Настольная экономическая игра

Реферат

 

Игра относится к настольным играм на досках и может быть использована при обучении основам рыночной экономики. Игра содержит игровое поле, разделенное на последовательно расположенные игровые секторы с чередующимися обозначениями, набор игровых карт, включающий карты, обозначающие команды для действия игроков, средства, имитирующие признаки собственности, выполненные в виде игровых карт "Собственность". Игровые секторы имеют обозначения субъектов и объектов рыночной экономики, команд, часть из которых имитирует ситуации, предполагающие определенные платежи. При этом игра снабжена информационным табло, отражающим наличие и движение денежных средств игроков, расположенным на игровом поле, выполненным в форме прямоугольника с четырьмя пазами, параллельными его длинной стороне, в каждый из которых вставлен указатель с возможностью его перемещения в одной плоскости вдоль паза, при этом на поверхности информационного табло имеется шкала, а карты, обозначающие команды для действия игроков, выполнены в виде карт "Ситуация" двухсторонними с информационным обозначением на обеих сторонах. В игре обеспечивается расширение игровых возможностей. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к настольным играм на досках, в частности к экономическим играм для нескольких человек, в ходе которых игроки осуществляют частные и государственные финансовые сделки, обучаясь основам рыночной экономики и эффективному управлению производством в игровой форме.

Известна настольная игра, включающая средства выбора случайного числа из множества разновероятных, комплект лотерейных карточек, каждая из которых содержит описание своего варианта значимого для игрока события. Каждая карточка занумерована своим случайным числом, вероятность выбора которого тем ниже, чем выше степень значимости для игрока данного варианта в ряду всей совокупности вариантов события. Лотерейные карточки соединены в последовательности, определяемой их нумерацией, с образованием перечня событий (см. патент РФ 2014863, МПК А 63 F 3/00, опубл. 30.06.1994 г., бюл. 12).

Недостатком известной игры является то, что устройство игры не предусматривает моделирование реальных жизненных ситуаций, так как действия игроков определяются слишком большой зависимостью успеха в игре от пары игральных кубиков и комплекта лотерейных карточек, что снижает игровые возможности.

Известна также настольная игра, содержащая игровую и функциональную зоны, выполненные путем разметки на гладкой плоской поверхности, причем функциональные зоны выполнены в виде замкнутого пути, первая функциональная зона содержит обозначения типов акций, а вторые функциональные зоны содержат обозначения изменений стоимости этих акций, заданное количество игровых карточек-свидетельств на акции, заданное количество карточек, содержащих дополнительные инструкции, заданное количество условных денежных знаков, игровую фишку, третью функциональную зону, содержащую обозначения номинальных значений стоимости акций каждого типа, первые и вторые функциональные клетки, образованные на той же гладкой плоской поверхности в местах пересечения функциональных зон друг с другом, набор курсовых фишек, выполненных таким образом, что каждая фишка в процессе игры может изменять стоимость акций соответствующего ей типа в соответствии с правилами игры, набор фиксирующих фишек, заданное количество условных облигаций. Игровая зона выполнена прямоугольной с нанесенной разметкой заданного количества клеток, каждая из которых содержит обозначения фиксированных значений стоимости различных типов акций, причем игровая зона расположена внутри непрерывного замкнутого пути, образованного первыми и вторыми функциональными зонами. Каждая функциональная зона выполнена в виде одного ряда клеток, причем обе первые и обе вторые функциональные зоны расположены попарно друг против друга, а третья функциональная зона расположена перпендикулярно ко вторым функциональным зонам и делит игровое поле на две части. Функциональные клетки, образованные в местах пересечения третьей функциональной зоны со вторыми функциональными зонами, являются первыми функциональными клетками, маркировка которых содержит обозначение, позволяющее игрокам в соответствии с правилами игры фиксировать действующие значения акций любого типа. Функциональные клетки, образованные в местах пересечения других функциональных зон друг с другом, образуют вторые функциональные клетки, маркировка которых задает игрокам различные условия в соответствии с правилами игры, причем одна из вторых функциональных клеток связана с карточками, содержащими дополнительные инструкции (см. патент РФ 2123370, МПК A 63 F 3/00, опубл. 20.12.1998 г., бюл. 35).

