Способ обучения резонансному пению и инструментарий для его осуществления
Реферат
Способ обучения резонансному пению для повышения качества обучения заключается в том, что формируют резонансное фокусирование звукоизвлечения путем поэтапной отработки отдельных вокальных элементов и механизмов при помощи двух артикуляционных аппаратов, одним из которых является голос, а другим - руки, кисти которых моделируют резонансные движения мышц полости рта, включая пропедевтический этап, в процессе которого формируют резонансные движения голосового аппарата при помощи указанных двух артикуляционных аппаратов. А инструментарий для обучения резонансному пению характеризуется тем, что выполнен в виде бусин разного размера, с которыми обучающийся на разных этапах отработки отдельных вокальных элементов и механизмов своими пальцами и кистью рук совершает определенные движения для повышения качества обучения. 2 с. и 19 з.п. ф-лы, 12 ил., 2 табл.
Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано для профессиональной постановки техники речевого и певческого голоса любого человека, независимо от его вокальной одаренности и развития исполнительских способностей.
Известна резонансная теория пения, научно обосновывающая все составляющие процесса резонансного звукоформирования (Морозов В.П. Научные основы вокального искусства: резонансная теория пения. Курс лекций для вокалистов, дирижеров хоров, музыковедов, аспирантов, соискателей, стажеров. Москва, 1999 г. ), согласно которой постановка резонансной техники пения зависит от формирования резонансной акустики певческого аппарата. Основное отличие резонансной теории пения от распространенных представлений и теорий заключается в том, что источник силы и красоты певческого голоса переносится из области гортани в область певческих голосовых резонаторов, особым образом организованных и настроенных. Голосовые связки (складки) ввиду своих малых размеров и несогласованности с внешней акустической средой не могут считаться эффективными источниками певческого голоса, поэтому им отводится роль лишь возбудителей акустических колебаний в системе певческих резонаторов. Доминирующая роль певческих резонаторов проявляется в сильнейшем обратном влиянии акустического резонанса на характер колебаний голосовых связок. Правильно организованные резонаторы усиливают возникающие в голосовой щели высокочастотные обертоны, которые придают голосу такое важнейшее профессиональное качество, как звонкость, а значит полетность, и составляют область так называемой высокой певческой форманты. Однако резонансная теория пения, основанная на результатах научных исследований, может быть использована для практической постановки голоса только в качестве чисто теоретической информации. В основу настоящего изобретения положена задача разработки способа обучения резонансному пению и инструментария для его осуществления, обеспечивающих формирование на практике вокальной одаренности каждому человеку, не имеющему ее от природы, за счет создания резонансного импеданса голосового аппарата. Поставленная задача решается тем, что в способе обучения резонансному пению на основе формирования резонансной акустики голосового аппарата согласно изобретению формируют резонансное фокусирование звукоизвлечения путем поэтапной отработки отдельных вокальных элементов и механизмов при помощи двух артикуляционных аппаратов, одним из которых является голос, а другим - руки, кисти которых моделируют резонансные движения мышц полости рта, невидимые и неуправляемые сознанием человека, включая пропедевтический этап, в процессе которого формируют резонансные движения голосового аппарата при помощи указанных двух артикуляционных аппаратов на примарном речевом тоне и формируют пространственные звукоощущения с использованием движений рук, моделирующих положение верхней губы при произнесении звуков, речевой этап, включающий поэтапный процесс формирования резонансного извлечения согласных и гласных звуков путем концентрирования звуковыдоха в точку маски, находящуюся в корнях верхних резцов, выполнение для отработки в речи согласных комплекса упражнений, способствующих восстановлению координации и сочетанию ощущений и движений общей пластики, общей звукопластики, резонансных движений голосового аппарата, развитию воображения и созданию образа, использующих для их озвучивания резонансно-сфокусированные согласные звуки, формирования резонансной техники произнесения слогов на отдельных