Тросовое запорно-пломбировочное устройство

Реферат

 

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается тросового запорно-пломбировочного устройства, содержащего отрезок троса с наконечником, жестко скрепленным с одним его концом, и надеваемый на свободный конец троса запирающий механизм, состоящий из корпуса, имеющим внутреннюю коническую поверхность, трех фиксирующих элементов, расположенных радиально на дуге и под углом друг к другу, взаимодействующих при запирании с внутренней конической поверхностью и тросом, а по крайней мере один из фиксирующих элементов расположен по отношению к двум другим ассиметрично с углом, равным с одной стороны 110o5o, а с другой - 130o5o. Данное устройство имеет большую надежность в работе. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к запирающим устройствам, предназначенным для защиты дверей контейнеров, железнодорожных вагонов, люков цистерн, штурвалов хоппер-зерновозов и т. п. от проникновения к перевозимым в них грузам посторонних лиц или злоумышленников.

Известно запирающее устройство (1), содержащее отрезок троса с наконечником, жестко скрепленным с одним его концом, и надеваемый на свободный конец троса запирающий механизм, состоящий из корпуса, имеющий коническую поверхность, подпружиненных фиксирующих элементов в форме шариков, взаимодействующих при запирании с внутренней конической поверхностью корпуса и тросом.

Известно также запирающее устройство (2), содержащее также отрезок троса с наконечником, жестко скрепленным с одним концом, и надеваемый на свободный конец троса запирающий механизм, состоящий из корпуса, имеющим коническую поверхность, подпружиненных фиксирующих элементов в форме шариков, взаимодействующих при запирании с внутренней конической поверхностью корпуса с тросом. Для повышения надежности от несанкционированного вскрытия при силовом воздействии в стенках корпуса (в отличие от первого устройства) со стороны его внутренней конической поверхности по образующей конуса выполнен по крайней мере один паз для размещения в нем части фиксирующего элемента.

В обеих устройствах количество фиксирующих элементов (шариков) кратно количеству прядей троса и расположены они в корпусе симметрично под углом друг к другу 120o (см. фигуры с поперечными разрезами аналогов).

Поскольку количество шариков кратно количеству прядей троса и размещены они под углом 120o, то при запирании они (как не крути) будут размещаться внутри между прядями троса, т.е. во впадинах троса, и, таким образом, запирающее устройство представляет собой "резьбовое соединение", в котором роль "болта" (шпильки) выполняет трос с его прядями ("витками резьбы"), а "гайки" - фиксирующие элементы - шарики. А такое конструктивное исполнение является разборным, поскольку элементы могут быть свинчены относительно друг друга. Конечно, не без усилий и не без умения. Возможность высвобождения троса может быть осуществлена, в частности, путем возвратно-вращательного воздействия на трос или корпус. Шарики, поворачиваясь в прядях троса, обеспечивают свинчивание корпуса.

Техническим результатом изобретения является создание, с одной стороны, надежной, а с другой стороны, простой в конструктивном отношении и не дорогой с экономической точки зрения конструкции запирающего устройства, поскольку оно не подлежит вторичному использованию. Последнее требование исключает возможность подлога и вторичного использования элементов устройства недобросовестными лицами.

Указанный технический результат достигается тем, что в тросовом запорно-пломбировочном устройстве, содержащем отрезок троса с наконечником, жестко скрепленным с одним его концом, и надеваемый на свободный конец троса запирающий механизм, состоящий из корпуса, имеющим внутреннюю коническую поверхность, трех фиксирующих элементов, расположенных радиально на дуге и под углом друг к другу, взаимодействующих при запирании с внутренней конической поверхностью и тросом, по крайней мере один из фиксирующих элементов расположен по отношению к двум другим асимметрично с углом, равным с одной стороны 1105o, а с другой - 1305o.

Благодаря такому расположению но крайней мере один из шариков воздействует на одну из прядей, на выступ пряди (на выступ "резьбы"), а не располагается, как два других, во впадинах троса (в витках "резьбы").

В результате исключается возможность высвобождения троса, т.к. шарик, воздействуя на отдельную прядь, практически не имеет возможности поворота при запирании. Он врезается в нее, а не находится во впадине ("в витках резьбы").

Ниже изобретение поясняется на примере выполнения.

На фиг. 1 изображено тросовое запорно-пломбировочное устройство в аксонометрии; на фиг.2 - устройство с фиксирующими элементами в виде шариков (увеличенное); на фиг.3 - схематичное изображение расположения шариков для аналогов изобретения (увеличенное); на фиг. 4 - схематичное изображение расположения фиксирующих элементов заявленного изобретения (увеличенное).

Тросовое запорно-пломбировочное устройство состоит из отрезки троса 1 с наконечником 2 и надеваемого на свободный конец троса 1 запирающею механизма, состоящего из корпуса 3, выполненного в виде стакана, закрытого крышкой 4, выполненной в форме шайбы, причем крышка неразъемно соединена с корпусом, например, путем завальцовки. В качестве троса используется стальной канат с множеством проволок в прядях, свитых в единый канат (ГОСТ 3070-74, ГОСТ 3071-74, ГОСТ 3062-69 и др.).

Корпус 3 имеет осевое отверстие 5 для размещения в нем отрезка троса. Соосно указанному отверстию располагается и отверстие 6 в крышке 4.