Недостатком игры является то, что устройство игры не позволяет игрокам производить в процессе игры анализ ситуации по наличию и движению денежных средств и на основе анализа принимать наиболее выгодное для себя решение, что также снижает игровые возможности.

Наиболее близким по совокупности существенных признаком является настольная экономическая игра для имитации деятельности предпринимателя, содержащая игровую доску, разделенную на последовательно расположенные клетки с произвольно чередующимися обозначениями, игральные кости, фишки для обозначения места каждого игрока на доске, набор игральных карт, включающий карты, имитирующие денежные знаки и карты, обозначающие команды для действия игроков, средства, имитирующие признаки материальной собственности и средства возможности выбора, определяющие ход игры, карту с таблицей уровня цен на товары и вспомогательными картами, одна из групп которых имеет маркировку, обозначающую патент, вторая - оборудование, третья - сырье, материалы, комплектующие, четвертая - персонал. При этом средства, имитирующие признаки материальной собственности, выполнены в виде индивидуальных карт с маркировкой, обозначающей модель предприятия и разделенных на части, каждая из которых соответствует одной из групп вспомогательных карт. Средства возможности выбора выполнены в виде комплекта карт с маркировкой, соответствующей клеткам игрового поля. Один из комплектов имеет маркировку, обозначающую собственность, второй - консультации, третий - неожиданности бизнеса, четвертый - страховое свидетельство, пятый - вексель. Клетки игрового поля имеют обозначения институтов, объектов рыночной экономики и команд, часть из которых имитирует ситуации, предполагающие определенные платежи (см. патент РФ 2090231, МПК A 63 F 3/00, опубл. 20.09.1997 г., бюл. 26).

Недостатком известной игры является зависимость действия игроков от датчиков случайных чисел, в качестве которых используются игральные кости, а также ограниченный относительно всех возможностей игры выбор вариантов в проявлении инициативы каждого игрока. Это снижает игровые возможности игроков.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является расширение игровых возможностей за счет создания дополнительного игрового интереса благодаря организации новой игровой ситуации и обеспечения равновероятных условий всем игрокам вне зависимости от очередности их вступления в игру, предоставляя неограниченные возможности выбора товаров и услуг, указанных в игровых секторах игрового поля, моделируя таким образом реальные условия потребительской деятельности.

Для решения указанной задачи настольная экономическая игра, содержащая игровое поле, разделенное на последовательно расположенные игровые секторы с чередующимися обозначениями, набор игровых карт, включающий карты, обозначающие команды для действия игроков, средства, имитирующие признаки собственности, выполненные в виде игровых карт "Собственность", при этом игровые секторы имеют обозначения субъектов и объектов рыночной экономики, команд, часть из которых имитирует ситуации, предполагающие определенные платежи, согласно изобретению, снабжена информационным табло, отражающим наличие и движение денежных средств игроков, расположенным на игровом поле, выполненным в форме прямоугольника с четырьмя пазами, параллельными его длинной стороне, в каждый из которых вставлен указатель с возможностью его перемещения в одной плоскости вдоль паза, при этом на поверхности информационного табло имеется шкала, а карты, обозначающие команды для действия игроков, выполнены в виде карт "Ситуация" двухсторонними с информационным обозначением на обеих сторонах.

Шкала информационного табло выполнена в виде линий, параллельных его короткой стороне, с информационным обозначением в центре между линиями, в виде цифр, характеризующих величину денежных средств каждого игрока. Указатели выполнены в виде фишек, или флажков, или фигур игрушечных человечков, различными цветами, идентифицирующими игроков. Фон каждого паза информационного табло соответствует цвету указателя, идентифицирующего каждого игрока.

Информационное обозначение карт "Ситуация" на лицевой стороне выполнено в виде надписи из слова "Ситуация", а на оборотной стороне - в виде надписи с описанием ситуаций, по которым игрокам необходимо произвести какие-либо действия, названием различных субъектов и объектов рыночной экономики, указанных в игровых секторах, и цифр, обозначающих прибыль или убыток от различных операций с субъектами и объектами рыночной экономики, а также букв "О" и "Ч". Карты "Собственность" выполнены различными цветами, идентифицирующими игроков.

Введение информационного табло позволяет осуществлять контроль за наличием и движением денежных средств каждого игрока в процессе проведения игры.

