Аксиально-плунжерный насос
Реферат
Изобретение предназначено для использования в области насосостроения. В роторе выполнены периферийные каналы, связывающие первую роторную полость со второй роторной полостью. Одна полость связана с полостью пониженного давления, например с топливным баком, а другая полость отделена перемычкой от углубления диска и связана непосредственно с углублением и через жиклер - с входной магистралью. На торце диска со стороны ротора выполнены фрезеровки, которые через каналы соединены с центральным отверстием. В роторе и в диске выполнены сверления для установки в них 2-ступенчатого штифта. Диаметр сверления в роторе больше, чем диаметр сверления в диске. На торце ротора со стороны установки гильз в ротор выполнена концентрическая прорезь. Одна роторная полость отделена от другой роторной полости подшипником скольжения, который наружным диаметром установлен в корпусе, а на внутреннем диаметре размещен ротор. Наклонная шайба установлена на опорном кольце с цапфами, размещенными на опорных башмаках, имеющими пластины и установленными в углублениях, выполненных в крышке насоса. В каждом подпятнике выполнены углубления для установки в них вкладышей, при этом в центре подпятника выполнен выступ с обратным конусом, который выполнен также на периферийной поверхности углубления подпятника, на которой имеются сквозные отверстия. В углублениях каждого вкладыша размещен выступ подпятника, в сквозных отверстиях которого установлены выступы, равномерно размещенные по периферии вкладыша. Повышается надежность работы насоса и его ресурса. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано в аксиально-поршневых насосах переменной производительности.
Известен аксиально-плунжерный насос, содержащий корпус и крышку, внутри которых размещен ротор с установленными в нем плунжерами с подпятниками, которые поджаты к наклонной шайбе при помощи подпружиненной сферической опоры и сепаратора, установленного на этой опоре, при этом наклонная шайба выполнена с возможностью поворота на опорных цапфах (см. патент Англии 1314055, НКИ F1A, 1973). В данном насосе, работающем на выходном давлении порядка 100 кгс/см2, применяется конструкция наклонной шайбы, имеющей опорные цапфы, выполненные заодно целое с этой шайбой. Цапфы опираются на специальные фланцы, вставленные в корпус насоса. Для монтажа таких наклонных шайб в корпусе делаются прорези для прохода ее цапф, что сильно ослабляют корпус, а при возрастании нагрузки на наклонную шайбу возможно разрушение корпуса. Поэтому для создания насоса, имеющего давление на выходе порядка 200 кгс/см2 и выше, при использовании такой конструкции требуется усиление корпуса насоса, что может привести к значительному утяжелению самой конструкции и увеличению габаритов нacoca. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению по технической сущности, достигаемому результату и числу совпадающих признаков является аксиально-плунжерный насос, содержащий корпус, внутри которого размещен вращающийся ротор с запрессованными в нем гильзами и установленными в последних плунжерами с подпятниками, опирающимися сферическими торцевыми поверхностями на ответную поверхность наклонной шайбы, выполненной с возможностью поворота, приводной вал, связанный с ротором, распределитель с окнами высокого и низкого давления, размещенный между ротором и распределителем и связанный механически с ротором диск с выполненными в нем окнами по числу плунжеров и центральным отверстием, соединенным с центральными наклонными каналами, выполненными в роторе, входная магистраль, связанная с подкачивающим насосом и с окнами низкого давления распределителя, выходная магистраль, соединенная с окнами высокого давления распределителя и с потребителем, причем на каждом торце диска выполнено кольцевое углубление, охватывающее окна диска и связанные между собой, а на торце диска, обращенном к ротору, размещены радиальные канавки, связывающие кольцевые углубления с центральным отверстием (см. патент США 3249061, НКИ 91-481, 1966). В данном насосе подвод и отвод рабочей жидкости к качающему узлу осуществляется через крышку, пристыкованную к