Антифрикционное покрытие направляющего профиля
Реферат
Изобретение относится к области монтажа и строительства различных сооружений и конструкций. Изобретение позволит обеспечить снижение усилия перемещения в профиле размещаемого в нем элемента, обеспечить надежность перемещения при наличии отклонения от прямолинейности его участков. Антифрикционное покрытие направляющего профиля представляет собой полученный из расплава предварительно гранулированной композиции слой с поверхностью скольжения для контактирующего с ним элемента, предпочтительно полимерного или с полимерным покрытием, выполненный из смеси полиэтилена высокой и средней плотности в соотношении соответственно 5:95 - 95:5 с содержанием 1-20 мас.% силиконового каучука и предпочтительно имеющий на поверхности слоя скольжения шероховатость 0,05-5,0 мкм с произвольным направлением неровностей для обеспечения коэффициента трения в паре полимер - полимер, равного 0,18-0,40. 5 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области монтажа и строительства различных сооружений и конструкций, имеющих в своем составе направляющий профиль, обеспечивающий свободное перемещение размещаемого в нем элемента, как в процессе размещения этого элемента, так и подвижность элемента после размещения его в направляющем профиле, и является дальнейшим совершенствованием изобретения.
Наиболее близким из известных является профиль из полимерного материала, имеющий поверхность скольжения для контактирующего с ним элемента (патент US 4892442). Известный профиль не обеспечивает необходимой легкости перемещения размещаемого в нем элемента, особенно при значительной его протяженности и при наличии отклонения от прямолинейности его участков. Задачей настоящего изобретения является обеспечение снижения усилия перемещения в профиле размещаемого в нем элемента, обеспечение надежности перемещения при наличии отклонения от прямолинейности его участков. Достигается это тем, что антифрикционное покрытие направляющего профиля представляет собой полученный из расплава предварительно гранулированной композиции слой с поверхностью скольжения для контактирующего с ним элемента, предпочтительно полимерного или с полимерным покрытием, выполненный из смеси полиэтилена высокой и средней плотности в соотношении соответственно 5: 95 - 95:5 с содержанием 1-20 мас.% силиконового каучука и предпочтительно имеющий на поверхности слоя скольжения шероховатость 0,05-5,0 мкм с произвольным направлением неровностей для обеспечения коэффициента трения в паре полимер - полимер, равного 0,18-0,40. Антифрикционное покрытие направляющего профиля образовано предпочтительно с внутренней стороны направляющего профиля, при совместной его с покрытием экструзии, и выполнено по всей внутренней поверхности направляющего профиля. Антифрикционное покрытие направляющего профиля может быть выполнено дискретно по длине и/или по ширине по внутренней поверхности направляющего профиля. Кроме того, антифрикционное полимерное покрытие направляющего профиля может дополнительно содержать полиформальдегид или статистический сополимер пропилена в количестве 1-10 мас.%. Антифрикционное покрытие направляющего профиля может быть нанесено на цилиндрический или коробчатый направляющей профиль и дополнительно, по крайней мере, на часть поверхности контактирующего с ним элемента, повторяющую, по крайней мере, в месте контакта покрытий направляющий профиль по форме поперечного сечения. А величина деформации шероховатости поверхности скольжения при размещении на ней контактирующего с ней элемента не превышает 5 мкм. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлено антифрикционное покрытие направляющего профиля в виде опорной поверхности подвижного остекления, например балкона здания; на фиг. 2 представлено сплошное антифрикционное покрытие направляющего профиля трубопровода, например для прокладки кабеля; на фиг.3 представлено дискретное антифрикционное покрытие направляющего профиля трубопровода, например для прокладки кабеля с большим количеством изгибов, например, в конструкции здания. Антифрикционное покрытие 1 направляющего профиля 2 представляет собой полученный из расплава предварительно гранулированной композиции слой с поверхностью скольжения для контактирующего с ним элемента 3. Элемент 3 выполнен из полимерного материала или имеет полимерное покрытие. Покрытие 1 выполнено из смеси полиэтилена высокой (ПВП) и средней (ПСП) плотности в соотношении соответственно 5:95 - 95:5 с содержанием 1-20 мас.% силиконового каучука. На поверхности слоя скольжения покрытия 1 образована шероховатость 4 (выступы и впадины) 0,05-5,0 мкм с произвольным направлением ее неровностей. Покрытие 1, выполненное таким образом, обеспечивает величину коэффициента трения в паре профиль 2 - элемент 3 по границе полимер - полимер, равную 0,18 - 0,40. Антифрикционное покрытие 1 направляющего профиля 2 образовано предпочтительно с внутренней стороны направляющего профиля и выполнено по всей (фиг.2) внутренней поверхности направляющего профиля или может быть выполнено дискретно (фиг.3) по длине и/или по ширине по внутренней поверхности направляющего профиля 2. Покрытие 1 направляющего профиля может дополнительно содержать полиформальдегид или статистический сополимер пропилена в количестве 1-10 мас.