Башкирский дунгур

Реферат

 

Башкирский дунгур расширения исполнительских возможностей содержит деревянную рукоятку, выполненную выгнутой с выступом наружу над центральной частью обечайки, при этом под выступом рукоятки по диаметру обечайки перпендикулярно рукоятке пропущены как минимум четыре струны, натянутые на колках. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к производству мембранных музыкальных инструментов типа бубен.

Известны мембранные инструменты типа бубен: украинский бубон, русский бубен, молдавская дайра, украинское решето, грузинский мембранный двусторонний барабан "Доли" и другие ("Атлас музыкальных инструментов народов СССР" К. Вертков и др. Государственное музыкальное издательство, М., 1963, с. с. 38, 46, 86, 98, 123), содержащие круглую деревянную обечайку, на один из торцов которой натянута мембрана из выделанной кожи животного или рыбы. Мембрана крепится к обечайке деревянным ободом. Иногда в обечайке выполняются равноудаленные симметричные прорези, в которые вставляются штифты с нанизанными на них металлическими пластинами (бубен, бубон) с внутренней взаимно перпендикулярной стороны обечайки по всей ее окружности, либо на натянутых струнах подвешиваются металлические бряцающие кольца, пластинки, колокольчики.

Бубен может иметь деревянную рукоятку с внешней стороны обечайки, закрепленную перпендикулярно последней (решето) или с внутренней стороны обечайки в виде деревянной крестовины (шаманский бубен алтайских тюрков).

Известен также башкирский фольклорный бубен-дунгур, принятый за прототип (Абдулкадир Инан "Шаманизм в истории и сегодня". Башкирское книжное издательство "Китап", Уфа, 1998), конструкция которого аналогична шаманскому бубну.

В 20 веке изготовление и использование башкирского бубна было остановлено, хотя в фольклорных танцах и песнях используются ритмичные удары в ведро и иные подручные материалы до настоящего времени.

Задачей настоящего изобретения является реконструкция башкирского бубна-дунгура, а именно создание мембранного музыкального инструмента с расширенными исполнительскими возможностями.

Поставленная задача решается следующим образом.

В музыкальном инструменте "Башкирский дунгур", содержащем круглую деревянную обечайку с симметричными равноудаленными прорезями, в которых вставлены штифты с металлическими пластинами, прикрепленную на торец обечайки мембрану, колокольчики, подвешенные с внутренней стороны обечайки и закрепленную по диаметру обечайки деревянную рукоятку, последняя выполнена выгнутой с выступом наружу над центральной частью инструмента, а под выступом рукоятки по диаметру обечайки перпендикулярно рукоятке пропущены как минимум четыре струны, натянутые на колках, закрепленных с внешней стороны обечайки, и опирающиеся на подставки, закрепленные с внутренней стороны обечайки напротив колков, при этом на каждой из струн подвешано с возможностью смещения как минимум по одному малому колокольчику и как минимум два больших колокольчика подвешено на рукоятке с обеих сторон от выступа. С внутренней стороны обечайки напротив колков закреплены порожки для струн.

Кроме того, возможно также выполнение инструмента без рукоятки, когда обечайка дополнительно снабжается второй мембраной, натянутой на второй торец обечайки, небольшим грифом с колками, установленным перпендикулярно плоскости обечайки, порожком, выступающим над одной из мембран и закрепленным на обечайке напротив грифа, и как минимум четырьмя струнами, натянутыми над мембраной от порожка к колкам грифа.

Инструмент снабжен ложкообразной колотушкой (тукмак) с круглой головкой и плоским хвостовиком с заостренным кончиком-плектором.

Предложенная конструкция "Башкирского дунгура" по сравнению с известными мембранными музыкальными инструментами имеет следующие отличительные особенности и преимущества: - выполнение рукоятки инструмента выгнутой с выступом наружу обеспечивает исполнителю возможность держать инструмент в поднятой руке при игре стоя или в плясовом движении; - струны, натянутые внутри обечайки придают звучанию инструмента национальный колорит и тембр звучания; - колокольчики, подвешенные на струнах и рукоятке с возможностью их смещения, позволяют настраивать инструмент на заданный тембр. Настроенные в квинту и октаву струны придают инструменту звучание, являющееся самым благоприятным в башкирской музыке; - наличие колотушки (тукмака) позволяет использовать ее при виртуозной игре на инструменте, причем заостренный кончик хвостовика позволяет использовать тукмак в качестве плектора при игре на струнах.

Исполнение музыкального инструмента во втором варианте позволяет использовать его в качестве мандолины, сочетая с классической игрой башкирского бубна.

Предложенная конструкция "Башкирского дунгура" проста и технологична в техническом исполнении, доступна для обучения игре начинающим музыкантам, удобна при игре профессионалам. Сочетание в предложенной конструкции элементов нескольких музыкальных инструментов - бубна, барабана, гуслей, варгана, колоколов, мандолины и т.д. обеспечивает своеобразность и виртуозность исполнения как национальных башкирских мелодий, так и мелодий других народов.

Заявителю не известны подобные технические решения, используемые при изготовлении мембранных музыкальных инструментов, поэтому можно сделать вывод о соответствии заявляемого решения критериям "новизна" и "изобретательский уровень".

На фиг. 1 представлена конструкция заявляемого музыкального инструмента "Башкирский дунгур".

На фиг.2 представлен вариант конструкции "Башкирского дунгура".

