольной оси существующей дороги, предпочтительно, в зоне ее уширения или в процессе строительства въезд на эстакаду и/или съезд с эстакады могут располагать по продольной оси существующей дороги, предпочтительно, в виде продолжения левого ряда движения; - в части установки для сооружения скоростной автомобильной дороги описанным выше способом тем, что она выполнена в виде передвижного, предпочтительно самоходного с системой управления портала по форме тоннеля, обеспечивающего пропуск внутри него автомобильного транспорта и образованного располагаемыми параллельно и/или по продольной оси установки, или перпендикулярно к ее продольной оси, или взаимно пересекающимися в верхнем поясе П-образными конструкциями, объединенными верхней несущей рабочей поверхностью тоннеля и имеющими колесные и/или гусеничные опоры, а верхняя несущая рабочая поверхность тоннеля выполнена с возможностью монтажа над ней пролетного строения скоростной автомобильной дороги, а также с возможностью размещения, передвижения и развертывания в рабочее положение на ней технологического, предпочтительно самоходного, оборудования для сооружения или монтажа опор и/или пролетного строения скоростной автомобильной дороги. Кроме того, установка для сооружения скоростной автомобильной дороги может иметь механизм изменения высоты верхней несущей рабочей поверхности, выполненный, предпочтительно, в виде пар гидроцилиндров и несущих стоек с фиксаторами приданного рабочей поверхности горизонтального и/или наклонного в продольном и/или поперечном направлении положения для обеспечения компенсации отклонения рельефа опорной поверхности существующей дороги от проектного положения монтируемого в данном месте пролетного строения сооружаемой дороги. Гидроцилиндры в установке для сооружения скоростной автомобильной дороги могут быть шарнирно попарно соединены с силовыми элементами верхней несущей рабочей поверхности и/или с рамами колесных и/или гусеничных опор с образованием ими изменяемых по высоте структурных связей, расположенных по форме треугольника вдоль каждой боковой стороны установки. Колесные и/или гусеничные опоры расположены вдоль каждой боковой стороны установки в количестве не менее трех с возможностью переопирания установки при поднятой, по крайней мере, одной из опор. При этом колесные и/или гусеничные опоры смонтированы посредством гидроцилиндров с возможностью шагающего перемещения, например, через препятствие. На верхней несущей рабочей поверхности, предпочтительно в вертикальной плоскости, над колесными и/или гусеничными опорами установлены продольные направляющие для перемещения технологического оборудования непосредственно по ним или при помощи тележек. Тележки, установленные на противоположных сторонах верхней несущей рабочей поверхности, объединены поперечно расположенной ездовой балкой, на которой с возможностью перемещения вдоль нее для охвата рабочих зон по обеим сторонам установки размещено технологическое оборудование или установлена промежуточная, предпочтительно, вертикально-подвижная с силовым механизмом опора для аванбека надвигаемого пролетного строения или для секций пролетного строения. Рамы колесных и/или гусеничных опор соединены тягами, предпочтительно шарнирно и последовательно в ряд, между собой с возможностью поворота каждой из опор на заданный угол. А, по крайней мере, часть противолежащих стоек в П-образных несущих конструкциях, объединенных по форме тоннеля, обеспечивающего пропуск внутри него автомобильного транспорта, соединена между собой плоскими тягами, выполненными, например, в виде помоста с аппарелями и расположенными параллельно проезжей части существующей дороги и не препятствующими движению по ним транспорта. Тоннель может иметь боковые элементы ограждения и образован соединенными и/или последовательно установленными секциями дополнительных порталов, верхняя несущая рабочая поверхность которых объединена в проезжую часть для технологического, предпочтительно самоходного, оборудования и средств доставки строительных материалов и конструкций, причем на верхней несущей рабочей поверхности образовано место для складирования и/или сборки секций или конструкций и/или их заготовок. При этом установка для сооружения скоростной автомобильной дороги может быть выполнена с возможностью