Способ информационного обеспечения образовательного процесса

Реферат

 

Изобретение предназначено для использования при обучении учащихся с применением вычислительной и телевизионной техники. Создают банк электронных учебных материалов в виде классифицированного набора графических иллюстраций по предметам базисного учебного плана. Вводят электронные учебные материалы в память персонального компьютера. Из классифицированного набора графических учебных иллюстраций формируют локальный видеоряд, который дополняют электронными графическими и текстовыми материалами собственной разработки. Отображают локальный видеоряд на экране телевизора. Выводят графические и текстовые иллюстрации на экран телевизора в процессе объяснения и мониторинга учебного материала в заданной педагогом последовательности. Обеспечивается улучшение содержания образовательного процесса и повышение эффективности труда педагога.

Изобретение относится к информатике, в частности к способам обучения учащихся с применением вычислительной и телевизионной техники.

Известен традиционный способ /1/ информационного обеспечения образовательного процесса, основанный на создании мультимедийных образовательных программ на компакт-дисках (репетиторов по предметам), введении их в системный блок персонального компьютера и воспроизведении на экране монитора. Но такой способ подходит только для индивидуальной самоподготовки учащихся, для подготовки выпускных работ и не применим для использования в больших аудиториях, например в школьных классах. Более того, использование компакт-дисков на уроке практически исключает из учебного процесса главную фигуру в классе - учителя и тем самым снижает эффективность усвоения учащимися школьной программы.

Известен также способ информационного обеспечения обучающихся /2/, заключающийся в последовательном введении в ЭВМ текстовой информации, выведении ее по программе в той же последовательности на экран дисплея и/или записи на дискету или видеокассету и просматривании на экране телевизора.

Недостатком известного способа является то, что на экране отображается только текстовая информация и выводится она в строго заданной последовательности.

Известно устройство отображения учебных изображений /3/, используемое для ввода изображения с видеокамеры в телевизор и отображения изображения на телевизионном экране в системах обучения.

Недостатком известного устройства является то, что оно не имеет функции воспроизведения электронной информации, хранимой на магнитных носителях.

Известен способ информационного обеспечения, описанный в /4/ и, как наиболее близкий по технической сущности к предлагаемому, принят за прототип.

В способе-прототипе: последовательно вводят в ЭВМ текстовую информацию. При этом текстовую информацию печатают на отдельных картинках и/или записывают целой фразой из литературного произведения; выводят информацию по программе в той же последовательности на экран дисплея; записывают информацию на дискету или видеокассету и просматривают на экране телевизора. При этом время экспозиции составляет 1/25 с.

Недостатком способа-прототипа является то, что на экран экспонируют только текстовую информацию в виде картинок из отдельных фраз из литературных произведений. Он не приводит к качественному изменению содержания и технологии образовательного процесса.

Задачей изобретения является улучшение содержания образовательного процесса и повышение эффективности труда педагога.

Для достижения поставленной задачи в способе информационного обеспечения образовательного процесса, заключающемся в создании банка электронных учебных материалов, введении их в память персонального компьютера и последующем отображении на экране телевизора, по предлагаемому способу банк электронных учебных материалов создают в виде классифицированного набора графических иллюстраций по предметам базисного учебного плана, а из классифицированного набора графических иллюстраций формируют локальный видеоряд, который дополняют собственными графическими и текстовыми материалами и отображают на экране телевизора в процессе объяснения и мониторинга учебного предмета в заданной педагогом последовательности.

Заявителю не известны технические решения со сходными признаками.

Предлагаемый способ содержит следующие операции: 1. Создают банк электронных учебных материалов в виде классифицированного набора графических иллюстраций по предметам базисного учебного плана (физике. химии, математике, биологии, черчению и др.) путем сканирования иллюстраций из печатных изданий, путем выполнения в графических редакторах Paint и PowerPoint (Office 95/97) различных рисунков и чертежей деталей, устройств, анимаций физических и химических явлений и экспериментов и т.п.. путем записи иллюстраций из учебных компакт - дисков и Internet.

2. Вводят электронные учебные материалы в виде классифицированного набора графических иллюстраций по предметам базисного учебного плана в память персонального компьютера.

3. Из классифицированного набора графических учебных иллюстраций к каждому уроку формируют локальный видеоряд, изменяют его состав, дополняя электронными графическими и текстовыми материалами собственной разработки педагога с учетом творческого подхода к изложению материала.

4. Отображают локальный видеоряд на экране телевизора с диагональю 64 см и более с учетом того. чтобы выводимые иллюстрации были отчетливо видны с последнего ряда парт класса.

5. Выводят графические и текстовые материалы на экран телевизора в процессе объяснения и мониторинга учебного предмета в заданных педагогом последовательности, объеме и темпе в зависимости от уровня подготовленности конкретного класса.

В системе образования г. Ростова-на-Дону реализуется предлагаемый способ. Формируется банк электронных иллюстрационных материалов, которые подготавливаются педагогами. В педагогическом университете организованы курсы повышения квалификации "Пользователь компьютера с основами создания электронных иллюстрационных материалов".

Начальные результаты применения предлагаемого способа в школах г. Ростова-на-Дону показали заинтересованность учителей в создании собственных компьютерных иллюстрационных материалов к урокам и высокую эффективность их применения.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ позволяет решить задачи дальнейшего развития и углубления традиционных методов обучения и воспитания детей. поднять авторитет учителя, привлечь к подготовке электронных учебных материалов учащихся, повысить мотивацию обучения, глубину и качество усвоения учебного материала, реализовать технологию личностно-ориентированного образования, достичь больших успехов в интеллектуальном и культурном развитии учащихся.

Источники информации 1. Журнал "Компьютер в школе" 8 (12) октябрь, 1999 г., стр.29, Т. Антонова, А. Харитонов. Статья "История нас рассудит (о методике применения мультимедийного курса)".

2. Патент США 5120230. кл. G 09 В 5/06, 1992 г.

3. Патент РФ 2128367, кл. G 09 В 5/06,1999 г.

4. Патент РФ 2130202, кл, G 09 В 5/06,1999 г.

Формула изобретения

Способ информационного обеспечения образовательного процесса, заключающийся в создании банка электронных учебных материалов, введении их в память персонального компьютера и последующем отображении на экране телевизора, отличающийся тем, что банк электронных учебных материалов создают в виде классифицированного набора графических иллюстраций по предметам базисного учебного плана, а из классифицированного набора графических иллюстраций формируют локальный видеоряд, который дополняют собственными графическими и текстовыми материалами и отображают на экране телевизора в процессе объяснения и мониторинга учебного предмета в заданной педагогом последовательности.