словах и формирования резонансной пассажной техники речи при техническом чтении, заключающемся в произнесении текстов в быстром темпе на примарном звуке речи, и выразительном чтении, заключающемся в произнесении текстов с использованием выразительной интонации, с сохранением резонансного звукоизвлечения, и вокальный этап, включающий выполнение комплекса упражнений, направленных на отработку резонансного извлечения и формирования гласных звуков путем сочетания комплекса движений общей пластики, звукопластики с резонансными движениями голосового аппарата и исполнением образных картин-этюдов, поэлементную отработку движений, обеспечивающих естественный переход от речи к пению с включением выразительной интонации, формирование слоговой резонансной вокальной техники при интонировании опорных гласных в словах синонимах и антонимах с применением глиссандо при интонационных перепадах и формирование резонансной пассажной техники пения с одновременным развитием музыкального и вокального слуха, включая разучивание по меньшей мере одной мелодии с ладотональными жестами, совмещая их с жестами, моделирующими два режима пения, сначала на одном звуке первой ступени лада, затем на следующих третьей и пятой устойчивых ступенях лада по мере возможного их использования, после чего включают все промежуточные ступени подряд, постепенно расширяя диапазон вниз до октавы, применяя моделирующие и управляющие жесты, при этом после разучивания каждой мелодии в указанном порядке ее исполняют с текстом с сохранением резонансного извлечения и формирования звука и, кроме того, на разных этапах отработки отдельных вокальных элементов и механизмов используют инструментарий, выполненный в виде бусин разного размера, с которыми обучающийся своими пальцами и кистью рук совершает определенные движения, при которых ощущения, возникающие в зависимости от характера, темпа и формы, рефлекторно переносятся на движения голосового аппарата. Постановку резонансных движений голосового аппарата на примарном речевом тоне предпочтительно начинать отрабатывать при произнесении эталонного согласного "ль" и согласных, близких к нему по типу звукоизвлечения, а затем всех остальных звуков. На подготовительном этапе все движения рук, моделирующие положение верхней губы при произнесении звуков, осуществляют сначала в медленном, а затем постепенно в более быстром темпе, переходя с крупной бусины на более мелкую. Фокусирование согласных и гласных звуков путем концентрирования звуковыдоха в точку маски, находящуюся в корнях верхних резцов, отрабатывают сначала на примарном речевом тоне, а затем на звуках примарного речевого диапазона, при этом используют упражнение, при котором третий палец правой руки ставят в выемку над верхней губой, а большой палец располагают так, что он упирается в среднюю фалангу указанного третьего пальца. При разучивании мелодии с использованием ступеней лада местоположение ступени лада обозначают определенными положениями рук поющего в соответствующих точках его корпуса и головы, а режимы пения моделируют положением запястий рук. При выполнении комплекса упражнений, направленных на отработку резонансного извлечения и формирования гласных звуков, используют необходимые положения тела и движения рук и корпуса. При обучении взрослых в процессе разучивания мелодий в качестве моделирующих жестов используют набор артикуляционных, ладотональных, звуковысотных, контролирующих и управляющих жестов, а при обучении детей - набор ладотональных, звуковысотных, контролирующих и управляющих жестов. При исполнении мелодий с текстом дополнительно отрабатывают быстрое чтение текста на примарном тоне в разных темпах с применением инструментария и моделирующих жестов рук с включением двух режимов произнесения и общего опорного движения встряхивания. На каждом этапе отработки отдельных вокальных элементов и механизмов используют дидактический репертуар для детей или взрослых, который может быть представлен на видео/аудиокассетах. На каждом этапе отработки отдельных вокальных элементов и механизмов выполняют развивающие интонационные упражнения, направленные на развитие чувства образа, формы, а также предназначенные для разработки и управления тембровыми красками голоса или для освоения парадоксального и синхронного движения на основе ощущения. Поставленная задача решается также тем, что инструментарий для обучения резонансному пению согласно изобретению выполнен в виде бусин разного размера, с