Мотодельтаплан
Реферат
Изобретение относится к летательным аппаратам с балансирным управлением. Мотодельтаплан состоит из крыла 1, двигателя 7 с воздушным винтом 8 в кольцевом канале 10, кресла-коляски 24, к которому крепится пилон 25. Крыло состоит из несущей поверхности и концевых несущих поверхностей. Рулевая трапеция мотодельтаплана выполнена в виде подкоса крыла. Возможность применения кресла-коляски в качестве рабочего места пилота обеспечивается аэродинамической компоновкой и малыми габаритами крыла, состоящего из центроплана и концевых поверхностей, и применением подкоса - рулевой трапеции. Причем воздушный винт установлен так, что плоскость его поверхности пересекает плоскость крыла. Изобретение направлено на снижение массы и упрощение конструкции мотодельтаплана, а также на применение кресла-коляски в качестве рабочего места пилота. 9 ил.
Изобретение относится к области авиации. Его можно использовать при разработке сверхлегких летательных аппаратов, а именно мотодельтапланов.
Прототипом предлагаемого изобретения является устройство мотодельтаплана с тележкой (см. франц. пат. N 2303710, кл. В 64 С 39/00), шарнирно подвешенной к каркасу крыла. Тележка имеет колесное шасси и двигатель с воздушном винтом. Поверхность его крыла образована каркасом и тканевой обшивкой Недостатками такого устройства являются большие габариты летательного аппарата, что исключает возможность применения его пилотами без использования колесной тележки. Кроме того, указанный мотодельтаплан невозможно использовать с инвалидным креслом-коляской пилота. Решаемая техническая задача обеспечивает снижение массы, упрощение конструкции и уменьшение габаритов мотодельтаплана. Указанная задача решается следующим образом. Мотодельтаплан снабжен кольцом, воздушный винт расположен в кольце над крылом, поверхность крыла перед плоскостью вращения лопастей винта расположена ниже, чем поверхность за плоскостью вращения лопастей винта, рулевая трапеция выполнена с подкосом, связывающим концевые участки крыла, передняя кромка крыла имеет дугообразную форму, поверхность за плоскостью вращения лопастей винта образует дугообразную кромку, предназначенную для забора воздушного потока от нижней части площади, ометаемой винтом, при этом поверхность упомянутого кольца сопряжена с поверхностью крыла перед винтом. На фиг.1 изображен боковой вид мотодельтаплана. На фиг.2 и 3 мотодельтаплан показан спереди и сверху. На фиг. 4, 5 и 6 даны три проекции мотодельтаплана без кресла-коляски и тележки. Вариант для взлета и посадки с помощью ног. На фиг.7, 8 и 9 в трех проекциях показано инвалидное кресло-коляска совместно с мотодельтапланом. Мотодельтаплан состоит из крыла 1, которое имеет дугообразную переднюю кромку 2 и силовой набор, состоящий из лонжерона 3, нервюр 4 и продольных балок 5. На центральной продольной балке закреплен киль 6. Двигатель 7 с воздушным винтом 8 закреплен моторами 9 на лонжероне крыла. Воздушный винт расположен в кольце 10, образующим кольцевой профилированный канал и являющимся его ограждением. Перед воздушным винтом поверхность крыла опущена вниз и нижняя кромка поверхности крыла, выступая за плоскость его вращения, образует нижнюю часть кольцевого канала 11. Она ограничивает плоскость вращения винта и служит ограждением винта снизу. Следовательно, кольцевой канал образован кольцом 10 сверху крыла и нижней частью кольцевого канала 11, которая имеет удобообтекаемый профиль. За плоскостью вращения винта поверхность крыла приподнята над крылом 12. Эта поверхность 13 имеет дугообразную переднюю кромку для захвата воздушного потока, отбрасываемого воздушным винтом. Передняя кромка поверхности 13 имеет острую удобоотсекаемую переднюю кромку. Таким образом, плоскость вращения винта 8 пересекает плоскость крыла 12 и нижняя