Система защиты боевой машины от оружия массового поражения
Реферат
Областью применения изобретения являются системы защиты боевых машин от оружия массового поражения и пожара. Технический результат - повышение боеготовности боевой машины после воздействия оружия массового поражения или пожара. Технический результат достигается за счет того, что система защиты боевой машины от оружия массового поражения, содержащая датчики, подсоединенные к блоку автоматики, первый выход которого соединен с электромагнитом остановки двигателя, который механически соединен с генератором, выход которого через аккумуляторные батареи и предохранители соединен с потребителями электрической энергии танка, снабжена последовательно соединенными логическим элементом ЗАПРЕТ, реле времени и контактором, причем разрешающий вход элемента ЗАПРЕТ соединен с вторым выходом блока автоматики, запрещающий вход - с выходом генератора, а замыкающие контакты контактора включены параллельно основным потребителям электроэнергии танка. 1 ил.
Изобретение относится к системам защиты боевых машин от оружия массового поражения и пожара и может быть использовано на объектах бронетанковой техники (танках, БМП, БТР и т.п.).
Известны системы защиты боевых машин от оружия массового поражения, содержащие датчик гамма-излучения, термодатчики (ТД), блок автоматики и электромагнит остановки двигателя. Такие системы установлены на серийных отечественных танках, боевых машинах пехоты и десантов и имеют практическую одинаковую функциональную схему. Назначение, устройство и принцип действия этих систем подробно изложены в соответствующих руководствах (см., например, Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн.2 (часть вторая), -М.: Воениздат, 1989, - 368 с. Прототип. Открытое издание). При ядерном взрыве или пожаре внутри машины соответствующий датчик вырабатывает электрический сигнал, поступающий в блок автоматики, который срабатывает и подает напряжение на электромагнит, прекращающий подачу топлива в двигатель. Одновременно с двигателем останавливается и генератор, а потребители электрической энергии продолжают питаться от аккумуляторных батарей. Через 30-50 секунд после срабатывания системы, необходимых для прохождения ударной волны или тушения пожара, блок автоматики снимает напряжение с электромагнита остановки двигателя и включает нагнетатель. После этого механик-водитель должен запустить двигатель. При этом опять начнет работать генератор, подзаряжая аккумуляторные батареи и питая потребители электрической энергией. Однако вследствие того, что выход из строя экипажей от ядерного оружия в несколько раз превышает выход из строя боевых машин, особенно танков, в ходе боевых действий будут возникать ситуации, когда после прохождения ударной волны двигатель исправной машины не будет запущен, и потребители электрической энергии (стабилизатор вооружения, нагнетатель, радиостанция и т.д.) будут питаться от аккумуляторных батарей, что приведет к полному их разряду и, как следствие этого, к снижению боеспособности машины, т.к. аккумуляторные батареи являются дублирующими, а в ряде случаев основным средством запуска двигателя. Задачей настоящего изобретения является повышение боеготовности боевой машины после воздействия оружия массового поражения или пожара. Эта задача достигается тем, что система защиты боевой машины от оружия массового поражения, содержащая датчики, подсоединенные к блоку автоматики, первый выход которого соединен с электромагнитом остановки двигателя, который механически соединен с генератором, выход которого через аккумуляторные батареи и предохранители соединен с потребителями электрической энергии танка, при этом она снабжена последовательно соединенными логическим элементом ЗАПРЕТ, реле времени и контактор, причем разрешающий вход элемента ЗАПРЕТ соединен со вторым выходом блока автоматики, запрещающий вход - с выходом генератора, а замыкающие контакты контактора включены параллельно основным потребителям танка. Изобретение поясняется чертежом, где показана система защиты боевой машины от оружия массового поражения. На чертеже обозначено: 1 - аккумуляторные батареи; 2 - генератор; 3 - датчики; 4 - блок автоматики; 5 - электромагнит остановки двигателя; 6 - двигатель; 7 - логический элемент ЗАПРЕТ; 8 - реле времени; 9 - контактор; 10 - замыкающие контакты контактора; 11 - потребители электрической энергии. Работает данная система следующим образом. При ядерном взрыве или пожаре датчики 3 вырабатывают сигнал, поступающий в блок автоматики 4, который подает напряжение на электромагнит остановки двигателя 5, а также и самого двигателя 6 и генератора 2. Потребители электрической энергии 10 при этом продолжают питаться от аккумуляторных батарей 1. Через 30-50 секунд блок автоматики 4 отключает напряжение от электромагнита 5 и одновременно подает сигнал на срабатывание элемента ЗАПРЕТ 7, который, в свою очередь, включает реле времени 8. Это реле через время, требуемое для надежного запуска двигателя (например, для трех попыток двигателя типа В-46 требуется 1 мин), включает контактор 9, который замыкает контакты 9-1 и переводит предохранители в цепях основных потребителей 10 в режим короткого замыкания. Предохранители перегорают (выключаются) и отключают потребители от аккумуляторных батарей. В случае запуска двигателя 6 до срабатывания контактора 9 напряжение генератора 2 поступает на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 7, который, срабатывая, отключает реле времени 8. Применение предлагаемой системы на объектах БТТ позволяет повысить их боеготовность после воздействия оружия массового поражения или пожара, когда члены экипажа вышли из строя. ЛИТЕРАТУРА 1. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн. 2 (часть вторая), - М.: Воениздат, 1989. - 368 с.Формула изобретения
Система защиты боевой машины от оружия массового поражения, содержащая датчики, подсоединенные к блоку автоматики, первый выход которого соединен с электромагнитом остановки двигателя, который механически соединен с генератором, выход которого через аккумуляторные батареи и предохранители соединен с потребителями электрической энергии танка, отличающаяся тем, что она снабжена последовательно соединенными логическим элементом ЗАПРЕТ, реле времени и контактором, причем разрешающий вход элемента ЗАПРЕТ соединен со вторым выходом блока автоматики, запрещающий вход - с выходом генератора, а замыкающие контакты контактора включены параллельно основным потребителям электроэнергии танка.РИСУНКИ
Рисунок 1