Скребковая цепная лента для цепных скребковых конвейеров

Реферат

 

Изобретение относится к транспортирующим устройствам, а именно к скребковой цепной ленте для цепных скребковых конвейеров с одинарной или двойной промежуточной цепью. Скребковая цепная лента для цепных скребковых конвейеров содержит скребки, разъемно присоединенные к горизонтальным цепным звеньям одно- или двухрядной цепной ленты. Служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья выполнены по типу распорочных звеньев с прочными центральными распорками, к которым присоединены скребки. Горизонтальные цепные звенья имеют внутренние отверстия, поперек которых расположены центральные распорки. При этом в средней зоне скребков под их перемычкой выполнены горизонтальные цепные звенья с цапфами и карманообразные выемки для приема блокировочных элементов, открытые к основанию скребков и/или к их передней или задней стороне. Повышается надежность работы. 34 з.п.ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к скребковой цепной ленте для цепных скребковых конвейеров, в частности, выполненных в виде скребковых конвейеров с одинарной или двойной промежуточной цепью, содержащей скребки, разъемно присоединенные к горизонтальным цепным звеньям одно- или двухрядной цепной ленты.

В частности, изобретение направлено на скребковые цепные ленты дня высокопроизводительных цепных скребковых конвейеров, используемых в подземных горных работах, и прежде всего в лавах большой длины.

В то время как в прошлом для скребковых цепей цепных скребковых конвейеров использовались изготовленные из круглой проволоки звенные цепи стандартных величин, у горных конвейеров уже давно произошел переход к использованию для скребковых цепей звенных цепей особой формы, с тем чтобы это отвечало постоянно растущим требованиям к усилиям натяжения и эксплуатационной характеристике скребковых цепей. Для того чтобы у имеющихся цепных скребковых конвейеров можно было использовать более крепкие цепи, отвечающие повышенной потребной мощности цепных скребковых конвейеров, согласно уровню техники было предложено выполнить вертикальные цепные звенья на их параллельных продольных коленах с лыской и в соответствии с этим без уменьшения сечения уменьшить по конструктивной высоте до размера, соответствующего стандартизированной круглозвенной цепи небольшой толщины (DE 3234137 С3, DE 3615734 С3).

Далее значительные усилия были направлены на то, чтобы улучшить ходовую и нагрузочную характеристики высоконагруженных при эксплуатации скребковых цепей, в частности, в отношении характеристики их удлинения и их взаимодействия с приводными звездочками. Так, например, известно использование для горизонтальных цепных звеньев скребковых цепей специальных звеньев, которые в своей носовой части выполнены усиленными и расширенными, что уменьшает удельное давление при вращении цепей вокруг звездочек и тем самым износ взаимодействующих между собой поверхностей горизонтальных цепных звеньев и зубьев звездочек (DE 2247300 В 2, DE 3219178 С2, DE 3235474 С2). У этих цепей для вертикальных звеньев используются обычные звенья из круглой проволоки в сварном выполнении.

Для используемых в горных работах цепных скребковых конвейеров известны многочисленные выполнения скребков с различными присоединениями к цепным лентам. Наиболее распространены скребки, разъемно и с возможностью замены присоединяемые путем свинчивания к цепным звеньям, в большинстве случаев горизонтальным цепным звеньям скребковых цепных лент, состоящих из круглозвенных цепей (DE 1937608 В2, DE-U 8134429.5). Помимо этого, согласно уровню техники также уже предлагалось присоединять скребки к скребковым цепям без резьбовых соединений, т.е. за счет того, что цельные скребки на их головной стороне снабжают карманообразными выемками, в которых подвешивают горизонтальные звенья одно- или двухрядной скребковой цепи, причем прочное на растяжение соединение скребков с цепями происходит за счет того, что скребки снабжают цапфами, которые входят во внутренние отверстия горизонтальных цепных звеньев (DE 2106967 А1). Наконец известны также выполнения скребков, у которых для фиксации скребков на горизонтальных цепных звеньях скребковой цепной ленты используются блокировочные планки, которые разъемно закрепляют на основании скребков посредством тяжелых стяжных штифтов и которые закрывают постельные выемки скребков для приема горизонтальных звеньев в направлении основания скребков (DE-U 1949166).

