Соединительная клемма для электропроводов
Реферат
Изобретение относится к соединительной клемме с по меньшей мере двумя местами зажима, позволяющей максимально экономить материал. Контактная часть клеммы образована токопроводящей шиной в виде стержня и куском пружинной стали с выполненными штампованием зеркально симметрично плоскими пружинами в виде язычков, свободные концы которых направлены в сторону указанного стержня, имеющего предпочтительно круглое поперечное сечение. 5 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к соединительной клемме для электропроводов с корпусом из изолирующего материала, в который вставлена металлическая контактная часть с по меньшей мере двумя местами зажима.
Места зажима образованы между соответствующей плоской пружиной и токопроводящей шиной. Плоские пружины выполнены в форме язычков способом штамповки из листа пружинной стали, при этом основания язычков остаются соединенными листом пружинной стали. Свободные концы язычков имеют зажимную кромку, направленную в сторону токопроводящей шины, так что она образует с токопроводящей шиной место зажима подлежащего присоединению электропровода. Известны многочисленные формы выполнения клемм такого типа, например клеммы для соединительных розеток. Они изготавливаются серийно. Задачей изобретения является выполнение металлической контактной части для клемм такого типа с возможно большей экономией материала. Эта задача решается тем, что две плоские пружины штампуют зеркально симметрично по отношению к средней плоскости из листа пружинной стали так, что концы их язычков находятся на расстоянии друг от друга и материал между концами язычков удаляют (образуют зазор) и что токопроводящая шина имеет форму стержня (стержня шинопровода), расположенного в средней плоскости в зазоре. В контактной части согласно изобретению строго выдержано разделение функций. Стержень шинопровода выполняет только задачу проводки тока и контактирования электропроводов. Кусок листа пружинной стали с плоскими пружинами выполняет только задачу создания усилия зажима, т.е. через материал пружин ток не протекает. В соответствии с этим можно лучше использовать материал для выполнения соответствующих деталей, чем при комбинированном выполнении задач. Поэтому можно более точно оптимировать детали в отношении экономии материала. Стержень шинопровода имеет в соответствии с п.5 формулы изобретения круглое поперечное сечение и может быть точно согласован с требуемым поперечным сечением токопровода. При этом обеспечивается хорошее контактирование между круглым стержнем шинопровода и вставленными поперек стержня шинопровода однопроводными (массивными) электропроводами. Однако стержень шинопровода может иметь также любое другое поперечное сечение. Согласно изобретению места зажима расположены попарно зеркально симметрично к средней плоскости, в которой расположен стержень шинопровода. За счет этого при заданном числе мест зажима обеспечивается уменьшение (вдвое) длины стержня шинопровода. Это также приводит к экономии материала. Кусок листа пружинной стали с плоскими пружинами при множестве мест крепления можно хорошо согласовать с возрастающими за счет этого усилиями зажима тем, что согласно п.2 формулы изобретения при штамповке плоских пружин из листа пружинной стали между соседними парами плоских пружин оставляют перемычку из материала листа. Особенно компактная конструкция контактной части достигается согласно п. 3 формулы изобретения в том случае, если кусок листа пружинной стали с расположенными зеркально симметрично к средней плоскости плоскими пружинами согнут в средней плоскости в форме V. За счет этого контактная часть имеет меньшие размеры, а угол наклона плоских пружин облегчает вставление электропроводов в соответствующие места зажима. Для простоты монтажа контактной части в выполненном из изолирующего материала корпусе клеммы являются предпочтительным, если кусок листа пружинной стали, из которого выштампованы плоские пружины, предварительно смонтирован (скреплен) со стержнем шинопровода в модуль. Для этого п.5 в совокупности с п.4 формулы изобретения предусматривает, что лист пружинной стали в средней плоскости имеет U-образный в поперечном сечении канал для размещения стержня шинопровода и что стержень шинопровода фиксируется в канале. Пример выполнения изобретения поясняется подробнее с помощью чертежей, на которых изображено: фиг.1 - контактная часть согласно изобретению; фиг. 2 - контактная часть согласно фиг.1 в смонтированном состоянии в корпусе из изолирующего материала. На фиг. 1 показан круглый стержень 3 шинопровода и согнутый в форме V кусок листа 4 пружинной стали с выштампованными из него плоскими пружинами 5. В местах крепления, выполненных между концами язычков плоских пружин и стержнем шинопровода, зажато по одному электропроводу 6. Плоские пружины 5 выштампованы в виде язычков из куска листа 4 пружинной стали, а именно в виде пар плоских пружин, расположенных зеркально симметрично по отношению к средней плоскости 7 (фиг.2). Концы язычков таких пар плоских пружин находятся на расстоянии друг от друга, а материал листа из пружинной стали между концами язычков удален при штамповании, так что образован зазор 8. Зазор обеспечивает прямой контакт между расположенным в зазоре стержнем 3 шинопровода и электропроводами 6. Между зеркально симметричными парами плоских пружин, которые могут быть в любом количестве расположены рядом друг с другом вдоль стержня шинопровода, находятся перемычки 11 из материала листа, которые принимают на себя усилия, возникающие при зажиме проводников. Образованная из стержня 3 шинопровода и куска листа 4 пружинной стали с плоскими пружинами 5 контактная часть является самонесущей, так что возникающие при зажиме проводников силы не могут передаваться на выполненный из изолирующего материала корпус зажима. Стержень 3 шинопровода вставлен в U-образный канал листа из пружинной стали, а выштампованные из куска листа пружинной стали язычки плоских пружин имеют такую длину язычков, что концы язычков в положении монтажа (т.е. в положении, когда электропровода не вставлены в места крепления) лежат слегка за внешним диаметром стержня шинопровода, за счет чего обеспечивается предварительный монтаж (предварительное закрепление) стержня шинопровода в U-образном канале листа из пружинной стали. В качестве альтернативы или дополнительно к этому можно обеспечить желаемый предварительный монтаж контактной части за счет зажимной посадки (зажима) стержня шинопровода в U-образном канале. Предварительно смонтированную контактную часть согласно фиг.2 вставляют через торцевое монтажное отверстие в выполненный из изолирующего материала корпус 9 зажима, после чего монтажное отверстие закрывают выполненной из изолирующего материала крышкой 10. Выполненная из изолирующего материала крышка 10 фиксирует контактную часть в выполненном из изолирующего материала корпусе.Формула изобретения
1. Соединительная клемма для электропроводов, содержащая корпус из изолирующего материала, в который вставлена металлическая контактная часть, по меньшей мере, с двумя местами зажима, места зажима образованы соответственно между плоской пружиной и токопроводящей шиной, общей для всех мест зажима, плоские пружины выполнены в форме язычков путем штамповки из куска листа пружинной стали, при этом основания язычков остаются соединенными друг с другом листом пружинной стали, свободные концы язычков имеют зажимную кромку, направленную в сторону токопроводящей шины, так что она образует с токопроводящей шиной место зажима подлежащего соединению электропровода, отличающаяся тем, что плоские пружины (5) образованы попарно зеркально симметрично по отношению к средней плоскости (7) так, что концы их язычков находятся на расстоянии друг от друга и материал куска листа пружинной стали между концами язычков удален для образования зазора (8), причем токопроводящая шина имеет форму стержня (3), расположенного в зазоре (8) между концами язычков и в средней плоскости (7). 2. Клемма по п. 1, отличающаяся тем, что из куска листа (4) пружинной стали изготовлены штампованием несколько пар расположенных зеркально симметрично по отношению к средней плоскости (7) плоских пружин, причем между соседними парами плоских пружин расположена перемычка (11) из материала куска листа пружинной стали. 3. Клемма по п. 1, отличающаяся тем, что кусок листа (4) пружинной стали в средней плоскости (7) согнут и имеет V-образную форму. 4. Клемма по п. 1, отличающаяся тем, что кусок листа (4) пружинной стали в средней плоскости (7) имеет канал с U-образным поперечным сечением для размещения стержня (3) токопроводящей шины. 5. Клемма по п. 4, отличающаяся тем, что стержень (3) токопроводящей шины зафиксирован в канале. 6. Клемма по п. 1, отличающаяся тем, что стержень (3) токопроводящей шины имеет круглое поперечное сечение.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2