Устройство для регулирования бокового наклона сиденья транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сиденьям для транспортных средств с подвижными регулируемыми элементами, и может быть применено на тракторах при их работе на склонах. Сущность изобретения: устройство содержит нижнюю и верхнюю опоры, каждая из которых связана соответственно с рамой и подушкой сиденья и снабжена двумя направляющими элементами с ограничителями их перемещений, и подпружиненный управляемый стопор, закрепленный на верхней опоре, причем направляющие элементы верхней опоры выполнены дугообразными и установлены на кронштейнах с возможностью углового перемещения в плоскости, перпендикулярной продольной оси сиденья, а один из направляющих элементов верхней опоры снабжен радиальным пазом, размещенным с возможностью его взаимодействия со стопором. Нижняя опора снабжена кронштейнами, размещенными в плоскости перемещения дугообразных направляющих и попарно соединенными между собой пластинами, одна из которых в зоне продольной оси сиденья снабжена радиальными пазами, размещенными с возможностью их взаимодействия со стопором, а направляющие элементы нижней опоры выполнены в виде шариков, размещенных в основании каждого кронштейна с примыканием к дугообразным направляющим элементам верхней опоры посредством прижимного механизма. Ограничители перемещения дугообразных элементов выполнены в виде отогнутых концов их кронштейнов, стопор выполнен в виде пластины, закрепленной на оси кронштейна верхней опоры с возможностью взаимодействия с радиальным пазом дугообразного элемента через заданный радиальный паз пластины нижней опоры. Прижимной механизм может быть выполнен в виде эксцентриковой шайбы, снабженной регулировочным винтом, или в виде пружины, например проволочной, с отогнутыми V-образными концами. Технический результат - повышение быстродействия устройства и легкости переключения путем замены трения скольжения направляющих элементов на трение качения, а также снижение металлоемкости. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, и в частности, к регулированию наклона сиденья тракторов при их работе на склонах.

Известно устройство для бокового наклона сиденья транспортного средства, выполняемое в виде верхней и нижней опор, сопрягаемых по цилиндрическим поверхностям их направляющих, снабженное ограничителями их взаимного углового и осевого перемещений и стопорным механизмом, причем ограничители выполнены в виде окон в нижней опоре и взаимодействующих с ними выштамповок с открытыми торцами в верхней опоре, а стопорный механизм выполнен в виде пластинчатой пружины, проходящей через упомянутые выштамповки и имеющей выступ, размещенный в одном из окон нижней опоры торцового паза, выполненного в верхней опоре, и торцовых пазов, выполненных в нижней опоре, а один конец пружины находится в зацеплении с торцовым пазом верхней опоры и одним из торцовых пазов нижней опоры (Авторское свидетельство СССР 1652124, В 60 N 2/02, 1989 г.).

Указанное техническое решение достаточно хорошо регулирует наклон сиденья, однако быстродействие его недостаточно в связи с наличием больших поверхностей трения. Кроме того, известное устройство характеризуется большой металлоемкостью.

Задача предлагаемого технического решения состоит в увеличении быстродействия регулирования и снижении усилий для осуществления качения, а также снижении металлоемкости конструкции.

Для решения поставленной задачи в известном устройстве для регулирования бокового наклона сиденья транспортного средства, содержащем нижнюю и верхнюю опоры, каждая из которых связана соответственно с рамой и подушкой сиденья и снабжена двумя направляющими элементами с ограничителями перемещений, и подпружиненный управляемый стопор, закрепленный на верхней опоре, причем направляющие элементы верхней опоры выполнены дугообразными и установлены на кронштейнах с возможностью углового перемещения в плоскости, перпендикулярной продольной оси сиденья, а один из направляющих элементов верхней опоры снабжен радиальным пазом, размещенным с возможностью его взаимодействия со стопором, согласно изобретению нижняя опора снабжена кронштейнами, размещенными в плоскости перемещения дугообразных направляющих и попарно соединенными между собой пластинами, одна из которых в зоне продольной оси сиденья снабжена радиальными пазами, размещенными с возможностью их взаимодействия со стопором, а направляющие элементы нижней опоры выполнены в виде шариков, размещенных в основании каждого кронштейна нижней опоры с эксцентриситетом и примыканием к дугообразным направляющим элементам верхней опоры посредством прижимного механизма, ограничители перемещения дугообразных элементов выполнены в виде отогнутых концов их кронштейнов, стопор выполнен в виде пластины, закрепленной на оси кронштейна верхней опоры с возможностью взаимодействия с радиальным пазом дугообразного элемента через заданный радиальный паз пластины нижней опоры.