которыми обучающийся на разных этапах отработки отдельных вокальных элементов и механизмов своими пальцами и кистью рук совершает определенные движения, при которых ощущения, возникающие в зависимости от характера, темпа и формы, рефлекторно передаются на движения голосового аппарата, при этом бусины нанизаны на нить и расположены на расстоянии друг от друга с учетом размера ладони обучающегося, а нить одним своим концом соединена с браслетом, который размещают на правой руке обучающегося, и имеет длину, позволяющую свободно брать пальцами каждую бусину. Инструментарий может содержать две бусины контрастного размера, при этом бусина большого размера расположена первой от места соединения нити с браслетом и при размещении ее в руке обучающегося она находится на сгибе средней и верхней фаланг указательного пальца, а расстояние между бусинами соответствует ширине ногтя большого пальца. Кроме того, бусины разделены между собой бисером и выполняются из натурального материала, например камня или дерева, или искусственного материала, например пластмассы. В дальнейшем предлагаемое изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения и прилагаемыми чертежами, на которых: фиг.1 изображает инструментарий для выполнения определенных движений руками на разных этапах отработки вокальных элементов и механизмов; фиг.2-7 - основные движения рук и ног, а также положение корпуса при выполнении упражнений вокальной гимнастики на согласные; фиг.8 - вокальную столбицу для детей; фиг.9 - схему постановки вокального механизма; фиг. 10-12 - основные движения рук и ног, а также положение корпуса при выполнении упражнений вокальной гимнастики на гласные. Предлагаемый способ обучения резонансному пению начинают с активации мышц артикуляционного аппарата, постановки резонансных движений мышц, участвующих в формировании резонансного импеданса, постановки опоры корпуса, формирования пространственных ощущений при резонансном голосообразовании, координации всей двигательной системы человека, результатом которой является возникновение резонансных ощущений и движений и управление мышцами артикуляционного аппарата, резонансные движения которого можно назвать высшими движениями, на которые способен человек. Пропедевтический этап является начальным и рассчитан на работу с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и учениками любого возраста, не имеющими вокальной одаренности. Пропедевтический этап начинается подготовительным разделом, в процессе которого формируют правильную постановку корпуса в пении и активизацию тонуса мышц верхней губы и челюсти, настраивающих резонансные ощущения и движения. Эту работу начинают с подготовки тонуса мышц верхней губы и челюсти на согласном звуке ЛЬ в речевом режиме пения, что впоследствии обеспечит резонансное звукоизвлечение остальных звуков и заключается - формировании правильного ощущения положения верхней губы - полуулыбка (уголки вверху, середина внизу); - формировании ощущений выдвигания верхней челюсти вперед и нависания ее над полом перед учеником; - разделении движения верхней губы; - ощущении движений кончика языка, губ; - освоении позы "колок". Кроме того, в процессе общедвигательного развития и развития специальных движений у обучающихся формируют ощущение опоры корпуса - поза "колок"; координацию простейших движений; ощущение равновесия в процессе переноса центра тяжести тела с одной ноги на другую; чувство релаксации, т.е. умение расслабляться, чередовать напряжение и расслабление в соединении с двумя типами формирования звука двумя артикуляционными аппаратами. Все резонансные ощущения и движения формируют с помощью двух артикуляционных аппаратов (руки и голос), при помощи образов - моделей, исполняемых движениями рук. Для усиления и конкретизации этих движений на начальном этапе используют инструментарий в виде бусин и упражнение, при котором третий палец правой руки ставят в выемку над верхней губой, при этом в его среднюю фалангу упирается большой палец. Сенсорные движения рук, пальцев и модели вокальных ощущений и резонансные движения внутренних, невидимых и неуправляемых сознанием человека мышц голосового аппарата значительно облегчают сложнейшую работу с неуправляемыми сознанием мышцами артикуляционного аппарата, делая ее понятной и доступной для учеников любого возраста. Инструментарий содержит две бусины 1 и 2 (фиг.1) контрастного размера, которые нанизаны на нить 3 и расположены на расстоянии друг от друга