Тренажер для обучения навыкам первой и реанимационной помощи детям
Реферат
Изобретение относится к области медицины, используется для обучения практическим навыкам восстановления и поддержания жизненно важных функций организма ребенка, попавшего в экстренную ситуацию, включает в себя муляж ребенка с подвижно соединенными между собой блоками: головы, снабженным устройством защиты от перекрестной инфекции, шеи, туловища с верхними и нижними конечностями, в которых установлен набор имитаторов жизнедеятельности человека с датчиками внешних воздействий, содержащим устройства пункций в венозное русло, в мышечные ткани и трахею, а также датчик наложения надувной манжеты измерителя артериального давления и пульса, датчики подъема верхних конечностей и видеоимитаторы гематом, анатомический дисплей с видеоимитаторами внутренних органов ребенка, снабженный экраном обучающих программ и экраном медицинских тестов с видеоимитатором медицинского шприца и таблицей медицинских препаратов, с индикатором артериального давления и пульса, и систему управления процессом обучения, включающую в себя устройство дистанционного управления, указанные имитаторы и экраны муляжа и дисплея и устройство звука, подключенные к электронной плате. Изобретение обеспечивает повышение качества обучения. 11 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к области медицины, а именно к полномасштабным устройствам, предназначенным для обучения широких слоев населения, в том числе медицинских работников, парамедиков практическим навыкам восстановления и поддержания жизненно важных функций организма ребенка, попавшего в экстремальную ситуацию.
Всемирная организация здравоохранения называет детский травматизм "бичом общества". На детский возраст приходится 25% всех повреждений, которые получает человечество. При остановке сердца у ребенка вне лечебного учреждения и отсутствии медиков мероприятия по элементарному поддержанию жизни являются единственной альтернативой, и помощь в этой ситуации могут оказать люди, обученные элементарным приемам поддержания жизни. Поэтому в практике обучения населения исключительная роль отводится специальным тренажерам. Известна модель "Ambu Baby" фирмы "Ambu" (Ambu MegaCode Nrainer System, каталог 1992). Указанная модель натурально воспроизводит ребенка в возрасте 1 год. Она позволяет воспроизводить приемы искусственного дыхания и наружного массажа сердца. С помощью инструктора на ней может воспроизводиться дыхание и пульс при правильных манипуляциях. Эффект использования данной модели снижается из-за ограниченного числа практических реанимационных операций и обязательного участия инструктора. Известна модель ребенка (см. патент США 4611998, сентябрь, 1986 г.), предназначенная для практического обучения приемам оживления с помощью массажных манипуляций. Муляж ребенка снабжен системой искусственного дыхания. Правильное проведение наружного массажа сердца и искусственного дыхания контролируется с помощью электроиндикаторов и пишущего устройства на бумаге. Такой опосредованный контроль реанимационных показателей распыляет внимание реаниматора, заставляет его следить не за внешними анатомическими признаками ребенка (экскурсии грудной клетки, живота, состоянием зрачков глаз, пульса и т.п.), а за мигающими индикаторами. Регистрация показателей с помощью записи на бумаге не эффективна, т.к. между временем действия и временем его оценки существенный разрыв. Широко известна модель "Resusci Baby" (фирма "ASMUNDS.LARDAL", 1992 г., Норвегия, рекламный проспект и инструкция по применению). Она содержит муляж ребенка в возрасте трех месяцев, подключенный к сигнальному пульту. На муляже имитируются: закупорка дыхательных путей "языком", экскурсии грудной клетки и живота при искусственной вентиляции и массаже. Для защиты реаниматора от перекрестного заражения муляж ребенка снабжен комплектом санобработки. Модель может комплектоваться копией головы с соответствующими приспособлениями для проведения интубации. В то же время конструкция модели не обеспечивает автоматический контроль основных показателей экстренной медицины и делает невозможным в полном объеме смоделировать анатомическую картину характерных терминальных состояний. Отсутствие в муляже имитаторов жизнедеятельности не позволяет смоделировать на нем эффект спонтанного оживления как объективную оценку при успешных действиях. Известна модель ребенка в возрасте трех лет для отработки навыков экстренной помощи (фирма "3В SCLENTLFLC", 1998 г., Германия, рекламный лист). Эта