размещения под верхней несущей рабочей поверхностью, предпочтительно, по центру пролета, дополнительной опоры и с возможностью увеличения или уменьшения ширины верхней несущей рабочей поверхности, предпочтительно, путем замены горизонтальной несущей балки портала, образованного П-образными несущими конструкциями, на балку необходимой длины или путем телескопического изменения ее длины в зависимости от технологических потребностей установленного оборудования или при изменении проектной ширины скоростной автомобильной дороги. В П-образных несущих конструкциях установки для сооружения скоростной автомобильной дороги использованы стержневые фермы, а элементы ограждения закреплены, предпочтительно, в параллельных плоскостях с каждой стороны к верхнему и к нижнему поясам ферм с образованием между элементами ограждения транспортных коридоров для персонала установки; - в части скоростной автомобильной дороги, выполненной, преимущественно в стесненных условиях, указанным выше способом, при котором, по крайней мере, часть технологических операций по выполнению фундаментной части несущих опор, и/или по размещению несущих опор на фундаментной части, и/или по установке на несущие опоры ригелей, и/или по монтажу пролетного строения выполнены с уровня верхней несущей рабочей поверхности передвижной установки портального типа с обеспечением возможности автомобильного движения по существующей автомобильной дороге и/или с использованием описанной выше установки портального типа для сооружения скоростной автомобильной дороги и включающей размещенную, по крайней мере, на большей части длины над проезжей частью существующей автомобильной дороги и по продольной ее оси или параллельно ей, предпочтительно, крытую эстакаду, образованную выполненным на опорах пролетным строением с проезжей частью и имеющую, по крайней мере, один въезд и, по крайней мере, один съезд. Ограждение скоростной автомобильной дороги выполнено в виде криволинейного или ломаного очертания светопрозрачного покрытия над эстакадой и размещено над большей частью ее длины с образованием вентилируемого пространства под ним, а проезжая часть выполнена по ширине не более проезжей части существующей в данном месте дороги и расположена в одном уровне либо в двух уровнях, каждый из которых предназначен, предпочтительно, для одного направления движения, а по боковым сторонам и/или по центру проезжей части установлены ограждения безопасности. На части длины эстакады, предпочтительно, над несущими опорами выполнены уширения в виде площадок и/или съездов для аварийной остановки автомобильного транспорта или съезды на нижерасположенную автомобильную дорогу. Фундаментная часть несущих опор выполнена монолитной, сборной или сборно-монолитной, несущие опоры образованы из смонтированных с верхней несущей рабочей поверхности установки металлоконструкций или из монолитного железобетона с использованием смонтированной с верхней несущей рабочей поверхности установки несъемной, предпочтительно металлической или из полимерного материала, опалубки, а для пролетного строения использованы полые металлические балки, например, таврового или трапециевидного сечений, укрупненные сборкой. Несущие опоры эстакады могут быть выполнены столбчатого и/или арочного типа, а по боковым сторонам пролетного строения с внешней стороны покрытия могут быть расположены площадки эксплуатационного обслуживания. Въезд на эстакаду и/или съезд с эстакады может быть расположен в плане под углом к продольной оси существующей дороги. Кроме того, въезд на эстакаду и/или съезд с эстакады может быть расположен по продольной оси существующей дороги, предпочтительно, в виде продолжения левого ряда движения. Расположенные по оси существующей дороги пролетные строения эстакады использованы в качестве покрытия существующей дороги, уменьшающего негативное атмосферное воздействие на покрытие существующей дороги. Въезды на эстакаду и/или съезды с эстакады могут быть оборудованы управляемыми турникетами или шлагбаумами. Въезды на эстакаду и съезды с эстакады могут быть выполнены в виде подъемных и/или поворотных пандусов, высота подъема или поворота которых в нерабочее положение, например, при ремонте эстакады, обеспечивает проезд под ними транспорта, например, до следующего въезда или съезда.

