Способ непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением
Реферат
Изобретение относится к прокатному производству и может быть применено на непрерывных широкополосных станах холодной прокатки. Технический результат - обеспечение устойчивого положения рабочих валков при колебаниях натяжений и усилий прокатки. Способ включает определение предела текучести полосы т в каждом межклетевом промежутке для разных марок стали в поддержание величины удельного натяжения н путем задания величины коэффициента к, представляющего собой отношение н к T. Новым в способе является то, что задают предельно допустимое значение к = кnр, дополнительно для каждой клети определяют коэффициент кТ нестабильности натяжений как отношение наибольшего отклонения среди переднего и заднего натяжений от номинальной технологически заданной их величины к этой номинальной величине натяжения, угол между линией, соединяющей центры рабочего и опорного валков, и вертикалью, угол 3 между линией, соединяющей центры рабочего и опорного валков, и линией действия межвалкового усилия при замедлении стана, измеряют толщину полосы и усилия прокатки в каждой клети. После чего величину удельных натяжений в отдельных межклетевых промежутках поддерживают исходя из следующих соотношений: величина удельного натяжения перед i-й клетью, Па; i+1 - величина удельного натяжения за i-й клетью, Па; Рпр - усилие прокатки, Н; b - ширина полосы, м; hi - толщина полосы перед i-й клетью, м; hi+1 - толщина полосы за i-й клетью, м; - [рад]; 3- [рад]. 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть применено на непрерывных широкополосных станах холодной прокатки.
Из уровня техники известен способ непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением [1] , при котором величину удельного натяжения н в межклетевых промежутках назначают с постепенным увеличением от первой к последней клети в пределах н = (0,35-0,7)т. Применение данного способа прокатки позволяет снизить вероятность пробуксовки и повысить плоскостность проката. Недостатком указанного способа прокатки является высокая вероятность порывов полосы при существовании неметаллических включений и наличии концентраторов напряжения на кромках полосы. Известен способ непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением [2], включающий определение т в каждом межклетевом промежутке для разных марок стали, и в котором величину удельного натяжения н поддерживают путем задания коэффициента k, представляющего собой отношение н к т. Величину коэффициента k за первой клетью поддерживают равной 0,2, а в последнем межклетевом промежутке - равной 0,16. Величину удельного натяжения полосы в отдельных межклетевых промежутках назначают исходя из убывания величины коэффициента k, от первой к последней клети. Применение известного способа прокатки позволяет снизить порывность полос в межклетевых промежутках и сгладить исходную разнотолщинность подката. Этот способ может быть принят за прототип изобретения. Недостатком указанного способа является наличие возможности неустойчивого положения рабочих валков при прокатке, что отрицательно сказывается на качестве поверхности прокатываемой полосы (появление дефектов типа "ребристость"). Неустойчивое положение рабочих валков при прокатке возможно в случае, когда полуразность натяжений близка по значению к величине горизонтальной проекции усилия, действующего между рабочим и опорным валками. В этом случае при колебаниях натяжения и усилия прокатки, а также во время ускорения и замедления стана возможно перемещение рабочего валка в горизонтальной плоскости в направлении от моталки к разматывателю и наоборот, в пределах зазоров между шейками, подшипниками, подушками и их направляющими плоскостями. Такие перемещения сопровождаются изменением межвалкового зазора, что ухудшает качество поверхности холоднокатаных полос. В то же время радиальная нагрузка, действующая на подшипниковые узлы рабочих валков, является функцией переднего и заднего натяжений; ее значительная величина служит причиной снижения долговечности подшипников. Задачей изобретения является обеспечение устойчивого положения рабочих валков при колебаниях натяжений и усилий прокатки, а также во время ускорения и замедления стана и тем самым повышение качества поверхности