Способ постановки помех радиолокационным станциям и устройство для его реализации
Реферат
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при создании помех РЛС. Техническим результатом изобретения является создание помехи, максимально приближенной по своим характеристикам к характеристикам реальной цели. Сущность изобретения состоит в том, что осуществляют генерирование отделяющегося и постепенно удаляющегося от летательного аппарата воздушного торообразного вихря, удерживающего внутри себя определенное количество дипольных отражателей. Предложенный способ обеспечивает более надежную защиту летательного аппарата за счет создания пассивной помехи, имитирующей движение реальной цели. 1 ил.
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при создании помех РЛС.
Существует способ постановки помех радиолокационным системам сопровождения целей по направлению и дальности путем создания в атмосфере полос пассивных помех, состоящих из дипольных отражателей (Вакин С.А., Максимов Л.Н. Основы радиопротиводействия и радиотехнической разведки. - М.: Сов. радио, 1968, 444с.). Недостатком такого способа является большой расход дипольных отражателей и недостаточная эффективность из-за возможности селекции движущихся целей. Существует способ постановки пассивных помех путем сбрасывания неуправляемых ловушек, представляющих собой пассивные переизлучатели (линза Люнеберга или пачка дипольных отражателей) (Защита от радиопомех. Под ред. М.В. Максимова. - М.: Сов. радио, 1976, 496с.). Недостатком этого способа является значительное отличие скорости и ускорения неуправляемых ловушек от аналогичных параметров реальной цели, что используется в РЛС для селекции ловушек по соответствующим информационным и сопутствующим признакам. Наиболее близким по технической сущности, взятым в качестве прототипа, является способ, в котором пассивную помеху создают путем выброса пачки дипольных отражателей, трансформирующуюся за счет турбулентности атмосферы в облако дипольных отражателей. Недостатком этого способа является невозможность создания пассивной помехи, имитирующей движение реальной цели. Техническим результатом изобретения является создание помехи, максимально приближенной по своим характеристикам к характеристикам реальной цели. Сущность изобретения состоит в том, что в известном способе, в котором формируют требуемое количество дипольных отражателей с заданными характеристикам, вместо создания облака дипольных отражателей осуществляют генерирование отделяющегося и постепенно удаляющегося от летательного аппарата воздушного торообразного вихря, удерживающего внутри себя определенное количество дипольных отражателей. На чертеже показана схема устройства, реализующего предлагаемый способ создания помехи. Для этого используют цилиндрический контейнер 1, в донной части которого по оси цилиндра установлено устройство для создания импульсного давления 2, например пиропатрон, а противоположная днищу стенка имеет отверстие 3 порядка 1/10...1/5 диаметра цилиндра. Внутренняя полость цилиндра частично заполняется дипольными отражателями 4 с определенными электрофизическими характеристиками, например полосками алюминиевой фольги. Для устранения высыпания дипольных отражателей из цилиндра перед его установкой на летательный аппарат его отверстие закрывается легкоудаляемой пробкой 5. Давление импульсного характера создается в донной части цилиндра в нужный момент времени после подачи инициирующего импульса 6. Возникающая при этом волна сжатия движется вдоль оси цилиндра и вытесняет из него газ с дипольными отражателями через отверстие в днище цилиндра в окружающую атмосферу. При этом на выходе отверстия 3 образуется динамически устойчивый торообразный вихрь 7, движущийся в направлении оси цилиндра и состоящий из воздуха, заполняющего внутреннюю полость цилиндра, и дипольных отражателей. Размеры дипольных отражателей подбираются опытным путем, исходя из требований их захвата торообразным вихрем. Их количество в теле вихря, а следовательно, и отражательные характеристики вихря как источника помехи для РЛС, определяются его объемом или размерами большого D и малого d диаметров тора, которые в свою очередь зависят от диаметра отверстия в днище цилиндрического контейнера. Амплитуда импульсного давления определяет скорость движения V образующегося на диафрагме торообразного вихря и расстояние, на которое он удаляется от летательного аппарата. Направление движения вихря задается ориентацией оси цилиндра относительно направления полета летательного аппарата. Цилиндрический контейнер крепится к корпусу летательного аппарата с помощью кронштейна 8. Предлагаемый способ постановки помех при относительной конструктивной простоте его реализации обеспечивает по сравнению с существующими способами более надежную защиту летательного аппарата при противодействии РЛС противника, так как позволяет имитировать реальную цель за счет создания пассивной помехи в форме торообразного вихря с заданными динамическими, геометрическими и отражательными характеристиками. Следует отметить, что возможно организовать работу устройства в режиме повторяющихся импульсов путем периодического заполнения внутренней полости цилиндра дипольными отражателями и синхронного срабатывания устройства создания импульсного давления. При этом в данном способе создания помехи расход дипольных отражателей будет меньше, чем в существующих за счет того, что отражатели захватываются и удерживаются вихрем в его объеме, а не беспорядочно рассеиваются в окружающей летательный аппарат атмосфере. Создание и испытание макета устройства в лабораторных наземных условиях с типоразмерами, которые технически реализуемы на летательном аппарате, свидетельствует о том, что изготовление действующего натурного образца постановщика помех не требует больших материально-технических затрат и может быть легко реализуемо на предприятиях авиационной промышленности.Формула изобретения
Способ постановки пассивной помехи РЛС, при котором помеху создают путем выброса в атмосферу требуемого количества дипольных отражателей, отличающийся тем, что в качестве помехосоздающего тела используют динамически устойчивый торообразный вихрь, образующийся при импульсном истечении газа в атмосферу и содержащий дипольные отражатели с определенными электрофизическими характеристиками, которому сообщают необходимую скорость движения и ориентируют в нужном направлении относительно направления движения летательного аппарата.РИСУНКИ
Рисунок 1