часть отметаемой винтом площади находится под крылом. На концах крыла установлены концевые шайбы 14, закрепленные на концевых нервюрах и концах лонжеронов. Концевые шайбы повышают поперечную и путевую устойчивость мотодельтаплана и снижают аэродинамическое сопротивление крыла. На мотодельтаплане, в случае применения его без тележки и кресла-коляски, устанавливаются нижние 15 концевые шайбы-опоры, в которых установлены колеса 16. Нижние шайбы 15 являются обтекателями легких авиационных колес с пневматиками. В этом случае на центральной балке в хвостовой части ее устанавливают хвостовое самоориентирующиеся колесо 17. Задняя кромка крыла 18 в плане расположена по прямой линии и с лонжероном в плане образует треугольник. К задней кромке прикреплены законцовки 19 крыла, выполненные из легкого, жесткого и гибкого листа, например, из пенополиуретана. Толщина листа может находится в пределах 2-12 мм. Листовая законцовка может быть армирована латами, как на обычном дельтаплане, в виде продольных дюралевых трубок (не показаны). Передняя кромка крыла и лонжероны выполнены дугообразными. Это обеспечивает центральной части крыла обратное V по передней кромке. А контур задней кромки 20 крыла расположен в горизонтальной плоскости (в плоскости строительной горизонтали). Такое выполнение крыла обеспечивает оптимальную геометрическую крутку его и повышает аэродинамическое качество крыла на 2-3 единицы. Подкос 21 крыла мотодельтаплана закреплен по концам крыла и связан с лонжероном. Для повышения жесткости конструкции между подкосом и лонжероном установлены стойки 22. Подкос является рулевой трапецией мотодельтаплана и для удобств управления на трубе подкоса расположены обрезиненные рукоятки 23. Тележка или кресло-коляска 24 крепится к продольно-силовому элементу крыла с помощью дугообразного пилона 25 и подвесной системы 26. Нижние концы пилона пристыкованы к креслу-коляске. Между крылом и пилоном (подвесной системой) установлен карданный шарнир 27 и страховочный тросик (не показан). Узел крепления карданного шарнира на крыле расположен в центре тяжести (ц.т.) снаряженного мотодельтаплана. Для повышения устойчивости движения кресла-коляски на взлете и посадке на ней могут быть установлены аутриггерные стойки с дополнительными небольшими колесами 28. Это увеличивает колею и колесную базу кресла-коляски. Полет мотодельтаплана осуществляется следующим образом. Кресло-коляску с установленным на ней пилоном пристыковывают к крылу мотодельтаплана с помощью карданного шарнира и страховочного тросика. Так же присоединяют подвесную систему пилота в случае эксплуатации мотодельтаплана без тележки (при старте пилота стоя). Затем пилот запускает двигатель и после разбега совершает взлет. Взлет, полет и посадку мотодельтаплана производят обычным для данного класса летательных аппаратов образом. Мотодельтаплан имеет балансирное управление и пилот управляет своим летательным аппаратом, перемещая трапецию относительно кресла-коляски или собственного тела (при полете без тележки).Формула изобретения
Мотодельтаплан, содержащий крыло с рулевой трапецией, мотораму с двигателем и воздушным винтом, отличающийся тем, что он снабжен кольцом, воздушный винт расположен в кольце над крылом, поверхность крыла перед плоскостью вращения лопастей винта расположена ниже, чем поверхность за плоскостью вращения лопастей винта, рулевая трапеция выполнена с подкосом, связывающим концевые участки крыла, передняя кромка крыла имеет дугообразную форму, поверхность за плоскостью вращения лопастей винта образует дугообразную кромку, предназначенную для забора воздушного потока от нижней части площади, ометаемой винтом, при этом поверхность упомянутого кольца сопряжена с поверхностью крыла перед винтом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9