%. Антифрикционное покрытие направляющего профиля может быть нанесено на цилиндрический (фиг. 2, 3) или коробчатый (фиг.1) направляющей профиль 2, а также, по крайней мере, на часть поверхности контактирующего с ним элемента 3, повторяющую, по крайней мере, в месте контакта покрытий направляющий профиль по форме поперечного сечения, величина деформации шероховатости поверхности скольжения при размещении на ней контактирующего с ней элемента не превышает 5 мкм, т.е. максимальную глубину или высоту шероховатости. При выполнении коробчатого направляющего профиля 2 в нем размещают подвижный контактирующий элемент в виде рамы 5 со стеклопакетом 6, устанавливаемый на дистанционную распорную прокладку 7 из теплоизоляционного материала. Зазоры между рамой 5 и профилем 2 перекрывают Z - образными нащельниками 8. В качестве опытных образцов были опробованы в том числе следующие покрытия. Пример 1 (%). Силиконовый каучук - 15 ПСП - 15 ПВП - 70 Смешивание компонентов производили в смесителе "Брабендер" при 125 - 135oС с последующим гранулированием на одношнековом экструдере. Коэффициент трения такого покрытия, измеренный в стандартных условиях, равен 0,3. Пример 2 (%). Силиконовый каучук - 15 ПСП - 15 ПВП - 60 Полиформальдегид - 10 Смешивание компонентов производили в смесителе "Брабендер" при 125 - 135oС с последующим гранулированием на одношнековом экструдере. Коэффициент трения такого покрытия, измеренный в стандартных условиях, равен 0,4. Пример 3 (%). Силиконовый каучук - 15 ПСП - 6,7 ПВП - 83,3 Смешивание компонентов производили в смесителе "Брабендер" при 125 - 135oС с последующим гранулированием на одношнековом экструдере. Коэффициент трения такого покрытия, измеренный в стандартных условиях, равен 0,18. Пример 4(%). Силиконовый каучук - 15 ПСП - 15 ПВП - 60 Полипропилен - 10 Смешивание компонентов производили в смесителе "Брабендер" при 125 - 135oС с последующим гранулированием на одношнековом экструдере. Коэффициент трения такого покрытия, измеренный в стандартных условиях, равен 0,4. Изобретение может быть широко использовано в различных областях техники, требующих снижения коэффициента трения скольжения в парах полимер - полимер, например, при выполнении горизонтально подвижного ограждения в виде окон, сдвижных дверей, ограждения балконов и др. Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в трубопроводах для прокладки оптиковолоконных кабелей, что значительно интенсифицирует процесс и снижает его трудоемкость.Формула изобретения
1. Антифрикционное покрытие направляющего профиля, представляющее собой полученный из расплава предварительно гранулированной композиции слой с поверхностью скольжения для контактирующего с ним элемента, предпочтительно полимерного или с полимерным покрытием, выполненный из смеси полиэтилена высокой и средней плотности в соотношении соответственно 5: 95 - 95: 5 с содержанием 1-20 мас. % силиконового каучука и предпочтительно имеющий на поверхности слоя скольжения шероховатость 0,05-5,0 мкм с произвольным направлением неровностей для обеспечения коэффициента трения в паре полимер - полимер, равного 0,18-0,40. 2. Антифрикционное покрытие направляющего профиля по п. 1, характеризующееся тем, что оно образовано с внутренней стороны направляющего профиля при совместной его с покрытием экструзии и выполнено по всей внутренней поверхности направляющего профиля. 3. Антифрикционное покрытие направляющего профиля по п. 1, характеризующееся тем, что оно образовано с внутренней стороны направляющего профиля при совместной его с покрытием экструзии и выполнено дискретно по длине и/или по ширине по внутренней поверхности направляющего профиля. 4. Антифрикционное покрытие направляющего профиля по любому из пп. 1-3, характеризующееся тем, что оно дополнительно содержит полиформальдегид или статический сополимер пропилена в количестве 1-10 мас. %. 5. Антифрикционное покрытие направляющего профиля по любому из пп. 1-4, характеризующееся тем, что оно нанесено на цилиндрический или коробчатый направляющий профиль и дополнительно по крайней мере на часть поверхности контактирующего с ним элемента, повторяющую по крайней мере в месте контакта покрытий направляющий профиль по форме поперечного сечения. 6. Антифриционное покрытие направляющего профиля по любому из пп. 1-5, характеризующееся тем, что величина деформации шероховатости поверхности скольжения при размещении на ней контактирующего с ней элемента не превышает 5 мкм.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 10.07.2005 БИ: 19/2007