модель представляет собой пассивный манекен, действия с которым требуют обязательного присутствия инструктора. Указанные модели не позволяют проводить на них практические приемы восстановления проходимости дыхательных путей при их закупорке инородным телом и жидкостью, электрокардиографической диагностики, восстановить сердечную деятельность с помощью электрической дефибрилляции и выведением медикаментозных средств, а также наблюдать внутренние органы ребенка, меняющих свое состояние адекватно полученным травмам и действиям спасателя, кроме этого, проведение на манекенах предупредительных гигиенических обеззараживающих мероприятий требует значительных затрат времени в ущерб учебному процессу. Известен тренажер для обучения приемам экстренной помощи человеку при неотложных состояниях (заявка РСТ /RU 99/00252, опубл. 17.02.2000), который содержит муляж человека, включающий в себя подвижно соединенные между собой блок головы, снабженный механизмом защитить обучающихся от перекрестной инфекции; блок туловища с верхними и нижними конечностями. Тренажер снабжен системой контроля за учебным процессом, которая представляет собой аналитический дисплей с видеоимитаторами внутренних органов человека, в муляже установлен набор имитаторов жизнедеятельности с датчиками внешних воздействий на них, указанные видеоимитаторы и имитаторы подключены к компьютеру. В то же время конструкция муляжа не учитывает анатомические и физиологические особенности ребенка. Это не позволяет использовать тренажер для отработки практических навыков неотложной помощи детям возрасте до 8 лет включительно. В тренажере отсутствуют также устройства, позволяющие проводить приемы экстренной медицинской помощи, осуществлять приборный контроль за уровнем артериального давления и пульса, моделировать звуки на муляже, характерные для терминальных состояний, сопровождать действия обучающегося и моделируемые состояния звуковыми речевыми комментариями. Тренажер не позволяет также моделировать на нем терминальные состояния организма человека при наркотическом отравлении. Целью настоящего изобретения является создание безопасного многофункционального тренажера для практического обучения современным навыкам неотложной помощи детям периода второго детства (младшего школьного возраста, наиболее уязвимого), который за счет конструктивных особенностей муляжа ребенка и визуализации патофизиологических процессов при терминальных состояниях и неотложных мероприятиях позволит повысить эффективность практического обучения и максимально приблизить анатомические и реанимационные представления обучающихся к требованиям педиатрической ежедневной практики. Тренажер позволяет отрабатывать практические навыки инфузионной терапии, введения медикаментозных препаратов с помощью пункции венозного русла, диагностировать состояния пострадавшего ребенка по показаниям артериального давления, пульса, ЭКГ, купировать фибрилляцию желудочков сердца с помощью учебного электрического дефибриллятора, отрабатывать навыки по "элементарному поддержанию жизни ребенка" этапы: А - экстренное восстановление проходимости дыхательных путей; Б - поддержание дыхания (экстренная искусственная вентиляция легких и оксигенация); В - поддержание кровообращения (диагностика остановки кровообращения и осуществление искусственного кровообращения путем наружного массажа сердца, остановки кровотечения и придания соответствующего положения ребенку, находящемуся в состоянии шока.) Тренажер позволяет также моделировать патофизиологические признаки организма ребенка при наркотическом отравлении. Тренажер обеспечивает демонстрацию основных жизненно важных функций внутренних органов ребенка в обычных и терминальных состояниях. Это позволяет получить за ограниченное время базисные знания анатомо-физиологических особенностей ребенка, лучше понять патофизиологию острого процесса умирания и осмысленно подойти к освоению современных практических методов реанимации. Тренажер работает в режимах шестнадцати программ: 1. Интенсивная терапия шока (сосудистый доступ для проведения адекватной инфузиционной терапии). 2. Инфузиционная терапия. 3. Трахеальное введение лекарств. 4. Наркотическое отравление. 5. Освобождение дыхательных путей при обтурации корнем языка и надгортанником. 6. Освобождение дыхательных путей при обтурации инородным телом. 7. Освобождение дыхательных путей у ребенка, находящегося в сознании, при обтурации инородным телом. 8. Освобождение дыхательных путей при обтурации жидкостью. 