Способ изоляции стальных магистральных трубопроводов

Реферат

 

Изобретение относится к строительству и используется для нанесения изоляции при сооружении стальных магистральных трубопроводов. На наружную поверхность трубопровода спирально наматывают в несколько слоев полимерную ленту. Соединение смежных витков каждого слоя осуществляют липкими сторонами, при этом боковой липкий край ленты последнего слоя отгибают на ширине 30-50 мм. Повышает надежность трубопровода. 1 з.п.ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для нанесения изоляции при сооружении стальных магистральных трубопроводов.

Известен способ защиты наружной поверхности труб и оболочек полимерами, включающий спиральную навивку на поверхность трубы полосы из термопластичных полимеров с последующей сваркой кромок ее смежных витков, причем навивку полосы производят с зазором между витками, а сверху кромок осуществляют подачей в зазор расплава, однородного с полосой состава (авт. свид. СССР 1006852, F 16 L 58/00, бюл. 11, 1983 г.).

Недостатками известного способа является сложность способа изоляции, обусловленная подачей расплава в зазор между витками, невозможность обеспечения адгезии и высокая водопроницаемость.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ нанесения ленты, включающий обертывание ленты вокруг подложки с перекрытием, причем перекрывающий край или каждый перекрывающий край ленты при обертывании размещают в тесном контакте с как минимум частью фаски соответственно перекрытого края ленты, и при этом ленту предпочтительно спирально обертывают вокруг подложки дискретными перекрывающимися секциями.

Основными недостатками данного способа являются возможность проникновения воды и электролитов к металлу трубы через захлесты между смежными витками полимерных липких лент, а также образование гофр из-за неправильной регулировки изоляционной ленты.

Предлагаемое изобретение решает техническую задачу повышения эффективности способа изоляции, увеличения срока службы изоляционного покрытия и повышения надежности эксплуатации стальных магистральных трубопроводов.

Указанная задача решается тем, что в способе изоляции магистральных трубопроводов, включающем нанесение полимерных липких лент более одного слоя путем обертывания вокруг трубопровода с перекрытием, соединение смежных витков каждого слоя, согласно изобретению соединение смежных витков каждого слоя осуществляют липкими сторонами, при этом боковой липкий край ленты последнего слоя отгибают на ширине 30-50 мм путем поворота боковой поверхности каждого слоя на 180o по ходу движения изоляционной ленты.

Соединение смежных витков полимерной ленты липкими сторонами препятствует проникновению воды и электролитов к металлу трубы через захлесты смежных витков изоляционной ленты и образованию гофр при незначительной регулировке изоляционной машины за счет высокой адгезии соединения липких сторон изоляции. Также соединение смежных витков изоляционной ленты липкими сторонами обеспечивает нахождение трубопровода и герметичной оболочки даже в случае отлипания изоляции от металла трубы, например, при плохом качестве очистки трубы, некачественной грунтовке, резком перепаде температур, при значениях потенциала "труба-земля" выше допустимого. При работе катодной защиты у трубопровода накапливается влага, что ускоряет проникновение электролитов через захлесты между смежными витками полимерных лент к трубе. Высокая адгезия и низкая скорость проникновения электролита между смежными витками изоляционных лент, обеспечиваемые предлагаемым изобретением, позволяют повысить эффективность использования изоляционных покрытий из полимерных липких лент.

Проведенные экспериментальные исследования на полимерных липких лентах показали, что адгезия при соединении ленты липкими сторонами более чем в 65 раз выше, чем при соединении липкой и полиэтиленовой поверхностями в прототипе. Результаты исследований приведены в табл. 1. В табл. 2 приведены результаты определения скорости проникновения электролита через изоляционные полимерные ленты. В табл. 3 приведены физико-механические свойства пленок, соединенных клейкими поверхностями и соединенных клейкой и полиэтиленовыми поверхностями.

Экспериментальные исследования показали, что скорость проникновения электролита через изоляционные полимерные ленты при соединении липкими поверхностями примерно в два раза ниже, чем при соединении липкой и полиэтиленовой поверхностями в прототипе.

Преимущество предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом заключается в отсутствии необходимости создания новой техники для нанесения изоляционных покрытий. Поворот изоляционной ленты на 180o по ходу движения изоляционной машины на 30-50 мм осуществляют вручную в начальный период намотки изоляции и регулировки изоляционной машины. Далее за счет силы натяжения изоляционной ленты ширина загиба при движении изоляционной машины будет сохраняться. Высокая адгезия и низкая скорость проникновения электролита между смежными витками изоляционных лент позволяет повысить эффективность использованных изоляционных покрытий при минимальных затратах.

Предлагаемое изобретение найдет широкое применение при сооружении стальных магистральных трубопроводов для нанесения изоляции.

Формула изобретения

1. Способ изоляции магистральных трубопроводов, включающий нанесение полимерных липких лент более одного слоя, путем обертывания вокруг трубопровода с перекрытием, соединение смежных витков каждого слоя, отличающийся тем, что соединение смежных витков каждого слоя осуществляют липкими сторонами, при этом боковой липкий край ленты последнего слоя отгибают на ширине 30-50 мм.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что соединение смежных витков каждого слоя липкими сторонами осуществляют путем поворота боковой поверхности каждого слоя на 180o по ходу движения изоляционной ленты.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5