Блок нагрева для водогрейного котла, работающего на жидком топливе или на газе, и модули для реализации такого блока нагрева

Реферат

 

Изобретение касается блока нагрева для водогрейного котла, работающего на жидком топливе или на газе. В этом блоке нагрева, содержащем кожух, дублированный изнутри в своей задней зоне обечайкой, кольцевые поперечные ребра между обечайкой и кожухом выполнены для формирования поперечных кольцевых каналов, в которых газообразные продукты сгорания топлива параллельно проходят поперечную траекторию перед тем, как выйти из данного блока нагрева. Таким образом обеспечивается улучшение условий теплообмена между газообразными продуктами сгорания топлива и водой, которую они должны нагревать. 3 с. и 17з.п.ф-лы, 8 ил.

Изобретение касается блока нагрева, предназначенного для водогрейного котла, работающего на жидком топливе или на газе и содержащего - кожух, имеющий продольную ось, способный взаимодействовать с форсункой или горелкой, формирующей вдоль этой оси факел пламени определенного направления, и содержащий задний поперечный открытый конец, в который вставляется форсунка или горелка, передний поперечный конец, закрытый поперечной стенкой, и периферийную часть, закрытую продольной стенкой, имеющей по меньшей мере приблизительно цилиндрическую форму в виде поверхности вращения вокруг упомянутой оси (перечисленные элементы образуют глухую продольную топочную камеру в передней зоне данного кожуха); - средства, предназначенные для формирования камеры циркуляции воды в контакте с поперечной и продольной стенками с наружной стороны по отношению к данному кожуху; - продольную обечайку, имеющую по меньшей мере приблизительно цилиндрическую форму в виде поверхности вращения вокруг упомянутой оси и расположенную внутри задней зоны кожуха таким образом, чтобы ограничить в этой зоне топочную камеру и определить в ней, совместно с продольной стенкой, кольцевую камеру прохождения газообразных продуктов сгорания топлива; - средства обеспечения подачи газообразных продуктов сгорания топлива из топочной камеры в упомянутую камеру прохождения; - средства обеспечения выхода газообразных продуктов сгорания топлива из камеры прохождения в направлении системы дымоудаления; - ребра теплообмена, расположенные в камере прохождения газообразных продуктов сгорания топлива таким образом, чтобы совместно с продольной стенкой и обечайкой сформировать в этой камере направляющие каналы для движения этих газообразных продуктов сгорания топлива на участке от упомянутых средств обеспечения их подачи до упомянутых средств обеспечения их выхода, причем эти ребра находятся в тепловой проводимости по меньшей мере с продольной стенкой.

Блок нагрева подобного типа устанавливается в водогрейных котлах, поставляемых на рынок германской фирмой BROTJE, в варианте реализации, в соответствии с которым ребра теплообмена и направляющие каналы для газообразных продуктов сгорания топлива ориентированы в продольном направлении между средствами обеспечения подачи этих газообразных продуктов сгорания топлива, расположенными на переходном участке между передней и задней зонами кожуха, и средствами обеспечения их выхода, образованными поперечным кольцевым выходным коллектором, располагающимся вокруг заднего конца данного кожуха и открывающимся в направлении вверх в продольный дымовой короб, установленный поверх кожуха и связанный с системой дымоудаления.

Этот водогрейный котел известного типа обладает предпочтительными характеристиками в том смысле, что имеется возможность определять его размерные параметры таким образом, чтобы передний конец факела пламени воздействовал на переднюю поперечную стенку кожуха и вызывал на этом уровне нагревание воды при помощи непосредственного теплообмена, а также в том смысле, что система, образованная обечайкой и теплообменными ребрами, обеспечивает ориентацию потока газообразных продуктов сгорания топлива в направлении назад, вдоль продольной стенки кожуха, и обеспечивает на этом уровне теплообмен между газообразными продуктами сгорания топлива и водой.

Таким образом, этот известный водогрейный котел позволяет достаточно эффективно использовать значительную часть тепловой энергии, производимой в результате сгорания топлива, для нагрева воды, которая, циркулируя во внешнем по отношению к этому котлу контуре, может быть использована как для отопления, так и для различных санитарных нужд.

Однако задача предлагаемого изобретения состоит в том, чтобы в еще большей степени усовершенствовать условия и возможности теплообмена между газообразными продуктами сгорания топлива и водой.