с учетом размера ладони обучающего. Нить 3 одним своим концом соединена с браслетом 4, который размещают на правой руке обучающегося, и имеет длину, позволяющую свободно брать пальцами каждую бусину. Бусина 1 большого размера расположена первой от места соединения нити 3 с браслетом 4 и при размещении ее в ладони она находится на сгибе верхней и средней фаланг указательного пальца, а расстояние между бусинами 1 и 2 соответствует ширине ногтя большого пальца. Кроме того, бусины 1 и 2 разделены между собой бисером 5 и выполняются из натурального материала, например камня или дерева, или искусственного материала, например пластмассы. Включение ученика в самостоятельную вокальную работу с начального этапа становится возможным благодаря конкретной зрительной наглядности сенсорных, кинестетических и рефлекторных ощущений, моделируемых кистью рук, работающих с непосредственным предметом. Выполняя движение со специально подобранными предметами, кисти рук рефлекторно передают его характер, темп, форму, размер мышцам артикуляционного аппарата. Кроме предметных включают ощущения и движения с воображаемыми образами - моделями. В данном случае сами кисти - пальцы, ладони, запястья служат наглядными моделями формы положения, характера ощущений резонансных движений, которые также рефлекторно воспринимаются артикуляционными мышцами. В качестве репертуара на подготовительном этапе могут быть использованы, например, для детей народные попевки, песенки, короткие стишки, которые могут быть основой для упражнений. Дидактический репертуар для детей или взрослых может быть представлен на видео/аудиокассетах. Эти упражнения дают возможность последовательно отрабатывать необходимые ощущения и навыки резонансной техники пения. В качестве примера ниже приведен порядок выполнения упражнения "Петушок". В беседе с детьми, предваряющей работу над упражнением, педагог обращает их внимание на те движения тела, лица и артикуляционного аппарата, которые связаны с техникой резонансного фокусирования звука. Он изображает Петушка: гордо поднимает голову, выпрямляет спину, отводит назад вниз плечи, подчеркнуто высоко держит грудь, "крылышки-руки" ставит на талию и широко разводит локти. Особое внимание уделяет положению середины верхней губы, которая опущена вниз и закрывает верхние резцы, а так как Петушок очень добрый, поэтому он постоянно улыбается и уголки губ растянуты и приподняты вверх на естественной полуулыбке. Музыкальный руководитель показывает, как Петушок ходит: он вначале крепко встает на пятку, а потом на всю ступню. Произнося слоги "ко-ко-ко", Петушок клюет зернышки: берет большую бусину 1 (для детей 2-3-х лет бусина равна шарику погремушки), лежащую на его левой ладони, всей кистью (пятью пальцами). Середина верхней губы при этом тоже сжимается, повторяя движение пальцев. Петушок может ходить, махать крылышками, подпрыгивать, в темпе попевки. Со всеми этими движениями нужно связывать произнесение серединой верхней губы слогов "ко-ко-ко". Образ Петушка помогает сформировать у детей комплекс необходимых положений тела и движений. Ведущим из них является правильная постановка корпуса, так называемая "поза колок", при которой позвоночник имеет естественное положение, грудь расправленная, молодцеватая; грудина слегка выдвинута вперед вверх; плечи расправлены и отведены назад вниз; возникает ощущение опоры плечевого пояса на крестцовую зону позвоночника; ощущение опоры тела свободно переносится с передней части стопы ног на пятки и обратно. Эта поза составляет основу певческой осанки, определяя положение тела в процессе пения. В сочетании с движениями ног (перенос тяжести тела с пятки на стопу и с ноги на ногу) "поза колок" способствует возникновению ощущения двигательного равновесия, необходимого для становления общей и певческой пластики. Включение движений рук - "крылышек", которые должны находиться на уровне плечевого пояса, помогает сохранять вдыхательную установку, обеспечивающую экономный, растянутый певческий выдох. Комплекс этих движений способствует организации певческого дыхания. Вдыхательная установка - это сохранение дыхательными мышцами положения вдоха до конца фонации. Возникновение образа остренького, опущенного вниз клювика Петушка помогает детям почувствовать движения середины верхней губы и положение ее уголков. Движения верхней губы имеют огромное значение для приближения звука в речи и пении. Ощущение в пении высокого положения выдвинутой вперед