Насос роторный

Реферат

 

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в процессе жидкостной очистки стекол автомобилей. Насос роторный содержит корпус с рабочей камерой. В камере установлено рабочее колесо, кромки которого образуют зазор для выхода жидкости в выходное сопло. Вал ротора электродвигателя имеет осевую связь с отверстием рабочего колеса. Рабочее колесо выполнено в виде двух рабочих секций. Одна секция рабочего колеса предназначена для создания избыточного давления, а другая служит для вывода жидкостного потока из сопла. Сопло выполнено в виде цилиндроконического выступа корпуса с отверстием, ось которого пересекает ось корпуса насоса. Корпус имеет сопло для всасывания жидкости и выполнен из пластмассы. Сопло для всасывания жидкости со стороны торца снабжено оппозитно расположенными радиусными канавками. Материал корпуса насоса выполнен из полиамида марки ПА66-КС, а рабочее колесо изготовлено из материала ПА610-Л-Г5. Изобретение направлено на решение технологических возможностей, повышающих эффективность перемещения жидкости при ее кратковременных порционных подачах со скоростью вращения ротора электродвигателя от 8 до 16 тыс. оборотов в минуту. 4 ил.

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в сервисном обслуживании автомобилей.

Наиболее близким к изобретению является насос роторный, содержащий корпус с рабочей камерой, установленное в ней рабочее колесо, кромки которого образуют зазор для выхода жидкости в выходное сопло, вал ротора электродвигателя, имеющий осевую связь с отверстием рабочего колеса, причем рабочее колесо выполнено в виде двух рабочих секций, где одна секция рабочего колеса предназначена для создания избыточного давления, а другая служит для вывода жидкостного потока из сопла, выполненного в виде цилиндроконического выступа корпуса с отверстием, ось которого не пересекает ось корпуса насоса, и сопло для всасывания жидкости, причем корпус насоса выполнен из пластмассы (RU 2059887 С1, МПК F 04 D 13/06, 29/42, 29/22, В 60 S 1 /48, 21.11.1994).

К недостаткам известного технического решения следует отнести малые технологические возможности рабочего колеса и всасывающего сопла при скоростях от 12000 до 20000 об/мин.

Задачей изобретения является расширение технологических возможностей, повышающих эффективность перемещения жидкости при ее кратковременных порционных подачах со скоростью вращения ротора электродвигателя от 12000 до 20000 об/мин.

Поставленная задача достигается тем, что в насосе роторном, содержащем корпус с рабочей камерой, установленное в ней рабочее колесо, кромки которого образуют зазор для выхода жидкости в выходное сопло, вал ротора электродвигателя, имеющий осевую связь с отверстием рабочего колеса, причем рабочее колесо выполнено в виде двух рабочих секций, где одна секция рабочего колеса предназначена для создания избыточного давления, а другая служит для вывода жидкостного потока из сопла, выполненного в виде цилиндроконического выступа корпуса с отверстием, ось которого не пересекает ось корпуса насоса, и сопло для всасывания жидкости, причем корпус насоса выполнен из пластмассы, согласно изобретению сопло для всасывания жидкости со стороны торца снабжено оппозитно расположенными радиусными канавками, причем материал корпуса выполнен из полиамида марки ПА66-КС, а рабочее колесо изготовлено из материала ПА610-Л-Г5.

На фиг.1 изображена профильная проекция насоса роторного в разрезе, без показа сопрягаемого выступа подшипникового узла; на фиг.2 - вид на торец рабочего колеса; на фиг.3 - радиусные канавки, выполненные со стороны торца в сопле; на фиг.4 - сечение А-А на фиг.3, сечение радиусных канавок.

Насос роторный содержит корпус 7 с рабочей камерой 1, установленное в ней рабочее колесо 2 с лопастями 3, кромки 4 и 12 которого образуют зазор для выхода жидкости в выходное сопло 8. Насос содержит также вал ротора электродвигателя (не показан), имеющий осевую связь с отверстием 6 рабочего колеса 2 за счет плотной насадки вала ротора в отверстии 6 колеса 2. Рабочее колесо 2 выполнено в виде двух рабочих секций, где одна секция рабочего колеса предназначена для создания избыточного давления, а другая служит для вывода жидкостного потока из сопла 8, выполненного в виде цилиндроконического выступа корпуса 7 с отверстием 18, ось 9 которого не пересекает ось 14 корпуса 7 насоса. Насос снабжен соплом 5 для всасывания жидкости. Корпус 7 насоса выполнен из пластмассы. Сопло 5 для всасывания жидкости со стороны торца снабжено оппозитно расположенными радиусными канавками 10 и 11 (см. фиг.3, 4).

Материал корпуса 7 выполнен из полиамида марки ПА66-КС.

Рабочее колесо 2 изготовлено из материала ПА610-Л-Г5.

Первая секция колеса выполнена в виде стержня 19 с кромками 4, а вторая - в виде лопастей 3 с кромками 12. Кромки 4 стержня 19 образуют с соплом 5 зазоры , а кромки 12 лопастей 3 - зазоры . Профиль тела стержня 19 не имеет однородного сечения и увеличивается к выходу к коническому выступу 17, чем вызывается перемещение жидкости по зазорам относительно упомянутых радиусных канавок 10 и 11 и поверхности стержня 19. Наличие канавок 10, 11 при скорости вращения вала ротора электродвигателя от 8 до 10 и более тысяч оборотов в минуту создает условие направления жидкости несколькими потоками: по сформированному телом стержня 19 кинематическому кольцевому потоку жидкости и с осевым перемещением по радиусным канавкам 10, 11 отдельными потоками жидкости, имеющими возможность уравниваться по скорости перемещения в соединяющей их полости 21. Далее жидкость подхватывается лопастями 3 и их кромками 12 выбрасывается в зазор , откуда поступает в отверстие 18 сопла 8 и далее потребителю, например, для подачи жидкости для мытья стекол автомобиля.

Самоориентация ротора по оси 14 происходит за счет консольно установленного рабочего колеса 2 и установки вала ротора электродвигателя на сферической поверхности подшипника, получающих в процессе высокоскоростного вращения кинематическую ориентацию, ограниченную кольцевыми зазорами, объемами жидкостной среды в зазорах и . Насос роторный целесообразно использовать для сервисного обслуживания автомобилей в процессе жидкостной очистки стекол автомобилей.

Насос испытан на стенде.

Формула изобретения

Насос роторный, содержащий корпус с рабочей камерой, установленное в ней рабочее колесо, кромки которого образуют зазор для выхода жидкости в выходное сопло, вал ротора электродвигателя, имеющий осевую связь с отверстием рабочего колеса, причем рабочее колесо выполнено в виде двух рабочих секций, где одна секция рабочего колеса предназначена для создания избыточного давления, а другая служит для вывода жидкостного потока из сопла, выполненного в виде цилиндроконического выступа корпуса с отверстием, ось которого не пересекает ось корпуса насоса, и сопло для всасывания жидкости, причем корпус насоса выполнен из пластмассы, отличающийся тем, что сопло для всасывания жидкости со стороны торца снабжено оппозитно расположенными радиусными канавками, причем материал корпуса выполнен из полиамида марки ПА66-КС, а рабочее колесо изготовлено из материала ПА610-Л-Г5.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4