Быстроходное судно

Реферат

 

Изобретение относится к судостроению и касается строительства быстроходных судов, движущихся в режиме глиссирования и оборудованных комплексом автоматически управляемых интерцепторов. Быстроходное судно имеет корпус со скулой и днищевым реданом, переходящим на скуле в бортовой редан с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии. За реданом заподлицо с днищем установлены автоматически управляемые интерцепторы. На днище перед носовыми интерцепторами установлен вертикальный стабилизатор, профилированный вдоль потока. Модельными и натурными испытаниями показано, что при ходе судна на прямом курсе с относительными скоростями Fr3,5 при скорости бокового ветра 6-10 м/с потребляемая мощность может снижаться примерно на 15%, а наибольшая скорость хода может быть увеличена приблизительно на 7%. Технический результат реализации изобретения заключается в снижении значения сопротивления движению и потребляемой мощности, а также в увеличении скорости хода при фиксированном значении располагаемой мощности на скоростях хода, соответствующих числам Фруда по водоизмещению Fr3,5. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к быстроходным судам, оборудованным комплексом автоматически управляемых интерцепторов и движущимся в режиме глиссирования.

Известно быстроходное судно (см. патент РФ 2108260 от 25.03.96), оборудованное кормовыми автоматически управляемыми интерцепторами. Известно также быстроходное судно (см. патент 2108258 с приоритетом от 25.03.96), в котором корпус судна выполнен с днищевым реданом, переходящим на скуле в бортовой редан с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии, и имеются автоматически управляемые интерцепторы.

Однако при движении на скоростях, соответствующих числам Фруда по водоизмещению Fr3,5 (для судна водоизмещением 120 т - Vs47 уз.), при наличии бокового ветра судно на прямом курсе движется с большими углами дрейфа и перекладки рулей, увеличивая тем самым значения сопротивления движению и потребляемую мощность.

Технический результат от реализации предлагаемого изобретения заключается в снижении значения сопротивления движению и потребляемой мощности и увеличении скорости хода при фиксированном значении располагаемой мощности на скоростях, соответствующих числам Фруда по водоизмещению Fr3,5.

Этот технический результат достигается тем, что у быстроходного судна, содержащего корпус со скулой и днищевым реданом, переходящим на скуле в бортовой редан, с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии, за которым заподлицо с днищем установлены автоматически управляемые интерцепторы, на днище судна перед носовыми интерцепторами установлен вертикальный стабилизатор, профилированный вдоль потока.

Предлагаемая совокупность отличительных признаков с присущей ей положительным эффектом авторам из патентной и научно-технической литературы не известна.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 показано быстроходное судно (вид сбоку), оборудованное носовыми и кормовыми автоматически управляемыми интерцепторами, на днище которого перед носовыми интерцепторами установлен вертикальный стабилизатор, профилированный вдоль потока.

На фиг.2 показано сечение по шпангоуту в районе установки стабилизатора.

На фиг.3 - профиль продольного сечения стабилизатора.

Быстроходное судно 1 (фиг.1, 2) содержит корпус 2 с остроскулыми обводами 3 и килеватым реданированным днищем 4. В носовой части днища 4 выполнен днищевой редан (уступ) 5, переходящий на скуле в бортовой редан 6 с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии 7. За днищевым реданом установлены носовые автоматически управляемые интерцепторы 8. На фиг.1 показаны кормовые автоматически управляемые интерцепторы 9, установленные за транцевой плитой 10, но они могут располагаться и за кормовым реданом, аналогичным носовому.

Перед носовыми интерцепторами, установленными за носовым реданом, на днище устанавливается стабилизатор в виде вертикальной профилированной пластины 11. На фиг.1 показан стабилизатор прямоугольным, однако он может быть выполнен как трапециевидным, так и эллиптическим.

Установка стабилизатора перед носовыми интерцепторами смещает центр гидродинамического давления в нос, обеспечивая уменьшение углов перекладки рулей и угла дрейфа при движении судна на скоростях, соответствующих Fr3,5 при действии бокового ветра, снижая тем самым значения сопротивления движению судна и потребляемой мощности и увеличивая скорость хода.

Предлагаемое техническое решение заложено в проектную документацию быстроходных судов проектов 14310 и 12200, выполненных ГУП ЦМКБ "Алмаз".

Результаты модельных и натурных испытаний показали, что при движении судна на прямом курсе с относительными скоростями Fr3,5 при скорости бокового ветра 6-10 м/с предлагаемое техническое решение обеспечивает уменьшение балансировочных углов перекладки рулей и углов дрейфа в 1,5-2 раза. При этом снижение сопротивления движению судна и потребляемой мощности составило около 15%, а увеличение наибольшей скорости хода составило около 7%.

Изобретение предполагается запатентовать в странах, поставляющих на мировой рынок быстроходные морские суда.

Формула изобретения

Быстроходное судно, содержащее корпус со скулой и днищевым реданом, переходящим на скуле в бортовой редан с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии, за которым заподлицо с днищем установлены автоматически управляемые интерцепторы, отличающееся тем, что на днище перед носовыми интерцепторами установлен вертикальный стабилизатор, профилированный вдоль потока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3