Игра с буквами

Реферат

 

Игра с буквами относится к настольным играм и может быть использована в процессе обучения. Игра с буквами содержит два комплекта карточек с нанесенными буквами так, что каждая буква нанесена на лицевую сторону карточки дважды в прямом и перевернутом положении. Карточки одного комплекта имеют внешние отличия от карточек второго комплекта, а количество карточек в каждом комплекте равно количеству букв алфавита, при этом к каждому комплекту может быть добавлено четное количество карточек без букв, причем при нечетном количестве букв в алфавите в каждом комплекте отсутствует одна буква алфавита. Каждый комплект включает две группы с равным количеством карточек, пропорциональным представительством букв в зависимости от коэффициентов частоты употребления букв в языке и пропорциональным количеством гласных букв в группах, имеющих соответствующие каждой группе обозначения. Игра снабжена игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме карточек, причем ряды клеток по вертикали и по горизонтали образуют правильную прямоугольную конфигурацию игрового поля. Игра позволяет сочетать игровой процесс с процессом обучения. 4 з.п.ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к играм.

Известны игры с буквами, содержащие игровые элементы или карточки с нанесенными на них буквами, и игровое поле, разделенное на клетки, на которые выкладываются игровые элементы, образующие в ходе игры слова, причем количество клеток игрового поля является необходимым для количества игровых элементов, применяемых в игре. (Например, патент Российской Федерации 2069580, 27.11.96).

Кроме того, среди подобных игр аналогичной по простоте устройства можно назвать игру с буквами, включающую игровое поле, клетки которого не имеют никаких обозначений, кроме темных и светлых обозначений, которые в шашечном порядке могут быть нанесены на клетки, и игровые элементы, на которые нанесены только буквы. (Патент Великобритании 2214828, 13.09.89).

Недостатком подобных игр является большое количество игровых элементов, поскольку количество экземпляров игровых элементов для каждой буквы определяется частотой употребления буквы в языке, и то, что игровые элементы не позволяют двум игрокам находиться друг напротив друга во время игры, поскольку при этом одному из игроков приходится читать слова "вверх ногами".

Известны игры с буквами, содержащие карты, соответствующие стандартной форме игральных карт, с нанесенными буквами. Среди данных игр аналогом можно назвать игру, содержащую два комплекта карт, количество карт в каждом из которых равно количеству букв одного алфавита, при том, что к каждому комплекту добавлено две карты без букв, которые выполняют функции, предписываемые правилами игры. При этом карты одного комплекта имеют внешние отличия от карт второго комплекта, а буквы на карты нанесены в диагонально противоположных углах карт в прямом и перевернутом положении. (Патент США 5417432, 23.05.95.

Недостатком данной игры является то, что в игре не применяется игровое поле.

Сущность изобретения заключается в создании таких комплектов карточек с нанесенными буквами, которыми двое игроков могут играть применяя клеточное игровое поле, располагаясь во время игры друг напротив друга. При этом комплект с минимальным количеством карточек полностью сопоставимым с клетками игрового поля правильной прямоугольной конфигурации.

Сущность изобретения достигается тем, что каждая буква нанесена на лицевую сторону одной и той же карточки дважды, в прямом и перевернутом положении. При этом игра содержит два внешне отличимых комплекта карточек, а количество карточек в каждом комплекте равно количеству букв алфавита. К каждому комплекту может быть добавлено четное количество карточек без букв. На карточки без букв могут быть нанесены специальные обозначения.

Игра снабжена игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме карточек, причем ряды клеток по вертикали и горизонтали образуют правильную прямоугольную конфигурацию игрового поля, а количество клеток является необходимым для сопоставления с клетками всех карточек, содержащихся в игре. К количеству клеток игрового поля может быть добавлен по меньшей мере один ряд клеток, причем линейная разметка клеток позволяет отличать добавленные ряды клеток. Кроме того, клетки игрового поля могут иметь чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения.