9. Освобождение дыхательных путей при обтурации корнем языка и травме шейного отдела позвоночника. 10. Искусственная вентиляция легких. 11. Остановка наружного кровотечения при ранении головы. 12. Остановка наружного кровотечения при ранении верхней конечности. 13. Остановка наружного кровотечения при ранении нижней конечности. 14. Наружный массаж сердца. 15. Искусственная вентиляция легких с наружным массажем сердца. 16. Электрическая дефибрилляция. В дальнейшем изобретение поясняется описанием конкретных приемов его выполнения и прилагаемыми чертежами. Перечень фигур на чертежах: фиг. 1 - изображение общего вида тренажера согласно изобретению; фиг. 2 - изображение функциональной блок-схемы тренажера согласно изобретению; фиг. 3 - изображение муляжа ребенка с набором имитаторов; фиг. 4 - изображение устройства пункций в венозное русло согласно изобретению; фиг. 5 - изображение устройства пункций в трахею и мышечные ткани согласно изобретению; фиг. 6 - изображение датчика наложения манжеты согласно изобретению; фиг. 7 - изображения видеоимитатора гематомы согласно изобретению; фиг. 8 - изображение экрана обучающих программ согласно изобретению; фиг. 9 - изображение экрана медицинских тестов согласно изобретению; фиг. 10 - изображение видеоимитатора гематомы согласно изобретению; Тренажер включает в себя муляж 1 (фиг. 1) ребенка; анатомический дисплей 2, учебный электрический дефибриллятор 3, снабженный видеоимитатором 4 электрокардиограммы и выносными электродами 5, 6. Муляж 1 копирует ребенка младшего школьного возраста (мальчика восьми лет) и содержит шарнирно соединенные между собой: блок 7 головы со сменным носоротовым узлом 8; блок 9 шеи; блок 10 туловища с подвижной передней панелью 11 грудной клетки и с подвижной передней панелью 12 живота с моделью 13 пряжки поясного ремня; верхние конечности 14 и нижние конечности 15. В указанных блоках установлен набор 16 (фиг. 2) имитаторов жизнедеятельности ребенка с датчиками внешних воздействий. В анатомическом дисплее 2 размещен набор 17 видеоимитаторов внутренних органов ребенка и установлены: экран 18 (фиг. 1) обучающих программ, экран 19 медицинских тестов, индикатор 20 измерителя артериального давления и пульса, индикатор 21 контрольного времени и инфракрасый приемник (ИК-приемник) 22. Тренажер снабжен системой управления процессом обучения, включающий в себя пульт 23 (фиг. 2) дистанционного управления, в котором размещен ИК-передатчик 24, электронную плату 25, установленную в анатомическом дисплее 2, содержащую микропроцессор 26 и плату 27 сопряжения, подключенную к микропроцессору 26, к набору 16 имитаторов жизнедеятельности ребенка с датчиками внешних воздействий, к набору 17 видеоимитаторов внутренних органов ребенка, к экрану 18 обучающих программ, к экрану 19 медицинских тестов, к индикатору 20 измерителя артериального давления и пульса, к индикатору 21 контрольного времени и к ИК-приемнику 22, оперативно взаимодействующего с ИК-передатчиком 24 пульта 23. Набор 16 имитаторов жизнедеятельности с датчиками внешних воздействий включает в себя устройства 28 (фиг. 3) пункций в венозное русло, каждый из которых содержит полый корпус 29 (фиг. 4). В днище корпуса сделаны пазы - центральный и боковой, и он установлен с внутренней стороны стенки муляжа 1 в области венозного русла. В стенке муляжа 1 непосредственно над корпусом 29 выполнены сквозные отверстия 30 и 31, диаметр которых несколько больше диаметра иглы медицинского шприца. Внутри корпуса помещен слой 32 волокнистого материала, имитирующий мышечную ткань, например войлок, под которым установлена сетка 33 из токопрооводящего материала с ячейкой, соответствующей диаметру иглы медицинского шприца. Под сеткой 33 помещен другой слой 34 волокнистого токонепроводящего материала, имитирующий просвет вены, под которым в центральном пазу днища установлены другая сетка 35 и пластинка 36, выполненные из токопроводящего материала и изолированные друг от друга слоем 37 волокнистого токонепроводящего материала, имитирующего просвет вены, а в боковом пазу днища установлена пластинка 38 из токопроводящего материала. При этом указанная сетка 33 является общим первым контактом датчика попадания иглы в просвет вены и датчика попадания иглы в мышечные ткани, прилегающие к вене; сетка 35 является вторым контактом датчика попадания иглы в просвет вены и первым контактом датчика попадания прокола вены иглой; пластинка 36 является вторым контактом датчика прокола вены иглой, а пластинка 38 является вторым контактом датчика попадания иглы в мышечные