Способ модификации дизельного топлива
Реферат
Изобретение относится к области производства моторных топлив, в частности дизельного топлива. Способ включает выделение дизельной фракции из стабильного конденсата и введение присадок в поток дизельной фракции до достижения промежуточной концентрации с последующим ее снижением до рабочей, перед введением присадок поток дизельной фракции раздваивается на потоки с соотношением скоростей 3:4 - 1:40, присадки вводят в поток, движущийся с меньшей скоростью, а затем возвращают его в поток, движущийся с большей скоростью, доведя концентрацию присадок до рабочей. Градиент давления между точками разделения и соединения потоков дизельной фракции колеблется в интервале 3-20 кПа/м. Технико-экономический эффект достигается за счет обеспечения возможности модификации дизельного топлива присадками с весьма малой концентрацией в непрерывном производстве. 2 з.п. ф-лы.
Предлагаемое изобретение относится к области производства моторных топлив, в частности модифицированного дизельного топлива (ДТ).
Известен способ модификации (Я.Б. Чертков. Современные и перспективные углеводородные реактивные и дизельные топлива. - М.: Химия, 1968 г.) дизельных топлив с помощью жидких присадок или их смесей. Суть способа заключается в том, что в емкость заданного объема, содержащую дизельное топливо, добавляется дозированное количество присадки и содержимое емкости тщательно перемешивается. Недостаток способа заключается в том, что он непригоден для поточного производства дизельного топлива. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ модификации (А.М. Данилов. Присадки и добавки. - М.: Химия, 1996 г., с. 182) дизельного топлива с помощью присадок, растворенных, например, в керосине или дизельном топливе. Рабочие концентрации депрессоров составляют 0,02-0,05 мас.%, причем они вводятся в топливо, нагретое до 40-50oС. Суть способа заключается в том, что вначале готовят 10-15%-ные растворы депрессоров в дизельном топливе, керосине или другом растворителе, а затем доводят эти концентрации до рабочей путем последующего их разбавления в дизельном топливе и перемешивания. Недостаток данного способа заключается в том, что он непригоден для непрерывной модификации дизельного топлива в крупнотоннажном производстве. Цель изобретения - обеспечение однородности свойств дизельного топлива с весьма малыми присадками в непрерывном производстве. Поставленная цель достигается тем, что в способе модификации дизельного топлива, включающем введение присадок в поток дизельной фракции до достижения промежуточной концентрации и последующее ее снижение до рабочей концентрации, вначале выделяют дизельную фракцию из стабильного конденсата, затем поток дизельной фракции раздваивают на потоки с соотношением скоростей 3: 4-1: 40, вводят присадки в поток, движущийся с меньшей скоростью, после чего возвращают его в поток, движущийся с большей скоростью, доведя концентрацию присадок до рабочей. Указанное запаздывание скорости вспомогательного потока по отношению к основному является оптимальным при введении присадок с весьма малой концентрацией. Градиент давления между точками раздвоения и соединения потоков дизельной фракции колеблется в интервале 3-20 кПа/м. Осевые линии (векторы скоростей) обоих потоков могут находиться в одной плоскости. Поток дизельной фракции может разделяться на несколько вспомогательных потоков как до, так и после охлаждения дизельной фракции. После введения раствора присадок в трубопровод содержимое трубопровода может подвергаться воздействию электромагнитного или магнитного полей. Пример осуществления способа Из стабильного газового конденсата выделяют дизельную фракцию и транспортируют ее по трубопроводу со скоростью 0,5 м/с. После первичного охлаждения дизельной фракции поток с температурой 60-80oС раздваивают на поток, движущийся со скоростью 0,5 м/с и поток, движущийся со скоростью 0,1 м/с. В последний под давлением 2,5 кгс/см2 вводят заранее приготовленный в ароматическом углеводороде, например в ксилоле 45 мас. %, раствор смеси депрессора с диспергатором. В качестве депрессора используют сополимер этилена с винилацетатом, а в качестве диспергатора, не содержащего галогенов, - полимер с монозвеном на углеводородной основе, содержащий карбонильные и алифатические группировки, причем соотношение алифатических протонов к ароматическим протонам продукта взаимодействия монозвена с ксилолом колеблется в интервале 50:1- 15:1. Вначале концентрация смеси присадок дизельной фракции составляет 1-5 мас.%, а затем после соединения потоков концентрация смеси присадок снижается до рабочей, а именно 0,017 мас.%. Модифицированное дизельное топливо имеет следующие показатели: температура застывания - минус 52oС предельная температура фильтруемости - минус 42oС цетановое число - 45 кинематическая вязкость - 1,45 мм2/с при 20oС. В случае, когда возникает необходимость раздельного введения отдельных компонентов смеси присадок, основной поток дизельной фракции может распадаться на два дополнительных симметричных потока с разными точками возврата в основной поток дизельной фракции. Для подогрева раствора трубопровод может быть снабжен коаксиально расположенной к потоку цилиндрической рубашкой с вентилями для заполнения и выпуска жидкой смеси раствора присадок, а также вспомогательным воздушным клапаном. Предлагаемый способ позволяет получать модифицированное дизельное топливо с однородными свойствами. Технико-экономический эффект достигается за счет обеспечения возможности модификации дизельного топлива присадками с весьма малой концентрацией (менее одной тысячной доли процента) в непрерывном производстве.Формула изобретения
1. Способ модификации дизельного топлива, включающий введение присадок в поток дизельной фракции до достижения промежуточной концентрации и последующее ее снижение до рабочей концентрации, отличающийся тем, что вначале выделяют дизельную фракцию из стабильного конденсата, затем поток дизельной фракции раздваивают на потоки с соотношением скоростей 3: 4-1: 40, вводят присадки в поток, движущийся с меньшей скоростью, после чего возвращают его в поток, движущийся с большей скоростью, доведя концентрацию присадок до рабочей. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что градиент давления между точками раздвоения и соединения потоков дизельной фракции составляет 3-20 кПа/м. 3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что осевые линии (векторы скоростей) обоих потоков находятся в одной плоскости.PC4A - Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Прежний патентообладатель:Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут"
(73) Патентообладатель:Общество с ограниченной ответственностью "Газпром переработка"
Договор № РД0066166 зарегистрирован 21.06.2010
Извещение опубликовано: 10.08.2010 БИ: 22/2010