Добавка к бензину и топливная композиция

Реферат

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания. Добавка к бензину включает 30-97% диизопропилового эфира, 1-60% изопропилового спирта, 0,001-1,5% альфа-нафтола и/или гидрохинона. Топливная композиция на основе бензина содержит 3-20 мас.% вышеуказанной добавки. В качестве основы топливная композиция содержит бензиновую фракцию, выкипающую до 225oС. Использование изобретения позволит расширить ассортимент выпускаемых товарных бензинов при одновременном улучшении их антидетонационных свойств и экологических показателей. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания.

В настоящее время известна топливная композиция на основе бензина, содержащая 2-65% добавки, включающей 5-35% метил-трет-бутилового эфира, 5-40% изопропил-трет-бутилового эфира, 5-40% бутил-трет-бутилового эфира. Данная композиция может быть модифицирована добавкой, содержащей 0-85% трет-бутанола, 0-20% бутанола. 0-20% изобутанола, 0-15% метанола (ЕПВ, заявка, 0064253. кл. С 10 L, 1982 г.).

Недостатком топливной композиции является высокое содержание высокооктановых добавок, вследствие чего топливо имеет высокую стоимость.

Известно также использование в качестве добавки в составе автомобильного бензина побочных продуктов производства изопропилового спирта, состоящих из смеси диизопропилового эфира, изопропилового спирта, продуктов полимеризации пропилена и воды. (Патент РФ 2044033, кл. С 10 L 1/18,1995 г.).

К недостатку этого топлива относится низкая стабильность при хранении, так как диизопропиловый эфир относится к легкоокисляющимся продуктам, образующим при хранении взрывоопасные гидроперекисные соединения.

Наиболее близкой к предлагаемому составу является композиция моторного топлива, включающая углеводородную фракцию 35-195oС и высокооктановую добавку при соотношении компонентов, мас.%: фракция 35-195oС - 70-95; добавка - 5-30. При этом высокооктановая добавка состоит из смеси диизопропилового эфира 1-99% и изопропилового спирта 1-99% (Азербайджанская республика пат. 94/000060 А, кл. С 10 L 1/00, 1/14, 1/18. 1994 г.).

Эта композиция также не достаточно стабильна при хранении.

Задачей изобретения является разработка беззольной антидетонационной добавки к автомобильным бензинам, устойчивой к окислению при хранении и топливной композиции, содержащей эту добавку, обладающей высокими антидетонационными свойствами, низкой стоимостью и отвечающей современным экологическим требованиям, предъявляемым к автомобильным бензинам.

Для решения поставленной задачи предлагается добавка к бензину, включающая диизопропиловый эфир (ДИПЭ), изопропиловый спирт (ИПС) и альфа-нафтол и/или гидрохинон при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диизопропиловый эфир - 30-97 Изопропиловый спирт - 1,0-60 Альфа-нафтол и/или гидрохинон - 0,001-1,5 Предлагается также топливная композиция на основе бензина, содержащая 3-20 мас.% вышеуказанной добавки.

Причем, в качестве основы топливная композиция содержит бензиновую фракцию, выкипающую до 225oС.

Новизной заявляемого технического решения является совместное содержание в составе добавки диизопропилового эфира, изопропилового спирта, альфа-нафтола и/или гидрохинона в указанных количествах.

Совместное использование этих компонентов позволяет получить высокоэффективную антидетонационную добавку к бензину, обладающую высокой стабильностью при хранении.

Введение в состав бензинов вышеуказанной добавки позволяет расширить ассортимент выпускаемых товарных бензинов при одновременном улучшении их антидетонационных свойств и экологических показателей.

Технология получения предлагаемой добавки к автомобильным бензинам состоит в смешении входящих в ее состав компонентов в заявленном соотношении при температуре окружающего воздуха без дополнительного нагревания. Приготовленную добавку вводят в бензин при перемешивании до получения однородного продукта.

Указанным способом было приготовлено три образца добавки.

Для приготовления добавки были использованы диизопропиловый эфир, вырабатываемый по ТУ 38.402-62-133, изопропиловый спирт, вырабатываемый по ГОСТ 9805, альфа-нафтол по ГОСТ 5838-70 и гидрохинон технический по ГОСТ 19627-74.

В таблице 1 приведены примеры составов (образцы 1, 2, 3) предлагаемой добавки для автомобильных бензинов.

Приготовленные образцы были испытаны в составах топливных композиций, содержащих в качестве базового бензина: бензин каталитического риформинга, бензины А-92 (ТУ 38.001165-87) и АИ-95 (ГОСТ 2084-77). Предлагаемая добавка может быть введена и в другие бензины.

Испытания проводили в объеме нового российского ГОСТР 51105-97 и по отдельным показателям комплекса методов квалификационной оценки автомобильных бензинов.

Коэффициент распределения детонационной стойкости по фракциям (КРДС) определяли по ГОСТ 26370.

Стабильность бензинов при хранении оценивали по показателю: "индукционный период" (ГОСТ 4039), а химическую стабильность по показателю: "сумма продуктов окисления" (ГОСТ 22054). В связи с тем, что добавление кислородсодержащих соединений к бензинам в некоторых случаях ухудшает их низкотемпературные свойства, фазовую стабильность топливных композиций исследовали по температуре помутнения междуведомственным квалификационным методом, утвержденным ГМК 05.07.85 г. решение 23/1-122. Склонность бензинов к обледенению оценивали междуведомственным квалификационным методом, утвержденным ГМК 21.11.79 г. решение 23/1-232.

Составы топливных композиций и результаты испытаний приведены в таблице 2.

Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что использование предлагаемой высокооктановой добавки в составе автомобильных бензинов позволяет обеспечить широкий ассортимент топлив для двигателей с искровым зажиганием, получая на базе компонента каталитического риформинга высокооктановый бензин АИ-95, а из бензинов А-93 и АИ-95 - высокооктановые марки бензинов Премиум-95 и Супер-98.

Испытанные образцы топливных композиций предлагаемого состава по физико-химическим и антидетонационным свойствам полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 51105-97. Введение предлагаемой высокооктановой добавки позволяет также значительно улучшить их эксплуатационные и экологические показатели, обеспечивая равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям, низкое содержание бензола и ароматических углеводородов. Все предлагаемые топливные композиции обладают высокой химической стабильностью и хорошими низкотемпературными свойствами.

Формула изобретения

1. Добавка к бензину, включающая диизопропиловый эфир, изопропиловый спирт, отличающаяся тем, что дополнительно содержит альфа-нафтол и/или гидрохинон при следующем соотношении компонентов, мас. %: Диизопропиловый эфир - 30 - 97 Изопропиловый спирт - 1 - 60 Альфа-нафтол и/или гидрохинон - 0,001 - 1,5 2. Топливная композиция на основе бензина, содержащая добавку, отличающаяся тем, что содержит добавку по п. 1 в количестве 3-20 мас. %.

3. Топливная композиция по п. 2, отличающаяся тем, что содержит бензиновую фракцию, выкипающую до 225oС.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3