"Башкирский дунгур" содержит круглую деревянную обечайку 1 с симметричными равноудаленными прорезями 2. На торец обечайки 1 натянута мембрана 3 из выделанной кожи животного, рыбы или синтетического пластического материала, которая крепится к обечайке 1 контробечайкой 4. Внутри обечайки 1 по ее диаметру устанавливается деревянная рукоятка 5 с выгнутым наружу выступом 6 над центральной частью инструмента. Под выступом перпендикулярно рукоятке 5 пропущено как минимум четыре струны 7, натянутые на колки 8, закрепленные на подставках с внешней стороны обечайки 1. С внутренней стороны обечайки 1 напротив колков 8 установлены порожки 9 для струн. В прорезях 2 обечайки 1 вставлены штифты с нанизанными на них металлическими тарелочками 10. На каждой из струн 7 подвешено по одному малому колокольчику 11, которые позволяют настроить каждую струну на заданный тембр, а на рукоятке 5 подвешены два больших колокольчика 12 с обеих сторон от выступа 6. Инструмент снабжен ложкообразной колотушкой 13 с круглой головкой 14, обтянутой кожей, и плоским хвостовиком с заостренным кончиком-плектором 15.

В представленном варианте конструкции "Башкирского дунгура" обечайка 1 содержит мембраны 3 и 16, небольшой гриф 17 с колками и порожек 18, на которые натягиваются струны 7. Внутри обечайки параллельно струнам 7 закреплены две короткие деревянные планки (не показаны), обеспечивающие жесткость конструкции при натяжении струн.

Особенности изготовления предложенной конструкции заключаются в следующем.

Обечайка изготовлена из березы, а все деревянные составные элементы (подставки и порожки для струн, рукоятка или гриф) - из древесины хвойных пород. Сочетание березовой обечайки и более легких, например, сосновых элементов при ударе по мембране обеспечивают звуковой резонанс, усиливая звучание инструмента и придавая ему своеобразную тембровую окраску.

В инструменте использованы промышленно выпускаемые струны для мандолины и гитарные колки. Струны крепятся к обечайке по аналогии с конструкцией щипковых музыкальных инструментов.

Пользуются Башкирским дунгуром следующим образом.

Исполнитель держит музыкальный инструмент одной рукой за рукоятку 5, а свободной рукой ударяет по мембране 3 колотушкой 13 либо непосредственно пальцами или ладонью ритмичными ударами или фрикционным способом. При ударе по мембране вступающие в резонанс струны 7 передают колебания рукоятке 5 и обечайке 1. Колебания воздушного потока вокруг обечайки 1, распространяясь веерообразно и завихряясь, задевают металлические тарелочки 10 в прорезях 2 и колокольчики 11, 12. В процессе игры на инструменте подпрыгиващие тарелочки 10 издают своеобразный звук. Поток воздуха, идущий от ударов по мембране 3, воздействует гармоническому колебанию колокольчиков 11, 12, тарелок 10 и настроенных в квинту и октаву струн 7. Помимо ударов по мембране 3 звук извлекается также посредством защипывания струн 7 большим пальцем свободной руки или плектором 15.

Конструкция предложенного "Башкирского дунгура" обеспечивает также возможность воспроизведения звуков, подражающих явлениям окружающей природы, что характерно для башкирской национальной мелодии.

Осуществляется это следующим образом: большим пальцем руки или плектором 15 попеременно защипываются струны 7, при этом, если звучание одной части струны сливается с тоникой исполняемой мелодии, то другая ее половина дает доминанту, то есть звук неопределенной высоты, который и используется для звукоподражания (завывание ветра, стук копыт, пение птиц и т.п.).

При втором варианте конструкции "Башкирского дунгура" исполнитель, играя на инструменте как на классическом бубне (ударяя ритмично по свободной мембране), в паузах исполняемой мелодии разворачивает инструмент струнами наружу и использует его в качестве мандолины, демонстрируя тем самым виртуозность своей игры.

Простота конструкции музыкального инструмента, технологичность изготовления и удобство использования делают предложенный "Башкирский дунгур" доступным для обучения национальной фольклорной музыке детей в любых самых отдаленных районах Республики, а также при создании ансамблей.

Посредством полировки, инкрустации и нанесения на мембрану рисунков, орнаментов музыкальному инструменту придается оригинальный внешний вид, что украшает оркестр.

Формула изобретения

1. Башкирский дунгур, содержащий круглую деревянную обечайку с симметричными равноудаленными прорезями, в которых вставлены штифты с металлическими пластинками, прикрепленную на торец обечайки мембрану, колокольчики, подвешенные с внутренней стороны обечайки, и закрепленную по диаметру обечайки деревянную рукоятку, отличающийся тем, что деревянная рукоятка выполнена выгнутой с выступом наружу над центральной частью обечайки, при этом под выступом рукоятки по диаметру обечайки перпендикулярно рукоятки пропущены как минимум четыре струны, натянутые на колках, закрепленных с внешней стороны обечайки, и опирающиеся на подставки, закрепленные с внутренней стороны обечайки напротив колков, а на каждой из струн подвешено с возможностью смещения как минимум по одному малому колокольчику и как минимум два больших колокольчика подвешено на рукоятке с обеих сторон от выступа.

2. Башкирский дунгур по п.1, отличающийся тем, что деревянная рукоятка удалена, а обечайка снабжена второй мембраной, натянутой на противоположный торец обечайки, небольшим грифом с колками, установленным перпендикулярно плоскости обечайки, порожком, выступающим над одной из мембран и закрепленным на обечайке напротив грифа, и как минимум четырьмя струнами, натянутыми над мембраной от порожка к колкам грифа.

3. Башкирский дунгур по пп.1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен ложкообразной колотушкой с круглой головкой и плоским хвостовиком с заостренным кончиком-плектором.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2