ткани, прилегающие к вене. Все указанные контакты подключены к электронной плате 25 (фиг. 2). Набор 16 имитаторов жизнедеятельности с датчиками внешних воздействий снабжен устройством 39 (фиг. 3) эндотрахеальной пункции, содержащим полый корпус 40 (фиг. 5), установленным на внутренней стенке муляжа 1 в области трахеи. В стенке муляжа 1, расположенной над корпусом 40, выполнены сквозные отверстия 41, диаметр которых больше диаметра иглы медицинского шприца 42. Внутри корпуса размещен слой 43 волокнистого токонепроводящего материала, например шерсть, имитирующий мышечную ткань трахеи, под которым установлена сетка 44 из токопроводящего материала, а под ней на дне корпуса размещена пластинка 45 из токопроводящего материала; между сеткой и пластиной помещен слой 46 волокнистого изолирующего материала. Указанная сетка 44 и пластинка 45 являются контактами датчика проникновения иглы в просвет трахеи. Набор 16 имитаторов жизнедеятельности с датчиками внешних воздействий снабжен имитатором измерителя артериального давления и пульса, включающим в себя датчик 47 (фиг. 1, 2) наложения манжеты и индикатор 20 артериального давления и пульса, установленный в анатомическом дисплее 2. Датчик 47 (фиг. 6) наложения манжеты содержит корпус 48, закрепленный под сквозным отверстием в стенке муляжа 1, выполненном в области предплечья ребенка, кнопку 49, внутри которой закреплен постоянный магнит 50. Верхняя часть кнопки подвижно расположена в сквозном отверстии, а основание помещено с возможностью перемещения внутри корпуса. Под основанием кнопки установлена прокладка 51 из упругодеформированного материала, а в днище корпуса установлен магнитоуправляемый контакт 52. Имитатор измерителя артериального давления и пульса снабжен надувной манжетой 53 (фиг. 1). При этом указанные индикатор 20 и магнитоуправляемый контакт 52 подключены к электронной плате 25 (фиг. 2). Муляж 1 (фиг. 3) снабжен видеоимитаторами гематом 54, 55, установленными в области подключичной и локтевой рядом с устройствами 28 пункций этих вен. Каждый из видеоимитаторов гематомы снабжен плоским светофильтром 56 (фиг. 7) цвета гематомы, закрепленным на внутренней стороне стенки муляжа 1, и под ним на кронштейне 57 установлен подсвечивающий элемент 58, подключенный к электронной плате 25 (фиг. 2). Муляж 1 (фиг. 3) ребенка снабжен датчиками 59, 60 подъема верхних конечностей вверх при положении муляжа лежа на спине, установленных в локтевой области и подключенных к электронной плате 25 (фиг. 2). Дополнительно в муляже 1 установлено устройство имитации звука, содержащие плату 61 звуковых дорожек, подключенную к электронной плате 25, и акустическую головку 62, подключенную к плате 61. Экран 18 (фиг. 1) обучающих программ размещен на экране анатомического дисплея, содержит жесткую панель 63 (фиг. 8), на которой размещен набор 64 изображений пиктограмм. Каждое изображение пиктограммы снабжено световым индикатором, установленным на жесткой панели 63 и подключенным к электронной плате 25 (фиг. 2). Пиктограммы определяют смысловые значения моделируемых программ. Пиктограмма 65 с индикатором 66 соответствует "эндотрахеальной пункции", пиктограмма 67 и индикатор 68 - "пункции локтевой вены", пиктограмма 69 и индикатор 70 - "пункции подключичной вены", пиктограмма 72 и индикатор 72 - "искусственной вентиляции с наружным массажем сердца", пиктограмма 73 и индикатор 74 - "электрической дефибрилляции", пиктограмма 75 и индикатор 76 - "остановке наружного кровотечения при ранении нижней конечности". Аналогично размещены и пиктограммы других неотложных мероприятий. Экран 19 (фиг. 1) медицинских тестов размещен в анатомическом дисплее 2 и содержит жесткую панель 77 (фиг. 9), установленную с внутренней стороны прозрачной панели экрана анатомического дисплея, на которой размещена таблица 79 с наименованиями медицинских препаратов с числовым значением доз. Каждое наименование медицинского препарата, например препарат-80 адреналин, снабжен своим световым индикатором 81, установленным на жесткой панели 77 и подключенным к электронной плате 25 (фиг. 2). В таблицу сведены наименования и дозы медицинских препаратов, наиболее часто применяемые в практике неотложной помощи. Экран 19 (фиг. 1) медицинских тестов снабжен видеоимитатором медицинского шприца 82 (фиг. 9, 10), который снабжен корпусом 83, жестко закрепленным на внутренней стороне панели 77. В части панели 77, которая расположена непосредственно над корпусом 83, выполнено сквозное щелевое отверстие 84, повторяющее внешние контуры