корпусу насоса. В той же крышке установлен один из подшипников качения, на который опирается приводной вал. Другой же подшипник размещен в корпусе насоса, где установлен также качающий узел. В роторе запрессованы гильзы, в которых совершают возвратно-поступательное движение плунжеры с закрепленными на них подпятниками, опирающимися на ответную поверхность наклонной шайбы, имеющей возможность поворачиваться на цапфах. Поджатие подпятников к наклонной шайбе осуществляется при помощи пружин, установленных в наклонных каналах, выполненных в роторе. В подпятниках выполнены каналы, обеспечивающие подвод рабочей жикости из внутренних колодцев ротора к поверхности соприкосновения подпятников к наклонной шайбе. Этот подвод обеспечивает смазку трущихся поверхностей и отвод тепла от этих поверхностей. Между ротором и распределителем размещен диск, механически связанный с ротором при помощи штифта. Во время работы насоса диск и ротор вращаются вместе, прижимаясь друг к другу за счет их поджатия со стороны пружины, размещенной в центральной части ротора. При этом возможны утечки рабочей жидкости между диском и ротором, диском и распределителем, которые накапливаются в кольцевых углублениях, расположенных как со стороны ротора, так и со стороны распределителя. Так как углубления связаны между собой, то утечки, поступающие в эти углубления, затем через радиальные каналы, выполненные на диске со стороны ротора, сливаются в роторную полость насоса. Следует отметить, что данный насос работает на давлениях на выходе порядка до 100 кгс/см2. При работе этого насоса на выходных давлениях порядка 200 кгс/см2 и более надежность насоса значительно падает. Это связано с тем, что резко возрастает температура рабочей жидкости. Узлы и детали насоса при таких давлениях работают в тяжелых условиях. Так, например, увеличивается поджатие подпятников к наклонной шайбе, существенно увеличивается нагрузка на опоры, на которых установлена наклонная шайба. В этом случае корпус насоса нужно делать достаточно прочным, иначе может произойти прогиб осей наклонной шайбы и насос начинает работать в ненормальных условиях. В данном насосе в тяжелых условиях будут работать и распределитель, к которому ротор будет прижат с достаточно большой силой. При работе насоса трущиеся поверхности распределителя и ротора будут значительно нагреваться, при этом отвод тепла недостаточно эффективен. Из-за больших давлений рабочей жидкости в колодцах ротора возможно смещение запрессованных гильз относительно ротора, что приведет к смещению гильз, а также к их выпаданию из ротора. Практика эксплуатации показала случаи таких смещений и даже выпадание гильз из ротора. Из сказанного делается вывод, что работа такого насоса при таких давлениях недостаточно надежна, в результате чего снижается ресурс этого насоса. Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности работы аксиально-плунжерного насоса при работе его на больших давлениях на выходе из этого насоса. Указанная цель достигается в предлагаемом изобретении тем, что в аксиально-плунжерном насосе, содержащем корпус, внутри которого размещен вращающийся ротор с запрессованными в его колодцах гильзами и установленными в этих гильзах плунжерами с подпятниками, опирающимися сферической торцевой поверхностью на ответную поверхность наклонной шайбы, выполненной с возможностью поворота, приводной вал, связанный с ротором, распределитель с окнами высокого и низкого давлений, расположенный между ротором и распределителем и связанный механически с ротором диск с выполненными в нем окнами по числу плунжеров и центральным отверстием, соединенным с центральными наклонными каналами, выполненными в роторе, входная магистраль, связанная с подкачивающим насосом и с окнами низкого давления распределителя, выходная магистраль, соединенная с окнами высокого давления распределителя и с потребителем, причем на каждом торце диска выполнены кольцевые углубления, связанные между собой и охватывающие окна диска, а на торце диска, обращенном к ротору, расположены радиальные канавки, связывающие кольцевое углубление с центральным отверстием, в роторе насоса выполнены