Задачей изобретения является прежде всего создание скребковой цепной ленты для высокопроизводительных цепных скребковых конвейеров, в частности горных конвейеров, которая обеспечивает надежное присоединение скребков к одно- или двухрядной скребковой цепи при сравнительно простом выполнении скребков, в частности, тогда, когда для скребковой цепи используется звенная цепь с высоким натяжением, которая отвечает высоким нагрузкам на цепь, необходимым при больших расстояниях транспортировки и соответственно высокой потребной мощности цепных скребковых конвейеров.

Названная задача решается согласно изобретению за счет того, что служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья выполнены по типу распорочных цепных звеньев, к прочным центральным распоркам которых, проходящим поперек через их внутреннее отверстие, присоединены скребки. В центральных распорках горизонтальных цепных звеньев преимущественно выполнены отверстия для вставки прочно расположенных на скребках цапф, причем расположение целесообразно выбрано так, что направленные к основанию скребков цапфы расположены на охватывающих сверху скребковую цепную ленту перемычках скребков. Вместо этого, однако, возможно также расположение, при котором служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья содержат на своих центральных распорках соединительные элементы, прежде всего выступающие цапфы и т.п. для присоединения скребков. Эти соединительные элементы или цапфы и т. п. целесообразно выполняют за одно целое с горизонтальными цепными звеньями или их центральными распорками.

У скребковой цепной ленты согласно изобретению присоединение скребков осуществляется, таким образом, к горизонтальным цепным звеньям одно- или двухрядной скребковой цепи, причем эти горизонтальные цепные звенья выполнены в виде усиленных своими центральными распорками специальных звеньев по типу распорочных цепных звеньев. Эти крепкие специальные звенья образуют базовые элементы для присоединения скребков, осуществляемого различным образом, в предпочтительном выполнении, однако, посредством неподвижно, преимущественно монолитно установленных на скребках соединительных цапф, вставляемых в выполненные в центральных распорках горизонтальных цепных звеньев отверстия, за счет чего создается прочное на растяжение присоединение скребков, причем сцепление цапф может быть фиксировано блокировочными элементами. Вместо этого соединительные цапфы, как уже сказано, могут быть неподвижно, преимущественно монолитно установлены на центральных распорках горизонтальных цепных звеньев, возвышаясь вверх, причем отверстия для вставки цапф в этом случае выполнены в самих скребках. Во всех этих случаях с помощью цапфовых вставных соединений осуществляется надежное и легко производимое присоединение скребков к горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты. У скребковой цепной ленты согласно изобретению либо все горизонтальные цепные звенья, либо только служащие для присоединения скребков горизонтальные цепные звенья могут быть выполнены в виде распорочных цепных звеньев.

Как уже сказано, у скребковой цепной ленты согласно изобретению прочное на растяжение соединение скребков с горизонтальными цепными звеньями осуществляется предпочтительно за счет вставляемых в отверстия в центральных распорках горизонтальных цепных звеньев или в скребках соединительных цапф, которые могут быть выполнены соответственно прочными и иметь также различные сечения. Скребки проходят в режиме транспортировки, как обычно, в направляющих каналах боковых профилей транспортного желоба, так что они не могут выйти из зацепления со скребковой цепной лентой. Для достижения, однако, надежной фиксации присоединений скребков рекомендуется фиксировать сцепление цапф посредством блокировочных элементов, которые могут взаимодействовать с цапфами или могут быть расположены на цапфах, однако могут также сами неподвижно находиться на самом скребке. Фиксация присоединений скребков осуществляется при этом различным образом, преимущественно без сложных и восприимчивых резьбовых фиксаторов.

В предпочтительной форме выполнения изобретения скребки фиксируют на горизонтальных цепных звеньях скребковой цепной ленты посредством вращающейся блокировки, причем цапфы содержат на своих свободных концах кулачковые блокировочные элементы и т.п., приводимые в блокирующее положение за счет относительного вращательного движения между скребком и горизонтальным цепным звеном вокруг оси цапфы. Если цапфы расположены на скребках, то кулачковые блокировочные элементы охватывают снизу в блокирующем положении горизонтальные цепные звенья, за счет чего скребки надежно фиксированы от отделения от этих цепных звеньев. Это выполнение фиксации скребков отличается особенно простыми формой и обращением, а также высокой эксплуатационной надежностью и обеспечивает простое и быстрое присоединение скребков к скребковой цепной ленте, а также, в случае необходимости, также быструю замену скребков при эксплуатации. Предпочтительные признаки выполнения этой фиксации скребков, выполненной в виде вращающейся блокировки, приведены в отдельных пунктах формулы изобретения.