Каждый комплект включает две группы карточек с равным количеством карточек и пропорциональным представительством букв в зависимости от коэффициентов частоты употребления букв в языке, а также пропорциональным количеством гласных букв в группах. Пропорциональные группы имеют соответствующие каждой группе обозначения. Если алфавит имеет нечетное количество букв, то в каждом комплекте карточек отсутствует одна буква алфавита.

Исключение одной буквы из каждого комплекта карточек, а также добавление к каждому комплекту четного количества карточек без букв позволяет как распределить карточки каждого комплекта на две пропорциональные группы, которые включает каждый комплект, так и сопоставить все карточки, содержащиеся в игре, с количеством клеток игрового поля правильной прямоугольной конфигурации. Причем в зависимости от того, какой используется алфавит, количество вертикальных и горизонтальный рядов клеток, образующих правильную прямоугольную конфигурацию игрового поля, может быть разным.

Внешние отличия между комплектами карточек, а также обозначения, соответствующие пропорциональным группам, в составе каждого комплекта могут быть выполнены при помощи графических знаков и/или цветового окрашивания. Кроме того, на карточки могут быть нанесены ориентирующие обозначения для ориентации карточек на игровом поле и различения карточек игроками.

Для того, чтобы игроки могли соблюдать равенство шансов на выигрыш при расположении карточек на игровом поле в начальный игровых позициях, на карточках могут быть нанесены значения коэффициентов частоты употребления букв в языке.

Вместо карточек игра может содержать плоские игровые элементы.

На фиг.1 показаны лицевые стороны карточек из разных комплектов; на фиг.2 - две клетки игрового поля; на фиг. 3 - оборотные стороны двух карточек одного комплекта, принадлежащих разным пропорциональным группам; на фиг.4 и 5 - начальные игровые позиции на игровом поле и распределение комплектов карточек на две пропорциональные группы для Русского алфавита; на фиг.6 - вариант выполнения лицевой стороны карточек; на фиг.7 и 8 - начальные игровые позиции на игровом поле и распределение комплектов карточек на две пропорциональные группы для Английского алфавита; на фиг.9 - игровое поле, необходимое для Русского алфавита, с двумя добавленными рядами клеток.

на фиг. 10 - начальные игровые позиции двух комплектов карточек Русского алфавита.

Каждая буква 1 (фиг. 1) нанесена на лицевую сторону одной карточки дважды, в прямом и перевернутом положении относительно линии 2, разделяющей карточку на смежные половины. Карточки 3 и 4 принадлежат к двум разным комплектам карточек. Внешнее отличие между ними заключается в наличии на карточке 4 овальной темной рамки 5 и в отсутствии такой рамки на карточке 3. Ориентирующие обозначения нанесены на карточки в виде стрелок 6 с направлением в сторону одного из торцовых краев.

На клетки игрового поля (фиг.2), чередующиеся в шашечном порядке, темные и светлые обозначения нанесены в виде темных зон 7. Темные клетки 8 имеют такие зоны, а светлые клетки 9 не имеют. Размеры темных зон меньше размера линейной разметки клеток 10, что обеспечивает лучшую видимость линейной разметки. Размер карточек несколько меньше размера клеток игрового поля, но несколько больше размера темных зонб нанесенных на клетки. Оптимальной формой карточек и клеток игрового поля является прямоугольник с отношением сторон 1: 2. Темные и светлые обозначения клеток игрового поля необходимы для удобного отслеживания диагональных перемещений карточек по клеткам, что на игровом поле с прямоугольными клетками делать сложнее нежели на поле с квадратными клетками.

Для того, чтобы комплект карточек, количественно соответствующий какому-либо алфавиту, можно было распределить на две пропорциональные группы (в частности, с равным количеством карточек в группах), необходимо, чтобы количество букв в алфавите было четным. Если алфавит имеет нечетное количество букв, то в каждом комплекте карточек должно отсутствовать по одной букве. Для Русского алфавита такими буквами могут быть Ъ и Ь знаки. То есть, если Ъ знак отсутствует в одном комплекте, а Ь знак во втором, то в каждом комплекте имеется по 32 карточки с нанесенными буквами.