медицинского шприца. Под внутренней частью контура шприца на панели 77 внутри корпуса 88 жестко закреплен другой корпус 85 с отсеками 86 и 87, над которыми в панели 77 сделаны сквозные отверстия 88, имитирующие уровни жидкого препарата в шприце, и сквозные отверстия 89 в виде контура капли крови. На дне корпуса 83 под корпусом 85 установлены подсвечивающие элементы 90, 91, а в отсеке 86 корпуса 85 установлены цветные светодиоды 92, имитирующие жидкость, и в отсеке 87 установлен светодиод 93 красного цвета, имитирующий кровь. Указанные подсвечивающие элементы и светодиоды подключены к электронной плате 25 (фиг. 2). В набор 16 (фиг. 2) имитаторов жизнедеятельности с датчиками внешних воздействий, кроме указанных устройств пункций в венозное русло, в мышечные ткани и в трахею видеоимитаторов гематомы, датчика наложения манжеты и датчиков подъема верхних конечностей, установлены: - видеоимитатор зрачков глаз; - видеоимитатор наружного кровотечения при ранении головы с датчиком наложения повязки; - видеоимитатор цвета кожного покрова; - видеоимитатор гематомы "травмы" шейного отдела позвоночника; - видеоимитатор наружного кровотечения при "ранении руки" с датчиком наложения повязки; - видеоимитатор наружного кровотечения при "ранении ноги" с датчиком наложения повязки; - имитатор пульса на сонных артериях; - имитатор пульса на лучевых артериях; - имитатор пульса плечевой артерии с датчиком прижатия артерии; - имитатор пульса бедренной артерии с датчиком прижатия артерии; - имитатор дыхательных движений грудной клетки; - имитатор вздутия живота; - датчик открывания рта; - датчик искусственного дыхания; - датчик запрокидывания головы; - датчик поворота головы в сторону; - датчик наружного массажа сердца; - датчик перелома грудины; - датчик перелома ребер с левой стороны; - датчик перелома ребер с правой стороны; - датчик перелома мечевидного отростка; - имитатор пульса плечевой артерии с датчиком прижатия; - датчик положения муляжа на боку; - датчик положения туловища в вертикальном состоянии; - датчик наложения электродов дефибриллятора; - датчик надавливания на живот; - модель пряжки поясного ремня; - датчик расстегивания пряжки, совмещенный с датчиком перезапуска программ; - индикатор положения пряжки (застегнута-расстегнута); - датчики подъема нижних конечностей; Набор 17 (фиг. 2) видеоимитаторов внутренних органов ребенка размещен в дисплее (2) и включает в себя: - видеоимитатор головного мозга; - видеоимитатор наружного кровотечения при "ранении головы"; - видеоимитатор мозгового кровообращения; - видеоимитатор верхних дыхательных путей; - видеоимитатор запавшего корня языка; - видеоимитатор жидкости в верхних дыхательных путях; - видеоимитатор инородного тела в верхних дыхательных путях и в желудке; - видеоимитатор воздуха в желудке; - видеоимитатор травмы шейного отдела позвоночника; - видеоимитатор сердца; - видеоимитатор легких; - видеоимитатор печени; - видеоимитатор тела; - видеоимитатор скелетного каркаса; - видеоимитатор артериального кровотока; - видеоимитатор наружного кровотечения при верхней конечности; - видеоимитатор наружного кровотечения при нижней конечности; - световые индикаторы неправильного положения рук спасателя при наружном массаже сердца (в области рукоятки грудины, боковых окончаний ребер и мечевидного отростка). Тренажер комплектуется учебной укладкой, включающей в себя: набор давящих и окклюзиционных повязок, комплект мешок-маска, кюветы для дезораствора и воды (не показаны), а также указанные надувную манжету 53 (фиг. 1) и медицинский шприц 42 (фиг. 5). Тренажер работает следующим образом. Муляж 1 (фиг. 1) ребенка укладывают на спину (лицом вверх) на жесткую горизонтальную поверхность (подиума, кушетки и т.п.). На стене или специальной стойке подвешивается дисплей 2. Рядом с муляжом размещают учебный электрический дефибриллятор 3 и учебную укладку. Вблизи мойки размещают кюветы для дезораствора и воды, а также набор взаимозаменяемых носоротовых узлов муляжа. Низковольтный блок питания (не показан) устанавливают возле розетки ~ 220 В, на расстоянии от муляжа и дисплея не менее 3-х метров. К разъемам, смонтированным в корпусе дисплея 2, подключают кабель муляжа, кабель дефибриллятора и кабель блока питания. При включении блока питания в сеть ~220 В на цифровом индикаторе 21 контрольного времени (на экране дисплея) зафиксируется нулевой счет, а на клавише модели 13 пряжки поясного ремня включится световой индикатор, показывающий, что пряжка в застегнутом положении, напряжение на