Для фиксации присоединений скребков к горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты могут быть предусмотрены также отличные от описанных блокировочные устройства, например, надеваемые на соединительные цапфы блокировочные элементы, в частности, разъемно надеваемые на цапфы блокировочные планки. У неподвижно установленных на скребках цапф последние выполняют целесообразно так, что они своими свободными концами выступают вниз из отверстий для вставки в горизонтальных цепных звеньях, причем блокировочные элементы на свободных концах цапф находятся в блокирующем зацеплении. При этом цапфы могут иметь на своих свободных концах блокировочные выемки для зацепления выполненных на блокировочных элементах блокировочных выступов и т.п. Вместо этого цапфы могут иметь на своих свободных концах также поперечно направленные блокировочные носики и т.п., охватываемые сверху блокировочными планками, которые охватывают снизу горизонтальные цепные звенья. Блокировочные планки, выполненные в виде отделяемых присоединительных деталей, могут одновременно образовать в зоне присоединения скребков к горизонтальным цепным звеньям поводковые поверхности скребков. Вместо этого можно также обеспечить фиксацию присоединений скребков только за счет их формы, т. е. за счет прочно и неразъемно расположенных на скребках деталей, которые охватывают снизу надетые на цапфы горизонтальные цепные звенья скребковой цепной ленты.

В другом предпочтительном выполнении изобретения скребки имеют в своей средней зоне под своей в форме мостика перемычкой или головной частью открытые к основанию и/или вбок карманообразные выемки, в которых находятся цапфы и которые принимают горизонтальные цепные звенья, а также блокировочные элементы. При этом расположение выбирают предпочтительно так, что расположенные в карманообразных выемках скребков блокировочные планки кромками своих оснований лежат приблизительно в плоскости оснований скребков, так, что блокировочные планки полностью или в значительной степени закрывают находящиеся в средней зоне скребков карманообразные выемки в направлении оснований скребков.

Блокировочные элементы могут удерживаться и фиксироваться в своем блокирующем положении на скребках только за счет своей блокировки с геометрическим замыканием, а именно, с одной стороны, за счет блокировки с геометрическим замыканием с цапфами, а с другой стороны, за счет блокировки с геометрическим замыканием с расположенной на расстоянии от блокировки с цапфами частью скребка, образованной у двухрядной скребковой цепной ленты для цепных скребковых конвейеров с двойной промежуточной цепью второй цапфой скребка. Скребки содержат, следовательно, по две параллельные, прочно расположенные на боковом расстоянии параллельно друг другу вертикальные цапфы, каждая из которых входит в отверстие для вставки в обеих расположенных на боковом расстоянии рядом друг с другом горизонтальных цепных звеньях обеих скребковых цепей и фиксированы в зацеплении посредством общей блокировочной детали. Здесь предпочтительно используется блокировочная планка, содержащая возвышающееся колено, входящее в промежуток между обоими параллельными горизонтальными цепными звеньями, и блокировочное колено, охватывающее снизу оба горизонтальных цепных звена, через которые проходят цапфы. Во взаимодействующих с общим скребком горизонтальных цепных звеньях двухрядной скребковой цепи на их обращенных друг к другу сторонах целесообразно по центру выполнено по одной дугообразно вогнутой опорной выемке, причем возвышающееся колено блокировочной планки входит в эти опорные выемки соответственно выпуклыми опорными поверхностями. Таким образом, можно получить присоединение скребков без необходимости использования для фиксации положения блокировочных элементов или блокировочных планок дополнительных предохранительных элементов, например, винтов, стяжных штифтов, клиньев и т.п. Это значительно упрощает конструирование и сборку скребковой цепной ленты.

