Двухрежимный сопловой блок для ракетного двигателя

Реферат

 

Двухрежимный сопловой блок для ракетного двигателя содержит корпус двигателя, камеру сгорания, основное сопло и центральный подвижный клапан. Сопловой блок снабжен неподвижной промежуточной вставкой с отверстиями, расположенными радиально и параллельно оси ракеты, сопловыми вкладышами и стойками крепления неподвижной промежуточной вставки с проходными сечениями. Центральный подвижный клапан выполнен в виде цилиндрического ступенчатого тела, имеющего проходные отверстия, образующие дополнительное сопло. Вкладыши выполнены с внутренними диаметрами, определяющими критическое сечение сопел на стартовом и маршевом режимах работы двигателя. Перемещение центрального подвижного клапана происходит за счет разницы давлений в полости клапана и внутренней полости двигателя при изменении давления во внутренней полости двигателя. Изобретение обеспечивает создание автономного, технологичного и компактного средства управления тягой ракетного двигателя. 2 ил.

Изобретение относится к двухрежимным ракетным двигателям и может быть использовано с целью изменения площади эффективного проходного сечения сопла на стартовом и маршевом участках полета ракеты.

Известны ракетные двигатели, в которых уменьшение проходного сечения сопла осуществляется за счет продольного перемещения внутреннего элемента, например тарели (см. авторское свидетельство СССР 560077, F 02 K 1/08, 1977).

К недостатку таких установок следует отнести их ограниченное применение.

Известен сопловой блок ракетного двигателя, снабженный центральным подвижным клапаном, перемещение которого в осевом направлении с помощью гидропривода обеспечивает изменение площади критического сечения сопла и тяги двигателя (см. книгу Калинин В.В. и др. Нестандартные процессы и методы проектирования РДТТ. М. : Машиностроение, 1986, с. 26, рис. 1.26), однако такая конструкция сложна и снижает надежность работы двигателя.

Настоящее изобретение направлено на устранение указанных недостатков известных технических решений и обеспечивает создание автономного, технологичного и компактного средства управления тягой двигателя.

Технический результат достигается тем, что двухрежимный сопловой блок для ракетного двигателя содержит корпус двигателя, камеру сгорания, основное сопло и центральный подвижной клапан, сопловой блок, снабженный неподвижной промежуточной вставкой с отверстиями, расположенными радиально и параллельно оси ракеты, сопловыми вкладышами, стойками крепления неподвижной промежуточной вставки с проходными сечениями, причем центральный подвижный клапан выполнен в виде цилиндрического ступенчатого тела, имеющего проходные отверстия, образующие дополнительное сопло, а вкладыши выполнены с внутренними диаметрами, определяющими критическое сечение сопел на стартовом и маршевом режимах работы двигателя, и перемещение центрального подвижного клапана происходит за счет разницы давлений в полости клапана и внутренней полости двигателя при изменении давления во внутренней полости двигателя.

На фиг.1 представлен двухрежимный сопловой блок в исходном положении; на фиг.2 - в положении после срабатывания.

В состав двухрежимного соплового блока входят корпус двигателя 1, неподвижная промежуточная вставка 2, центральный подвижный клапан 3, основное сопло 4, вкладыши 5 и 6, отверстия 7 и 8, полость 9, уплотнительные кольца 10, камера сгорания 11, стойки крепления неподвижной промежуточной вставки 2 и проходные сечения 13.

В корпусе двигателя 1 закреплена неподвижная промежуточная вставка 2 со стойками крепления 12 и помещен центральный подвижный клапан 3, зафиксированный за счет плотной посадки клапана 3 во вставке 2. Вставка имеет проходные сечения 13 для прохода газов.

Центральный подвижный клапан 3 выполнен в виде цилиндрического ступенчатого тела, имеющего проходное отверстие в виде дополнительного сопла. Основное сопло 4, соединенное с корпусом двигателя 1, и дополнительное сопло в клапане 3 снабжены вкладышами 5 и 6.

Вкладыш 5 имеет внутренний диаметр Дкр.1, определяющий критическое сечение на стартовом режиме работы ракетного двигателя.

Вкладыш 6 имеет внутренний диаметр Дкр.2, определяющий критическое сечение на маршевом режиме работы ракетного двигателя.

Неподвижная промежуточная вставка 2 снабжена отверстиями 7, расположенными радиально относительно оси ракеты, и отверстиями 8, расположенными параллельно оси. Данные отверстия соединяют камеру сгорания с полостью 9, образованную деталями 2 и 3.

Уплотнительные кольца 10 обеспечивают герметичность соединений.

Двухрежимный сопловой блок работает следующим образом.

После запуска двигателя в полости 9 устанавливается давление, равное давлению в камере сгорания. Изменение давления в полости 9 обеспечивается поступлением газов из камеры сгорания 11 через отверстия 7 и 8. При этом газовый поток проходит через критическое сечение с Дкр.1 и Дкр.2, что обеспечивает стартовый режим работы двигателя. После возникающего при уменьшении поверхности горения топливного заряда падения давления в камере сгорания 11 величина давления в полости 9 становится больше давления в камере сгорания. Образовавшийся перепад давления заставляет подвижный клапан 3 переместиться и упереться во вкладыш 5, после чего газовый поток проходит лишь через критическое сечение Дкр.2, что обеспечивает маршевый режим работы двигателя.

Формула изобретения

Двухрежимный сопловой блок для ракетного двигателя, содержащий корпус двигателя, камеру сгорания, основное сопло и центральный подвижный клапан, отличающийся тем, что сопловой блок снабжен неподвижной промежуточной вставкой с отверстиями, расположенными радиально и параллельно оси ракеты, сопловыми вкладышами, стойками крепления неподвижной промежуточной вставки с проходными сечениями, причем центральный подвижный клапан выполнен в виде цилиндрического ступенчатого тела, имеющего проходные отверстия, образующие дополнительное сопло, а вкладыши выполнены с внутренними диаметрами, определяющими критическое сечение сопел на стартовом и маршевом режимах работы двигателя, и перемещение центрального подвижного клапана происходит за счет разницы давлений в полости клапана и внутренней полости двигателя при изменении давления во внутренней полости двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2