верхней челюсти способствует не только удерживанию впереди речевого и певческого звука, но и формированию полуприкрытой манеры пения. При выполнении упражнения ощущение движений клюва Петушка должно соединяться с ощущением положения верхней челюсти. Подбородок детей, имитируя движение подбородка Петушка, должен свободно опускаться вниз при протягивании слогов. Образ тяжелой, длинной, повисающей вниз бороды Петушка помогает возникновению ощущения свободного движения подбородка вниз. Педагог может попросить детей помочь себе опустить подбородок правой рукой, при этом они ставят 2-4-й пальцы в выемку на подбородке и опускают его вниз. Можно включить и другие контролирующие жесты, которые помогают опустить нижнюю челюсть и подбородок, физически ощутить свободу их движений: - 2-й, 3-й и 4-й пальцы рук ставят на нижние зубы через щеки у уголков губ; - руки ставят третьими пальцами в ямочки у козелков ушей. При воспроизведении движений Петушка, когда он клюет зернышко, дети выполняют упражнения с большой бусиной - "зернышком". Она лежит на левой ладони ребенка. Петушок клюет зернышко (первым и третьим пальцами) на слоги "ко-ко". Середина верхней губы повторяет это движение. Педагог добивается точного совмещения этих движений с произнесением слогов; отрабатывает свободное движение подбородка вниз при протягивании слогов "ко-ко-ко". Таким образом, на этом этапе осуществляют активизацию стимулирования мышечной системы верхней губы, артикуляционного аппарата и постановку ощущений движений верхней челюсти. В тренаж мышечной системы включают сразу два артикуляционных аппарата - голос и руки, что значительно повышает эффективность этой работы. Облегчить понимание нужного характера ощущения и звукодвижения, а также ускорить процесс приобретения необходимого тонуса мышечной системы губ артикуляционного аппарата помогает использование набор бусин 1 и 2 разного размера, с которыми работает правая рука. В случае работы с детьми до 4-х лет используют большую бусину 1 размером с шариком погребушки. Размер и характер звукодвижений первого, второго и третьего пальцев правой руки рефлекторно передаются средним мышцам верхней губы, мысленно представленными тоже тремя соответствующими пальцами. По мере уменьшения бусины в пальцах руки уменьшается ощущение звукодвижения средних мышц верхней губы, которые нужно довести до минимума. Кроме того, ученики получают представление о двух типах формирования звука и их классификации на гласные и согласные. Все согласные и гласные звуки произносятся только двумя способами: при произнесении одного типа звуков верхняя губа растягивается, при произнесении другого - собирается. Поэтому в зависимости от формирования звуков артикуляционным аппаратом первые названы "линейными", а вторые - "точечными". К линейным звукам относятся почти все согласные, за исключением М, Б, П, и гласные А, Е, И, Э, Ы. К точечным звукам относятся согласные М, Б, П и гласные У, О. Движение верхней губы при произнесении любого звука моделируется звукожестами рук, которые названы "фонемными". Они, как и все звуки, делятся на два типа: широкий жест - "линейный", при котором руки вытянуты в стороны и служат продолжением плечевого пояса, и узкий жест, моделирующий "точечный" звук, при котором руки соединены в одном случае локтями и ладонями или в другом случае запястьями. Каждое широкое или узкое движение, позу человека можно рассматривать как "фонемный" жест. Применение "фонемных" жестов намного облегчает задачу резонансного фокусирования звука в точке маски. После этого приступают к постановке резонансных ощущений формирования согласных звуков. Ее начинают с анализа звукоформирования звукоупора эталонного согласного звука ЛЬ и близких к нему по месту ощущения звукоупора при произнесении согласных Н, Т, Д. Кончик языка при произнесении согласного ЛЬ упирается в корни верхних резцов, т.