Внутренняя полость корпуса 3 снабжена тремя наклонными отверстиями 7, которые и составляют коническую поверхность, соответствующую аналогам изобретения, поскольку они выполнены наклонно по отношению к осевому отверстию.

Внутри наклонных отверстий размещены фиксирующие элементы, в качестве которых использованы шарики 8, которые подпружинены пружиной 9, взаимодействующей с ними через штифты 10.

С другой стороны шарики подпружинены пружиной 11. Возможен вариант с шайбой из пластмассы или алюминия вместо указанной пружины 11.

В нерабочем положении, т.е. без пропущенного троса, шарики 8 выступают из наклонных отверстий и упираются в пружину 11 (либо в пластмассовую или алюминиевую шайбу по другому варианту изобретения), препятствующую их выпадению из наклонных отверстий.

При этом фиксирующие элементы (шарики) расположены радиально на дуге, но не симметрично под углом 120o, как это имеет место в аналогах изобретения, а по крайней мере один из фиксирующих элементов расположен по отношению к двум другим асимметрично с углом, равным с одной стороны 1105o, а с другой - 1305o, такое расположение является оптимальным, поскольку по крайней мере один фиксирующий элемент (шарик) при запирании будет располагаться над прядью.

При этом указанный асимметрично расположенный фиксирующий элемент расположен на друге радиусом R1, который несколько больше дуги радиуса R2, на котором расположены два других. Разница между радиусом 1 и радиусом R2 составляет 0,5-1 мм и таким образом учитывается высота пряди троса, над которой располагается асимметрично расположенный фиксирующий элемент.

Этим обеспечивается симметричность расположения фиксирующих элементов в рабочем состоянии (в вертикальной плоскости), т.е. когда трос зажат. Эту же задачу (симметричность расположения фиксирующих элементов в рабочем состоянии) решает и несколько большая жесткость пружины, поджимающая асимметрично расположенный фиксирующий элемент, по сравнению с любой из пружин, поджимающей каждый из двух других фиксирующих элементов (их жесткость одинакова).

Запорно-промбировочное устройство навешивается на узлы запирания следующим образом: трос 1 пропускается сквозь проушины узла запирания и на его свободный конец надевается запирающий механизм.

Свободный конец троса 1, вводимый через осевое отверстие 5, упирается в находящиеся в этом отверстии и частично выступающие фиксирующие элементы (шарики). Под действием усилия пропускаемого троса пружина 11 сжимается, шарики перемещаются внутрь наклонных отверстий, освобождая проход тросу 1.

При попытке силового извлечения троса 1 из запирающего механизма он под действием сил трения захватывает фиксирующие элементы, которые начинают стопорить трос 1, причем, чем больше усилие, прикладываемое к тросу 1, тем дальше фиксирующие элементы перемещаются в сторону меньшего общего диаметра конической поверхности (образованной тремя наклонными отверстиями) внутренней полости корпуса 3, тем ниже опускаются фиксирующие элементы внутрь отверстия осевого отверстия 5 и тем сильнее они стопорят трос 1. Приведенная схема запирания справедлива и для аналогов, и для заявляемого изобретения, причем для последнего надежность возрастает в связи с тем, что по крайней мере один из фиксирующих элементов (шариков) располагается над прядью, а не во впадинах их, расплющивает ее.

Теперь представим себе, что все три шарика находятся во впадинах троса (между прядями) как это имеет место в приведенных аналогах. Поскольку, как было указано выше, трос и шарики образуют резьбовую пару (винтовую пару), шарики имеют возможность поворота (проворота) при возвратно-поворотном вращении троса, в результате чего не исключается возможность постепенного высвобождения троса.

В случае асимметричного расположения фиксирующих элементов (шариков) по крайней мере один фиксирующий элемент будет располагаться не во впадине, а над прядью, причем погруженный в нее на некоторую глубину, и он не имеет возможность поворота (проворота), а следовательно, система представляет собой жестко закрепленную одним концом балку, которую, как не крути, не дает возможности проворота фиксирующего элемента и, таким образом, не образует резьбовую (винтовую) пару, а следовательно, исключает возможность свинчивания и, следовательно, несанкционированного открывания устройства посторонними лицами.

Предлагаемая конструкция надежна, проста, экономична.

Возможен вариант опломбирования грузов с использованием дополнительной детали, например плашки 12, имеющей два отверстия, через которые пропускают трос.

Формула изобретения

1. Тросовое запорно-пломбировочное устройство, содержащее отрезок троса с наконечником, жестко скрепленным с одним его концом, и надеваемый на свободный конец троса запирающий механизм, состоящий из корпуса, имеющего внутреннюю коническую поверхность, трех фиксирующих элементов, расположенных радиально на дуге и под углом друг к другу, взаимодействующих при запирании с внутренней конической поверхностью и тросом, отличающееся тем, что по крайней мере один из фиксирующих элементов расположен по отношению к двум другим асимметрично с углом, равным с одной стороны 110o5o, а с другой - 130o5o.

2. Тросовое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что асимметрично расположенный фиксирующий элемент расположен на дуге радиусом, большим по сравнению с двумя другими.

3. Тросовое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что асимметрично расположенный фиксирующий элемент подпружинен пружиной с большей жесткостью по сравнению с двумя другими.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4