Распределение каждого комплекта на две пропорциональные группы обозначено на оборотной стороне карточек (фиг.3) крестиками 11, имеющимися на карточках одной группы и отсутствующими на карточках другой группы. Для обоих комплектов эти обозначения одинаковые, но распределения на две пропорциональные группы, которые включает каждый комплект, в комплектах разные.

Две пропорциональные группы, которые включает первый комплект карточек, показаны на фиг. 4. Группы на данной фигуре находятся в начальных игровых позициях и полностью занимают противоположные горизонтальные ряды клеток игрового поля. Для Русского алфавита необходимым является поле, имеющее восемь вертикальных и восемь горизонтальных рядов клеток. Такое поле имеет правильную прямоугольную конфигурацию. С 64 клетками такого поля могут быть полностью сопоставлены все 64 карточки, содержащиеся в игре для Русского алфавита.

Буквы 12 (фиг. 4), нанесенные на карточки, написаны в рамках схематических клеток игрового поля. Цифрами 13 под буквами подписаны коэффициенты частоты употребления букв в языке. Общая сумма коэффициентов в первом комплекте - 84, а в каждой пропорциональной группе - 42. Кроме того, в группах пропорционально распределены гласные буквы, поскольку они являются слогообразующими.

Две пропорциональные группы, которые включает второй комплект карточек, показаны на фиг.5 аналогично тому, как это показано для первого комплекта на фиг.4. Общая сумма коэффициентов во втором комплекте - 82, а в каждой пропорциональной группе 41.

Пропорциональные группы могут быть обозначены не только крестиками на оборотной стороне, но и на лицевой стороне карточек цветовым окрашиванием, допустим так, как это показано на фиг.6. Окружность 14, которой обведена каждая буква, отграничивает буквы от окрашенных поверхностей лицевых сторон карточек, которые показаны на фигуре различно заштрихованными. Карточка 15 принадлежит к одной пропорциональной группе, а карточка 16 ко второй пропорциональной группе в составе первого комплекта карточек. При этом карточка 17 принадлежат ко второму комплекту карточек, то есть внешнее отличие между карточками разных комплектов заключается в том, что поверхность лицевой стороны карточки 17 не имеет цветового окрашивания. Кроме того, на карточке 17 имеется овальная темная рамка.

Внешнее отличие между комплектами карточек также может быть выражено на оборотной стороне карточек различно окрашенными цветовыми рубашками. Окрашивание может быть тонированным так, чтобы прочие графические знаки были видны. Графическими знаками в частности являются крестики на оборотной стороне карточек.

Внешние отличия между комплектами карточек и обозначения, соответствующие пропорциональным группам в составе каждого комплекта, могут быть выражены при помощи графических знаков и/или цветового окрашивания различным образом.

Кроме того, во время игры карточки различных комплектов и групп могут отличаться игроками при помощи ориентирующих обозначений.

Для того, чтобы два комплекта карточек с буквами Латиницы могли быть полностью сопоставлены с клетками игрового поля правильной прямоугольной конфигурации, к 26 буквам Латиницы в частности могут быть добавлены две карточки без букв (то есть четное количество карточек), и тогда для игры подойдет игровое поле, имеющее семь вертикальных и восемь горизонтальных рядов клеток. Кроме того, добавленное четное количество карточек без букв позволяет распределить 28 карточек каждого комплекта Латиницы на две пропорциональные группы так, чтобы в каждой группе было по 14 карточек, и было равное количество карточек без букв.

Распределение алфавитов, основанных на Латинице на пропорциональные группы, для различных алфавитов разное.

Для Английского алфавита распределения первого и второго комплекта карточек на две пропорциональные группы, которые включают комплекты, и начальные игровые позиции этих групп на игровом поле показаны на фиг.7 и 8 аналогично тому, как это показано для Русского алфавита на фиг.4 и 5. Клетки 18 предназначены для расположения на них карточек без букв.

