Бортовое защитное устройство от попадания посторонних предметов

Реферат

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое защитное устройство от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника. Панель имеет возможность поступательного перемещения в горизонтальном направлении, выполнена из силового П-образного каркаса и шарнирно закрепленных в его внешних продольных трубках двух панелек, способных к совершению поочередного колебательного перемещения от уровня кромки воздухозаборника вниз на угол = 3060o с периодом колебаний Т=1,03,0 (с), расположенных на расстоянии с= 0,005 -0,01 (м) от его передней кромки. Длина lн панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении , ширина bн панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении . Устройство позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее корпус воздухозаборника, подвижную верхнюю панель, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15-20o (Пахомов С. В. , Ланщаков М.В. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов. Заявка RU 94036260 А1 от 27.05.97, с.1-2).

Недостатками данного бортового устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей и неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома, и засасываемого двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами.

Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели. Это достигается путем применения нижней панели, имеющей возможность поступательного перемещения в горизонтальном направлении, выполненной из силового П-образного каркаса и шарнирно закрепленных на его внешних осях двух панелек, способных к совершению поочередного колебательного перемещения от уровня кромки воздухозаборника вниз на угол =30-60o с периодом колебаний Т=0,5-3,0 с, расположенных на расстоянии с= 0,005-0,01 м от его передней кромки, причем длина lн панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении , ширина bн панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении . Перемещение П-образного каркаса с панельками осуществляется через внешние продольные трубки в направляющих при помощи балки, соединенной шарнирно со штоком привода, закрепленного жестко на балке корпуса воздухозаборника, а самих панелек при помощи приводов, расположенных на внешних продольных трубках.

Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами, находящимися на поверхности аэродрома, с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели посредством постановки устройства, содержащего нижнюю панель, закрепленную на корпусе воздухозаборника, отличающегося тем, что панель, имеющая возможность поступательного перемещения в горизонтальном направлении, выполнена из силового П-образного каркаса и шарнирно закрепленных в его внешних продольных трубках двух панелек, способных к совершению поочередного колебательного перемещения от уровня кромки воздухозаборника вниз на угол =30-60o с периодом колебаний Т=0,5-3,0 с, расположенных на расстоянии с=0,005-0,01 м от его передней кромки, причем длина lн панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении , ширина bн панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении .

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку), на фиг. 2 - то же, вид сверху, разрез А-А, на фиг. 3 - то же, вид спереди, вид Б.

Бортовое защитное устройство от попадания посторонних предметов содержит подвижную панель, выполненную из силового П-образного каркаса, состоящего из внешних продольных трубок 5, с размещенными в них осями с панельками 3 и 4, балки 1. На внешних продольных трубках 5 установлены приводы 2 и 13, шарнирно соединенные через штоки с панельками 3 и 4. Внешние продольные трубки 5 установлены в двух направляющих 9. Балка 1 соединена шарнирно со штоком 10 привода 8, жестко закрепленного на корпусе 7 воздухозаборника 11. Направляющие 9 соединены опорной балкой 12 с направляющей 6 для возможности перемещения штока 10. На балке 1 расположены фиксаторы-упоры 14.

Панельки 3 и 4 расположены на расстоянии с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника 11, причем длина lн панелек 3 и 4 и высота В миделевого сечения воздухозаборника 11 выполнены в соотношении , ширина bн панелек 3 и 4 и ширина L миделевого сечения воздухозаборника 11 выполнены в соотношении .

Бортовое защитное устройство от попадания посторонних предметов работает следующим образом.

Во время запуска двигателя подается сигнал на привод 8, который своим штоком 10 перемещает, горизонтально поступательно силовой П-образный каркас вперед, т.е. балку 1 с панельками 3 и 4 через внешние продольные трубки 5 в направляющих 9. При полном выдвижении силового П-образного каркаса и расположении панелек 3 и 4 на расстоянии с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника 11 подаются сигналы на приводы 2 и 13, штоки которых вместе с панельками 3 и 4 начинают совершать поочередно колебательные перемещения от фиксаторов-упоров 14 вниз на угол =30-60o с периодом колебаний Т=0,5-3,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 11 вихревой жгут устраняется по мере поочередного колебательного перемещения панелек 3 и 4 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого положения. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя.

При рулении летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично.

В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение приводов 2 и 13. Панельки 3 и 4 фиксируется перед входом в воздухозаборник 11 фиксаторами-упорами 14, перекрывая зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение привода 8, который производит уборку устройства в корпус воздухозаборника 11.

Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома.

Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата.

Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадания посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.

Формула изобретения

Бортовое защитное устройство от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, отличающееся тем, что панель выполнена из силового П-образного каркаса и шарнирно закрепленных в его внешних продольных трубках двух панелек, способных к совершению поочередного колебательного перемещения от уровня кромки воздухозаборника вниз на угол = 3060o с периодом колебаний Т= 0,53,0 (с), расположенных на расстоянии с= 0,0050,01 (м) от его передней кромки, причем длина lн панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bн панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3