Способ повышения экологической безопасности судна

Реферат

 

Изобретение относится к вопросам эксплуатации судов, в частности к способам повышения экологической безопасности судов. Способ включает кондиционирование воздуха в обитаемых помещениях, приготовление питьевой воды, очистку отработанных газов, сбор и очистку сточных вод, сбор нефтесодержащих вод и их использование для приготовления водотопливной эмульсии. Забортную воду после очистки расходуют на орошение кондиционируемого воздуха, приготовление водотопливной эмульсии для главной энергетической установки и на хозяйственные нужды. Очищенные сточные воды используют на технические нужды и для очистки отработанных газов судовой энергетической установки, котлов и инсинератров. Собранные нефтесодержащие воды смешивают с топливом и подают на питание котлов и инсинераторов. Вырабатываемую котлами и инсинераторами теплоту расходуют на обработку сточных вод, отопление помещений и нагрев воды. Образующийся конденсат отводят в цистерну забортной воды. Достигаются повышение экологической безопасности судна и улучшение условий его обитаемости. 1 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано при эксплуатации судов и плавучих сооружений.

Известен способ комплексной обработки судовых отходов, включающий очистку нефтесодержащих вод, сбор отделенных нефтепродуктов и очистку сточных вод этих отходов с последующим обезвоживанием и сжиганием шламов (SU, патент 1414706, кл. В 63 В 35/32, 1988).

Известный способ обеспечивает повышение степени очистки сбрасываемых за борт вод и экономию горючих материалов, однако он может быть реализован только на специальных судах экологического назначения (нефте- и мусоросборщиках), так как требует применения громоздкого и энергоемкого оборудования. Кроме того, в нем никак не решается проблема очистки отработанных газов судовых энергетических установок.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, повышение за счет этого экологической безопасности и улучшение условий обитаемости судна.

Технический результат изобретения состоит в создании малоотходного санитарно-экологического судового комплекса, обеспечивающего требуемую степень очистки питьевой воды, сточных и нефтесодержащих вод и отработанных газов, утилизацию твердых отходов и шламов, кондиционирование воздуха в судовых помещениях, приготовление водотопливной эмульсии для судовой энергетической установки, котлов и инсинераторов.

Результат достигается тем, что забортную воду после очистки расходуют на орошение кондиционируемого воздуха, приготовление водотопливной эмульсии для главной судовой энергетической установки и на хозяйственно-бытовые нужды, при этом очищенные сточные воды используют на технические нужды и для очистки отработанных газов судовой энергетической установки, котлов и инсинераторов, причем собранные нефтесодержащие воды смешивают с топливом и подают на питание котлов и инсинераторов, а вырабатываемую котлами и инсинераторами теплоту расходуют на обработку сточных вод, отопление помещений и нагрев воды, при этом образующийся конденсат отводят в цистерну забортной воды.

Схема осуществления предлагаемого способа представлена на чертеже.

Способ включает сбор и очистку сточных вод, сбор нефтесодержащих вод, утилизацию и сжигание твердых отходов и шламов в инсинераторах.

Способ осуществляется следующим образом. Вода для хозяйственных, технических и бытовых нужд забирается на условно чистых плесах или из береговых гидрантов в цистерну забортной воды (блок 1), проходит специальную обработку (блок 2) и поступает потребителям: на очистку кондиционируемого воздуха (блок 3); на хозяйственно-бытовые цели (блок 4) и для приготовления водотопливной эмульсии (блок 5). Загрязненная вода из блока 3 возвращается в цистерну 1. Использованная потребителями вода из блока 4 и избыточная вода из блока 5 поступает в цистерну сточных вод (блок 6), проходит очистку одним из известных способов в блоке 7 и расходуется на хозяйственно-технические нужды (блок 8). В блоке 5 вода озонируется, смешивается с топливом и в виде водотопливной эмульсии используется в главной судовой энергетической установке. В блоке 9 топливо смешивается с нефтесодержащими водами и подается на питание котлов и инсинераторов. Отработанные газы направляются на очистку в блок 10, где обрабатываются очищенными стоками, поступающими из блока 7. Очищенные газы выбрасываются в атмосферу. Полученный в котлах пар расходуется для обработки сточных вод и на хозяйственные нужды. Образующийся при этом конденсат отводится в блоки 1 или 6. Шлам из блока 7 обезвоживается в блоке 11 и передается в инсинератор, где сжигается вместе с прочими видами отходов.

В результате такой комплексной обработки всех видов судовых отходов в атмосферу поступают только очищенные газы, а на береговые пункты сдаются только негорючий твердый мусор и шлаки из инсинератора.

Таким образом, предложенный способ позволяет повысить экологическую безопасность и условия обитаемости судна.

Формула изобретения

Способ повышения экологической безопасности судна, включающий сбор и очистку сточных вод, сбор нефтесодержащих вод и утилизацию и сжигание твердых отходов и шламов в инсинераторах, отличающийся тем, что забортную воду после очистки расходуют на орошение кондиционируемого воздуха, приготовление водотопливной эмульсии для главной судовой энергетической установки и на хозяйственно-бытовые нужды, при этом очищенные сточные воды используют на технические нужды и для очистки отработанных газов судовой энергетической установки, котлов и инсинераторов, причем собранные нефтесодержащие воды смешивают с топливом и подают на питание котлов и инсинераторов, а вырабатываемую котлами и инсинераторами теплоту расходуют на обработку сточных вод, отопление помещений и нагрев воды, при этом образующийся конденсат отводят в цистерну забортной воды.

РИСУНКИ

Рисунок 1