периферийные наклонные каналы, связывающие первую и вторую роторные полости, при этом вторая полость в свою очередь соединена с магистралью пониженного давления и с центральными наклонными каналами ротора, а первая роторная полость отделена перемычкой от кольцевого углубления диска, обращенного к ротору, и связана непосредственно с кольцевым углублением, обращенным к распределителю, а также через жиклер - с входной магистралью, давление в которой выше, чем в магистрали пониженного давления, на торце диска со стороны ротора выполнены полуокружные фрезеровки, размещенные между соседними окнами диска, и выпуклой своей стороной направлены к центральному отверстию, которое связано с этими фрезеровками, в роторе и диске выполнены сверления для установки в них 2-ступенчатых штифтов, причем диаметры сверлений в роторе больше, чем диаметры сверлений в диске, который выполнен из цветного металла, как и гильзы, установленные в колодцах ротора, а распределитель и ротор выполнены из стали, при этом на торце ротора со стороны установки гильз в ротор выполнены концентрические прорези с радиусом, равным радиусу, на котором расположены центры вращения гильз, первая роторная полость отделена от второй подшипником скольжения, который наружным диаметром установлен в корпусе, а на внутреннем размещен вращающийся ротор, наклонная шайба установлена на опорном кольце с цапфами, размещенными на опорных башмаках, имеющих пластину из антифрикционного материала и установленных в углублениях, выполненных в крышке корпуса, в каждом подпятнике выполнены углубления для установки в них вкладышей, изготовленных из антифрикционного материала, при этом в центре подпятника расположен выступ с обратным конусом, выполненным также на периферийной поверхности углубления подпятника, на котором выполнены сквозные отверстия, в углублениях каждого вкладыша размещен выступ подпятника, в сквозных отверстиях которого установлены выступы, равномерно размещенные по периферии вкладыша. Перечисленные выше новые признаки в данном насосе являются существенными, так как они достаточны для того, чтобы отличить данный насос от всеx известных аксиально-плунжерных насосов, и при наличии этих признаков добиваемся положительного эффекта, а именно повышение надежности работы качающего узла аксиально-плунжерного насоса, работающего на больших давлениях рабочей жидкости на выходе из этого насоса. На фиг. 1 представлена конструкция предлагаемого аксиально-плунжерного насоса, на фиг.2 - сечение по линии А-А на фиг.1, на фиг.3 - сечение по линии Б-Б на фиг.2, на фиг.4 - вид на ротор (без плунжеров) со стороны установки гильз в колодцы роторов, на фиг.5 - вид на диск со стороны ротора насоса. Аксиально-плунжерный насос содержит корпус 1, внутри которого размещен вращающийся ротор 2 с запрессованными в нем гильзами 3 и установленными в эти гильзы плунжерами 4 с подпятниками 5, в углублениях которых размещены вкладыши 6, опирающиеся своей сферической торцевой поверхностью на ответную поверхность наклонной шайбы 7, выполненной с возможностью поворота ее через шток 8 от сервопоршня 9, приводной вал 10, связанный с ротором 2, распределитель 11 с окнами 12 высокого давления и окнами 13 низкого давления, диск 14 расположен между ротором 2 и распределителем 11, причем в нем выполнены окна 16 по числу плунжеров и центральное отверстие 17, ротор 2 при помощи ступенчатого штифта 15 связан с диском 14, входную магистраль 18, связанную с одной стороны с подкачивающим насосом (не показан), а с другой - с окнами 13 распределителя, выходную магистраль 19, соединенную с окном 12 распределителя и с потребителем (не показан). На торцах диска 14 выполнены кольцевые углубления 20 и 21, охватывающие окна 12 и 13 и связанные между собой при помощи канала 22. На торце, обращенном к ротору 2, выполнены радиальные канавки 23, связывающие кольцевое углубление 21 с центральным отверстием 17. Периферийные наклонные каналы 24, выполненные в теле ротора 2, связывают первую роторную полость 25 со второй роторной полостью 26, которая в свою очередь соединена с магистралью пониженного давления, например с топливным баком, и с центральными