Выполнение средств, имитирующих признаки собственности, в виде игровых карт "Собственность" различных цветов, идентифицирующих игроков, создает дополнительный игровой интерес.

Выполнение игральных карт "Ситуация" в виде двух вариантов информационных обозначений (общие "О" и частные "Ч") позволяет ввести разнообразие в игровые ситуации, расширяя игровые возможности и повышая занимательность игры.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показано игровое поле, общий вид; на фиг.2 - игровое поле с обозначениями; на фиг.3 - пример выполнения игровой карты "Ситуация", лицевая сторона; на фиг.4 - то же, оборотная сторона с буквой "О"; на фиг.5 - то же, оборотная сторона с буквой "Ч"; на фиг.6 - пример выполнения игровой карты "Собственность"; на фиг.7 - информационное табло, отражающее наличие и движение денежных средств игроков; на фиг.8 - сечение A-A на фиг.7 (в увеличенном масштабе).

Настольная экономическая игра содержит игровое поле 1, разделенные на игровые секторы 2, каждый из которых представляет собой какую-либо услугу, товар или вклад (фиг.1 и 2), два вида игровых карт "Ситуация" 3 (фиг.3-5) и "Собственность" 4 (фиг.6). Игровое поле 1 снабжено информационным табло, отражающим наличие и движение денежных средств игроков 5, расположенным на игровом поле (фиг.1) и выполненным в форме прямоугольника с четырьмя пазами 6, параллельными его длинной стороне (фиг.7 и 8). В каждом пазу 6 установлен указатель 7, выполненный в виде фишки, или флажка, или фигуры игрушечного человечка, с возможностью его перемещения в одной плоскости вдоль паза 6. На поверхности информационного табло 5 имеется шкала 8 в виде линий, параллельных его короткой стороне, с информационным обозначением в центре между линиями, в виде цифр, характеризующих величину денежных средств каждого игрока (фиг.7). Указатели 7 выполнены разными цветами, идентифицирующими игроков, а фон каждого паза 6 информационного табло 5 соответствует цвету указателя 7, идентифицирующего каждого игрока.

Карты "Ситуация" 3 выполнены двухсторонними с информационным изображением на лицевой стороне в виде надписи из слова "Ситуация", а на оборотной стороне - в виде надписи с описанием ситуаций, по которым игрокам необходимо произвести какие-либо действия, и названием различных субъектов и объектов рыночной экономики, выделенных прописными буквами, и цифр, обозначающих прибыль или убыток от различных операций с объектами рыночной экономики, указанных на игровых секторах 2, а также прописных букв "О" и "Ч" (фиг.3-5).

Средства, имитирующие признаки собственности, выполнены в виде игровых карт "Собственность" 4, выполненных разными цветами, идентифицирующими игроков, на лицевой стороне которых изображена прописная буква русского алфавита "С" и надпись "Собственность", расположенная справа по дуге в нижней части карты (фиг.6).

Игра "Суперпотребитель" осуществляется следующим образом.

Перед началом игры игроки устанавливают свои указатели 7 информационного табло 5 на отметке 20000 руб. и берут карточки "Собственность" 4 того же цвета, что и указатель 7. Карточки "Ситуация" 3 кладут стопой текстом вниз. Игрок передвигает указатель 7 информационного табло 5 вниз, когда тратит деньги, и вверх, когда их получает. Если сумма наличных денег у игрока превысит 20000 руб., он получает право делать покупки до тех пор, пока у него не останется 20000 руб. Каждый игрок может преумножать свои деньги, покупая акции, облигации, делая вклады в банк, финансовую компанию.

Цель игры - приобрести больше товаров и услуг, израсходовав меньше денег. В процессе игры игроки должны стремиться воспользоваться туристическими, бытовыми, образовательными и прочими услугами, купить продукты питания, промышленные товары, положить деньги на вклад и т.д.

Игрок, получивший по жребию право первого хода, кладет свою карточку "Собственность" 4 в любой сектор игрового поля 1 и опускает свой указатель 7 информационного табло 5 вниз на соответствующую сумму. Затем игрок берет из стопы верхнюю карту "Ситуация" 3. Если на ней указаны названия секторов игрового поля 1, выделенные заглавными буквами, то дальнейшие действия игрок выполняет с учетом того, находятся ли в этих секторах игрового поля его карты "Собственность" 4.