В предпочтительной форме выполнения изобретения блокировочные планки расположены на скребках неподвижно, преимущественно монолитно, а именно у двухрядной скребковой цепи таким образом, что на каждом скребке направленная к дну транспортного желоба блокировочная планка неподвижно установлена в зоне карманообразной выемки между обеими цапфами на головной перемычке скребка и при этом боковыми блокировочными выступами и т.п. охватывает снизу оба надетых на соединительные цапфы горизонтальных цепных звена, за счет чего происходит фиксация присоединения скребков. При этом рекомендуется присоединить к неподвижной блокировочной планке, преимущественно с возможностью легкого отделения, дистанционный элемент в виде пластины, который выступающими вбок за блокировочную планку преимущественно скругленными боковыми частями входит в опорные выемки, выполненные по центру в продольных коленах обоих служащих для присоединения скребков горизонтальных цепных звеньев, и тем самым дистанцирует оба горизонтальных цепных звена на их параллельном боковом расстоянии друг от друга так, что они в режиме транспортировки удерживаются на взаимном параллельном расстоянии. Названный дистанционный элемент может быть выполнен в виде простой пластмассовой детали. Его целесообразно фиксируют на неподвижной блокировочной планке в поперечном направлении посредством соединения с геометрическим замыканием паз-гребень. Преимущественно дистанционный элемент присоединен к неподвижной блокировочной планке с возможностью легкого отделения, например посредством простого соединения штифтом, цапфой и т.п.

Независимо от данного выполнения фиксации скребков их целесообразно выполняют за одно целое. При этом каждый скребок может содержать проходящую по его длине скребковую перемычку, которая с обеих сторон карманообразной выемки содержит проходящие по участку длины обоих крыльев скребка, направленные к дну транспортного желоба поводковые планки и т.п., образующие на обоих крыльях скребка поводковые поверхности для транспортируемой по транспортному желобу горной массы, причем скребок на участке длины открытой в направлении транспортировки и к дну транспортного желоба карманообразной выемки для приема горизонтального цепного звена или пары цепных звеньев содержит расположенную на перемычке цапфу или соответственно пару цапф.

У скребковой цепной ленты согласно изобретению горизонтальные цепные звенья целесообразно имеют отличную от вертикальных цепных звеньев форму, причем вертикальные цепные звенья преимущественно выполняют в виде серьгообразных цепных звеньев в сварном выполнении, не имеющих разделяющей их внутреннее отверстие центральной распорки. Это обеспечивает также возможность создания высокопрочных скребковых цепей, которые могут успешно использоваться также при очень больших длинах и соответственно высокой потребной мощности конвейеров, например, в забойных конвейерах длиной около или свыше 400 м без необходимости расчета с запасом по массе и конструктивной высоте, причем достигается также хорошая нагрузочно-ходовая характеристика скребковой цепной ленты. В этом отношении предпочтительно, если серьгообразные вертикальные цепные звенья, как известно, имеют сечение с лыской на внешнем контуре, так что даже при очень большой требуемой толщине цепи конструктивная высота скребковой цепной ленты поддерживается в определенных пределах и скребковая цепная лента может также использоваться в находящихся в эксплуатации в горных работах цепных скребковых конвейерах при обычных габаритах их транспортных желобов. Если вертикальные цепные звенья имеют огибающее их периферию, снабженное лыской профилирование, по меньшей мере, приблизительно полукруглого сечения, то они могут быть изготовлены относительно просто и экономично из катаной профильной проволоки в обычном сварном выполнении.

У скребковой цепной ленты согласно изобретению горизонтальные цепные звенья имеют на своих концевых носовых частях целесообразно внешнюю ширину, которая больше внешней ширины вертикальных цепных звеньев, причем горизонтальные цепные звенья, по меньшей мере, на своих концевых носовых частях или же по всей своей длине имеют целесообразно внешнюю ширину, которая, по меньшей мере, на 30-60% больше высоты или внешней ширины вертикальных цепных звеньев. Внешнее ограничение носовых частей горизонтальных цепных звеньев при виде сверху на них преимущественно образовано при этом ограничительной поверхностью, проходящей перпендикулярно оси цепи. Большая ширина носовых частей горизонтальных цепных звеньев, как известно, улучшает характер вращения скребковой цепной ленты по приводимой звездочке и значительно уменьшает удельное давление между поперечно проходящими носовыми поверхностями горизонтальных цепных звеньев и звездочкой.

Благодаря изобретению создана, таким образом, скребковая цепная лента, которая подходит предпочтительно к высокопроизводительным конвейерам, в частности забойным конвейерам большой длины транспортировки, потребная мощность которых настолько велика, что при использовании обычных круглозвенных цепей потребовались бы звенья с толщиной круглой проволоки свыше 42 мм, в частности в пределах 46-50 мм. Таким образом, у скребковой цепной ленты согласно изобретению несущие сечения вертикальных и горизонтальных цепных звеньев рассчитаны по величине так, что толщина цепи приблизительно соответствует толщине стандартной круглозвенной цепи с диаметром проволоки 42-50 мм.

