Быстроразъемный агрегат
Реферат
Изобретение относится к области ракетной техники, а конкретно к устройствам разделения криогенных магистралей ракеты. Быстроразъемный агрегат состоит из бортовой и наземной колодок. Бортовая колодка состоит из плиты и штуцеров, закрепленных на ней. Наземная колодка состоит из плиты, штуцеров, закрепленных на ней, и замка. Штуцера состыкованы между собой. Полость между плитами ограничена эластичным уплотнительным элементом. В центре плиты в отверстии закреплен замок, состоящий из корпуса, в торце которого выполнены перепускные каналы, соединяющие полость между плитами с полостью замка, шариков и подпружиненных запирающих втулок, пневмоцилиндра с поршнем и штуцером. Пневмоцилиндр и корпус скреплены съемной предохранительной муфтой. Предложенная конструкция обеспечивает устранение возможности обледенения элементов замкового устройства при прохождении по магистралям низкотемпературной рабочей среды, например жидкого кислорода. 1 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники, а конкретно к устройствам разделения криогенных магистралей ракеты.
Известен многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную платы с заправочными магистралями, скрепленные запорными элементами, механизм разделения и привод (патент РФ 2135878, С1, кл. F 16 L 37/00). Недостатком известного устройства является конструктивная сложность. Близким по технической сущности является быстроразъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную колодки, плиты которых соединены замковым устройством, а полость между плитами ограничена уплотнительным элементом (патент РФ 2118735 С1, кл. F 16 L 39/00). Недостатком данного устройства является недостаточная надежность разделения колодок в системах с криогенной рабочей средой из-за возможности отказа замкового устройства вследствие обледенения его при прохождении рабочей среды, например жидкого кислорода, с температурой минус 190oС. Задачей изобретения является устранение возможности обледенения элементов замкового устройства при прохождении по магистралям низкотемпературной рабочей среды, например жидкого кислорода. Технический результат достигается тем, что быстроразъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную колодки, плиты которых соединены замком, а полость между плитами ограничена уплотнительным элементом, снабжен штуцером продувки с дросселирующим устройством, установленным в плите наземной колодки, а в торце корпуса замка выполнены перепускные каналы, соединяющие полость между плитами колодок с полостью замка и с выходным отверстием, выполненным в верхней части корпуса замка и перекрытого дренажным клапаном. На чертеже показан общий вид быстроразъемного агрегата. Быстроразъемный агрегат состоит из бортовой 1 и наземной 2 колодок. Бортовая колодка состоит из плиты 3 и штуцеров 4, закрепленных на ней. Наземная колодка 2 состоит из плиты 5 и штуцеров 6, закрепленных на ней, и замка 7. Штуцера 4 и 6 герметично состыкованы между собой. Герметичность обеспечивается манжетой 8. Полость 9 между плитами 3 и 5 ограничена эластичным уплотнительным элементом 10. В центре плиты 3 в отверстии закреплен замок 7, состоящий из корпуса 11, в торце которого выполнены перепускные каналы 12, соединяющие полость 9 с полостью 13 замка 7, шариков 14 и подпружиненных запирающих втулок 15 и 16, пневмоцилиндра 17 с поршнем 18 и штуцером 19. Пневмоцилиндр 17 и корпус 11 скреплены съемной предохранительной муфтой 20. В верхней части корпуса 11 замка 7 выполнено выходное отверстие 21, перекрытое дренажным клапаном в виде эластичного кольца 22, охватывающего цилиндрическую часть корпуса 11. В плите 3 выполнено отверстие 23, в котором установлен штуцер продувки 24, и съемное регулируемое дросселирующее устройство 25. В центре плиты 5 выполнено отверстие, в котором закреплен с помощью гайки 26 ригель 27. Ригель 27 входит в центральное отверстие корпуса 11 и контактирует проточкой 28 с шариками 14 замка 7. Быстроразъемный агрегат работает следующим образом. Бортовая колодка 1 крепится плитой 3 к силовой конструкции заправляемого блока ракеты. Штуцера 4 стыкуются с криогенными магистралями блока. Штуцера 6 стыкуются с наземными криогенными магистралями. Штуцер 19 замка стыкуется с управляющей магистралью. Штуцер продувки 24 стыкуется с продувочной магистралью. При проведении заправки бака криогенной рабочей средой - кислородом - детали агрегата, в том числе и замка 7 покрываются слоем льда из конденсирующейся влаги окружающего воздуха. С целью исключения этого явления на плитах 3 и 5 и на деталях замка в процессе заправки производится продувка осушенным газом, например гелием, полостей 9, 13 через каналы 12. Регулировка расхода продувочного газа производится подбором дросселирующего устройства 25. Заданный расход необходим и для обеспечения удаления влаги (минимальное количество) и для исключения выхода из строя уплотнительного элемента 10 или разрыва плит 3 и 5 (максимальное количество). Сброс газа производится через отверстие 21 и дренажный клапан 22. Перед расстыковкой быстроразъемного агрегата снимается предохранительная муфта 20. При подаче управляющего давления к штуцеру 19 поршень 18 упирается в ригель 27. Запирающая втулка 15, перемещаясь в обратном направлении, освобождает шарики 14. Замок раскрыт. Поршень 18 выталкивает ригель 27 и тем самым отталкивает плиту 5 от плиты 3. Быстроразъемный агрегат, соединяющий магистрали ракеты и наземные, расстыкован. Отсутствие льда в полостях между плитами 3 и 5 колодок и внутри пневмозамка исключает отказ в работе агрегата по причине замерзания.Формула изобретения
Быстроразъемный агрегат, преимущественно для криогенных систем, содержащий бортовую и наземную колодки, плиты которых соединены замковым устройством, а полость между плитами ограничена уплотнительным элементом, отличающийся тем, что быстроразъемный агрегат снабжен штуцером продувки с регулируемым дроссельным устройством, установленным в плите наземной колодки, а в торце корпуса замка выполнены перепускные каналы, соединяющие полость между плитами колодок с полостью замка и с выходным отверстием, выполненным в верхней части корпуса замка и перекрытым дренажным клапаном.РИСУНКИ
Рисунок 1