Зона расположения радиальных пазов в пластине между кронштейнами нижней опоры может быть выполнена равной 8-10o от продольной оси сиденья.

Прижимной механизм может быть выполнен в виде эксцентриковой шайбы, снабженной регулировочным винтом, или в виде пружины с отогнутыми V-образными концами.

Эксцентриситет между осью шарика в основании кронштейна нижней опоры и осью дугообразного направляющего элемента, примыкающего к этому шарику, измеренной в плоскости, перпендикулярной плоскости перемещения дугообразных элементов, выполнен равным 0,5-2,0 мм при среднем диаметре шарика 10 мм.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 представлен вид сбоку на предлагаемое устройство.

На фиг. 2 - вид вдоль продольной оси сиденья по стрелке А, где тонкой линией показано наклонное положение.

На фиг.3 показан узел Б, содержащий стопор и прижимной механизм.

На фиг. 4 - сечение по В-В фиг.1 через прижимной механизм и эксцентриковую шайбу.

На фиг.5 - вид по стрелке Г на регулировочный винт прижимного механизма, выполненного в виде эксцентриковой шайбы.

На фиг. 6 - сечение В-В фиг.1 через прижимной механизм, выполненный в виде V-образной пружины с отогнутыми концами.

На фиг.7 - вид по стрелке Г на регулировочный винт прижимного механизма, выполненного в виде V-образной пружины.

Устройство содержит нижнюю опору 1, связанную с полом 2 кабины транспортного средства, и верхнюю опору 3, связанную с подушкой 4 сиденья, которая может наклоняться вбок и фиксироваться в любом из выбранных положений относительно нижней опоры. Каждая опора снабжена двумя направляющими элементами, причем направляющие элементы верхней опоры 3 выполнены дугообразными 5, а направляющие элементы нижней опоры 1 выполнены в виде шариков 6, симметрично установленных относительно продольной оси 7 сиденья. Дугообразные направляющие элементы 5 и шарики 6 установлены в кронштейнах 8 и 9 соответственно и закреплены на верхней опоре 3 и нижней опоре 1 соответственно. Один из дугообразных направляющих элементов 5 снабжен радиальным пазом 10. Устройство содержит управляемый стопор 11, выполненный в виде пластины, закрепленной на оси 12 кронштейна 8. Паз 10 и стопор 11 установлены с возможностью взаимодействия.

Кронштейны 9 нижней опоры 1 попарно соединены между собой пластинами 13, размещенными также как и кронштейны 8 и 9 в плоскости перемещения дугообразных направляющих элементов 5.

Одна из пластин 13 снабжена несколькими радиальными пазами 14, размещенными симметрично оси 7 и с возможностью их взаимодействия со стопором 11. Зона расположения радиальных пазов 14 в пластине 13 между кронштейнами нижней опоры 1 выполнена равной 8-10o от продольной оси сиденья.

Шарики 6 (всего их четыре) размещены в основании каждого кронштейна 9 нижней опоры 1 с эксцентриситетом "С" и примыканием к дугообразным направляющим элементам 5 посредством прижимного механизма, установленного в верхней части кронштейна 8, причем механизм может быть выполнен в виде шайбы-эксцентрика 15 или в виде пружины 16, V-образной, с отогнутыми концами, прижатыми к элементу 5. Шайба-эксцентрик 15 снабжена регулировочным винтом 17. Величина зазора между дугообразным направляющим элементом 5 и шайбой 15 устанавливается при повороте этой шайбы и фиксируется винтом 17. Каждая пара кронштейнов 8 связана между собой пружиной 18. Стопор 11 снабжен пружиной 19 и управляется рукояткой 20.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

При перемещении транспортного средства, в частности трактора, по горизонтальной поверхности пластина стопора 11 под действием пружины 19 проходит через средний, расположенный по продольной оси сиденья паз 14 пластины 13, стягивающей два кронштейна 9 нижней опоры, и заходит в паз 10 дугообразного направляющего элемента 5 верхней опоры 3. Таким образом происходит фиксация сиденья относительно нижней опоры.

