Способ предупреждения и лечения бронхиальной астмы
Реферат
Изобретение относится к области медицины и предназначено для предупреждения и лечения бронхиальной астмы. Проводят регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания. Используют устройство для проведения дыхательной гимнастики. Устройство подает сигналы - команды, по длительности соответствующие фазе вдоха, выдоха и паузы. Занятия проводят не менее 2-3 раз в день продолжительностью не менее 3 ч. Интенсивные занятия прекращают по достижению величины контрольной паузы, равной 60 с. Способ позволяет усовершенствовать процесс дыхательных тренировок и обеспечивает выработку у пациентов нового стереотипа дыхания.
Способ относится к медицине и может быть использован для предупреждения и лечения бронхиальной астмы.
Известен способ лечения бронхиальной астмы у детей 5-13 лет, включающий в себя регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания при помощи игры на духовых музыкальных инструментах [1]. Известно также, что люди, страдающие бронхиальной астмой, после освоения способа волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) по Бутейко на практическом уровне или полностью излечиваются от бронхиальной астмы или значительно улучшают свое самочувствие [2]. Недостатком лечения бронхиальной астмы методом ВЛГД по К.П.Бутейко является сложность освоения метода на практическом уровне, т.к. необходимо одновременно держать под контролем время входа, время выдоха; ввести новый элемент в цикл своего дыхания - паузу; отслеживать свое состояние и уменьшать глубину вдоха до состояния легкой нехватки воздуха. Наиболее близким к заявляемому способу является способ лечения бронхиальной астмы у детей 5-13 лет [1], включающий в себя регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания при помощи игры на духовых музыкальных инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот. При этом занятия музыкой осуществляются трижды в день по 10-30 минут в течение 2-3 месяцев с постепенным увеличением протяженности извлекаемого звука от 2 до 60 секунд [1]. Недостатком способа является необходимость участия в тренировках музыкального работника и врача-педиатра, а также ориентированность его на детей и подростков. Задачей предлагаемого способа предупреждения и лечения бронхиальной астмы методом волевого регулирования процесса дыхания является упрощение процесса практического освоения метода для всех возрастных категорий, исключения необходимости участия в тренировках как музыкального работника, так и врача-педиатра. Поставленная задача решается путем регулярных занятий по волевой регуляции процесса дыхания с использованием устройства для проведения дыхательной гимнастики, подающего сигналы - команды, по длительности соответствующие фазе вдоха 2-3 секунды, фазе выдоха 3-4 секунды и паузы 3-4 секунды. Тренировки с устройством проводят не менее 2-3 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов. Интенсивные тренировки прекращают при достижении величины контрольной паузы, равной 60 секунд. Устройство представляет из себя малогабаритное электронное устройство, вырабатывающее в непрерывном режиме по замкнутому циклу звуковые и световые сигналы, по длительности соответствующие времени вдоха, выдоха и паузы [3]. Способ осуществляется в три этапа. Первый этап - установочный, второй - основной, третий - поддерживающий новый стереотип дыхания на уровне рефлекторного дыхания. На первом этапе тренировок пациент привыкает дышать под команды устройства для проведения дыхательной гимнастики. Он делает вдох, по длительности соответствующий световому и звуковому сигналу устройства - 2-3 секунды; затем выдох, руководствуясь соответствующим сигналом устройства, равным 3-4 секундам; после выдоха пациент выдерживает паузу 3-4 секунды, также руководствуясь сигналом устройства. Временной интервал паузы устройство задает нулевым сигналом (свет и звук отсутствуют). Затем все повторяется, начиная с вдоха. Ко второму этапу тренировок по волевой регуляции процесса дыхания с использованием устройства приступают после выработки некоторого автоматизма в выполнении команд устройства при достаточно комфортном