Карты "Ситуация" 3 бывают общие (с буквой О) и частные (с буквой Ч). Ситуации, описанные в общих картах, выполняются игроками в любом случае, а ситуации, описанные в частных картах, выполняются только тогда, когда они связаны с секторами игрового поля, в которых находятся карты "Собственность" этих игроков. Карты "Ситуация" 3, по которым произведены какие-либо действия, считаются сыгравшими и остаются у того игрока, который их вытащил из стопы. Когда карты "Ситуация" 3 в основной стопе заканчиваются, карты в отдельной стопе перемешиваются, и она становится основной. Аналогичные действия производит каждый игрок в очередности по часовой стрелке. Пропускать ход в игре нельзя.

Когда игрок попадает в ситуацию "Казино", указанную в одном из секторов игрового поля 1, все игроки обязаны сделать ставки, опустив свои указатели 7 информационного табло 5 вниз на любую сумму не менее 1000 руб. После этого все игроки тянут карту "Ситуация" 3. Игрок, вытащивший карту "Ситуация" 3 с самым большим номером, получают выигрыш в размере своей удвоенной ставки, т. е. передвигают свой указатель 7 информационного табло 5 на две ставки (позиции) вверх. Остальные игроки проигрывают, и их указатели 7 на информационном табло 5 не двигаются.

Команды "Заплатите" и "Получите" в картах "Ситуация" 3 обозначают соответственно уменьшение или увеличение наличных денег на указанную сумму.

Команда "Возврат" обозначает снятие карты "Собственность" 4 с соответствующего сектора игрового поля 1 и поднятие указателя 7 информационного табло 5 на сумму возврата.

На секторе игрового поля "Пластиковая карта" хранятся деньги игрока с обеспечением гарантии их сохранности в случае кражи. В любой момент можно расплатиться деньгами с этого сектора игрового поля, сняв с него свою карту "Собственность" 4. Сектор игрового поля "Туристическая фирма" предоставляет скидки игрокам, у которых карта "Собственность" 4 находится в секторе "Университет" (скидка студентам университета). Некоторые фирмы предоставляют скидки владельцам "Дисконтных карт". Одну карту можно применять неограниченное число раз. Купив акции, облигации, сделав вклад в банк или финансовую компанию, игрок получает по ним дивиденды или годовой доход по прошествии финансового года. Финансовый год в игре заканчивается для каждого игрока индивидуально после того, как у него сыграет шестая игральная карта "Ситуация" 3 и он исполнит указанные в ней действия. После этого все шесть карт "Ситуация" 3 кладут в отдельную стопу, а у данного игрока начинается новый финансовый год.

Если игрок хочет изучить закон "О защите прав потребителей" (сокращенно ФЗ "ОЗПП"), то он может положить в игровой сектор "Библиотека" свою карту "Собственность" 4. Это означает, что игрок изучил этот закон, что должно помочь ему в дальнейшем при возникновении соответствующих ситуаций.

Игрок может обменять рубли на иностранную валюту, положив в сектор "Пункт обмены валюты" свою карту "Собственность" 4. Движения денег на счете при этом не происходит. Игрок может застраховаться в страховой компании, заплатив стоимость страхового свидетельства и положив в сектор "Страховая компания" свою карту "Собственность" 4. Когда игрок попадает в соответствующую ситуацию, страховая компания возмещает ущерб, что всегда указывается в игровой карте.

Самой доходной в игре является финансовая компания. Однако у нее нет лицензии, а это значит, что, сделав вклад в финансовую компанию, игрок подвергается риску его потерять. Вкладчик, финансовый год которого окончился раньше других, забирает вклады всех игроков, карты "Собственность" 4, которых на этот момент находятся в этом игровом секторе, а по своему вкладу получают еще годовой доход.

В одном секторе игрового поля могут одновременно находится карты "Собственность" 4 любого числа игроков, но только по одной карте каждого из них.

Когда у игрока нет наличных денег или их не хватает для расчетов, он может положить свою карту "Собственность" 4 в сектор "Ссуда" в ломбарде и передвинуть свой указатель 7 информационного табло 5 вверх на 3000 руб. Игрок в любой момент может возвратить ссуду с процентами, заплатив 4000 руб. Общее количество ссуд в ломбарде не ограничено.