е. в точку маски, куда должен быть сконцентрирован при пении каждый звук любой высоты. Вся мышечная система артикуляционного аппарата приспосабливается к произнесению каждою звука алфавита в том самом месте и точно таким же способом, как на согласном ЛЬ. Это значит, что ученик должен научиться говорить и впоследствии петь все звуки алфавита как согласный ЛЬ, с тем же ощущением и положением верхней челюсти верхней губы (губа держит полуулыбку, звукоупор в корни верхних резцов). Эти упражнения повторяют до тех пор, пока тонус мышц верхней губы будет настолько тренирован, чтобы она могла справиться с манипуляциями, связанными с ясным и четким формированием каждого отдельного согласного и гласного звука при изменении звуковысоты и смене темпов звукосочетаний в разных текстах. Навык должен быть хорошо сформирован как в речи, так и в пении. Кроме того, звукодвижения кончика языка должны отличаться крепкими, четкими мини-звукодвижениями, которые одинаково остры и точны на всех звуках любой высоты, сочетания и темпа и при едином месте звуковыдоха - корни верхних резцов. Ощущение и физическое место звуковыдоха тоже должно быть очень маленького размера, тогда можно достичь точнейшей, а следовательно, и наибольшей концентрации звука, что повышает его резонансные качества, делает предельно собранным, богатым обертонами высокой частоты, которые не обтекают полость рта, а выносятся только вперед, за счет чего голос становится полетным и хорошо управляемым. Верхняя губа имеет 36 мышц, но самое активное участие в произнесении принимают центральные мышцы верхней губы, уголки губ и концы губ, которые участвуют в произнесении звука. Работу центральных мышц верхней губы при произнесении звука можно приравнять к работе трех пальцев правой руки - первому, второму и третьему. Ощущение постановки верхней челюсти моделирует запястье правой руки, напряженно согнутой в запястье и выдвинутой вперед вверх. Центральные мышцы верхней губы в сознании ученика образно представлены указанными тремя пальцами правой руки и связываются с образом хоботка слона, шмеля, а верхняя челюсть - запястьем правой руки. Таким образом, по образному представлению верхняя челюсть и верхняя губа аналогичны в работе со звуком правой руке; нижняя челюсть - левой руке. На начальном этапе фокусирования звука используют примарный речевой тон, так как работа в этом режиме намного облегчает тренировку мышечной системы верхней губы и всего артикуляционного аппарата, потому что на примарном тоне наименьшие физические затраты. Для формирования четкой и ясной вокальной речи и чистого интонирования мелодии (пролив гласной) введены два режима пения - речевой и вокальный, которые соединяются между собой вокальным механизмом. Речевой этап включает поэтапный процесс формирования резонансного извлечения согласных и гласных звуков. На основном этапе постановки голоса вокальные ощущения отрабатывают в примарном - речевом регистре (фа-1, ля, соль малой октавы, индивидуально). В дальнейшем на резонансную основу ставится грудной, более низкий по сравнению с примарным регистр и только после этого фальцетный и головной регистры. Таким образом, общая последовательность работы: от примарного регистра - вниз для овладения нижним, грудным регистром, затем без какого бы то ни было напряжения - вверх, через фальцетный (фа-1 - ре-2) к головному (ми-2) и т.д. Работа над резонансной техникой пения начинают с упражнений, которые готовят мышцы артикуляционного аппарата к поэлементной отработке фокусирования гласного звука в точке маски. Сначала отрабатывают выдвигание вперед верхней челюсти и постановку верхней губы на согласном ЛЬ, который произносят очень легко, остренько, кончиком языка. Одновременно вперед выдвигают запястье правой руки - моделирующий кистевой жест, при этом важно добиваться полного совмещения этих двух движений. Звук ЛЬ в сочетании с этими движениями произносят многократно. Это упражнение активизирует работу мышц верхней челюсти и верхней губы. Кроме того, при каждом произнесении согласного ЛЬ 1-й, 2-й и 3-й пальцы крепко сжимают бусину 1 (фиг.1). Характер движения пальцев аналогичен движениям средних мышц верхней губы, которые сжимают воображаемую бусину и тоже должны быть крепкими и цепкими. Обучающийся представляет себе бусину в центре верхней губы и как бы обхватывает ее губой, как пальцами. По мере приобретения стабильного навыка ученик переходит к мелкой бусине 2, и движения его верхней губы становятся все более мелкими, тонкими и точными. Это необходимо для повышения чувствительности губ, которые участвуют в произнесении, управлении и концентрации звука. Вслед за согласным ЛЬ в это упражнение включают согласные Н, Т, Д и все остальные; в последнюю очередь - "точечные" согласные М, П, Б. Все движения осуществляют сначала в медленном, а затем постепенно в более быстром темпе. После того как в результате этих упражнений у обучающегося активизировалась губа, появилось разделение и управление ее движениями, и он при произнесении согласных научился удерживать губу на естественной