Изобретения поясняются чертежами, где: на фиг. 1 представлен вид спереди установки для сооружения скоростной автомобильной дороги в процессе работы; на фиг. 2 - то же, с промежуточной опорой по ширине пролета установки, имеющей продольные направляющие для подвижной подкрановой балки с перемещаемым вдоль нее монтажным краном; на фиг. 3 - установка для сооружения скоростной автомобильной дороги в процессе работы с монтажным краном и буровой установкой, перемещаемыми по продольным направляющим, вид сверху; на фиг.4 представлен вид сбоку установки для сооружения скоростной автомобильной дороги в процессе работы; на фиг.5 схематично изображен процесс укладки пролетного строения двумя кранами, один из которых размещен на уже сооруженном участке эстакады, а другой - на установке за пределами последнего уложенного ригеля; на фиг. 6 схематично представлен процесс выезда установки из-под сооруженного пролетного строения эстакады, на предыдущей секции которой смонтировано покрытие; на фиг.7 представлена схема скоростной автомобильной дороги с эстакадой на опорах колонного типа; на фиг.8 - то же, на опорах арочного типа; на фиг.9 представлено поперечное сечение скоростной автомобильной дороги с цилиндрическим покрытием и площадками обслуживания; на фиг.10 - то же, с трапециевидным в поперечном сечении покрытием; на фиг. 11 представлен вариант схемы организации перемещения технологического оборудования (монтажного крана и буровой установки) совместно с подвижными подкрановыми балками по направляющим верхней рабочей поверхности установки для сооружения скоростной автомобильной дороги; на фиг. 12 представлен вариант схемы (вид сверху) организации работ по сооружению скоростной автомобильной дороги на различных этапах ее строительства; на фиг. 13 представлена схема с взаимно пересекающимися в верхнем поясе П-образными конструкциями портала, допускающая изменение расстояния между опорами по ширине установки (стрелками справа установки показана возможная величина изменения, пунктиром обозначено измененное положение); на фиг.14 представлена схема с сочетанием параллельных и взаимно пересекающихся в верхнем поясе П-образных конструкций портала с возможностью изменения ширины между опорами за счет замены поперечных балок (ферм) портала; на фиг.15 представлена схема с сочетанием жестко соединенных параллельных и взаимно пересекающихся в верхнем поясе П-образных конструкций портала; на фиг.16 представлена схема самомонтирующейся установки для сооружения скоростной автомобильной дороги на базе козловых кранов с ходовыми опорами в виде тележек на гусеничном ходу, соединенных между собой гидроцилиндрами, а между кранами - тягой, например, регулируемой длины (боковые элементы ограждения с левой стороны установки условно не показаны); на фиг.17 представлена схема установки для сооружения скоростной автомобильной дороги с одним из возможных вариантов механизма стабилизации горизонтального положения верхней рабочей поверхности, выполненным с использованием размещенных в верхнем поясе установки гидроцилиндров и регулируемых опор; на фиг.18 представлена схема установки для сооружения скоростной автомобильной дороги с другим из возможных вариантов механизма стабилизации горизонтального положения верхней рабочей поверхности, выполненным с использованием механизмов раздвижки опор на разные углы и для компенсации угла продольного наклона поверхности дороги.

Установка для сооружения скоростной автомобильной дороги выполнена в виде передвижного, предпочтительно самоходного с системой управления, портала 1 по форме тоннеля, обеспечивающего пропуск внутри него автомобильного транспорта 2 и образованного располагаемыми параллельно и/или по продольной оси установки, или перпендикулярно к ее продольной оси, или взаимно пересекающимися в верхнем поясе П-образными конструкциями 3, которые объединены верхней несущей рабочей поверхностью 4 тоннеля и имеют колесные и/или гусеничные опоры 5. Верхняя несущая рабочая поверхность 4 тоннеля выполнена с возможностью монтажа над ней пролетного строения 6 скоростной автомобильной дороги, а также с возможностью размещения, передвижения и развертывания в рабочее положение на ней технологического, предпочтительно самоходного, оборудования, например, крана 7 и экскаватора 8 с буровым оборудованием для сооружения или монтажа опор 9 и/или пролетного строения 6 скоростной автомобильной дороги. Установка для сооружения скоростной автомобильной дороги имеет механизм 10 изменения высоты верхней несущей рабочей поверхности, выполненный, предпочтительно, в виде пар гидроцилиндров 11 и несущих стоек 12 с фиксаторами приданного рабочей поверхности горизонтального и/или наклонного в продольном, и/или поперечном направлении положения для обеспечения компенсации отклонения рельефа опорной поверхности существующей дороги от проектного положения монтируемого в данном месте пролетного строения сооружаемой дороги. Гидроцилиндры 11 в установке для сооружения скоростной автомобильной дороги шарнирно попарно соединены с силовыми элементами верхней несущей рабочей поверхности 4 и/или с рамами колесных, и/или гусеничных опор 5 с образованием ими изменяемых по высоте структурных связей, расположенных по форме треугольника вдоль каждой боковой стороны установки (фиг.4). Колесные и/или гусеничные опоры 5 могут быть расположены вдоль каждой боковой стороны установки в количестве не менее трех с возможностью переопирания установки при поднятой, по крайней