Игра заканчивается, когда в каждом игровом секторе, кроме сектора "Ломбард", будет находиться хотя бы одна карта "Собственность" 4. Игроки возвращают ссуды и проценты по ним. Если наличных денег на это не хватает, то снимаются карты "Собственность" 4 на недостающую сумму с любых секторов игрового поля. После этого подсчитывается количество игровых карт "Собственность" 4 на игровом поле у каждого игрока. Игроку, у которого их больше всех, выплачивается премия в размере 5000 руб. Игроки, занявшие второе и третье место по количеству игровых карт "Собственность" 4 на игровом поле, получают соответственно 3000 руб. и 1000 руб. премии. Игрок, занявший последнее место, премию не получает. При одинаковом количестве игровых карт "Собственность" 4 премию получает тот, у кого сумма вкладов, товаров и услуг будет больше.

Подсчет результатов и определение победителей производится следующим образом. Каждый игрок к сумме наличных денег прибавляет стоимость товаров, услуг и вклады. Победителем становится тот игрок, у которого общая сумма будет больше других. Ему присваивается звание "Суперпотребитель".

Ускоренный вариант игры "Суперпотребитель" проводится следующим образом. Игроки могут договориться между собой о предельном количестве игральных карт "Собственность" 4, которые могут находиться в одном секторе игрового поля.

Настольная экономическая игра позволяет развивать у играющих инициативу, гибкость мышления, быстроту реакции и принятие нетривиальных решений, а также вырабатывает навыки правильного потребительского поведения.

Формула изобретения

1. Настольная экономическая игра, содержащая игровое поле, разделенное на последовательно расположенные игровые секторы с чередующимися обозначениями, набор игровых карт, включающий карты, обозначающие команды для действия игроков, средства, имитирующие признаки собственности, выполненные в виде игровых карт "Собственность", при этом игровые секторы имеют обозначения субъектов и объектов рыночной экономики, команд, часть из которых имитирует ситуации, предполагающие определенные платежи, отличающаяся тем, что она снабжена информационным табло, отражающим наличие и движение денежных средств игроков, расположенным на игровом поле, выполненным в форме прямоугольника с четырьмя пазами, параллельными его длинной стороне, в каждый из которых вставлен указатель, с возможностью его перемещения в одной плоскости вдоль паза, при этом на поверхности информационного табло имеется шкала, а карты, обозначающие команды для действия игроков, выполнены в виде карт "Ситуация" двухсторонними с информационным обозначением на обеих сторонах.

2. Игра по п. 1, отличающаяся тем, что шкала информационного табло выполнена в виде линий, параллельных его короткой стороне, с информационным обозначением в центре между линиями, в виде цифр, характеризующих величину денежных средств каждого игрока.

3. Игра по п. 1, отличающаяся тем, что указатели выполнены в виде фишек.

4. Игра по п. 1, отличающаяся тем, что указатели выполнены в виде флажков.

5. Игра по п. 1, отличающаяся тем, что указатели выполнены в виде фигур игрушечных человечков.

6. Игра по любому из пп. 3-5, отличающаяся тем, что указатели выполнены различными цветами, идентифицирующими игроков.

7. Игра по п. 1, отличающаяся тем, что фон каждого паза информационного табло соответствует цвету указателя, идентифицирующего каждого игрока.

8. Игра по п. 1, отличающаяся тем, что информационное обозначение карт "Ситуация" на лицевой стороне выполнено в виде надписи из слова "Ситуация", а на оборотной стороне - в виде надписи с описанием ситуаций, по которым игрокам необходимо произвести какие-либо действия, названием различных субъектов и объектов рыночной экономики, указанных в игровых секторах, и цифр, обозначающих прибыль или убыток от различных операций с субъектами и объектами рыночной экономики, а также букв О и Ч.

9. Игра по п. 1, отличающаяся тем, что карты "Собственность" выполнены различными цветами, идентифицирующими игроков.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 24.02.2012 № РД0095290

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Жарков Владимир Константинович (RU), Сомов Юрий Николаевич (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Общество с ограниченной ответственностью "ЮНСИ" (RU)

Условия договора: НИЛ, на срок действия патента на территории РФ.

Дата публикации: 10.04.2012