Узел крепления фланца к корпусу транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства. Узел крепления фланца к корпусу транспортного средства включает корпус с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки с резьбовыми отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с центром цилиндрической расточки, фланец с отверстиями и ответной посадочной центрирующей поверхностью, крепежные элементы, состоящие из болта с коническим подголовком и шайбы, контактирующей с головкой болта по поверхности с ответным конусом. На поверхности шайбы, контактирующей с фланцем, выполнены несквозные радиальные пазы переменной глубины с острыми кромками, при этом наибольшая глубина пазов сосредоточена в центральной части шайбы. В результате повышается надежность крепления фланца к корпусу транспортного средства. 4 ил.

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства.

Известны узлы крепления фланца детали ходовой части к корпусу транспортного средства, в которых применяют болты, шпильки с гайками и шайбы для стопорения.

Известны также узлы крепления нагруженных деталей фланца ходовой части к корпусу транспортного средства, в которых для их крепления используют коническую пружинную шайбу с радиальными прорезями (см. Орлов П.И. Основы конструирования. Кн. 3. - М.: Машиностроение, 1997, с. 300, рис. 59а).

Однако узлы с таким креплением фланца к корпусу транспортных средств крайне ненадежны, так как величина осевого усилия затяжки ограничена из-за малой жесткости лепестковых частей, когда плоскости соединяемых деталей закаленные и действует только упругое стопорение, то не исключен поворот шайбы по привалочной поверхности.

Известен узел крепления фланца к корпусу транспортного средства, включающий корпус с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки с резьбовыми отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с центром цилиндрической расточки, фланец с отверстиями и ответной посадочной центрирующей поверхностью, крепежные элементы состоящие из болтов (см. RU 2063522 С1, 10.07.96, F 01 L 1/34 - прототип).

Однако известный узел также ненадежен в эксплуатации.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности крепления фланца к корпусу транспортного средства. Для достижения этого технического результата в узле крепления фланца к корпусу транспортного средства, включающем корпус с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки с резьбовыми отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с центром цилиндрической расточки, фланец с отверстиями и ответной посадочной центрирующей поверхностью, крепежные элементы, состоящие из болта с коническим подголовком и шайбы, контактирующей с головкой болта по поверхности с ответным конусом, на поверхности шайбы, контактирующей с фланцем, выполнены несквозные радиальные пазы переменной глубины с острыми кромками, при этом наибольшая глубина пазов сосредоточена в центральной части шайбы.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид узла; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - вид Б на фиг.2; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг.2.

Узел крепления фланца к корпусу транспортного средства содержит: корпус 1 с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки 2 с расположенными по окружности резьбовыми отверстиями 3, термообработанный фланец 4 с посадочной центрирующей поверхностью 5 и с отверстиями 6 под крепежные элементы, состоящие из болта 7 с коническим подголовком, шайбы 8 с ответным конусом. На контактирующей поверхности 9 шайбы 8 выполнены несквозные радиальные пазы 10 переменной глубины с острыми кромками 11, при этом наибольшая глубина пазов сосредоточена в центральной части шайбы 8.

При сборке узла фланца с корпусом транспортного средства болт 7 затягивается с большим осевым усилием до появления упругих деформаций в участке упругости, а шайба 8 при этом деформируется в районе отверстия 6. За счет того что шайба в поперечном сечении имеет клиновидную форму, а глубина пазов в этом сечении имеет наибольшую величину, то и деформация ее в этой зоне также имеет наибольшую величину, а диаметр шайбы 8 меньше диаметра отверстия 6 во фланце 4 и контакт шайбы происходит по линии, где возникают высокие удельные давления, острые кромки 11 вдавливаются в кромку поверхности привалочного фланца 4, твердость которого ниже, чем шайбы, тем самым обеспечивается большой стопорящий эффект замыкания шайбы 8 на корпус 1.

Предлагаемый узел крепления фланца к корпусу транспортного средства надежен в эксплуатации, так как предотвращает ослабление затяжек и раскрытие стыка сопрягаемых деталей и узлов. При действии знакопеременных циклических нагрузок, а также ударных, когда коэффициент трения резко уменьшается, надежность стопорения обеспечивается за счет пружинного эффекта упруго деформированного стержня болта и постоянного контакта болта и шайбы по конусной поверхности.

По заявленному техническому решению разработана техническая документация, проведены испытания изделий, подтвердившие высокую надежность ответственного узла крепления фланца корпусом транспортного средства.

Формула изобретения

Узел крепления фланца к корпусу транспортного средства, включающий корпус с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки с резьбовыми отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с центром цилиндрической расточки, фланец с отверстиями и ответной посадочной центрирующей поверхностью, крепежные элементы, состоящие из болта с коническим подголовком и шайбы, контактирующей с головкой болта по поверхности с ответным конусом, отличающийся тем, что на поверхности шайбы, контактирующей с фланцем, выполнены несквозные радиальные пазы переменной глубины с острыми кромками, при этом наибольшая глубина пазов сосредоточена в центральной части шайбы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4