холоднокатаной полосы и одновременно сохранение низкой вероятности порывов полосы при существовании неметаллических включений и наличии концентраторов напряжения на кромках полосы. Указанная задача решается тем, что в способе непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением, включающем определение предела текучести полосы т в каждом межклетевом промежутке для разных марок стали и поддержание величины удельного натяжения н путем задания величины коэффициента k, представляющего собой отношение н к т, согласно изобретению задают предельно допустимое значение = к nр, дополнительно для каждой клети определяют коэффициент kТ нестабильности натяжений как отношение наибольшего отклонения среди переднего и заднего натяжений от номинальной технологически заданной их величины - к этой номинальной величине натяжения, угол между линией, соединяющей центры рабочего и опорного валков, и вертикалью, угол 3 между линией, соединяющей центры рабочего и опорного валков, и линией действия межвалкового усилия при замедлении стана, измеряют толщину полосы и усилия прокатки в каждой клети, после чего величину удельных натяжений в отдельных межклетевых промежутках поддерживают, исходя из следующих соотношений: i = knpT при i>knpT, где i - величина удельного натяжения перед i-й клетью, Па; i+1 - величина удельного натяжения за i-й клетью, Па; Рпр - усилие прокатки, Н; b - ширина полосы, м; hi - толщина полосы перед i-й клетью, м; hi+1 - толщина полосы за i-ой клетью, м; - [рад]; 3 - [рад]. Для пояснения сущности изобретения на чертеже показана схема действия сил на полосу и валки при прокатке. Радиальное усилие, действующее на подушки рабочего валка со стороны опорных плоскостей и представляющее собой сумму опорных реакций, уравновешивающих полуразность заднего и переднего натяжений полосы и горизонтальную проекцию межвалкового усилия, равно (см. чертеж): где Т0 - среднее (номинальное) значение заднего натяжения, Н; Т1 - среднее (номинальное) значение переднего натяжения, Н; Pon - усилие, действующее между рабочим и опорным валками (межвалковое усилие), Н; - угол между линией, соединяющей центры валков, и вертикалью, рад; - угол между линией, соединяющей центры валков, и линией действия силы Pon, рад. Усилие, действующее между валками: Величину угла можно определить по следующим формулам: - при постоянной скорости прокатки (сила Pon направлена по касательной к кругу трения в подшипниках опорных валков, этот случай на чертеже не показан): - при ускорении стана: - при замедлении стана: где m - плечо трения качения, м; on - радиус круга трения подшипников опорного валка, м; Ron - радиус опорного валка, м; Рпр - усилие прокатки, Н; Мин.оп - момент инерции вращающегося опорного валка, Нм. В свою очередь, величину угла можно определить из выражения: где Rраб - радиус рабочего валка, м; е - расстояние между вертикальными осевыми плоскостями рабочего и опорного валков, м. Как видно из чертежа и выражения (1), если полуразность натяжений полосы больше горизонтальной проекции межвалкового усилия, радиальное усилие действует по направлению прокатки; если полуразность натяжений меньше горизонтальной проекции межвалкового усилия, радиальное усилие направлено в противоположную сторону. В процессе прокатки натяжение полосы не является постоянным, под воздействием колебаний режимов прокатки имеют место колебания натяжений, которые в зависимости от типа стана могут составлять до 20% от номинальных величин. Установив максимальное для стана отклонение величин натяжений от соответствующего номинального, величины максимального, минимального и среднего (номинального) натяжений можно связать между собой следующими соотношениями: где kT - коэффициент нестабильности натяжений; Т0max,Т0min - максимальная и минимальная величина заднего натяжения, Н; Т1max,Т1min - максимальная и минимальная величина переднего натяжения, Н; Т0,Т1 - средние (номинальные) значения натяжений, установленные технологической инструкцией, Н. При колебаниях натяжения, а также во время ускорения и замедления стана возможно изменение направления действия радиального усилия, что приводит к снижению качества поверхности прокатываемой полосы за счет неустойчивого положения рабочих валков в клети и колебаний межвалкового зазора. Величины удельных натяжений, обеспечивающих стабильное положение валка в клети, определены из условия, что при ускорении и замедлении стана радиальные усилия не изменяют своего направления, причем расчет произведен для наиболее неблагоприятных вариантов. 