Для решения этой задачи в соответствии с данным изобретением предлагается блок нагрева описанного выше типа.

Блок нагрева (3, 103) для водогрейного котла (1), работающего на жидком топливе или на газе, содержит - кожух (5, 105), имеющий продольную ось (4), способный взаимодействовать с форсункой или горелкой (10), выбрасывающей вдоль этой оси (4) факел пламени определенного направления (7), и содержащий задний открытый поперечный конец (8,108), используемый для размещения форсунки или горелки (10), передний поперечный конец (11), закрытый поперечной стенкой (12), и периферийную часть (13), закрытую продольной стенкой (14,128), имеющей по меньшей мере приблизительно цилиндрическую форму вращения относительно оси (4), таким образом, чтобы формировать глухую продольную топочную камеру (15) в передней зоне (16) этого кожуха (5, 105); - средства (9, 19, 20, 109, 120, 128, 129), предназначенные для ограничения камеры (21, 121) циркуляции воды (22) в непосредственном контакте с поперечными (12) и продольными (14, 128) стенками снаружи по отношению к кожуху (5, 105); - продольную обечайку (6), имеющую по меньшей мере приблизительно цилиндрическую форму поверхности вращения относительно оси (4) и располагающуюся внутри задней зоны (17) кожуха (5, 105) таким образом, чтобы ограничить в этой зоне топочную камеру (15) и определить там, совместно с продольной стенкой (14, 128), кольцевую камеру (18, 118) прохождения газообразных продуктов сгорания топлива; - входные средства (40, 140), предназначенные для обеспечения подачи газообразных продуктов сгорания топлива в камеру их прохождения (18, 118) из топочной камеры (15); - выходные средства (41, 141), предназначенные для обеспечения выведения газообразных продуктов сгорания топлива за пределы камеры прохождения (18, 118), в направлении системы их удаления (53) ; - ребра (35, 135), располагающиеся в камере прохождения (18,118) таким образом, чтобы сформировать в ней, совместно с продольной стенкой (14,128) и обечайкой (6, 106), направляющие каналы для газообразных продуктов сгорания топлива от входных средств (40, 140) в направлении выходных средств (41, 141), причем эти ребра (35, 135) находятся в отношениях тепловой проводимости по меньшей мере с продольной стенкой (14, 128). Описываемый блок нагрева отличается от известных тем, что ребра (35, 135) и каналы (36, 136) выполнены кольцевыми и поперечными, а также тем, что средства обеспечения подачи и средства обеспечения выхода газообразных продуктов сгорания топлива содержат соответствующий продольный коллектор, параллельно обслуживающий упомянутые каналы.

Нетрудно понять, что при идентичных размерных параметрах блока нагрева и, в частности, его обечайки, специальное расположение ребер и каналов в соответствии с данным изобретением позволяет существенно увеличить протяженность траектории, проходимой потоком газообразных продуктов сгорания топлива в контакте с продольной стенкой кожуха или с находящимися с ней в отношениях тепловой проводимости ребрами, то есть в еще большей степени увеличить возможности теплообмена между газообразными продуктами сгорания топлива и водой, находящейся в контакте с этой продольной стенкой, на уровне задней зоны кожуха, естественно, не затрагивая при этом имеющихся возможностей теплообмена на уровне передней зоны этого кожуха, то есть обеспечить еще большие возможности рекуперации тепловой энергии, производимой в результате сгорания топлива.

Использование предлагаемого изобретения позволяет также, при эквивалентных возможностях осуществления теплообмена, уменьшить размерные параметры блока нагрева по сравнению с размерными параметрами блока нагрева, используемого в упомянутых выше известных водогрейных котлах, в частности, в продольном направлении, поскольку имеется возможность разместить ту же длину траектории, проходимой потоком газообразных продуктов сгорания топлива, на уровне задней зоны кожуха, при меньших продольных размерах этой задней зоны, а также обечайки, при эквивалентных поперечных размерах блока нагрева.