состоянии. Второй этап многоступенчатый и осуществляется постепенно от тренировки к тренировке. Сущностью тренировок по волевой регуляции процесса дыхания на втором этапе является закрепление алгоритма дыхания в сознании пациента до уровня условного рефлекса и уменьшение объема воздуха, используемого на вдох-выдох до 0,2-0,1 литра и меньше, путем расслабления диафрагмы до состояния легкой нехватки воздуха. Уменьшение объема воздуха, используемого на вдох-выдох, пациент производит постепенно от тренировки к тренировке. Объем тренировок по волевой регуляции процесса дыхания должен быть не менее 3 часов в день. Необязательно подряд и необязательно отводить для этого специальное время. Тренироваться можно в любое время и в любом месте, соблюдая два условия: сигналы устройства не должны беспокоить окружающих; сознание пациента не должно быть занято интеллектуальной деятельностью. Во время волевой регуляции процесса дыхания время от времени измеряют контрольную паузу в секундах. Контрольная пауза представляет из себя интервал времени между обычным выдохом и вдохом, в период которого пациент не испытывал особого дискомфорта. Технология измерения контрольной паузы следующая. Сесть на стул прямо, ноги на полу не перекрещиваясь, расслабить все мышцы тела, без какой-либо подготовки, то есть без глубоких вдохов и глубоких выдохов, сделать обычный выдох и остановить дыхание. Не дышать сколько сможешь, но так, чтобы после этой паузы вдох был бы обычным, то есть как и до паузы. Сколько секунд не хотелось бы дышать без неприятных ощущений - это и есть контрольная пауза. Интервал времени паузы при сильной нехватке воздуха без углубления вдоха - это максимальная пауза. Если после паузы пациент начнет часто и глубоко дышать - это задержка дыхания, и она категорически запрещается. При контрольной паузе, равной 60 секунд, пациент может перейти на поддерживающие тренировки, то есть к третьему этапу. Целью тренировок по волевой регуляции процесса дыхания на третьем этапе является поддержание нового для пациента стереотипа дыхания на рефлекторном уровне. Для этого достаточно время от времени сравнивать алгоритм своего дыхания с эталоном, то есть сигналами устройства, и "гасить" все случаи рецидивов старого стереотипа дыхания путем тренировок вне зависимости от времени суток. Клинический пример. Наталья К., 51 г. Болеет более 20 лет. Диагноз: Бронхиальная астма средней степени тяжести, гормонально зависима, эмфизема легких, пневмосклероз, ДН - II ст. Последние 10 лет ежедневно принимает гормоны. В ночное время - приступы удушья, которые купировались применением ингаляторов "Беродунал" или "Бенакорд". В октябре 1999 г. начала осваивать методику ВЛГД с помощью устройства для дыхательной гимнастики. На освоение метода затрачено около трех месяцев. В этом периоде отмечалось несколько дней с ухудшением самочувствия. Затем наступил период устойчивой ремиссии. После двух лет занятий дыхательной гимнастикой по методике ВЛГД уменьшилась доза гормонов с 4-х таблеток "Полькорталон" до 0,5 таблетки, улучшилось общее самочувствие, приступы удушья в 80% случаев удается купировать не прибегая к медикаментозным методам. В теплое время года позволяет себе умеренные физические нагрузки без негативных последствий. Источники информации 1. Патент РФ 2045303 МКИ А 63 В 23/18, опублик. 10.10.1995. Бюллетень 28 (Прототип). 2. С. Скаков. Сибирская йога. Терра Спорт. Москва. 1994, 224 стр. 3. Свидетельство на полезную модель 14345 МКИ А 61 F 5/08, опублик. 20.07.2000.Формула изобретения
Способ предупреждения и лечения бронхиальной астмы, включающий регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания в межприступном периоде, отличающийся тем, что регулярные занятия по волевой регуляции процесса дыхания осуществляют при помощи устройства для проведения дыхательной гимнастики, подающего сигналы - команды, по длительности соответствующие фазе вдоха 2-3 с, фазе выдоха 3-4 с и паузы 3-4 с, при этом занятия с устройством проводят не менее 2-3 раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч, а интенсивные занятия прекращают при достижении величины контрольной паузы, равной 60 с.