мере, одной из них. При этом колесные и/или гусеничные опоры 5 смонтированы посредством гидроцилиндров 11 с возможностью шагающего перемещения, например, через препятствие. На верхней несущей рабочей поверхности 4, предпочтительно, в вертикальной плоскости над колесными и/или гусеничными опорами 5 установлены продольные направляющие 13 для перемещения технологического оборудования непосредственно по ним или при помощи тележек 14. Тележки 14, установленные на противоположных сторонах верхней несущей рабочей поверхности 4, объединены поперечно расположенной ездовой балкой 15, на которой с возможностью перемещения вдоль нее для охвата рабочих зон по обеим сторонам установки размещено технологическое оборудование или может быть установлена промежуточная, предпочтительно, вертикально-подвижная с силовым механизмом опора (на чертежах не показана) для аванбека надвигаемого пролетного строения или для секций пролетного строения. Рамы колесных и/или гусеничных опор 5 соединены тягами, предпочтительно, шарнирно и последовательно в ряд между собой с возможностью поворота каждой из опор на заданный угол. А, по крайней мере, часть противолежащих стоек в П-образных несущих конструкциях, объединенных по форме тоннеля, обеспечивающего пропуск внутри него автомобильного транспорта, соединена между собой плоскими тягами 16, выполненными, например, в виде помоста на опорах, например катковых или скользящих, с аппарелями и расположенными параллельно проезжей части существующей дороги и не препятствующими движению по ним транспорта. Тоннель может иметь боковые элементы 17 ограждения и образован соединенными и/или последовательно установленными секциями 18 дополнительных порталов, верхняя несущая рабочая поверхность 4 которых объединена в проезжую часть для технологического, предпочтительно, самоходного оборудования и средств доставки строительных материалов и конструкций. На верхней несущей рабочей поверхности 4 может быть предусмотрено место для складирования и/или сборки секций или конструкций и/или их заготовок. Установка для сооружения скоростной автомобильной дороги может быть выполнена с возможностью размещения под верхней несущей рабочей поверхностью 4, предпочтительно, по центру пролета дополнительной опоры 19 и с возможностью увеличения или уменьшения ширины верхней несущей рабочей поверхности 4, например, путем замены горизонтальной несущей балки 20 портала 1, образованного П-образными несущими конструкциями, на балку необходимой длины требуемой по расчету несущей способности. Указанное изменение ширины может быть достигнуто также путем телескопического изменения длины балки 20 в зависимости от технологических потребностей установленного оборудования или при изменении проектной ширины скоростной автомобильной дороги. В П-образных несущих конструкциях 3 установки для сооружения скоростной автомобильной дороги в качестве балок 20 использованы стержневые фермы. Элементы 17 ограждения могут быть закреплены, предпочтительно, в параллельных плоскостях с каждой стороны к верхнему и к нижнему поясам ферм с образованием между элементами 17 ограждения транспортных коридоров для персонала установки. Установка для сооружения скоростной автомобильной дороги может быть выполнена на базе козловых кранов, например, самомонтирующихся (фиг.17 или 18) с ходовыми опорами в виде тележек на гусеничном ходу, соединенных между собой тягами в виде гидроцилиндров, а между кранами - тягой, предпочтительно, регулируемой длины. Для обеспечения горизонтального (или почти горизонтального) положения верхней рабочей поверхности возможно использование размещенных в верхнем поясе установки гидроцилиндров 21 перекоса (фиг.17) ее положения относительно поверхности дороги с последующей фиксацией приданного положения регулируемыми по высоте опорами 22. Такая стабилизация может быть осуществлена и путем раздвижки колесных или гусеничных опор 5, соединенных указанными выше тягами в виде гидроцилиндров. Такая раздвижка приводит к повороту опор козлового крана, например, на угол и , чем достигается компенсация угла продольного наклона поверхности дороги. Регулируя выдвижение штоков гидроцилиндров 21 или величину раздвижки противоположных опор козлового крана, добиваются компенсации поперечного уклона дороги, переводя верхнюю рабочую поверхность установки в горизонтальное или почти горизонтальное положение.

При работе установки для сооружения скоростной автомобильной дороги, преимущественно в стесненных условиях застройки города и/или землеотвода пригорода, реализуется способ сооружения скоростной автомобильной дороги, при котором дорогу сооружают в виде эстакады, продольную ось которой, по крайней мере, на части ее длины располагают по продольной оси существующей автомобильной дороги, или параллельно ей, или под острым углом к ней, включающий выполнение фундаментной части несущих опор, размещение несущих опор на фундаментной части, размещение на несущих опорах ригелей и монтаж пролетного строения, причем выполнение фундаментной части несущих опор осуществляют при размещении предназначенного для этих целей технологического оборудования непосредственно на уровне существующей автомобильной дороги и/или на уровне верхней несущей рабочей поверхности передвижной, предпочтительно самоходной, выполненной, например, из последовательно размещенных по ее длине секций, установки портального типа, передвижные опоры которой расположены в пределах существующей автомобильной дороги и/и