Для того, чтобы увеличить это преимущество, можно выполнить внутри направляющих каналов зигзагообразные перегородки, которые удлиняют траекторию, преодолеваемую газообразными продуктами сгорания топлива, и заставляют их проходить вдоль, в частности, упомянутой продольной стенки и/или ребер, установленных в отношениях тепловой проводимости с этой продольной стенкой, для обеспечения наиболее благоприятных условий теплообмена между газообразными продуктами сгорания топлива и этой стенкой и/или этими ребрами, а также для улучшения посредством этой стенки условий теплообмена между газообразными продуктами сгорания топлива и водой, которая омывает эту стенку снаружи.

Как будет ясно из последующего описания, достижению поставленной цели существенно помогает установление специального контура движения газообразных продуктов сгорания топлива между топочной камерой, средствами обеспечения подачи этих газообразных продуктов сгорания в камеру прохождения, начиная от топочной камеры, и средствами обеспечения их выхода за пределы камеры прохождения в направлении системы дымоудаления.

Это может быть обеспечено в том случае, если выбрать расположение оси приблизительно горизонтальным, что само по себе известно, и расположить входной и выходной коллекторы соответственно снизу и сверху камеры прохождения, с одной стороны, и/или сформировать продольную стенку таким образом, чтобы она имела уступ в переходной области между передней и задней зонами с тем, чтобы иметь часть, смещенную в направлении наружу по отношению к топочной камере в упомянутой задней зоне, и чтобы обечайка была установлена по существу в непосредственном продолжении части продольной стенки, соответствующей упомянутой передней зоне, с другой стороны.

Действительно, эти характеристики благоприятным образом сочетаются с другой, также предпочтительной характеристикой, в соответствии с которой теплообменные ребра в основном выполнены сплошными в окружном направлении, за исключением двух разрывов, локализованных соответственно в местах, диаметрально противоположных по отношению к упомянутой оси, то есть одного соответствующего входного разрыва и одного соответствующего выходного разрыва. При этом входные разрывы находятся с одной и той же стороны от упомянутой оси и располагаются на одной линии в продольном направлении для того, чтобы образовать часть входного коллектора, а выходные разрывы располагаются с другой стороны от этой оси и находятся на одной линии в продольном направлении для того, чтобы образовать часть выходного коллектора.

Действительно, в таком случае можно предусмотреть, чтобы часть продольной стенки, соответствующая передней зоне, имела продольную канавку, располагающуюся на одной линии с входными разрывами в продольном направлении и сообщающуюся с ними для того, чтобы образовать часть входного коллектора. Нетрудно понять, что такая канавка обеспечивает эффективную ориентацию потока газообразных продуктов сгорания топлива в направлении входных разрывов и в направлении поперечных каналов, сформированных, в частности, упомянутыми ребрами.

Однако в качестве дополнения или в качестве замены можно также предусмотреть, чтобы обечайка имела против входных разрывов продольный вырез, образующий часть входного коллектора, что позволяет обеспечить не только непосредственный захват газообразных продуктов сгорания топлива, имеющих тенденцию двигаться вдоль продольной стенки в передней зоне кожуха, но также и обеспечить захват тех газообразных продуктов сгорания топлива, которые входят в контакт с обечайкой в задней зоне кожуха либо потому, что они выброшены в упомянутую канавку, если таковая предусмотрена в данном случае, либо потому, что они отходят в радиальном направлении от факела пламени горелки или форсунки.

Этот вырез в предпочтительном варианте реализации представляет собой продольную щель, выполненную в обечайке и облегчающую в то же время монтаж и демонтаж этой обечайки, допуская возможность уменьшения ее поперечных размеров путем стягивания или сжатия этой щели в предпочтительном способе реализации изобретения, в соответствии с которым обечайка съемным образом вставляется в кожух.

Кроме того, в предпочтительном варианте реализации изобретения предусматривается, что часть продольной стенки, соответствующая упомянутой задней зоне, имела против выходных разрывов по меньшей мере один продольный вырез, образующий часть выходного коллектора. Таким образом обеспечивается наиболее эффективный захват газообразных продуктов сгорания топлива, выходящих из различных каналов.

В предпочтительном варианте реализации изобретения разрывы ребер, соответствующие входному коллектору, имеют поперечные размеры, которые уменьшаются в направлении назад, а разрывы ребер, соответствующие выходному коллектору, имеют поперечные размеры, которые уменьшаются в направлении вперед, что позволяет обеспечить оптимальное распределение газообразных продуктов сгорания топлива между различными каналами на их входе и оптимальный захват газообразных продуктов сгорания на выходе из этих каналов.