Другие предпочтительные признаки изобретения приведены в отдельных пунктах формулы изобретения и содержатся в нижеследующем описании примеров выполнения, показанных на чертеже, на котором изображают: - фиг.1 двухрядную скребковую цепную ленту согласно изобретению для цепных скребковых конвейеров с двойной промежуточной цепью при виде на отдельный скребок в продольном направлении цепного скребкового конвейера, причем служащие для присоединения скребка горизонтальные цепные звенья показаны в вертикальном разрезе; - фиг. 2 скребковую цепную ленту по фиг.1 при виде с нижней стороны скребка по линии II-II на фиг.1; - фиг.3 короткий отрезок скребковой цепной ленты по фиг.1 и 2; - фиг.4 отдельный скребок при виде по фиг.2 с обоими взаимодействующими с ним горизонтальными цепными звеньями и фиксирующей присоединение скребка блокировочной планкой при ее вводе в блокирующее положение; - фиг. 5 в соответствующем фиг. 1, однако схематично упрощенном виде альтернативное выполнение фиксации скребка с помощью Т-образной блокировочной планки, охватывающей снизу оба горизонтальных цепных звена; - фиг.6 устройство по фиг.5 также в схематично упрощенном виде с нижней стороны скребка; - фиг. 7 соответствующий фиг.1, однако также схематично упрощенный вид другой формы выполнения фиксации присоединения скребка к обоим горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты; - фиг.8 вид сверху на фиг.7; - фиг.9 также при виде сверху процесс присоединения скребка к обоим горизонтальным цепным звеньям скребковой цепной ленты; - фиг.10 при виде сверху на отдельное горизонтальное цепное звено одно- или двухрядной скребковой цепной ленты предпочтительную форму выполнения присоединения скребка с фиксирующей его вращающейся блокировкой; - фиг. 11 устройство по фиг.10 в вертикальном разрезе через горизонтальное цепное звено и находящуюся в блокированном положении цапфу, проходящую через отверстие для вставки; - фиг.12 при виде сверху на отдельное горизонтальное цепное звено скребковой цепной ленты согласно изобретению измененное по сравнению с фиг.10 и 11 выполнение вращающейся блокировки; - фиг. 13 в соответствии с фиг.1 отдельный скребок в его присоединенном положении к однорядной скребковой цепной ленте согласно изобретению для использования в цепном скребковом конвейере с одинарной промежуточной цепью; - фиг. 14 в частичном виде скребка против направления F транспортировки предпочтительную форму выполнения скребка и его присоединения; - фиг. 15 вид сверху по фиг.14, причем второе горизонтальное присоединительное цепное звено двухрядной скребковой цепи показано в разных угловых положениях только штрихпунктиром; - фиг. 16 вертикальный разрез через скребок по фиг.14 и 15 в зоне его центральной карманообразной выемки; - фиг.17 скребок по фиг.14-16 также в вертикальном разрезе через отформованный за одно целое на нем блокировочный элемент с присоединенным к нему дистанционным элементом по линии XVII-XVII на фиг.14.

Изображенные на чертеже скребковые цепные ленты состоят либо из двухрядной скребковой цепной ленты для цепного скребкового конвейера с двойной промежуточной цепью, либо из однорядной скребковой цепной ленты для цепного скребкового конвейера с одинарной промежуточной цепью, причем обе звенные цепи двухрядной скребковой цепной ленты выполнены идентично, а отдельная цепь однорядной скребковой цепной ленты соответствует звенным цепям двухрядной скребковой цепной ленты.