тренажер подано и он готов к работе. Дальнейшая работа с тренажером включает выбор и сброс программ. Выбор медикаментозных препаратов осуществляется с помощью дистанционного пульта 23, при этом все действия спасателя комментируются электронным "инструктором". Каждая программа лимитируется своим контрольным временем, в течение которого автоматически оцениваются действия спасателя и моделируются патологические процессы, характерные для конкретных травм в различных экстремальных ситуациях. Электронный "инструктор" комментирует голосом моделируемые состояния на тренажере и действия спасателя с момента выбора программы. Выбор программ и медикаментозных препаратов осуществляется с помощью дистанционного пульта 23 (фиг. 5). Для этого спасатель должен направить пульт в сторону экрана дисплея и нажать на соответствующую кнопку. В нижнем ряду отдельно на пульте размещена кнопка "сброс", при ее нажатии режим действующей программы прерывается и тренажер готов к выбору другой программы. Задействованную программу после истечения ее контрольного времени спасатель может перезапустить непосредственно с муляжа 1. Для этого необходимо отжать в сторону клавишу модели 13 пряжки поясного ремня и удерживать ее в этом положении не менее 3 секунд. Например, для работы тренажера в режиме программы 1 "интенсивная терапия шока" (сосудистый доступ для проведения адекватной инфузионной терапии) спасатель выбирает программу. Нажимает на дистанционном пульте 23 (фиг. 1) кнопку, соответствующую расположению пиктограммы на экране 18 обучающих программ анатомического дисплея 2. Сигнал с пульта принимается ИК-приемником 22 (фиг. 1, 2) и поступает в плату 27 (фиг. 2) сопряжения и затем в микропроцессор 27, с которого соответствующие управляющие сигналы подаются на индикатор 21 контрольного времени, на набор 16 имитаторов жизнедеятельности с датчиками внешних воздействий, на набор 17 видеоимитаторов внутренних органов. Общим для всех программ является то, что после выбора программы на тренажере в течение 15 секунд, не зависимо от контрольного времени программы, моделируется состояние "живого" организма ребенка (далее по тексту "пауза жизни"). Признаками "паузы жизни" являются на муляже 1 (фиг. 1): - спонтанное дыхание (видимые экскурсии передней панели 11 грудной клетки с частотой 24 раза в минуту); - сердечная деятельность (при пальпировании ощущаются пульсовые толчки на сонных, лучевых, плечевой и бедренной артериях с частотой 112 раз в минуту; наблюдаются узкие зрачки глаз и отсутствие наличия покраснения кожного покрова носогубной области лица). На дисплее 2: - обратный счет 15-ти секундной "паузы жизни"; - изображение сокращающегося сердца с частотой 112 раз в минуту; - изображение расширяющихся легких с частотой 24 раза в минуту; - изображение пульсирующего артериального и мозгового кровотока с частотой 112 раз в минуту; - изображение не обтурированных (свободных) верхних дыхательных путей. По истечении 15-ти секундной "паузы жизни" на тренажере устанавливается режим выбранной программы, звучит зуммер и фраза "у ребенка шок, диагностируйте пульс, давление, ЭКГ, цианоз". На индикаторе 21 начинается обратный счет контрольного времени и на тренажере установится режим с характерными признаками шока. Частота сердечных сокращений увеличится до 150 раз в минуту, ритм дыхательных движений повысится до 40 раз в минуту. Исчезнет "румянец" с носогубной области лица муляжа. Спасатель видит на дисплее изображения функционирующих сердца, артериального кровотока, легких в указанных ритмах. На муляже 1 он сможет пальпировать пульс с частотой 150 раз в минуту, наблюдать подъем передней панели 11 грудной клетки 40 раз в минуту. Может измерить артериальное давление и пульс; для этого необходимо обхватить манжетой 53 предплечье верхней конечности 14 и надуть ее. Сработает датчик 47 наложения манжеты 53, которая при наполнении ее воздухом надавливает на кнопку 49 (фиг. 6), и она, сжимая прокладку 51 вместе с постоянным магнитом 50, приближается к магнитоуправляемому контакту 52. Он срабатывает и посылает сигнал в плату 27 (фиг. 2) сопряжения, с которой сигнал приходит в микропроцессор 26, и сигнал поступит на индикатор 20 артериального давления и пульса. Спасатель увидит цифровые значения артериального давления и пульса, поочередно появляющиеся на экране анатомического дисплея 2. Спасатель может продиагностировать состояние шока снятием электрокардиограммы. Для этого он накладывает электроды 5, 6 (фиг. 1) учебного электрического дефибриллятора на панель 11 