Кроме упомянутых разрывов, соответствующих входному и выходному коллекторам, ребра теплообмена могут иметь также локализованные разрывы обычно несколько меньших поперечных размеров, которые, с одной стороны, облегчают распределение и высвобождение механических напряжений, связанных с тепловым расширением, а с другой стороны, позволяют установить между направляющими каналами взаимное сообщение, позволяющее газам перейти из одного канала, который, например, может оказаться закупоренным, в соседние каналы.

В соответствии с предпочтительным вариантом реализации изобретения эти дополнительные разрывы предусмотрены на каждом ребре в двух диаметрально противоположных ребрах, располагающихся под прямым углом к разрывам, соответствующим коллекторам входа и выхода, относительно упомянутой оси. Однако такое расположение этих разрывов представляет собой всего лишь не являющийся ограничительным пример реализации предлагаемого изобретения.

Само собой разумеется, что могут быть рассмотрены различные способы реализации блока нагрева в соответствии с данным изобретением. Однако предпочтение отдается способу реализации, в соответствии с которым ребра теплообмена жестко закреплены на продольной стенке. В частности, предпочтение отдается реализации ребер в виде единой детали с продольной стенкой, которая сама в свою очередь изготавливается в виде единой детали с поперечной стенкой методом литья, и закреплению съемным образом на этой единой детали обечайки, выполненной, например, в виде соответствующим образом отформованного листа из жаропрочного металла, плотно распираемого на этой детали. Такой способ реализации позволяет одновременно оптимизировать процесс изготовления блока нагрева и обеспечить возможность демонтажа, в случае необходимости, его обечайки, например, с целью очистки направляющих каналов для газообразных продуктов сгорания топлива.

В случае необходимости в этих направляющих каналах могут быть выполнены зигзагообразные перегородки, изготовленные из жаропрочного листового металла в форме лент, вставляемых в эти каналы и имеющих волнистую форму в поперечном разрезе.

Средства, предназначенные для формирования камеры циркуляции воды в контакте с продольными и поперечными стенками снаружи от кожуха блока нагрева, в предпочтительном варианте реализации изготавливаются в виде единой литой детали совместно с упомянутыми стенками.

Можно также реализовать в унитарной или единой форме блоки нагрева, имеющие размерные параметры и конструкцию различных деталей, приспособленные для различных потребных мощностей данного водогрейного котла.

С другой стороны, можно также осуществить адаптацию подобного рода, предусматривая использование модульного принципа реализации блока нагрева в соответствии с предлагаемым изобретением.

Говоря более конкретно, можно предусмотреть такую конструкцию, в соответствии с которой данный блок нагрева содержит по меньшей мере два примыкающих друг к другу в продольном направлении и расположенных коаксиально модуля, жестко связанных между собой, а именно: - один передний модуль, содержащий по меньшей мере поперечную стенку кожуха и средства, предназначенные для формирования камеры циркуляции воды в контакте с этой поперечной стенкой кожуха; - по меньшей мере один задний модуль, содержащий по меньшей мере один участок продольной стенки кожуха, средства, предназначенные для формирования камеры циркуляции воды в контакте с этим участком, соответствующие теплообменные ребра и соответствующие входной и выходной коллекторы.

Можно также соединить с передним модулем некоторое количество задних модулей в зависимости от требуемой производительности данного водогрейного котла, что позволяет обеспечить стандартизацию изготовления этих модулей. Однако в предпочтительном варианте реализации данного изобретения обечайка является общей для различных участков продольной стенки кожуха и имеет вследствие этого соответствующие продольные размеры.

В предпочтительном варианте реализации предлагаемого изобретения передний модуль также содержит участок продольной стенки кожуха, а также содержит средства, предназначенные для формирования камеры циркуляции воды в контакте с этим участком продольной стенки, соответствующие ребра теплообмена и соответствующие входной и выходной коллекторы. При этом данный передний модуль может быть использован также без соединения с задним модулем, и в таком случае соответствует минимальной производительности, обеспечиваемой модульной конструкцией блока нагрева в соответствии с данным изобретением.

В этом варианте реализации, в том случае, когда данный передний модуль связан с по меньшей мере одним задним модулем, обечайка предпочтительно является общей для участков продольной стенки, соответствующих переднему модулю и предусмотренному числу задних модулей.