Начальные игровые позиции пропорциональных групп могут быть отличающимися от предлагаемых в настоящем описании. Для того, чтобы игроки могли выбирать возможные варианты начальных игровых позиций, соблюдая при этом равенство шансов на выигрыш, на карточки могут быть нанесены значения коэффициентов частоты употребления букв в языке, допустим, числами 19 (фиг.6) в прямом и перевернутом положении относительно линии, разделяющей карточку на смежные половины. Коэффициенты частоты употребления букв в языке не имеют аналогии с числовыми эквивалентами присвоенных буквам очков, которые известны в аналогичных играх с буквами.

Если в игре будут использованы оба комплекта карточек, то для того, чтобы между комплектами, расположенными на игровом поле в начальных игровых позициях, были свободные клетки, ходами на которые могла была быть начата игра, количество клеток игрового поля может быть увеличено добавленными рядами клеток. Игровое поле, являющееся необходимым для полного сопоставления с ним двух комплектов карточек Русского алфавита, к которому добавлены один вертикальный и один горизонтальный ряд клеток, показано на фиг.9. Линейная разметка 20, проведенная двойными линиями, позволяет отличать добавленные ряды клеток, что, кроме того, позволяет использовать игровое поле в различных вариантах игры.

К 32 карточкам каждого комплекта Русского алфавита могут быть добавлены по четыре карточки без букв так, что в каждом комплекте будет по 36 карточек, и необходимым для таких комплектов будет поле из девяти вертикальных и восьми горизонтальных рядов клеток. На добавленные карточки могут быть нанесены специальные обозначения, указывающие на выполнение этими карточками в игре определенных функций. Такими специальными обозначениями для Русского языка могут быть, допустим, буквы дореформенного Русского алфавита: ижица, и десятеричное, фита, ять. Эти буквы не могут быть использованы при составлении слов в игре, но нанесенные на добавленные карточки могут предписывать этим карточкам выполнение определенных игровых функций. Пропорциональные группы в составе каждого комплекта при этом будут иметь равное количество добавленных карточек. Дореформенные буквы могут быть отнесены к пропорциональным группам произвольно, но зафиксированы в группах соответствующими группам обозначениями.

Правила игры заключаются в том, что карточки после расположения на игровом поле в начальных игровых позициях перемещают по клеткам, делая ходы. Оптимальным расстоянием перемещения карточки за один ход является любая соседняя клетка по вертикали, горизонтали и диагонали. Ходы можно делать без образования слов. При образовании слов все чужие карточки, составляющие слово, исключаются из игры, снимаясь с игрового поля, и/или образование слов производится наложением своих карточек на чужие при том, что в этом случае с поля может быть разрешено снимать только ту карточку, на которую была наложена карточка игрока, производившего ход. Накладывать свои карточки на чужие можно только при образовании слова. На свои карточки налагать свои нельзя. Слова, образованные с участием только своих карточек, с поля могут не сниматься.

Слова в игре составляются с соблюдением общепринятых условий образования слов и приемлемости слов игроками. Слова должны читаться только по горизонтали слева направо в пределах одного горизонтального ряда клеток игрового поля или с возможным переносом слова с ряда на ряд при том, что игроки находятся по разные стороны поля напротив друг друга. Таким образом, для каждого игрока существует свое направление чтения слов. Но возможен вариант игры, в котором игрокам разрешено читать слова как слева направо, так и справа налево, при том, что в этом случае может учитываться то, на какой половине поля было образовано слово, на своей или на чужой.

Слова в различных вариантах игры могу читаться или подряд, когда карточки находятся в соседних клетках горизонтального ряда, или и через свободные от карточек клетки игрового поля.

Цель игры может заключаться в том, кто первым снимет с поля некоторое определенное число карточек противника, либо в проведении своих карточек на некоторые определенные зачетные клетки половины поля противника, либо в снятии с поля некоторой определенной карточки противника с условленной заранее буквой. Добавленные карточки без букв или со специальными обозначениями могут выполнять роль зачетных карточек, при том, что снятие их с поля может быть допустимо лишь наложением на них других карточек даже без образования слов.