муляжа 1 в области сердца. Сигнал с учебного дефибриллятора 3 (фиг. 2) поступит на плату 27 сопряжения и дальше в микропроцессор 26, который включит видеоимитатор 4 ЭКГ и спасатель увидит на нем кривую тахикардии. Спасатель, продиагностировав на муляже 1 (фиг. 1) и анатомическом дисплее 2 указанные признаки шока у ребенка, проводит антишоковую терапию. Вначале проводит пункцию подключичной вены. Для этого вводит иглу медицинского шприца в устройство 28 (фиг. 3) пункции в венозное русло, установленное в муляже 1 в области подключичной артерии. Игла шприца 42 (фиг. 5) проводится через сквозное отверстие 31 (фиг. 4), проникает через слой 32 имитатора мышечной ткани, проходит через ячею сетки 33 (контакта датчика показания в просвет вены), проходит другой слой 34, имитирующий просвет вены, и входит в ячею сетки 35 (другого контакта датчика попадания в просвет вены), сетка 33 и сетка 35 замыкаются между собой (срабатывает датчик попадания иглы в вену в просвет вены, сигнал с которого поступает в плату 27 сопряжения, а с нее в микропроцессор 26). Микропроцессор подаст соответствующий сигнал на экран 19 медицинских тестов и видеоимитатор 82 (фиг. 1) медицинского шприца. В результате поступит питание на подсвечивающие элементы 90, 91 (фиг. 10), и спасатель на экране увидит изображение контура медицинского шприца, и одновременно включится светодиод 89, и в шприце появится изображение капельки крови венозного оттока, показывающее, что игла находится в просвете вены. Затем смотрит на экран 19 (фиг. 1) медицинских тестов и выбирает нужные медицинские препараты и в нужной последовательности. Для этого нажимает кнопки на пульте в соответствии с названиями медицинских препаратов, изображенных на экране 19. В выбранной нами программе правильным будет выбор препаратов в такой последовательности: "преднизолон"-->"Аd"-->"атропин"-->"СаС12"-->"NaHCО3". При выборе препарата на изображении названия препарата, например изображении 80 (фиг.9) "Ad", включится световой индикатор 81. Соответствующие индикаторы включатся на всех выбранных препаратах в случае правильной их очередности. В противном случае включается индикатор только первый из неправильного выбора. При правильном выборе на видеоимитаторе шприца 82 (фиг. 10) включатся светодиоды 92 - имитаторы жидкости. Через несколько секунд питание со светодиодов и подсвечивающих элементов видеоимитатора шприца отключится и изображение жидкости и крови венозного оттока исчезнет - препарат введен в венозное русло ребенка. С этого момента на тренажере восстановятся все признаки "паузы жизни", указанные выше, а именно: сердечные сокращения с частотой 112 раз в минуту, дыхание 24 раза в минуту, АД (артериальное давление) = 90 мм рт.ст., ЭКГ - Sin-ритма, розоватый цвет носогубной области лица. Одновременно звучит зуммер и фраза "ребенок спасен. Отлично!". "Пауза жизни" появится при правильных действиях независимо от окончания времени программы и "сохранится" и после истечения контрольного времени программы до нажатия кнопки "сброс". Ошибочным действием спасателя является непопадание иглы в просвет вены. В этом случае игла шприца, войдя в одно из сквозных отверстий 30 (фиг. 4), пройдя сквозь слои мышечных тканей, соприкасается с пластиной 38 и замыкает контакты датчика попадания иглы в мышечные ткани вблизи вены. В результате изображение капли крови венозного оттока в шприце не появится, и включится подсвечивающий элемент 58 (фиг. 7) под светофильтром 56, и спасатель увидит в области пункции 28 (фиг. 3) изображение 54 гематомы. Прозвучит фраза "неправильно, повтори укол" и, если позволит контрольное время программы, спасатель еще может добиться успеха повторным уколом, хотя изображение "гематомы" сохранится до "сброса" программы. Изображение гематомы на муляже ребенка в области подключичной вены появится также, если игла попадет в вену, но спасатель продолжит ее введение. В этом случае игла соприкасается с пластиной 36 (фиг. 4) и замкнет контакт датчика прокола вены. Ошибкой также будет неправильная очередность выбора препаратов, в этом случае световой индикатор включится только в квадрате с наименованием первого выбранного препарата, и не зависимо от окончания времени программы звучит фраза "ребенок погиб", и на тренажере зафиксируется режим "смерти", и спасатель на экране анатомического дисплея 2 (фиг. 1) увидит ее характерные признаки: изображение спавшихся легких, расслабленного сердца (асистолии), отсутствие артериального и мозгового кровотока, на муляже 1 отсутствие экскурсии передней панели 11 грудной клетки, отсутствие пульсовых толчков, расширенные зрачки глаз, синюшного цвета носогубную область лица, изолинию ЭКГ". Такой же результат будет при правильной очередности выбора, но не в достаточной дозе. В этом случае на тест-пульте световые индикаторы включатся в квадратах выбранных лекарств. Ошибкой также будет выбор лекарств до введения иглы, невведение иглы или действия спасателя за пределами контрольного времени программы. Аналогичным образом тренажер работает в режимах остальных программ.Формула изобретения