В этом случае передний модуль может быть во всех отношениях подобен модулю нагрева унитарной конструкции со всеми его упомянутыми выше возможностями реализации. Задний модуль также может представлять собой унитарную конструкцию, объединяющую соответствующий участок продольной стенки кожуха, средства, предназначенные для формирования камеры циркуляции воды в контакте с этим участком продольной стенки, соответствующие входной и выходной коллекторы и в предпочтительном варианте реализации изобретения соответствующие ребра теплообмена с зигзагообразными перегородками, в случае необходимости вставленными внутрь направляющих каналов для газообразных продуктов сгорания топлива.

Модуль, предназначенный для реализации блока нагрева, содержит по меньшей мере поперечную стенку (12) кожуха (5, 105) и средства (9, 19, 20), предназначенные для формирования камеры (21, 121) циркуляции воды в контакте с поперечной стенкой (12).

Модуль также может содержать участок (28) продольной стенки (14, 128) кожуха (5,105), средства (9, 19, 20), предназначенные для формирования камеры (21, 121) циркуляции воды в контакте с этим участком (28), соответствующие ребра (35), а также соответствующие входной (40) и выходной (41) коллекторы.

Модуль также может содержать по меньшей мере один участок (128) продольной стенки (14, 128) кожуха (5, 105), средства (109, 120, 128, 129), предназначенные для формирования камеры циркуляции воды (22, 122) в контакте с этим участком (128), соответствующие ребра (135), а также соответствующие входной (140) и выходной (141) коллекторы.

Само собой разумеется, что при любом принятом способе реализации предлагаемого изобретения предусматриваются средства, предназначенные для обеспечения циркуляции воды между различными частями камеры циркуляции воды, соответствующими различным модулям. Такие средства сами по себе хорошо известны и имеют, например, форму конических соединительных муфт, обычно обозначаемых английским термином "Nipples".

Кроме того, соединение различных модулей между собой может быть обеспечено при помощи хорошо известных из существующего уровня техники средств, например, при помощи продольных рычагов, образующих соединительные тяги.

В той мере, в какой передний модуль и задний модуль блока нагрева в соответствии с предлагаемым изобретением представляют характеристики поперечной ориентации ребер теплообмена и направляющих каналов с целью формирования поперечной и параллельной циркуляции газообразных продуктов сгорания топлива в этих каналах, данное изобретение относится также к передним и задним модулям описанной выше конструкции.

Другие характеристики и преимущества предлагаемого изобретения будут лучше поняты из приведенного ниже описания, не являющегося ограничительным примера его реализации, где даются ссылки на приведенные и являющиеся неотъемлемой частью этого описания фигуры, среди которых: - фиг. 1 представляет собой схематический вид в разрезе по вертикальной плоскости симметрии, то есть по вертикальной плоскости, содержащей продольную ось блока нагрева, располагающуюся в данном случае горизонтально, водогрейного котла, оборудованного блоком нагрева в соответствии с предлагаемым изобретением; - фиг.2 представляет собой схематический перспективный вид в разрезе по двум полуплоскостям, проходящим через его продольную ось, блока нагрева в соответствии с предлагаемым изобретением с обозначением штрихпунктирной линией габаритного контура данного водогрейного котла; - фиг.3 представляет собой схематический перспективный вид в целом блока нагрева в соответствии с предлагаемым изобретением; - фиг.4 представляет собой схематический перспективный вид в разрезе по той же вертикальной плоскости симметрии, что и разрез, показанный на фиг.1, кожуха блока нагрева в соответствии с предлагаемым изобретением, причем упомянутая плоскость разреза обозначена на фиг.3 символами IV-IV, но показанный вид является обратным по отношению к виду, показанному на фиг.1; - фиг.5 представляет собой схематический вид сверху в разрезе по горизонтальной плоскости, в которой располагается его продольная ось и которая обозначена символами V-V на фиг.3, кожуха блока нагрева; - фиг. 6 представляет собой схематический вид в поперечном разрезе по плоскости, обозначенной символами VI-VI на фиг.5, монтажа ленточной зигзагообразной перегородки в одном из направляющих каналов камеры прохождения газообразных продуктов сгорания топлива; - фиг. 7 представляет собой схематический вид в разрезе по продольной полуплоскости, ограниченной продольной осью и обозначенной символом VII на фиг.6, показанной на фиг.6 конструкции; - фиг.8 представляет собой схематический перспективный вид, аналогичный виду, показанному на фиг.2, модульного варианта реализации блока нагрева для водогрейного котла в соответствии с предлагаемым изобретением.