полуулыбке, и возникло ощущение как бы выдвинутой вперед челюсти, переходят к следующему этапу формирования резонансной техники. На этом этапе в речевом режиме вырабатывают единое место звукоупора для всех согласных и гласных. Начинают эту работу с согласных звуков, после чего приступают к постановке гласных звуков. Фокусирование всех звуков отрабатывают сначала в речи, на примарном речевом тоне, затем на звуках примерного речевого диапазона. Примарным речевым тоном является звук, которым чаще всего пользуется человек при произнесении односложных слов. У детей это чаще всего звуки: ми, ре, до первой октавы, от них вниз - звуки: си, си бемоль, ля малой октавы. Примарный речевой диапазон - это тоны речевого голоса, которые используются в обычной спокойной речи. Речевой диапазон у детей чаще всего состоит из 3-4-х, иногда 5-ти звуков (от фа первой октавы до си, си бемоль, иногда ля малой октавы). Ориентиром фокусирования звука служит место, которого касается кончик языка при произнесении эталонного согласного - звука ЛЬ. Оно должно сохраняться на всех звуках несмотря на то, что при произнесении остальных звуков кончик языка не касается точки маски. Внешне это место фиксируют прикосновением 3-го пальца правой руки к ложбинке над верхней губой. В процессе работы сочетание произнесения звука ЛЬ с этим движением повторяют многократно. Именно такое начало работы над певческим голосом является природосообразным и доступным ученикам любого возраста, так как речь организуется у каждого человека естественно. Согласный звук - основа произнесения слов. Большинство согласных звуков произносятся на естественно растянутой верхней губе, поэтому широкое, растянутое положение верхней губы, на полуулыбке, прикрывающей зубы, помогает формированию и удерживанию правильного места звукоизвлечения, выдвижению звука вперед. Отработка резонансного фокусирования согласных звуков алфавита, начиная с эталонного согласного ЛЬ и близких ему по типу звукоизвлечения согласных Н, Т, Д, происходит постепенно. Звук направляют в корни верхних резцов вместе с выдыхаемой струей воздуха. В этих условиях работа внутренней мышечной системы артикуляционного аппарата формирует необходимое узкое выходное отверстие предрупорной камеры в полость рта. Организация узкого выхода из предрупорной камеры является самым важным моментом в работе над вокальной техникой: с ним связано возникновение певческого резонанса. Только в режиме резонанса создаются все необходимые условия для естественной работы певческих связок, их развития и физического здоровья. После того как отработана точная фокусировка "линейных" согласных звуков ЛЬ и Т, Д, Н, начинают формирование резонансного звучания остальных "линейных" и "точечных" согласных звуков. При работе над правильным фокусированием согласных звуков выполняют упражнения вокальной гимнастики, целью которой является включение в этот процесс общей пластики человека, являющейся необходимой основой, фундаментом собственно вокальной пластики - пластики певческого аппарата, На фиг.2-7 показаны основные движения рук и ног, а также положение корпуса при выполнении упражнений вокальной гимнастики на согласные. Упражнение "Стрекозка". Основные движения: ноги на ширине плеч (фиг. 2), трепещущие руки - "крылья" расправлены в стороны (широкий фонемный жест). Пальцами ног Стрекозка держится за стебелек и "встряхивается", поднимаясь на носочки и падая на пятки. При этом она трепещет крылышками и поет свою песню. После овладения этими движениями ребенок выполняет их, поворачиваясь вправо и влево, без наклонов и с наклонами, сначала на двух ногах, а потом перенося центр тяжести то на одну, то на другую ногу. Затем звучит музыка (разного характера, все более быстрая), а Стрекозка, перелетая с цветка на цветок, воспроизводит те же движения. Все последующие упражнения вокальной гимнастики на согласные звуки строят по этой же схеме, поэтому в них будут описаны только игровые моменты и основные движения. Упражнение "Жучок". Основные движения: ноги - "лапки Жучка" на ширине плеч (фиг.3). Он держится ими за цветочек. Руки на уровне живота, локти разведены в стороны, пальцы сильно вытянуты. Напряженными кистями рук Жучок гладит свой животик, издавая звук Ж только в момент прикосновения. При этом он совершает еле заметные повороты и наклоны в стороны, "встряхивается", поднимаясь на носочки и падая на пятки. Затем он "стряхивает пыльцу с передних лапок"; кисти рук расслаблены полностью; многократно, в