Способ получения судового или котельного топлива

Реферат

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения тяжелого нефтяного топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках. Способ получения судового или котельного топлива ведут путем висбрекинга смеси мазута с гудроном, выделения крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС - КК, который затем смешивают с 1-5 маc.% экстракта селективной очистки масел, до 10% маc.% тяжелого газойля каталитического крекинга, до 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 0,5-2,5 мас.% слоп-вокса. Смесь мазута с гудроном получают путем атмосферной перегонки нефти, 90 мас.% полученного мазута направляют на вакуумную перегонку с получением гудрона, который затем смешивают с 10 мас.% оставшегося мазута. Способ позволяет расширить ассортимент топлив и более квалифицированно использовать остаточные компоненты нефтеперерабатывающих производств. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения тяжелого нефтяного топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках.

Известен способ получения тяжелого нефтяного топлива путем термической переработки асфальта при температуре 400-425 градусов Цельсия с выделением термодистиллята и последующим его смешением с остатком деасфальтизации в соотношении от 30:70 до 50:50 (патент СССР N1575560, С 10 L 1/04, 1999 г.).

Недостатком способа является то, что при производстве топлива часто происходит закоксовывание печных труб, вследствие чего снижается межрегенерационный период и производительность.

Известен также способ получения котельного топлива путем термического крекинга смеси гудрона с 25 маc.% тяжелого газойля коксования ("Химия и технология топлив и масел", 1985, 37-38).

Однако получаемый этим способом продукт крайне нестабилен и при хранении из него выпадает осадок.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ получения тяжелого нефтяного топлива (судового или котельного), включающий висбрекинг тяжелых нефтяных фракций с последующим смешением полученного крекинг-остатка с деасфальтированными тяжелыми нефтяными фракциями при соотношении 70-99:30-1 соответственно. В отдельных случаях в получаемое таким способом топливо вводят легкие нефтяные фракции (Заявка Японии 60-123554, С 08 L 91/00, 1985 г.).

Данный способ предлагает использование деасфальтированных тяжелых нефтяных фракций, однако в России эти продукты находят более квалифицированное применение, конкретно как сырье для производства смазочных масел и ресурсы его ограничены.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения судового или котельного топлива, использование которого позволит расширить ассортимент этих топлив и одновременно более квалифицированно использовать остаточные компоненты нефтеперерабатывающих производств.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения судового или котельного топлива путем висбрекинга смеси мазута с гудроном, выделения крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС-КК, который затем смешивают с 1-5 мас.% экстракта селективной очистки масел, до 10 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, до 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 0,5 - 2,5 мас.% слоп-вокса.

Причем смесь мазута с гудроном, подвергаемую висбрекингу, получают путем атмосферной перегонки нефти, 90 мас.% полученного мазута направляют на вакуумную перегонку с получением гудрона, который затем смешивают с 10 мас.% оставшегося мазута.

Отличием предлагаемого технического решения является осуществление висбрекинга смеси мазута с гудроном, смешение выделенного крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС-КК с экстрактом селективной очистки масел, тяжелым газойлем каталитического крекинга, остаточным компонентом деасфальтизации масел пропаном и слоп-воксом в заявленном соотношении.

Предлагаемый способ при использовании его на нефтеперерабатывающих заводах позволит расширить ассортимент вырабатываемых судовых и котельных топлив, более квалифицированно использовать такие остаточные продукты нефтепереработки, как экстракт селективной очистки масел, остаточный компонент деасфальтизации масел пропаном, слоп-вокс. Кроме того, для получения сырья висбрекинга позволит более экономично использовать имеющиеся на заводах установки атмосферной и атмосферно-вакуумной перегонки нефти.

Ниже приведены примеры осуществления предлагаемого способа. Характеристика компонентов, используемых для получения топлив приведена в табл.1.

Пример 1.

Западно-сибирскую нефть, содержание светлых - 44% и плотность 860 кг/м3 подвергают атмосферной перегонке на установке АТ-6 с получением мазута, выкипающего в пределах 350oС-КК, 90 мас.% мазута направляют на блок вакуумной перегонки установок АВТ-1 и АВТ-2, полученный гудрон с началом кипения 490oС смешивают с 10 мас.% мазута и полученную смесь подвергают висбрекингу при температуре 450oС при объемной скорости подачи сырья 100м /час-1, выделяют крекинг-остаток, имеющий интервал выкипания 360oС-КК, который смешивают с 5 мас. % экстракта селективной очистки масел, 10 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном, 0,5 мас.% слоп-вокса (образец 1).

Пример 2.

Способ осуществляют по примеру 1, но выделенный крекинг-остаток смешивают с 1 мас.% экстракта селективной очистки масел, 5 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, 1 мас. % остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 2,5 мас.% слоп-вокса (образец 2).

Показатели качества полученных предлагаемым способом образцов топлив приведены в табл. 2.

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что предлагаемый способ позволяет получать судовое топливо СВС по ТУ 381011314-90 (образец 1) и котельное топливо, соответствующее ГОСТу 10585-75 (образец 2).

Формула изобретения

1. Способ получения судового или котельного топлива путем висбрекинга тяжелых нефтяных фракций с последующим смешением полученного крекинг-остатка с остаточными продуктами нефтепереработки, отличающийся тем, что висбрекингу подвергают смесь мазута с гудроном и полученный крекинг-остаток с интервалом выкипания 360oС - КК смешивают с 1-5 мас. % экстракта селективной очистки масел, до 10 мас. % тяжелого газойля каталитического крекинга, до 2 мас. % остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 0,5-2,5 мас. % слоп-вокса.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что смесь мазута с гудроном, подвергаемую висбрекингу, получают путем атмосферной перегонки нефти, 90 мас. % полученного мазута направляют на вакуумную перегонку с получением гудрона, который затем смешивают с 10 маc. % оставшегося мазута.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2