Двигательный привод
Реферат
Изобретение относится к области электротехники, а именно к двигательным приводам высоковольтных аппаратов. Технический результат, заключающийся в упрощении конструкции и снижении габаритов двигательного привода, достигается путем того, что в двигательном приводе, содержащем выходной вал, двигатель с собственным выходным валом, ручной редуктор с выходным колесом, охватывающим выходной вал привода, выходной вал привода выполнен охватывающим выходной вал двигателя и по крайней мере одним концом закреплен на этом валу с возможностью свободного вращения. 1 ил.
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигательным приводам высоковольтных аппаратов, например к приводам разъединителей.
Известны электродвигательные приводы [1], содержащие мотор-редуктор с выходным валом, служащим выходным валом привода, и устройство ручного оперирования, состоящее из ведущей конической шестерни, управляемой съемной рукояткой, и ведомой, жестко насаженной на свободный конец вала электродвигателя. Недостатками такого привода являются: - необходимость производства, ориентировочно, 170 оборотов рукоятки для проведения одной операции, - возможность травмирования оператора при случайной подаче напряжения на электродвигатель, если при наложении рукоятки почему-либо не произойдет разрыв его цепи. Наиболее близким к данному приводу по технической сущности и достигаемому эффекту является электродвигательный привод [2], содержащий выходной вал, закрепленный в корпусе привода с возможностью свободного вращения, мотор-редуктор с выходным валом и жестко насаженной на него муфтой со шлицами на верхнем торце, ручной червячный редуктор с колесом, охватывающим выходной вал привода с возможностью свободного вращения относительно него, причем колесо снабжено шлицами на нижнем торце, и соединительную муфту, снабженную шлицами на обоих торцах, насаженную на выходной вал привода и соединенную с ним с возможностью передачи крутящего момента и осевого перемещения (вал снабжен наружными, а втулка - внутренними продольными шлицами). При двигательном оперировании этого привода вращение на его выходной вал передается от выходного вала мотор-редуктора через его муфту и соединительную муфту, которые связаны торцевыми шлицами. При ручном оперировании на свободный конец червяка ручного редуктора надевается рукоятка, которая через специальный рычаг (на рисунке не показан) перемещает соединительную муфту вверх, рассоединяя ее с муфтой вала мотор-редуктора и соединяя ее с торцевыми шлицами колеса ручного червячного редуктора. В результате этого при вращении рукоятки выходной вал привода приходит в движение от колеса ручного червячного редуктора, что позволяет произвести оперирование за счет нескольких оборотов рукоятки, кроме того, механическое расчленение соединительной муфты с муфтой вала мотор-редуктора исключает травмирование оператора при случайной подаче напряжения на электродвигатель. Недостатком такого привода являются сложная конструкция и большие габариты. Целью изобретения является упрощение конструкции и снижение габаритов двигательного привода, ручное оперирование которым осуществляется передачей движения от ручного редуктора на выходной вал привода. Указанная цель достигается тем, что в двигательном приводе, содержащем выходной вал, двигатель, например мотор-редуктор, с собственным выходным валом, ручной редуктор с выходным колесом, охватывающим выходной вал привода, выходной вал привода выполнен охватывающим выходной вал двигателя и по крайней мере одним концом закреплен на этом валу с возможностью свободного вращения. На чертеже показана конструкция предлагаемого привода. Привод содержит двигатель, в частности мотор-редуктор 1, закрепленный на кронштейне 2 в шкафу 3. Указанный мотор-редуктор содержит выходной вал 4, на котором жестко, на шпонке 5, закреплена муфта 6, имеющая на верхнем торце шлицы 7. Выходной вал 8 привода, выполненный из трубы, охватывает выходной вал 4 мотор-редуктора и закреплен на нем с возможностью свободного вращения на игольчатых подшипниках 9. Вал 8 в нижней своей части снабжен продольными шлицами, на которых сидит соединительная муфта 10, имеющая кроме внутренних продольных шлицов шлицы на обоих верхнем и нижнем торцах. На чертеже ее нижние торцевые шлицы совпадают и сочленены со шлицами 7 муфты 6. На кронштейне 2 закреплен корпус 11, в котором с возможностью свободного вращения закреплен червяк 12, сочлененный с выходным зубчатым колесом 13, образуя с ним ручной редуктор. Колесо 13 закреплено на валу 8 так, что указанный вал может свободно вращаться по отношению к этому колесу. Колесо 13 снабжено на своем нижнем торце шлицами 14. На валу 8 жестко закреплен рычаг 15, с помощью которого происходит управление разъединителем. Внутренняя полость вала 8 закрыта уплотняемой крышкой 16. Предлагаемый привод может работать в двух режимах: нормальном дистанционном от мотор-редуктора и местном ручном от червячного редуктора. В дистанционном режиме привод работает следующим образом. При подаче напряжения на мотор-редуктор 1 его вал 4 через муфту 6 и шлицы 7 передает вращение на соединительную муфту 10, которая через продольные шлицы передает вращение на вал 8 привода и рычаг 15, включая или отключая управляемый им разъединитель. При необходимости работы приводом в ручном режиме происходит следующее. На выступающий конец вала червяка 12 накладывается, сочленяясь с ним, рукоятка (на чертеже не показана) и через специальный рычаг и его исполнительный элемент 17 подымает соединительную муфту 10 вверх. При этом ее нижние шлицы выходят из зацепления со шлицами 7, а ее верхние шлицы входят в зацепление со шлицами 14 червячного колеса 13. При вращении рукояткой червяка 12 начинает вращаться выходное колесо 13 редуктора, которое через шлицы 14 и сочлененную с ним муфту 10 вращает вал 8 и рычаг 15 на игольчатых подшипниках 9 относительно неподвижного вала 4 мотор-редуктора 1, благодаря чему уже вручную осуществляется оперирование разъединителем. Теперь, даже если случайно будет подано напряжение на мотор-редуктор, его вал 4 будет вращаться вхолостую относительно вала 8, никак не мешая работе привода вручную, что обеспечивает безопасность оператора. Выполнение выходного вала привода охватывающим выходной вал двигателя, в частности мотор-редуктора, с закреплением этого вала, по крайней мере, одним концом на валу двигателя с возможностью свободного вращения значительно упрощает силовую часть привода, а следовательно, и сам привод по сравнению с прототипом и снижает его габариты, т.к. позволяет отказаться от специального корпуса сложной конструкции, несущего в прототипе выходной вал привода. Источники информации 1. Привод электродвигательный типа ПДГ-9 УХЛ1, Руководство по эксплуатации ИВЕЖ.654133.001 РЭ, 2000 г., г. Великие Луки, ЗАО "ВЗВА". 2. Привод ПМ-2М, Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 6БП.733.040 ТО, г. Екатеринбург, ОАО "Уралэлектротяжмаш".Формула изобретения
Двигательный привод, содержащий выходной вал, двигатель с собственным выходным валом, ручной редуктор с выходным колесом, охватывающим выходной вал привода, отличающийся тем, что выходной вал привода выполнен охватывающим выходной вал двигателя и по крайней мере одним концом закреплен на этом валу с возможностью свободного вращения.РИСУНКИ
Рисунок 1