Прежде всего в последующем изложении будут даваться ссылки на фиг. 1-7 и, в частности, на фиг.1, где в качестве не являющегося ограничительным примера реализации водогрейного котла, который может содержать блок нагрева в соответствии с предлагаемым изобретением, схематически представлен водогрейный котел, специально предназначенный для встраивания в дымовой канал. При этом подразумевается, что такой блок нагрева может быть установлен в водогрейных котлах многих других типов, например в котлах систем центрального отопления с наружной горелкой или во встраиваемых котлах типа "вантуза" (воздушного клапана), и что в этих котлах может быть использовано как жидкое котельное топливо, так и газ.

Этот водогрейный котел 1 содержит внутри корпуса 2, имеющего в целом форму, например, параллелепипеда, блок нагрева 3, имеющий продольную ось 4, в данном случае расположенную горизонтально, вокруг которой этот блок нагрева 3 имеет в целом форму тела вращения. Говоря более конкретно, блок нагрева 3 сформирован главным образом из двух составляющих, жестко скрепленных друг с другом, а именно, кожуха 5 и обечайки 6, причем каждая из этих составляющих сама по себе обладает вращательной симметрией относительно упомянутой оси 4.

Кожух 5, более наглядно представленный на фиг.2-5, в предпочтительном варианте реализации изобретения выполнен в виде единой литой детали, которая относительно продольного направления, обозначенного позицией 7, содержит - задний открытый поперечный конец 8, окаймленный плоской поперечной кольцевой стенкой 9, на которой съемным и герметичным образом закреплен, например, при помощи болтов, не показанных на фигурах, поперечный теплоизоляционный люк 48, на котором закреплена горелка или форсунка 10, тип которой соответствует используемому в данном случае топливу и которая способна формировать факел пламени, ориентированный в направлении 7 вдоль оси 4, в том случае, когда данный водогрейный котел 1 находится в эксплуатации и работает; - передний поперечный конец 11, закрытый поперечной стенкой 12, выполненной в форме колпака, вогнутость которого обращена в направлении назад, и периферийную часть 13, закрытую продольной стенкой 14, имеющей по меньшей мере приблизительно цилиндрическую форму в виде поверхности вращения относительно оси 4, таким образом, чтобы сформировать продольную топочную камеру 15, глухую в направлении вперед, где она перекрыта стенкой 12, и открытую в направлении назад при отсутствии упомянутого люка 48. Таким образом, собственно продольная стенка 14 ограничивает топочную камеру 15 только в передней зоне 16 кожуха.

Действительно, в задней зоне 17 кожуха стенка 14 дублируется в направлении продольной оси 4 обечайкой 6, выполненной в виде продольной трубы приблизительно цилиндрической формы, образующей поверхность вращения относительно оси 4, и определяющей в этой задней зоне 17 совместно со стенкой 14 кольцевую камеру 18 прохождения газообразных продуктов сгорания топлива.

Снаружи от топочной камеры 15, то есть соответственно в направлении вперед и в направлении удаления от оси 4, стенки 12 и 14 дублируются соответственно стенками 19, 20, причем стенка 9 соединяет между собой стенки 14 и 20 вокруг открытого конца 8 кожуха 5. Таким образом, упомянутые стенки 9, 12, 14, 19 и 20, в предпочтительном варианте реализации изобретения выполненные в виде единой литой детали, формируют вокруг топочной камеры 15 герметичную камеру 21, предназначенную для циркуляции воды 22, используемой для отопления или для различных санитарных нужд.

Соединительные элементы 23, 24, предусмотренные соответственно в нижней зоне стенки 19 и в верхней зоне стенки 20, позволяют герметичным образом подключить к кожуху 5 трубопроводы 25 и 26 соответственно, предназначенные для связи с внешним по отношению к водогрейному котлу 1 контуром использования нагретой в нем воды 22.

В случае необходимости и хорошо известным из существующего уровня техники образом, не проиллюстрированным на приведенных фигурах, упомянутый люк 48 может также ограничивать изнутри герметичную камеру циркуляции воды 22, соединенную с камерой 21.