Добавленные карточки могут мешать образованию слов, либо слова могут прочитываться игроками через них, как бы через свободные клетки игрового поля, в связи с чем добавленные зачетные карточки в различных вариантах игры могут располагаться на поле или лицевой, или оборотной стороной наружу, либо они и вовсе могут не использоваться в игре, а переворачиваться оборотными сторонами наружу и выполнять в игре роль зачетных могут какие-либо определенные буквы алфавита. Карточки, перевернутые оборотными сторонами наружу, различаются игроками при помощи обозначений на оборотной стороне.

Снятие карточек с игрового поля при образовании слов может быть заменено переориентацией карточек на игровом поле, при котором переориентируемые карточки становятся карточками другого игрока, при том, что ориентирующие стрелки перед началом игры направляются игроками в сторону противника. При игре с переориентацией образование слов наложением своих карточек на карточки противника невозможно.

Допустимы варианты игры, в которых карточки могут переноситься через свои и/или через чужие карточки на свободные за ними клетки. Игры с переносом (перепрыгиванием) больше подходят для тех случаев, когда образование слов допускается только наложением своих карточек на карточки противника, причем перепрыгивать можно только на свободные клетки.

Кроме того, возможен вариант игры с частично закрытой игровой информацией, когда карточки перед началом игры располагаются на игровом поле случайно, оборотными сторонами наружу, различаясь для игроков наличием или отсутствием крестиков на оборотной стороне, или цветовой рубашкой, и открываются в процессе игры при первом сделанном ими ходе.

Для двух целых комплектов из 36 карточек можно предложить вариант начальных игровых позиций, показанный на фиг. 10. Клетки 18 на данной фигуре предназначены для расположения на них добавленных карточек без букв современного Русского алфавита.

При игре двумя комплектами должно быть установлено правило, заключающееся в том, что карточки, имеющие одинаковые буквы, могут, накладываясь, бить друг друга без образования слов. Ъ и Ь знаки должны считаться одинаковыми и взаимозаменяемыми при образовании слов буквами, то есть при образовании слова с Ь знаком может быть использован Ъ знак, а при образовании слова с Ъ знаком может быть использован Ь знак.

Другой вид игр заключается в том, что карточки обоих комплектов полностью выкладываются на клетках игрового поля случайно, после чего игроки по очереди перекладывают карточки поверх других карточек и/или на свободные клетки игрового поля, возникающие при этом, и образуют слова. В некоторых случаях для начала игры, чтобы на игровом поле была свободная клетка, одна какая-либо карточка может быть убрана с поля. Перекладывать карточки можно либо только с образованием слов, либо и без образования слов, а также перекладывать можно либо на любые другие карточки и/или свободные клетки, либо только на соседние по вертикали, горизонтали и диагонали другие карточки и/или свободные клетки. В последнем случае перекладывание возможно и без образования слов.

При образовании слов все карточки, составляющие образованное слово, снимаются с игрового поля, либо с поля снимаются только те карточки, которые перекладывались при образовании слова, а также, допустим, и те карточки, на которые перекладывались перекладываемые карточки, и становятся карточками, которые игроки набирают в ходе игры себе в зачет. Может применяться правило снятия с поля начальной буквы образованного слова.

Если игрок не может образовать слово при игре с обязательным образованием слов, то для образования слов на игровом поле можно использовать свои карточки, которые игрок уже снял с поля, либо при невозможности образовать слово игрок должен пропускать ход.

Во время игры игроки находятся напротив друг друга и имеют право прочитывать образуемые слова только слева направо в пределах одного горизонтального ряда клеток, а также с возможным переносом слова с ряда на ряд. Карточки, образующие слово, должны лежать подряд, либо слова возможно прочитывать и через свободные клетки игрового поля.

Игра прекращается, допустим, когда на одном из горизонтальных рядов клеток игрового поля не останется ни одной карточки, после чего подсчитываются набранные игроками карточки.

Либо задачей в игре может быть составление определенных слов. При этом карточки с поля могут не сниматься, а составлять стопки карточек, в которых прочитываются только верхние карточки, при том, что перекладыванию в игре могут подлежать как только верхние карточки, так и все карточки стопки одновременно.

Игроки могут различать комплекты карточек как свой и чужой, а также различать половины игрового поля как свою и чужую, с происходящими отсюда видоизменениями правил.