Для обеспечения нормального положения оператора при работе на склоне требуется установка сиденья под определенным углом, зависящим от крутизны склона. В этом случае нажатием на рукоятку 20 стопора 11, преодолевая сопротивление пружины 19, выводят пластину стопора 11 из паза 10 дугообразного направляющего элемента 5 и паза 14 пластины 13 нижней опоры 1. Поскольку в расфиксированном положении сиденье свободно перекатывается по дугообразному направляющему элементу 5, выполненному, например, в виде трубки, оператор занимает удобное для работы положение смещением корпуса. Опустив рукоятку 20, оператор производит фиксацию сиденья в нужном положении. При этом под действием пружины 19 пластина стопора через один из пазов 14 нижней опоры 1 входит в паз 10 дугообразного направляющего элемента 5 верхней опоры, фиксируя сиденье в заданном положении.

Изменение угла наклона сиденья за счет качения дугообразных направляющих элементов 5, например, выполненных в виде стержней или трубок, по поверхностям шариков 6 происходит мгновенно, а следовательно, быстродействие предлагаемого устройства значительно возрастает по сравнению с прототипом, в котором для переключения используется скольжение дугообразных направляющих элементов верхней и нижней опор.

Выполнение направляющих элементов в виде трубки или стержня снижает металлоемкость.

Изобретение увеличит быстродействие регулирования и снизит усилие для его осуществления, а также снизит металлоемкость конструкции.

Формула изобретения

1. Устройство для регулирования бокового наклона сиденья транспортного средства, содержащее нижнюю и верхнюю опоры, каждая из которых связана соответственно с рамой и подушкой сиденья и снабжена двумя направляющими элементами с ограничителями их перемещений, и подпружиненный управляемый стопор, закрепленный на верхней опоре, причем направляющие элементы верхней опоры выполнены дугообразными и установлены на кронштейнах с возможностью углового перемещения в плоскости, перпендикулярной продольной оси сиденья, а один из направляющих элементов верхней опоры снабжен радиальным пазом, размещенным с возможностью его взаимодействия со стопором, отличающееся тем, что нижняя опора снабжена кронштейнами, размещенными в плоскости перемещения дугообразных направляющих и попарно соединенных между собой пластинами, одна из которых в зоне продольной оси сиденья снабжена радиальными пазами, размещенными с возможностью их взаимодействия со стопором, а направляющие элементы нижней опоры выполнены в виде шариков, размещенных в основании каждого кронштейна нижней опоры с эксцентриситетом и с примыканием к дугообразным направляющим элементам верхней опоры посредством прижимного механизма, ограничители перемещения дугообразных элементов выполнены в виде отогнутых концов их кронштейнов, стопор выполнен в виде пластины, закрепленной на оси кронштейна верхней опоры с возможностью взаимодействия с радиальным пазом дугообразного элемента через заданный радиальный паз пластины нижней опоры.

2. Устройство для регулирования бокового наклона сиденья транспортного средства по п. 1, отличающееся тем, что зона расположения радиальных пазов в пластине между кронштейнами нижней опоры выполнена равной 810o от продольной оси сиденья.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что прижимной механизм выполнен в виде эксцентриковой шайбы, снабженной регулировочным винтом.

4. Устройство для регулирования бокового наклона сиденья транспортного средства по пп. 1-3, отличающееся тем, что прижимной механизм выполнен в виде пружины с отогнутыми V-образными концами.

5. Устройство по пп. 1-4, отличающееся тем, что эксцентриситет между осью шарика в основании кронштейна нижней опоры и осью дугообразного направляющего элемента, примыкающего к этому шарику, измеренный в плоскости, перпендикулярной плоскости перемещения дугообразных элементов, выполнен равным 0,5-2,0 мм при среднем диаметре шарика 10 мм.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7