В проиллюстрированном на приведенных фигурах предпочтительном способе реализации предлагаемого изобретения стенка 14 не имеет постоянного внутреннего диаметра на всей своей продольной протяженности от места ее соединения со стенкой 12 и до места ее соединения со стенкой 9, но содержит две отличные друг от друга части, соответствующие передней зоне 16 и задней зоне 17 кожуха 5.

Говоря более конкретно, в каждой из этих зон 16 и 17 стенка 14 содержит цилиндрическую часть, соответственно 27, 28, представляющую собой поверхность вращения относительно оси 4, но часть 28, соответствующая задней зоне 17, имеет внутренний диаметр, превышающий внутренний диаметр части 27, соответствующей передней зоне 16, и обе эти части 27 и 28 соединены друг с другом при помощи части 29 стенки 14, выполненной в виде уступа. Говоря более конкретно, часть 29 стенки 14 является плоской и кольцевой в виде поверхности вращения относительно оси 4 и формирует внутри топочной камеры 15 выступ, обращенный в направлении назад.

В соответствии с такой конструкцией стенки 14 обечайка 6 размещается в непосредственном продольном продолжении части 27 стенки 14, соответствующей передней зоне, и упирается плашмя в направлении вперед в часть 29 стенки 14 в непосредственной близости от места соединения между частями 27 и 29 этой стенки своей плоской кольцевой кромкой 30, образующей поверхность вращения относительно оси 4.

Позади от этой плоской кромки 30 обечайка 6 имеет в целом форму трубчатой стенки 31, осью которой является ось 4, и которая имеет постоянный диаметр как изнутри, так и снаружи, вплоть до задней плоской кольцевой кромки 32, осью вращения которой также является ось 4, причем эта плоская кромка 32 по существу совпадает с поверхностью стенки 9 и в предпочтительном варианте реализации окаймлена в направлении удаления от оси 4 кольцевой ребордой 33, представляющей собой поверхность вращения относительно той же оси 4 и упирающейся своей плоскостью, против стенки 9 и позади нее, в совокупность периферийной части заднего открытого конца 8 кожуха 5 в том случае, когда эта обечайка 6 также плашмя упирается своей передней плоской кромкой 30 в часть 29 продольной стенки 14.

В предпочтительном варианте реализации обечайка 6 изготовлена путем формования соответствующим образом листа жаропрочного металла. Эта обечайка съемным образом вставляется внутрь кожуха 5 так, чтобы обеспечить возможность ее демонтажа с целью очистки камеры 18 с последующим обратным монтажом, в случае необходимости, на прежнее место или с целью замены этой обечайки. Для этого в предпочтительном варианте реализации изобретения обечайка 6 в том состоянии, в котором она находится, будучи вставленной внутрь кожуха 5, содержит открытую продольную щель 62, проходящую от ее кромки 30 до ее кромки 32 и продолжающуюся на реборде 33. Эта щель 62, имеющая измеренную в окружном направлении по отношению к оси 4 ширину, строго достаточную для того, чтобы обеспечить ей возможность войти в контур движения газообразных продуктов сгорания топлива, который более подробно будет описан в последующем изложении, дополнительно позволяет упругим образом деформировать обечайку 6 в направлении уменьшения ее поперечного размера для того, чтобы обеспечить возможность ее извлечения из кожуха 5 и обратного вставления в этот кожух.

Для того, чтобы исключить возможность несвоевременного закрытия этой щели 62 в том случае, когда обечайка б вставлена внутрь кожуха 5, специальные криволинейные или прямолинейные распорки 34, ориентированные по существу в окружном направлении по отношению к оси 4, устанавливаются, например, в передней и задней концевых зонах этой щели 62, которая удерживает их на месте в результате сжатия. Суммарный продольный размер этих распорок 34 является достаточно малым для того, чтобы эти распорки не создавали существенных помех прохождению газообразных продуктов сгорания топлива в условиях, которые более подробно будут описаны в последующем изложении.