1. Если полуразность натяжений больше горизонтальной проекции межвалкового усилия, то радиальное усилие действует на подшипники по направлению прокатки, и наименьшая возможная разность натяжений при ускорении стана будет равна (T0min-T1max); в этом случае условие устойчивости рабочего валка имеет вид: 2. Если полуразность натяжений меньше горизонтальной проекции межвалкового усилия, то радиальное усилие действует на подшипники против направления прокатки, и наибольшая возможная разность натяжений при замедлении стана будет равна (T0max-T1min); в этом случае условие устойчивости рабочего валка имеет вид: Если технологической инструкцией стана задана номинальная величина переднего натяжения Т1, то номинальную величину заднего натяжения Т0, гарантирующую устойчивое положение рабочего валка в клети, можно определить из следующих неравенств, полученных путем преобразования выражений (1), (2), (7), (8), (9): Учитывая, что y>3, с целью недопущения порывов полосы при прокатке из-за высокого уровня удельных межклетевых натяжений величину заднего натяжения для каждой клети назначают исходя из условия (11). В этом случае, используя зависимость i = Ti/(bhi), получаем указанное в формуле изобретения выражение для определения величины удельного заднего натяжения. Задавая предельно допустимое значение k = k пр, ограничиваем возможность порывов полосы при существовании неметаллических включений и наличии концентраторов напряжения на кромках полосы. В случае, если определяемое удельное натяжение не превышает произведения коэффициента k пр на предел текучести полосы т, опасность порывов полосы отсутствует. В случае, если определяемое удельное натяжение больше произведения коэффициента k пр на предел текучести полосы т, опасность порывов полосы существует, в этом случае для предотвращения порывов принимаем удельное натяжение равным произведению коэффициента k пр на предел текучести полосы т. Конкретный пример реализации способа непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением приведен ниже, в таблице. Как видно из таблицы, описанный способ позволяет обеспечить устойчивое положение рабочих валков при колебаниях натяжений и усилий прокатки, а также во время ускорения и замедления стана, что обеспечивает высокое качество поверхности холоднокатаной полосы и низкую вероятности порывов полосы при существовании неметаллических включений и наличии концентраторов напряжения на кромках полосы. Источники информации 1. Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов. - М.: Металлургия. 1985. С. 51-52. 2. А. Ф. Пименов, О.Н. Сосковец, А.И. Трайно и др. Холодная прокатка и отделка жести. - М.: Металлургия. 1990. С.104-105 (прототип).Формула изобретения
Способ непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением, включающий определение предела текучести полосы т в каждом межклетевом промежутке для разных марок стали и поддержание величины удельного натяжения н путем задания величины коэффициента к, представляющего собой отношение н к т, отличающийся тем, что задают предельно допустимое значение к = к nр, дополнительно для каждой клети определяют коэффициент кт нестабильности натяжений как отношение наибольшего отклонения среди переднего и заднего натяжений от номинальной технологически заданной их величины к номинальной величине натяжения, угол между линией, соединяющей центры рабочего и опорного валков, и вертикалью, угол 3 между линией, соединяющей центры рабочего и опорного валков, и линией действия межвалкового усилия при замедлении стана, измеряют толщину полосы и усилия прокатки в каждой клети, после чего величину удельных натяжений в отдельных межклетевых промежутках поддерживают, исходя из следующих соотношений: i = knpT при i>knpT, где i - величина удельного натяжения перед i-й клетью, Па; i+1 - величина удельного натяжения за i-й клетью, Па; Рпр - усилие прокатки, Н; b - ширина полосы, м; hi - толщина полосы перед i-й клетью, м; hi+1 - толщина полосы за i-й клетью, м; - [рад] ; 3 - [рад] .РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2