темпе движения кистей рук произносит звук Ж и в легком прыжке вверх стряхивает ее одновременно с передних и задних лапок. Упражнение "Кобра". Основные движения: приподнимаясь на носочки и с легким приседанием опускаясь на пятки (фиг.4). Кобра совершает пружинные встряхивания. Эти движения она сочетает с "покачиванием капюшоном": легкие повороты и наклоны корпуса из стороны в сторону, напоминающие "лежащую" восьмерку. Кобра шипит на каждом повороте, сочетая короткие движения с четким произнесением согласного Ш. Эти короткие движения чередуют с тянущимися, плавными, гибкими движениями по траектории "лежащей" восьмерки, которую она "рисует" всем корпусом. Согласный звук Ш при этом звучит протяженно. Руки ученика изображают капюшон. Периодически Кобра высоко подпрыгивает на "хвосте", произнося согласный звук Ш. Упражнение "Филин". Основные движения: Филин таращит глаза - совмещать это движение с растягиванием пальцев рук, которые находятся на уровне глаз ладонями вперед, всматриваясь в добычу (фиг.5). Затем закрывает глаза (закрыть глаза, сжать кулаки), притворяясь спящим, после чего внезапно широко их раскрывает (вытаращить глаза, растопырить и растянуть пальцы) и резко произносит согласный звук Ф. При этом он "встряхивается", приподнимаясь на носочки и падая на пятки ("качается на ветке дерева"), поворачивается вправо, влево, повисает то на одной, то на другой ноге, встряхивается, повторяет эти движения многократно. Упражнение "Лев". Основные движения: ноги на ширине плеч (фиг.6). Чуть наклонясь вперед и продолжая потягиваться, Лев звонко поет согласный звук Р. Раскрытыми ладонями рук (пальцы вверху) он "ведет" этот светлый, звонкий, не прикрытый звук (представить себе, что звук ведет низ ладони, запястье внизу). Затем ладонь поворачивают пальцами вниз, запястье вверху. Лев подгребает лапами, как экскаватор ковшом. Теперь звучание согласного Р прикрыто (смена манеры формирования звука). Лев, урча, расчесывает свою гриву (пальцами рук, запястья вверху). Звук прикрыт. Следует обратить внимание на разницу в звучании согласного Р при смене манеры формирования звука, регулируемой положением запястий рук (низкое - открытый звук, высокое - прикрытый). Упражнение "Дятлы". Основные движения: ноги на ширине плеч (фиг.7). "Крылышки" - руки на поясе, большой палец впереди, локти в стороны. Дятлы ритмично кивают головой, сочетая это движение с произнесением согласных Т, Д, Н, К. Каждый согласный повторяют многократно. Затем произносят слог КУХ с протягиванием гласного У в речевом режиме: дятел продолбил дырку в коре и "ныряет" в нее - поясной наклон вперед в сочетании со звучанием гласного У и завершающим наклон произнесением последнего согласного. На нем сбрасывается оставшийся в легких воздух. При этом мышцы верхней челюсти надо расслабить так же, как верхнюю часть корпуса и руки, а гласный звук У произнести в том же месте, где произносятся согласные. Выпрямить корпус, поставить руки на пояс, сделать вдох и, поглаживая правой ладонью живот, многократно, насколько хватит дыхания, в быстром темпе повторить "ням-ням" серединой верхней губы. Основное внимание в упражнении уделяют сохранению единого места резонансного фокусирования на согласных и гласном У в речевом режиме. Только после отработки единого места фокусирования всех согласных звуков начинают работу над фокусированием гласных, при этом сохраняют ту же последовательность, что и при фокусировании согласных: вначале отрабатывают "линейные" гласные Я-А, Е, И, Э, Ы, а затем "точечные" О-Е, У-Ю. После того как в речи отработано резонансное фокусирование согласных и гласных звуков, начинают работу над слоговой и пассажной (произнесение слов и фраз) речевыми техниками. Ее целью является приобретение учеником умения соединять "линейные" и "точечные" согласные и гласные между собой в словах и фразах, сохраняя при этом единый звукоупор и единый принцип формирования. На этом этапе последовательно отрабатывают в речи гласные в сочетании с согласными звуками - речевая резонансная слоговая техника. При многократном повторении одного и того же согласного звука ученик, хорошо ощутив место звукоизвлечения, точно переносит в него звукоизвлечение гласного. Таким способом отрабатывают сочетания всех согласных и гласных звуков. При этом сначала на примарном речевом тоне проговаривают слоги, включающие гласные Я и А, затем другие "линейные" гласные в сочетании с согласными ЛЬ, Т, Д, Н. Когда ученик научится вла