Как показано прежде всего на фиг.1-4, звенные цепи одно- или двухрядной скребковой цепной ленты состоят, как обычно, из шарнирно подвешенных друг в друге, шарнирно подвижных в обеих взаимно перпендикулярных плоскостях цепи, а именно стоячих, или вертикальных звеньев 1 и подвешенных в них лежачих, или горизонтальных звеньев 2. Вертикальные 1 и горизонтальные 2 цепные звенья выполнены отличными друг от друга по форме и размерам. Горизонтальные цепные звенья 2 состоят преимущественно из цельных поковок, тогда как вертикальные цепные звенья 1, как это принято у круглозвенных цепей, состоят из выполненных в виде серьги профильных проволок, которые после подвешивания в горизонтальных цепных звеньях 2 соединены на своих профильных коленах в замкнутые цепные звенья посредством стыковой сварки. Вертикальные цепные звенья имеют постоянное по окружности сечение, а именно огибающее их внешний контур сечение с лыской, преимущественно приблизительно полукруглое сечение, как это показано на фиг.1 и 2 поверхностью F1 сечения. Вертикальные цепные звенья 1 состоят, следовательно, из двух параллельных продольных колен 3 (фиг. 3), которые соединены на концах за одно целое посредством дугообразных носовых частей 4, а их овальные внутренние отверстия обозначены поз. 5. Таким образом, вертикальные цепные звенья 1 выполнены по типу обычных у круглозвенных цепей серег, имеют, однако, огибающее продольные колена 3 и носовые части 4 приблизительно полукруглое сечение F1, наружная поверхность которого с лыской обозначена поз. 6. Поз. А1 обозначена длина, поз. В1 - ширина (высота), поз. Т1 - шаг, а поз. С1 - внутренняя ширина в свету овального внутреннего отверстия 5 вертикальных цепных звеньев 1.

Параллельные плоскости транспортировки, т.е. горизонтальные, цепные звенья 2 выполнены приблизительно в виде пластины с плоскими верхней и нижней сторонами и состоят преимущественно из цельных поковок. Длина цепных звеньев 2, т.е. их размер в направлении транспортировки, обозначена поз. А2, а ширина - поз. В2 (фиг.2). Оба параллельных друг другу продольных колена 8 цепных звеньев 2 соединены за одно целое на своих обоих концах посредством носовых частей 9, внешнее ограничение которых при виде сверху на фиг.2 и 4 образовано ограничительной поверхностью 10, проходящей под прямым углом к оси цепи (направление F транспортировки). Горизонтальные цепные звенья 2 выполнены симметричными относительно их продольной и поперечной осей, причем ширина В2 этих цепных звеньев 2 определяется длиной концевых ограничительных поверхностей 10 носовых частей 9. Размер Т2 шага горизонтальных цепных звеньев 2 равен или целесообразно немного больше размера Т1 шага вертикальных цепных звеньев 1. Внутренняя ширина С2 в свету внутреннего отверстия 7 цепных звеньев 2 значительно больше внутренней ширины С1 в свету вертикальных цепных звеньев 1, причем размер С2 целесообразно на 30-50% больше размера С1, с тем чтобы вертикальные цепные звенья 1 можно было подвесить во внутренних отверстиях 7 горизонтальных цепных звеньев 2. Внутренняя ширина С2 в свету может быть при этом больше размера L лыски 6 вертикальных цепных звеньев 1 лишь на величину требуемого шарнирного зазора. Длина А2 горизонтальных цепных звеньев значительно больше длины А1 вертикальных цепных звеньев преимущественно на 40-60%. Горизонтальные цепные звенья 2 имеют по всей своей длине большую внешнюю ширину, чем вертикальные цепные звенья 1, причем размер В2 ширины целесообразно на 40-60% больше размера В1 ширины вертикальных цепных звеньев 1.

Горизонтальные цепные звенья 2 имеют на своих обеих концевых носовых частях 9 наибольший размер В2 ширины, поскольку они на своих образованных продольными коленами 8 боковых ограничениях снабжены боковыми выемками 11. В отличие от вертикальных цепных звеньев 1 горизонтальные цепные звенья 2 выполнены по типу распорочных цепных звеньев, снабженных проходящей по центру через их овальное внутреннее отверстие 1, выполненной за одно целое центральной распоркой 12, которая неподвижно и за одно целое соединена с обоими параллельными продольными коленами 8 и делит тем самым внутреннее отверстие 7 на два равных отверстия для подвешивания примыкающих вертикальных цепных звеньев 1. Как видно из фиг.2 и 3, боковые поверхности центральных распорок 12 горизонтальных цепных звеньев 2 выполнены в направлении обоих отверстий для подвешивания слегка выпукло-дугообразно скругленными. На своих носовых частях 9 горизонтальные цепные звенья 2 имеют по своей продольной средней оси круглое сечение с диаметром D (фиг.3), который меньше внешней ширины L лысок 6 вертикальных цепных звеньев 1 и внутренней ширины С2 в свету их разделенного центральной распоркой внутреннего отверстия 7. От этого лежащего по оси цепи кругового сечения с диаметром D сечение носовых частей 9 увеличивается в направлении боковых внешних ограничений цепных звеньев 2, причем в четырех угловых зонах приблизительно прямоугольных в плане цепных звеньев 2, т.е. в четырех переходных зонах между носовыми частями 9 и продольными коленами 8, сечения наибольшие. Носовые части 9 горизонтальных цепных звеньев 2 имеют на своих образованных внешними ограничениями 10 концевых поверхностях выпукло-дугообразную поверхность прилегания к звездочкам. В остальном горизонтальные цепные звенья 2 имеют по всей своей длине толщину, которая соответствует диаметру D круглого сечения их носовых частей 9 по продольной оси.