1. Тренажер для обучения навыкам первой и реанимационной помощи, включающий в себя муляж с подвижно соединенными между собой блоками: головы, снабженной устройством защиты от перекрестной инфекции, шеи, туловища с верхними и нижними конечностями, в которых установлен набор имитаторов жизнедеятельности человека с датчиками внешних воздействий, анатомический дисплей с набором видеоимитаторов внутренних органов человека и учебный электрический дефибриллятор с выносными электродами, подключенными к системе управления процессом обучения, отличающийся тем, что муляж выполнен в виде муляжа ребенка младшего школьного возраста, набор жизнедеятельности с датчиками внешних воздействий снабжен устройствами пункции в венозное русло, видеоимитаторами гематом, установленных в области пункции вен, устройством эндотрахеальной и внутримышечной пункции, установленными в области трахеи и мышечных тканей ребенка, подключенными к системе управления процессом обучения и имитатором измерителя артериального давления и пульса, содержащим датчик наложения манжеты, установленный в муляже ребенка, индикатор артериального давления и пульса, установленный в анатомическом дисплее и подключенный к системе управления процессом обучениям, и надувную манжету, имеющую возможность взаимодействия с датчиком наложения манжеты, при этом система управления процессом обучения содержит электронную плату, подключенную к набору видеоимитаторов, размещенных в анатомическом дисплее, к набору имитаторов жизнедеятельности с датчиками внешних воздействий, установленному в муляже ребенка, экран обучающих программ, экран медицинских тестов, устройство звука и устройство дистанционного управления, подключенные к электронной плате. 2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что устройство пункций в венозное русло содержит корпус, установленный с внутренней стороны стенки муляжа в области венозного русла, в которой выполнены сквозные отверстия с диаметром, большим диаметра иглы медицинского шприца и под ними внутри корпуса друг за другом размещаются слой волокнистого материала, например войлок, имитирующий мышечную ткань и датчик попадания иглы медицинского шприца в просвет вены, подключенный к электронной плате. 3. Тренажер по п. 2, отличающийся тем, что датчик попадания иглы медицинского шприца в просвет вены совмещен с датчиком попадания иглы в мышечные ткани, прилегающие к вене и с датчиком прокола вены иглой и содержит по меньшей мере четыре контакта, общий контакт представляющий собой сетку из токопроводящего материала, контакт датчика показания в просвет вены и датчика прокола вены, выполненный в виде другой сетки из токопроводящего материала, размещенной под первой сеткой, контакт датчика попадания в мышечную ткань, выполненный в виде пластины из токопроводящего материала, размещенной по периферии второй сетки и другой контакт датчика прокола вены иглой, выполненной в виде пластинки из токопроводящего материала, размещенной под второй сеткой, указанные контакты изолированы друг от друга волокнистым токонепроводящим материалом и подключены к электронной плате с возможностью взаимодействия с иглой медицинского шприца. - 4. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что устройство эндотрахеальной пункции и пункций в мышечные ткани содержит корпус, установленный на внутренней стороне стенки муляжа ребенка, и в ней выполнены сквозные отверстия, под которыми внутри корпуса размещен слой волокнистого материала, имитирующий мышечную ткань трахеи и тела ребенка, и под которой друг за другом размещена сетка и пластинка из токопроводящего материала, изолированные друг от друга волокнистым токонепроводящим слоем, подключенными к электронной плате с возможностью взаимодействия с иглой медицинского шприца. 5. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что экран обучающих программ установлен в анатомическом дисплее и содержит жесткую панель, на которой размещена таблица с изображениями пиктограмм неотложных м