наклонными каналами 27, выполненными в теле ротора 2. Полость 25 отделена перемычкой 28 от углубления 21 и связана непосредственно с углублением 20 и через жиклер 29 - с входной магистралью 18, давление в которой выше, чем давление в полости пониженного давления. На торце диска 14, обращенном к ротору 2 (см. фиг. 5), выполнены полуокружные фрезеровки 30, расположенные между окнами 16 и связанные через каналы 23 с центральным отверстием 17. Для установки штифтов 15 в роторе выполнено сверление 31, диаметр которого больше диаметра сверлений 32, выполненных в диске 14. На торце 33 ротора 2 со стороны установки гильз 3 в колодцы ротора выполнены концентрические прорези 34 (см. фиг.4). Первая роторная полость 25 отделена от второй роторной полости 26 подшипником скольжения 35, который наружным диаметром установлен в корпусе 1, а на внутреннем диаметре размещен ротор 2. Наклонная шайба 7 установлена на опорном кольце 36 (см. фиг.2) с цапками 37, расположенными на опорных башмаках 38, имеющих пластинку 39 из антифрикционного материала и установленных в углублениях 40, выполненных в крышке 41 насоса. В каждом подпятнике 5 выполнены углубления 42 для установки в нем вкладыша 6, изготовленного из антифрикционного материала, причем в центре подпятника размещен выступ 43 с обратным конусом, выполненным также на периферии поверхности 44 углубления 42, на котором также выполнены сквозные отверстия 45 и 46, равномерно расположенные по окружности. Выступ 43 подпятника 5 размещен в углублении вкладыша 6, а в отверстиях 45 и 46 этого подпятника - выступы вкладыша 6. Поджатие подпятников 5 к наклонной шайбе 7 осуществляется при помощи центральной пружины 47, которая опирается с одной стороны в ротор 2, а с другой - через опору 48, сферу 49 и сепаратор 50. Аксиально-плунжерный насос работает следующим образом. Во время работы данного насоса подкачивающий насос подает рабочую жидкость во входную магистраль 18. Отсюда она направляется в значительном количестве во входные окна 13 распределителя 11 и в меньшем количестве через жиклер 29 в первую роторную полость 25. После распределителя 11 рабочая жидкость поступает через окна 16 диска 14 во внутренние полости плунжеров 4, которые при вращении ротора 2 совершают возратно-поступательные движения. Во время первой половины поворота ротора 2 происходит заполнение рабочей жидкостью внутренних полостей плунжеров 4, а во время второй половины поворота осуществляется ее сжатие и затем выталкивание под высоким давлением через окна 12 распределителя 11 в выходную магистраль 19 и далее к потребителю. Рабочая жидкость, которая поступает в полость 25, используется для охлаждения и отвода тепла из внутренних полостей корпуса 1. Это связано с тем, что во время работы насоса трущие пары плунжер 4 - ротор 2, ротор 2 - распределитель 11, подпятник 5 с вкладышем 6 - наклонная шайба 7 выделяют значительное количество тепла, приводящего к нагреву рабочей жидкости, окружающей указанные выше детали. В результате нагрева возрастают зазоры в трущих парах, что приводит к увеличению утечек и снижению производительности аксиально-плунжерного насоса. Для уменьшения выделения тепла при работе насоса, во-первых, подбирают такие материалы для трущих пар, при котором выделялось бы меньше тепла, например пара бронза-сталь. В нашем насосе плунжер и распределитель выполнены из стали, а гильза и диск - из бронзы. При этом распределитель 11 выполнен из стали еще для того, чтобы уменьшить размыв его торца во время работы по причине явления кавитации. Кроме того, вкладыш 6, установленный в углублении 42 подпятника 5, выполнен из антифрикционного материала, позволяющего при работе с наклонной шайбой 7 выделять меньше тепла. Во вторых, за счет правильного подвода рабочей жидкости к трущимся поверхностям добиваемся снижения температуры деталей, находящихся внутри корпуса 1. В этом случае рабочая жидкость, поступающая через жиклер 29 в полость 25, соприкасается с наружной стороны с распределителем 11, диском 14 и ротором 2. Далее рабочая жидкость направляется через каналы 24, снимая часть тепла, выделяемого трущей парой плунжер - гильза, в полость 