Способ получения нефтепродуктов

Реферат

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив, дизельного топлива арктического, нефтяных растворителей и др. Способ получения нефтепродуктов включает отбензинивание исходной нефти с выделением фракции НК-185oС, перегонку отбензиненной нефти с выделением фракции НК-180oС, вторичную перегонку смеси фракций НК-185oС и НК-180oС с выделением фракций НК-62oС, 62-180oС и кубового остатка, выкипающего в интервале 180oС-КК, гидроочистку и риформинг фракции 62-180oС. Выделенные фракции компаундируют с получением целевого продукта. Кубовый остаток вторичной перегонки также компаундируют с прямогонной фракцией, выкипающей в интервале 140-240oС, в соотношении 80-85: 20-15 соответственно с получением дизельного топлива арктического. Способ позволяет получать высококачественное арктическое топливо без потерь дизельных фракций, а также бензины и растворители.

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив, дизельного топлива арктического, нефтяных растворителей и др.

Известны различные способы получения светлых нефтепродуктов с использованием процессов гидроочистки, риформинга, коксования.

Известен способ получения автомобильного бензина, заключающийся в том, что прямогонный бензин или его смесь с бензином коксования подвергают разделению на фракции, выкипающие в интервале температур 25(60) - 80(120)oС (1) и 80(120) - 160(180)oС (2), последнюю подвергают гидроочистке и риформингу.

Для получения целевого продукта риформат смешивают с фракцией (1) в массовом соотношении 99:1 - 80:20. (Патент РФ, С 10 G 59/02, 1997 г.) Известен способ получения дизельного топлива арктического и зимнего, включающий коксование смеси асфальта и гудрона, гидроочистку газойля коксования, выделение из него дизельной фракции, выкипающей в интервале 154-360oC, гидроочистку этой фракции с последующим выделением из гидрогенизата перегонкой целевого продукта - дизельного топлива арктического, выкипающего в интервале 147-300oС. ("Нефтепереработка и нефтехимия", 1974 г., 9-10).

Однако для этого способа характерны большие потери ресурсов дизельных топлив, так как после получения дизельного топлива арктического остаются хвостовые фракции, выкипающие в интервале 300-360oС, которые из-за высокой вязкости и температуры застывания, как правило, не находят квалифицированного применения.

Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности является способ получения нефтепродуктов, заключающийся в том, что исходную нефть непосредственно на месте ее добычи подвергают отбензиниванию с отводом фракции НК-185oС, отбензиненную нефть обессоливают, перегоняют с выделением фракции НК-180oС, последнюю подвергают вторичной перегонке совместно с фракцией НК-185oС, полученной при отбензинивании, взятой в количестве не более 50 мас. %, фракцию 62-180oС, выделенную при вторичной перегонке, подвергают гидроочистке и риформингу с последующим компаундированием продукта риформинга, фракции НК-62oС вторичной перегонки и фракции HK-185oC, полученной при отбензинивании. (Патент РФ, С 10 G 59/02, 2000 г.) Недостатком этого способа является то, что одним из продуктов, получаемых при вторичной перегонке, является кубовый остаток, выкипающий в интервале 180oС-КК, который не соответствует требованиям ни на дизельное топливо (летнее и зимнее), ни арктическое топливо.

Задачей настоящего изобретения является расширение ассортимента получаемых нефтепродуктов за счет получения дополнительных товарных продуктов, в частности арктического топлива.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения нефтепродуктов, включающий отбензинивание исходной нефти с выделением фракции НК-185oС, перегонку отбензиненной нефти с выделением фракции HK-l80oС, вторичную перегонку смеси фракций НК-185oС и НК-180oС с выделением фракции НК-62oС, 62-180oC и кубового остатка, выкипающего в интервале 180oС-КК, гидроочистку и риформинг фракции 62-180oС, компаундирование выделенных фракций с получением целевого продукта, а также компаундирование кубового остатка вторичной перегонки с прямогонной фракцией, выкипающей в интервале 140-240oС, в соотношении 80-85: 20-15 соответственно с получением дизельного топлива арктического.

Отличием заявляемого технического решения является то, что кубовый остаток вторичной перегонки компаундируют с прямогонной фракцией в определенном соотношении с получением дизельного топлива арктического.

Указанное отличие позволяет расширить ассортимент получаемых известным способом нефтепродуктов и, кроме того, получать высококачественное дизельное топливо арктическое без потерь ценных дизельных фракций, которые обычно бывают при выработке этого вида топлива.

ПРИМЕР.

Исходную нефть Сургутского месторождения: плотность при 20oС 852 кг/м3, содержание серы 1,05%, содержание воды 0,3%, подвергают перегонке при атмосферном давлении и температуре на выходе из печи 225oС, при этом отделяется 7 мас.% фракции НК-185oС, отбензиненную нефть обессоливают и подвергают перегонке с выделением 7 мас.% фракции НК-180oС, эту фракцию смешивают с 50 мас. % фракции НК-185oС и полученную смесь подвергают вторичной перегонке на двух последовательных атмосферных ректификационных колоннах с температурой низа колонны соответственно 80oС и 180oС. Выделенную фракцию 62-180oС подвергают гидроочистке при температуре 300oС, давлении 29 ати на алюмо-кобальт-молибденовом катализаторе, а затем подают на каталитический риформинг, осуществляемый при температуре 500oС, давлении 19 ати на платиновом катализаторе, получают при этом 4,6 мас.% на отбензиненную нефть катализата. Полученный катализат компаундируют с фракцией НК-62oС вторичной перегонки и фракцией НК-185oС, выделенной при отбензинивании, в соотношении, мас.%, 35: 15: 50. Полученный продукт представляет собой автомобильный бензин А-80, соответствующий ТУ-38001-165-97.

Кубовый остаток вторичной перегонки, выкипающий в интервале 180oС-КК, компаундируют с прямогонной фракцией, выкипающей в интервале 140-240oС, в соотношении 80:20 соответственно. Полученный продукт характеризуется следующими показателями: Цетановое число - - 45 ед.

Вязкость кинематическая при 50oС, сст - 3 Содержание серы, % - 0,39 Температура застывания, oС - - 58 Плотность при 20oС, кг/м3 - 805 что соответствует требованиям ГОСТ 305-88 на дизельное топливо арктическое.

Предлагаемым способом могут быть получены не только автомобильные бензины различных марок, но и бензин-растворитель по ГОСТ - 443 - 77. Получение наряду с этими продуктами дизельного топлива арктического позволит сэкономить ценные дизельные фракции, снизить энергозатраты и повысить экономичность способа.

Формула изобретения

Способ получения нефтепродуктов, включающий отбензинивание исходной нефти с выделением фракции НК-185oС, перегонку отбензиненной нефти с выделением фракции НК-180oС, вторичную перегонку смеси фракций НК-185oС и НК-180oС с выделением фракций НК-62oС, 62-180oС, гидроочистку и риформинг фракции 62-180oС и компаундирование выделенных фракций с получением целевого продукта, отличающийся тем, что кубовый остаток вторичной перегонки, выкипающий в интервале 180oС-КК, компаундируют с прямогонной фракцией, выкипающей в интервале 140-240oС, в соотношении 80-85: 20-15 соответственно с получением дизельного топлива арктического.