Поскольку горизонтальные цепные звенья 2 имеют на своих носовых частях 9 внешнюю ширину В2, которая значительно больше внешней ширины или высоты В1 вертикальных цепных звеньев 1, при вращении звездочек образуются сравнительно большие поверхности прилегания между внешними ограничительными поверхностями 10 цепных звеньев 2 и боковыми сторонами зубьев звездочек цепного барабана, приводящего и направляющего скребковую цепную ленту.

Как уже сказано, скребковая цепная лента согласно изобретению предназначена предпочтительно для использования в цепных скребковых конвейерах с очень большой длиной транспортировки и соответственно высокой мощностью привода, в частности, в забойных конвейерах длиной 400-500 м. При использовании стандартных круглозвенных цепей здесь следовало бы использовать цепные звенья с диаметром проволоки 42-50 мм. С целью использования скребковой цепной ленты согласно изобретению в таких высокомощных цепных скребковых конвейерах несущие сечения вертикальных 1 и горизонтальных 2 цепных звеньев рассчитывают так, чтобы они по своей прочности соответствовали обычным круглозвенным цепям с диаметром проволоки 42-50 мм.

У описанной выше звенной или скребковой цепи все горизонтальные цепные звенья 2 могут быть выполнены по типу распорочных цепных звеньев с разделяющей их внутреннее отверстие центральной распоркой 12. С другой стороны, центральной распоркой 12 могут быть снабжены лишь те горизонтальные цепные звенья, которые служат для присоединения скребков, тогда как остальные горизонтальные цепные звенья не имеют центральной распорки, а снабжены неразделенным овальным внутренним отверстием 7, в котором с требуемым шарнирным зазором подвешены примыкающие вертикальные цепные звенья 1. В этом последнем случае скребковая цепь может быть легче изготовлена.

На фиг. 1-4 изображен пример выполнения присоединения скребков к обеим параллельным друг другу скребковым цепям двухрядной скребковой цепной ленты для цепного скребкового конвейера с двойной промежуточной цепью. Как видно прежде всего из фиг.1, скребки 13 состоят из преимущественно цельной скребковой планки, оба крыла 14 которой, проходящие в направляющих каналах транспортного желоба, соединены в головной зоне скребка посредством жесткой перемычки 15. Под перемычкой 15 в скребке 13 выполнена открытая к основанию 16, т.е. к дну транспортного желоба, карманообразная выемка 17, которая принимает оба расположенных взаимно параллельно на боковом расстоянии друг от друга горизонтальных присоединительных цепных звена 2 двухрядной скребковой цепной ленты, опирающейся при этом на нижнюю сторону 18 перемычки 15. Скребок 13 содержит на своей головной или скребковой перемычке 15 направленные вертикально к дну транспортного желоба, жестко расположенные на боковом расстоянии между обеими скребковыми цепями скребковой цепной ленты цапфы 19, которые проходят через отверстия 20 для вставки, расположенные посередине в центральных распорках обоих горизонтальных цепных звеньев 2, и своими свободными нижними концами выступают из отверстий 20, так что может быть установлен блокировочный элемент 21 в виде блокировочной планки, которая фиксирует зацепление цапф и тем самым присоединение скребка к обоим горизонтальным цепным звеньям 2. Цапфы 19 выполнены преимущественно цилиндрическими, тогда как отверстия 20 в цепных звеньях 2 выполнены круглыми. Из фиг.1 видно, что цапфы 19 имеют на своих выступающих из отверстий 20 свободных концах по одной боковой блокировочной выемке 22 для зацепления блокировочных выступов 23, выполненных на блокировочной планке 21. Из фиг.1 видно также, что образующая блокировочный элемент блокировочная планка 21 в своем блокирующем положении, по меньшей мере, в значительной степени закрывает карманообразную выемку 17 в средней зоне скребка 13 в направлении дна транспортного желоба, причем кромка 21' ее основания лежит приблизительно в плоскости основания 16 скребка. Блокировочная планка 21 имеет приблизительно Т-образную форму и выполнена в виде пластинообразной плоской планки, толщина которой значительно меньше длины L вертикальных цепных звеньев 1. Блокировочная планка 21 содержит, следовательно, на одном отрезке возвышающееся колено 24, выходящее снизу в промежуток между обоими горизонтальными цепными звеньями 2 и имеющее на своих обоих противоположных вертикальных боковых ограничениях выпуклую поверхность 25, с помощью которой блокировочная планка опирается в соответственно дугообразно вогнутой опорной выемке 26 на обращенных друг к другу боковых поверхностях параллельных цепных звеньев 2, как это видно прежде всего из фиг.2. Опорные выемки 26 выполнены в центре цепных звеньев 2 или их продольных колен 8. Под возвышающимся коленом 24 узкая блокировочная планка 21 содержит охватывающее снизу оба горизонтальных цепных звена 1 расширенное блокировочное колено 27, снабженное блокировочными выступами 23, входящими в блокировочные выемки 22 обеих цапф 19. Блокировка с геометрическим замыканием блокировочной планки 21 на обеих цапфах 19 фиксирует присоединение скребков к обоим горизонтальным цепным звеньям 2. Фиксации блокировочной планки 21 в изображенном блокирующем положении с помощью дополнительных предохранительных элементов не требуется, поскольку блокировочная планка фиксируется в своем блокирующем положении за счет соединения с геометрическим замыканием с цапфами 19 и горизонтальными цепными звеньями.