В том положении, когда обечайка 6 вставлена внутрь кожуха 5, она удерживается в этом положении при помощи формы, обеспечивающей ее форсированное расширение, обусловленное упругостью этой обечайки. Эта упругость приводит к тенденции увеличения ее поперечного размера, чему, в случае необходимости, способствует действие упомянутых распорок 34. Обечайка удерживается в упомянутом положении также при помощи упора в направлении удаления от оси 4, вследствие ее упомянутой упругости, в ребра 35, закрепленные внутри камеры 18 и в предпочтительном варианте реализации выполненные в виде единой детали с частью 28 стенки 14 для того, чтобы определить, совместно с этой частью 28 и обечайкой 6, направляющие каналы 36 для прохождения газообразных продуктов сгорания топлива, располагающиеся во внутренней полости этой камеры прохождения 18.

Здесь следует отметить, что ребра 35 также могут быть присоединены к внутренней части кожуха 5 без выхода при этом за рамки предлагаемого изобретения при условии, что они будут установлены в отношениях тепловой проводимости со стенкой 14 для того, чтобы передавать в наилучших условиях тепловую энергию, полученную от газообразных продуктов сгорания топлива, воде 22, проходящей через камеру 21.

Зато отличительным образом, характерным именно для предлагаемого изобретения, ребра 35 и направляющие каналы 36, формированию которых эти ребра содействуют, являются кольцевыми и поперечными.

Говоря более конкретно, ребра 35 выполнены кольцевыми, плоскими и формирующими поверхность вращения относительно оси 4, к которой эти ребра соответственно перпендикулярны. В основной своей части эти ребра являются сплошными в окружном направлении относительно этой оси 4, за исключением двух разрывов, локализованных соответственно диаметрально противоположным образом по отношению к оси 4, точнее говоря располагающихся в одной и той же средней вертикальной плоскости 37, которая содержит ось 4 и которая представляет собой плоскость разреза на видах, представленных на фиг.1 и 4, то есть плоскости симметрии всего блока нагрева 3. При этом один разрыв, соответственно разрыв 38, располагается под осью 4 в нижней зоне камеры 18, а другой разрыв, соответственно разрыв 39, располагается над этой осью 4 в верхней зоне этой камеры 18.

Таким образом, разрывы 38 различных ребер 35 располагаются на одной линии в продольном направлении для того, чтобы образовать часть продольного входного коллектора 40 для газообразных продуктов сгорания топлива в нижней части камеры 18, и аналогичным образом разрывы 39 различных ребер 35 располагаются на одной линии в продольном направлении для того, чтобы образовать часть продольного коллектора 41, предназначенного для выхода газообразных продуктов сгорания топлива после их прохождения через камеру 18, в верхней части этой камеры.

В проиллюстрированном на приведенных фигурах предпочтительном примере реализации предлагаемого изобретения разрывы 38 и 39 определяются соответственно плоскими кромками 42, 43 ребер 35, которые выполнены наклонными по отношению к плоскости 37, от которой эти плоские кромки постепенно удаляются в направлении удаления от части 28 стенки 14, таким образом, что поперечное сечение каждого разрыва 38, 39 имеет в целом форму равнобедренной трапеции, малое основание которой проходит вдоль этой части 28, а большое основание проходит вдоль трубчатой стенки 31 обечайки 6.

Такая конструкция облегчает непосредственную реализацию разрывов 38, 39 в процессе литья в том случае, когда эти ребра 35 в соответствии с предпочтительным вариантом реализации отливаются в виде единой детали с кожухом 5.

Как можно более отчетливо видеть на фиг.5, разрывы 38 в каждом ребре 35, сформированные таким образом при помощи двух кромок 42, имеют поперечное сечение, которое уменьшается в направлении спереди назад. И, как можно видеть на фиг. 2, поперечные сечения разрывов 39, сформированные двумя кромками 42 каждого ребра 35, увеличиваются в направлении назад для того, чтобы наилучшим образом обеспечить распределение газообразных продуктов сгорания топлива в различных каналах 36, начиная от входного коллектора 40 и вплоть до выходного коллектора 41.

В проиллюстрированном здесь примере реализации предлагаемого изобретения ребра 35 располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга или эквидистантны в продольном направлении. При этом ребра 35, наиболее близкие к открытому концу 8, размещены в непосредственном продолжении стенки 9, а ребра 35, наиболее близкие к части 29 стенки 14, размещены на таком продольном расстоянии от этой части 29, которое соответствует взаимному продольному интервалу между двумя соседними ребрами 35. Однако может быть выбрано также и другое