Устройство и способ сохранения целостности авиационных "черных ящиков" после аварии

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике. Устройство содержит оболочку, эластичные элементы и разрывную мембрану. "Черный ящик" размещен внутри оболочки на эластичных элементах. Оболочка заполнена жидкостью, позволяющей создать реактивное усилие, позволяющее выбросить устройство из летательного аппарата в случае пожара. Изобретение направлено на расширение арсенала технических средств. 2 с.п.ф-лы, 1 ил.

Область техники, к которой относится изобретение Изобретение относится к авиационной технике, в частности к получению информации о предаварийном состоянии систем летательного аппарата и его экипажа.

Уровень техники В настоящее время эта задача решается с помощью так называемых "черных ящиков". Однако в большинстве крупных авиационных катастроф "черные ящики" серьезно повреждаются и не позволяют получить полную информацию о работе систем летательного аппарата и его экипажа непосредственно перед аварией.

Известен способ регистрации аварии летательного аппарата и сохранения целостности записанной информации путем отстрела записывающего устройства в полете и спуска его на парашюте с работающим радиомаяком. Заявка на патент РФ 97106943/28 от 29.04.97 (Талапов Б.П.).

Такой способ характеризуется большой сложностью осуществления и трудностью поиска записывающего устройства на земле.

Задачей изобретения является разработка более эффективного и надежного способа и устройства для сохранения целостности записывающего устройства под воздействием значительных ударных ускорений и высоких температур при возникновении пожара.

Сущность изобретения Поставленная задача решается на основе метода защиты человека от ударных ускорений, разработанного К. Э. Циолковским в 1891 году. К.Э. Циолковский. "Как предохранить хрупкие и нежные вещи от толчков и ударов?" Труды отделения физической науки общества любителей естественных наук, 4, вып. 2, 1891, стр.17 и 18.

Сущность способа состоит в том, что "черный ящик" помещается в прочную оболочку. Пространство между "черным ящиком" и оболочкой заполняют низкозамерзающей жидкостью (например, антифризом), а сам "ящик" вывешивают внутри оболочки с помощью пружин или других эластичных элементов. Таким образом, создают иммерсионную систему, позволяющую значительно увеличить стойкость записывающей аппаратуры от воздействия ударных перегрузок. Для увеличения стойкости иммерсионной системы в условиях пожара на оболочке устанавливают разрывную мембрану, которую разрушают под действием давления быстро испаряющейся в условиях пожара жидкости, а возникающее реактивное усилие используют для выброса всего устройства из очага пожара.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Сведения, подтверждающие возможность реализации изобретения В состав устройства входят следующие элементы: 1 - "черный ящик", 2 - штепсельный разъем "черного ящика", 3 - верхняя полуоболочка устройства, 4 - нижняя полуоболочка устройства, 5 - кольцевой фланец, 6 - низкозамерзающая жидкость, 7 - пружина, 8 - штепсельный разъем устройства, 9 - разрывная мембрана, 10 - заливная пробка, 11 - пробка выпуска воздуха при заливке жидкости и контроля за ее уровнем.

Устройство работает следующим образом.

В полете запись информации о работе систем и экипажа осуществляется через штепсельный разъем 8, связанный со штепсельным разъемом 2 "черного ящика". В процессе аварийного приземления иммерсионная система, образованная полусферами 3 и 4, жидкостью 6 и пружинами 7, обеспечивает сохранение целостности записывающей аппаратуры "черного ящика" от ударного воздействия.

При возникновении пожара на месте падения летательного аппарата жидкость 6 начинает интенсивно испаряться и при достижении давления 3-10 атм пары жидкости прорывают мембрану 9, возникающее при этом реактивное усилие выбрасывает все устройство из очага пожара.

Технический результат заключается в том, что размещение "черного ящика" внутри предлагаемого устройства позволит увеличить его сохранность при воздействии ударных перегрузок и автоматически выбросить его из очага пожара при падении самолета на землю.

Формула изобретения

1. Устройство для сохранения целостности авиационного "черного ящика", предназначенного для размещения на летательном аппарате, отличающееся тем, что снабжено оболочкой, эластичными элементами и разрывной мембраной, при этом авиационный "черный ящик" размещен внутри оболочки на эластичных элементах, оболочка заполнена жидкостью, предназначенной для создания иммерсионной системы, разрывная мембрана установлена на оболочке с возможностью разрушения при давлении паров жидкости 3-10 атмосферы для создания реактивного усилия, позволяющего выбросить авиационный "черный ящик" из летательного аппарата в случае пожара.

2. Способ для сохранения целостности авиационного "черного ящика", предназначенного для размещения на летательном аппарате, отличающийся тем, что авиационный "черный ящик" размещают в устройстве по п.1.

РИСУНКИ

Рисунок 1