Рельсовая смазка
Реферат
Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте. Сущность изобретения: рельсовая смазка содержит синтетический дисульфид молибдена 0,5-1,5%, графит 1,0-3,0%, мазут и/или битум 2,0-15,0%, солидол 20,0-50,0%, минеральное масло или смесь минеральных масел - остальное. Технический результат: снижение износа рельсовых путей и гребней колес подвижного состава. 1 табл.
Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей и гребней колес подвижного состава.
Известна смазка "Рельсовая ЖР" по ТУ 32ЦТ553-83 (В.В. Синицын "Пластичные смазки в СССР", 2 издание, М., Химик, 1984, с. 126), содержащая смесь осевого и индустриального И-5А масел (73:5), Na-Ca-мыла жирового гудрона (6%), касторовое масло (5), саломас (4), графит ГС-4 или П (6-7%), серу (1%), озокерит (2-3%), воду (до 0.5%), свободную щелочь (до 1% NaOH). Данное рельсовое покрытие не обладает высокой противоизносной эффективностью, что обусловлено отсутствием в его составе дисульфида молибдена, в частности синтетического MoS2. Природный дисульфид молибдена, получаемый очисткой флотоконцентратов обогатительных фабрик, по своему дисперсному составу и трибологическим характеристикам значительно уступает MoS2, синтезированному из химических соединений. По способности внедряться в металл и образовывать поверхностную пленку синтетический дисульфид молибдена превосходит все известные противоизносные присадки. Повышенные температуры не ухудшают смазывающих свойств MoS2. В связи с этим принятой за прототип является смазка следующего состава (патент РФ 2152429, зарегистрирован 21.09.1998 г.). мас.%: Синтетический дисульфид молибдена - 0,5 - 2,0 Графит - 0,2 - 1,0 Полиизобутилен - 1,5 - 3,0 Солидол - 10,0 - 20,0 Дизельное и/или трансформаторное масло - До 100 Данная известная композиция применяется путем нанесения на боковую грань наружного рельса с помощью пневмодозирующих систем, устанавливаемых на электровозах-рельсосмазывателях ВД-60. К ее недостаткам относится низкая эксплуатационная эффективность при высоких температурах окружающей среды и невозможность использования в путевых лубрикаторах и дрезинах. Для устранения указанных недостатков предложена рельсовая смазка, включающая в свой состав синтетический дисульфид молибдена, графит, солидол и минеральное масло или смесь минеральных масел, отличающаяся тем, что дополнительно содержит мазут и/или битум при следующем соотношении ингредиентов, мас.%: Синтетический дисульфид молибдена - 0,5 - 1,5 Графит - 1,0 - 3,0 Мазут и/или битум - 2,0 - 15,0 Солидол - 20,0 - 50,0 Минеральное масло или смесь минеральных масел - До 100 Разработанная композиция обеспечивает возможность эффективного осуществления процесса лубрикации пар трения "колесо-рельс" при высоких температурах эксплуатации (30-40oС), позволяет использовать ее в электровозах-рельсосмазывателях, дрезинах и стационарных лубрикаторах. Определение свойств известной и предлагаемой смазок с помощью четырехшариковой машины трения показало, что они обладают аналогичными трибологическими характеристиками: диаметр пятна износа не превышает 0,7 мм, критическая нагрузка и нагрузка сваривания составляют соответственно не менее 80 кг и 400 кг. Основным критерием возможности использования антифрикционных композиций при повышенных температурах являлась интенсивность сползания смазок при 30-40oС и длительности выдержки пластинок с нанесенными на них покрытиями 30 минут. Данные параметры обусловлены практическими условиями применения рельсовых смазок. Полученные результаты приведены в таблице. Из представленных данных следует, что интенсивность сползания известной смазки составляет 48% при 30oC и 74% - при 40oC, в то время как при указанных вариациях содержаний компонентов разработанной композиции данный показатель не превышает 5%. В промышленных условиях апробация новой рельсовой смазки была проведена на Забайкальской железной дороге в летний период 2001 года. Увеличение в ее составе по сравнению с известной композицией содержания солидола наряду с введением мазута либо битума, равно как и их совместное использование, позволило эффективно эксплуатировать предлагаемое покрытие и наносить его не только электровозами-рельсосмазывателями, но и дрезинами, а также путевыми лубрикатами.Формула изобретения
Рельсовая смазка, содержащая синтетический дисульфид молибдена, графит, солидол и минеральное масло или смесь минеральных масел, отличающаяся тем, что дополнительно содержит мазут и/или битум при следующем соотношении компонентов, мас. %: Синтетический дисульфид молибдена - 0,5 - 1,5 Графит - 1,0 - 3,0 Мазут и/или битум - 2,0 - 15,0 Солидол - 20,0 - 50,0 Минеральное масло или смесь минеральных масел - До 100РИСУНКИ
Рисунок 1