Во всех вариантах данного вида игр допускается образование двух слов сразу при перекладывании только одной карточки, а также образование слов методом перекладывания некоторой карточки на любое свободное место без образования слова в том случае, если ряд карточек без той карточки, которая переложена, составит слово.

Из возможных перечисленных правил игроки могут предварительно составлять правила для конкретных игр. Каждый раз принятие одних правил исключает или влечет за собой принятие других.

На основании того, что игроки во время игры находятся друг напротив друга и прочитывают образуемые слова каждый в своем направлении, могут быть основаны разные игры, из которых для примера можно предложить еще одну. Игра ведется только на одном горизонтальном ряде клеток игрового поля. Каждый игрок играет своим комплектом или пропорциональной группой карточек, которые располагаются закрытой стопкой возле каждого игрока. Игроки по очереди открывают верхние карточки своих стопок и выкладывают на любую клетку одного горизонтального ряда. При этом карточки можно выкладывать на уже выложенные до того свои карточки, но нельзя выкладывать на чужие. Карточки можно выкладывать без образования слов. При этом карточки в игровом ряду составляют стопки и отдельные карточки, обращенные лицевой стороной наружу.

При образовании слова из игрового ряда изымаются все карточки и стопки карточек, составляющие слово, при том, что в стопках читаются только верхние карточки. Изъятые чужие карточки в дальнейшей игре уже не участвуют, а свои подкладываются под низ своей закрытой стопки карточек, находящейся перед каждым игроком.

При игре двумя комплектами карточек одинаковые буквы могут изымать друг дуга из игрового ряда без образования слов, занимая место изъятой, но, допустим, только в том случае, если изымаемые карточки не являются верхними карточками стопок. Ъ и Ь знаки должны считаться одинаковыми и взаимозаменяемыми буквами.

Проигрывает тот, у кого не останется карточек своего комплекта или пропорциональной группы в закрытой стопке карточек, находящейся перед ним.

Все предложенные игры с буквами выглядят не слишком сложными, поскольку каждая буква представлена в одном или двух экземплярах карточек, и чаще всего могут быть образованы двух-, трех- или четырехбуквенные слова.

Право перемещать и перекладывать карточки без образования слов наделяет игру свободной тактикой, возможности которой, кроме прочего, можно использовать, создавая удобные для себя и неудобные для противника комбинации букв на игровом поле. Так буква Ы, расположенная слева от буквы Ш, не даст вашему противнику использовать это сочетание для образования слов и в то же время будет оставлять такую возможность для вас.

В некоторых играх ценз для образуемых слов должен быть не менее чем в три буквы.

Формула изобретения

1. Игра с буквами, содержащая два комплекта карточек с нанесенными буквами так, что каждая буква нанесена на лицевую сторону карточки дважды в прямом и перевернутом положении, при этом карточки одного комплекта имеют внешние отличия от карточек второго комплекта, а количество карточек в каждом комплекте равно количеству букв алфавита, при этом к каждому комплекту может быть добавлено четное количество карточек без букв, причем при нечетном количестве букв в алфавите в каждом комплекте отсутствует одна буква алфавита, при этом каждый комплект включает две группы с равным количеством карточек, пропорциональным представительством букв в зависимости от коэффициентов частоты употребления букв в языке и пропорциональным количеством гласных букв в группах, имеющих соответствующие каждой группе обозначения, при этом игра снабжена игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме карточек, причем ряды клеток по вертикали и по горизонтали образуют правильную прямоугольную конфигурацию игрового поля.

2. Игра с буквами по п. 1, отличающаяся тем, что на карточки нанесены ориентирующие обозначения.

3. Игра с буквами по п. 1, отличающаяся тем, что на карточки нанесены значения коэффициентов частоты употребления букв в языке.

4. Игра с буквами по п. 1, отличающаяся тем, что клетки игрового поля имеют чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения.

5. Игра с буквами по п. 1, отличающаяся тем, что к игровому полю добавлен по меньшей мере один ряд клеток, а линейная разметка клеток позволяет отличать добавленные ряды клеток.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10