26, где она снимает часть тепла с трущей пары подпятник с вкладышем - наклонная шайба. После этого рабочая жидкости сливается в полость пониженного давления, например в топливный бак. Одновременно рабочая жидкость из полости 25 поступает в углубление 20 и далее через канал 22 в углубление 21. Поскольку это углубление отделено перемычкой 28 от полости 25, то дальнейшее движение рабочей жидкости возможно по каналу 23 в центральное отверстие 17, которое через каналы 27 непосредственно соединено с полостью 26, которое, как ранее указывалось, связано с полостью пониженного давления. Давление в углублении 21 будет отличным от давления в центральном отверстии 17 за счет утечек, которые поступают в углубление 21 из окон 16 диска 14. Под действием этого перепада давлений рабочая жидкость направляется через канал 23 в отверстие 17. Благодаря выполнению фрезеровок 30 на диске 14 со стороны ротора 2 увеличивается площадь соприкосновения сливаемой жидкости с трущимися поверхностями, что увеличивает отвод тепла от них в полость пониженного давления. Следует еще заметить, что имея постоянный переток рабочей жидкости из углубления 21 в отверстие 17, мы тем самым избегаем скапливание жидкости в этом углублении и отжим диска 14 от ротора 2 во время всей работы насоса. Для вращения диска 14 вместе с ротором 2 в последних установлены двухступенчатые штифты 15, служащие не только для передачи вращения от ротора к диску, но и для ориентации отверстий 16 диска с наклонными отверстиями, в которых совершают возвратно-поступательное движение плунжеры 4. Штифт 15 выполнен ступенчатым для того, чтобы в случае распрессовки одного из них из гнезда ротора во время вращения этого ротора он не выпал бы, а уперся в выточку диска 14, обеспечив тем самым работу насоса без разрушения этого насоса. С целью исключения проворота гильз в роторе на его поверхности 33 выполняется концентрическая прорезь 34, которая позволяет внедрить материал ротора в прорези гильз и тем самым воспрепятствовать их провороту, а это в свою очередь может привести к выпрессовки гильз из колодцев ротора и нарушению работы насоса. Опыт эксплуатации показал, что случаи выпадания гильз из колодцев наблюдались, в результате чего насос вышел из строя. Благодаря установке в корпусе 1 подшипника 35 скольжения, на который устанавливается ротор 2, роторная полость насоса разделяется на две изолированные части: полости 25 и 26, причем в полости 26 давление несколько ниже, чем в полости 25. Это связано с тем, что полость 26 соединяется с полостью пониженного давления, в которой давление ниже, чем во входной магистрали 18, связанной через жиклер 29 с полостью 25. Благодаря такому соединению между полостями 25 и 26 существует определенный перепад давлений, что позволяет гарантировать постоянный переток рабочей жидкости из полости 25 в полость 26 через канал 24 и канал 27 и, следовательно, иметь постоянный отвод тепла от трущих поверхностей деталей качающего узла насоса в полость пониженного давления. В данном насосе наклонная шайба 7 устанавливается на опорное кольцо 36, имеющее цапфы 37, которые в свою очередь установлены на башмаки 38 (см. фиг. 2). К этому башмаку при помощи сварки прикрепляется пластина 39 из антифрикционного материала, позволяющего наклонной шайбе 7 и опорному кольцу 36 легко поворачиваться под действием усилия, развиваемого сервопоршнем 9 через шток 8 во время изменения производительности насоса. Легкость вращения достигается за счет малого коэффициента трения между пластиной 39 и цапфой 37. При этом износ этих деталей не очень значителен, что важно для насоса с большим ресурсом работы. Во время работы насоса важно иметь надежное закрепление вкладыша 6 к подпятнику 5. Это связано с тем, что вкладыш вместе с подпятником во время работы вращается вокруг сферы плунжера 4 и поэтому такое же движение он совершает на поверхности наклонной шайбы 7. Кроме того, во время работы насоса возможен отход подпятника вместе с вкладышем от наклонной шайбы. Поэтому в конструкции подпятника предусмотрены два обратных конуса (см. фиг. 3), один из которых выполнен на выступе 43, а другой - на периферийной поверхности 44 углубления 42, на которой выполнены еще сквозные отверстия 45 и 46. В эти отверстия устанавливаются выступы вкладыша 6, причем в центре этого вкладыша имеется углубление для установки в нем выступа 43 подпятника и конусная поверхность по периферии. Такое выполнение обеспечивает надежное закрепление вкладыша 6 в углублении 42 подпятника. Таким образом, перечисленные и описанные выше новые конструктивные решения в данном аксиально-плунжерном насосе позволяют ему надежно работать на больших давлениях на выходе из насоса и с достаточно большим ресурсом его работы.Формула изобретения
