Способ изготовления подшипника скольжения

Реферат

 

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения заключается в намотке на оправку непрерывной ленты с пропиткой ее полимерным связующим, получением наружного прочностного слоя и формированием внутреннего антифрикционного слоя путем образования карманов со смазочным материалом и последующим отверждением. Причем образование карманов производят путем введения смазочного материала под давлением через проколы в наружном прочностном слое, а проколы после введения смазочного материала устраняют. Технический результат - повышение долговечности подшипников скольжения и технологичности изготовления. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения методом намотки на оправку непрерывной ленты с полимерным связующим с последующим отверждением (Б. Д. Воронков. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение, 1975, с.79-83).

Однако указанный способ допускает расслоение получаемых подшипников скольжения, что приводит к износу и разрушению корпуса подшипника при эксплуатации узлов трения.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения, в котором его изготавливают методом намотки на оправку непрерывной ленты с пропиткой ее полимерным связующим, получением наружного прочностного слоя и формированием внутреннего антифрикционного слоя путем образования карманов со смазочным материалом и последующим отверждением (патент 2147699, F 16 С 33/04, В 29 С 53/60, 20.04.2000).

Недостатком известного способа является то, что способ не позволяет получить карманы со смазочным материалом одинаковой величины по всему объему подшипника, что приводит к износу узла трения.

Технической задачей является повышение долговечности подшипников скольжения и технологичности изготовления.

Решение указанной задачи достигается тем, что в предлагаемом способе образование карманов производят путем введения смазочного материала под давлением через проколы в наружном прочностном слое. Кроме того, проколы после введения смазочного материала удаляют.

Введение смазочного материала под давлением через проколы в наружном прочностном слое позволяет обеспечить равномерность распределения смазочного материала во внутреннем антифрикционном слое подшипника скольжения по площади и глубине, обеспечивает высокую технологичность при смене размеров и конструкции подшипников скольжения путем использования одного и того же нагнетающего оборудования, применения автоматизации. Удаление проколов после введения смазочного материала обеспечивает прочность наружного намотанного слоя и повышает надежность посадки подшипника скольжения в изделие.

На чертеже приведена схема реализации способа изготовления подшипника скольжения.

Пример реализации способа.

Непрерывную ленту наматывают с пропиткой полимерным связующим (например, эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА) на оправку 1 за счет ее вращения. Процесс намотки продолжают до достижения требуемой толщины подшипника 2 с учетом припуска на механическую обработку. Затем, не снимая подшипника 2 с оправки 1, выполняют проколы 3 в наружном прочностном слое с помощью иглы 4 и посредством шприца 5 под давлением нагнетают смазочный материал (например, жидкое масло) с образованием карманов 6 во внутреннем антифрикционном слое. Карманы 6 пронизываются слоями ткани непрерывной ленты, которые удерживают выход смазочного материала из полостей карманов и играют роль фитилей ротапринтной смазки узла трения в процессе работы. Величина карманов 6 определяется экспериментально в зависимости от размеров подшипника скольжения 2, допускаемого износа, условий эксплуатации и контролируется количеством разового впрыска шприца 5. После формирования внутреннего антифрикционного слоя проколы 3 удаляют обжатием подшипника 2, например, обкаткой роликом 7. При впрыскивании смазывающего материала иглу 4 располагают под углом к поверхности подшипника скольжения 2 для надежного обжатия проколов 3. Затем подшипник (допускается несколько штук на одной оправке) отверждают, механически обрабатывают до требуемых размеров и спрессовывают с оправки.

Изготовление карманов 6 выполняют по всей поверхности подшипника 2 (например, в шахматном порядке) индивидуально каждого кармана (при единичном производстве) либо автоматизированно всех сразу в пресс-форме (не показана) с применением комплекта игл 4 и нагнетающего оборудования известной конструкции со шлангами (при массовом производстве).

В отличие от аналогов данный способ изготовления подшипника скольжения обеспечивает равномерное распределение смазочного материала в рабочем слое, в результате чего возрастают износостойкость, ударная прочность, абразивостойкость и надежность посадки в корпусе изделия.

Формула изобретения

1. Способ изготовления подшипника скольжения методом намотки на оправку непрерывной ленты с пропиткой ее полимерным связующим, получением наружного прочностного слоя и формированием внутреннего антифрикционного слоя путем образования карманов со смазочным материалом и последующим отверждением, отличающийся тем, что образование карманов производят путем введения смазочного материала под давлением через проколы в наружном прочностном слое.

2. Способ изготовления подшипника скольжения по п. 1, отличающийся тем, что проколы после введения смазочного материала устраняют.

РИСУНКИ

Рисунок 1