На фиг. 4 при виде с нижней стороны скребка изображен процесс вставки блокировочной планки 21 в блокирующее положение с предварительной вставкой соответствующего скребка 13 его обеими цапфами 19 в отверстия 20 обоих горизонтальных цепных звеньев 2. При ослабленной скребковой цепной ленте ее соответствующие присоединительные цепные звенья 2 могут быть повернуты относительно надетой скребковой планки 13 в положение на фиг.4, после чего блокировочную планку 21 ее возвышающимся коленом 24 вводят в образовавшееся за счет этого свободное пространство между обоими цепными звеньями 2 и при этом ее скругленными опорными или боковыми поверхностями 25 помещают в вогнутые опорные выемки 26 цепных звеньев 2, так что при повороте этих цепных звеньев 2 назад в параллельное положение на фиг.1 и 2 блокировочные выступы 23 входят в боковые блокировочные выемки 22 цапф 19, что обеспечивает фиксацию присоединения скребка. В рабочем состоянии, т.е. в режиме транспортировки, обе скребковые цепи двухрядной скребковой цепной ленты, как обычно, натянуты, так что поворот служащих для присоединения скребков горизонтальных цепных звеньев 2 в положение на фиг.4 невозможен, и тем самым вставленные блокировочные планки на каждом присоединении скребка фиксированы в своем блокирующем положении только за счет геометрического замыкания. Видно, что с помощью этой фиксации присоединений скребков без винтов монтаж и замена скребков значительно упрощены.

На фиг.5 и 6 изображено альтернативное выполнение для фиксации присоединения скребка с помощью изображенной на фиг.1-4 блокировочной планки 21 приблизительно Т-образной формы, которая содержит здесь на обоих концах своего нижнего блокировочного колена 27, охватывающего снизу оба горизонтальных цепных звена 2, по одному смещенному вверх относительно кромки 21' основания блокировочному выступу 23, который охватывает сверху блокировочный носик 22', прочно расположенный на нижнем свободном конце цапфы 19 и выступающий относительно цилиндрической цапфы в поперечном направлении, фиксируя за счет этого присоединение скребка к горизонтальным цепным звеньям 2 двухрядной скребковой цепной ленты. В остальном к этой форме выполнения относится все сказанное выше в связи с фиг.1-4. Понятно, что у формы выполнения на фиг.5 и 6 отверстия 20 для вставки в центральных распорках 12 горизонтальных цепных звеньев 2 выполнены некруглыми, приблизительно наподобие замочной скважины, так, что соединительные цапфы 19 могут быть введены их выступающими поперек блокировочными носиками 22' в отверстия 20 или горизонтальные цепные звенья 2 могут быть надеты сни