1. Аксиально-плунжерный насос, содержащий корпус, внутри которого размещены вращающийся ротор с запрессованными в нем гильзами и установленными в этих гильзах плунжерами с подпятниками, опирающимися сферической торцевой поверхностью на ответную поверхность наклонной шайбы, выполненной с возможностью поворота, приводной вал, связанный с ротором, распределитель с окнами высокого и низкого давления, расположенный между ротором и распределителем и связанный механически с ротором диск с выполненными в нем окнами по числу плунжеров и центральным отверстием, соединенным с центральными наклонными каналами, выполненными в роторе, входная магистраль, связанная с подкачивающим насосом и с окнами низкого давления распределителя, выходная магистраль, соединенная с окнами высокого давления и с потребителем, причем на каждом торце диска выполнены кольцевые углубления, охватывающие окна диска и связанные между собой, а на торце диска, обращенном к ротору, расположены радиальные канавки, связывающие кольцевое углубление с центральным отверстием, отличающийся тем, что в роторе выполнены периферийные наклонные каналы, связывающие первую и вторую роторные полости, при этом вторая полость, в свою очередь, соединена с полостью пониженного давления и с центральными наклонными каналами ротора, а первая роторная полость отделена перемычкой от кольцевого углубления диска, обращенного к ротору, и связана непосредственно с кольцевым углублением, обращенным к распределителю, а также через жиклер - со входной магистралью, давление в которой выше, чем в полости пониженного давления. 2. Аксиально-плунжерный насос по п. 1, отличающийся тем, что на торце диска со стороны ротора выполнены полуокружные фрезеровки, размещенные между соседними окнами диска, и выпуклой своей стороной направлены к центральному отверстию, которое связано с этими фрезеровками. 3. Аксиально-плунжерный насос по п. 1, отличающийся тем, что в роторе и в диске выполнены сверления для установки в них 2-ступенчатых штифтов, причем диаметры сверлении в роторе больше, чем диаметры сверлений в диске. 4. Аксиально-плунжерный насос по п. 1, отличающийся тем, что диск и гильзы, установленные в колодцах ротора, выполнены из цветного металла, а ротор и распределитель выполнены из стали, причем на торце ротора со стороны установки гильз в ротор выполнены концентрические прорези с радиусом, равным радиусу, на котором расположены центры вращения гильз. 5. Аксиально-плунжерный насос по п. 1, отличающийся тем, что первая роторная полость отделена от второй подшипником скольжения, который наружным диаметром установлен в корпусе, а на внутреннем размещен вращающийся ротор. 6. Аксиально-плунжерный насос по п. 1, отличающийся тем, что наклонная шайба установлена на опорном кольце с цапфами, размещенными на опорных башмаках, имеющих пластину из антифрикционного материала и установленных в углублениях, выполненных в крышке корпуса. 7. Аксиально-плунжерный насос по п. 1, отличающийся тем, что в каждом подпятнике выполнены углубления для установки в них вкладышей, изготовленных из антифрикционного материала, при этом в центре подпятника расположен выступ с обратным конусом, выполненным также на периферийной поверхности углубления подпятника, на котором выполнены сквозные отверстия, в углублениях каждого вкладыша размещен выступ подпятника, в сквозных отверстиях которого установлены выступы, равномерно размещенные по периферии вкладыша.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.09.2010
Извещение опубликовано: 10.09.2010 БИ: 25/2010