Боевая машина пехоты
Реферат
Изобретение относится к военной технике, в частности к устройству легкобронированных боевых машин с дополнительным вооружением. Реализация изобретения позволяет повысить боевую эффективность боевых машин. Сущность изобретения заключается в том, что установка залповой стрельбы выполнена под зажигательно-дымовые патроны в виде двух секций, закрепленных с обеих сторон башни. Кнопочный пульт управления стрельбой из установки залповой стрельбы снабжен жесткой и продольной относительно рядов его кнопок скобой для фиксации относительно них руки стреляющего. Боевая машина пехоты дополнительно снабжена огнеметами или гранатометами одноразового использования, портативными радиостанциями, оптическими дневными и ночными прицелами для табельного оружия и для огнеметов и гранатометов, устройством для крепления огнеметов или гранатометов одноразового использования, устройствами для крепления портативных радиостанций и оптических прицелов в количествах, соответствующих численности десанта пехоты, и комплектом средств комфортного жизнеобеспечения пехоты десанта и экипажа в полевых условиях. 4 з.п.ф-лы, 12 ил.
Изобретение относится к военной технике, а именно к боевым машинам пехоты, но может быть использовано и в других легкобронированных машинах, имеющих десантное отделение, преимущественно с кормовыми дверями или люками, например в бронетранспортерах и некоторых машинах разведки и десанта.
Из информационных источников [1] следует, что высокая плотность городов и населенных пунктов (дальше по тексту городов) на театрах наиболее вероятных боевых действий сводит противоборство армий воюющих стран к противоборству их высокоманевренных войсковых группировок, в основном за овладение или удержание городов, а в городах - за овладение или оборону их наиболее важных объектов. В ходе этих действий они будут широко применять друг против друга диверсионные и штурмовые операции, засады и т.п., что как правило, требует специальной подготовки личного состава и вооружения его соответствующим оружием. При этом обороняющаяся сторона будет находиться в более выгодных условиях, т.к. заблаговременно может: - провести подготовку ключевых объектов и капитальных зданий на направлениях к ним к долговременной обороне; - организовать систему огня с учетом особенностей городской застройки и имеющегося оружия и с обеспечением внезапного и с близкого расстояния применения всех ее компонентов (артиллерии, танков, пулеметов и т.д.); - обеспечить применение практически каждым пехотинцем помимо его табельного оружия еще и внештатного и эффективного вооружения: огнеметов и гранатометов одноразового использования, в том числе со съемными оптическими дневными и ночными прицелами; - создать на огневых позициях пехотинцев относительно комфортные условия для их отдыха, приема горячей пищи, сушки одежды и обуви и т.п. Наступающая же сторона из-за особенностей рельефа местности и инфраструктуры перед городами и в них будет зачастую вынуждена вести на подступах к ним боевые действия на отдельных направлениях, а в самих городах - развивать их вдоль улиц, бульваров, проспектов и т.п. за овладение каждым зданием и каждым этажом и помещением в них. Штурмовые группы, создаваемые ею для решения ближайших задач, будут вынуждены действовать в продолжительном отрыве от основных сил и при практически полном отсутствии для них целеуказания, разведки, управления, поддержки авиацией и артиллерией, пополнения вооружением и боеприпасами. Отечественные и зарубежные военные специалисты рекомендуют усиливать такие группы танками и подразделениями огнеметчиков и (или) гранатометчиков, однако они же отмечают, что применение танков в городах проблематично из-за достаточно быстрого их уничтожения противником, а усиление огнеметчиками (гранатометчиками) не всегда возможно или требует продолжительного времени. Поэтому как минимум в первых фазах наступательных боевых действий в городах вся их тяжесть будет ложиться на пехоту с ее табельным оружием и на ее главное средство огневой поддержки, защиты от пуль и осколков и быстрого перемещения в наступлении на город - боевые машины пехоты (БМП) с их штатным вооружением. При этом БМП будут вынуждены перемещаться за более маневренной и менее уязвимой в этих условиях пехотой их десанта, которая огнем их своего табельного оружия должна поддерживать действия (перемещения) БМП, уничтожая на их пути огневые средства противника и их боевые расчеты. В свою очередь БМП огнем из всего своею штатного оружия должна поддерживать пехоту. Поэтому эффективность штурмовых групп в первых фазах боевых действий в городе, а зачастую и в дальнейшем будет зависеть от слаженности действий связок "пехота - БМП" и достаточности и эффективности имеющегося в их распоряжении оружия. В этом плане пехота (десант БМП) существенно уступает машине и не потому, что у нее сверх табельного оружия нет соответствующего боевым действиям высокоэффективного оружия, а потому, что известные БМП не рассчитаны на совместную транспортировку этого оружия и десанта пехоты, а также потому, что некоторые виды вооружения пехоты и БМП не сбалансированы между собой. Известные отечественные и зарубежные БМП в плане настоящего предполагаемого изобретения мало отличаются друг от друга. Например, отечественная БМП-2 [2] - аналог изобретения и германская "Марлер" ("Мардер А1") [3] - прототип представляют собой гусеничные машины с экипажем в 3 человека (командир. Оператор-наводчик, механик-водитель) и десантом в 7 пехотинцев. Они имеют легкобронированный корпус, способный противостоять осколкам снарядов и пулям стрелкового оружия. В средней части их корпуса размещено боевое отделение с вращающейся башней и вооружением в составе пушки и спаренного с ней пулемета, пусковой установки для стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУРами). В кормовой части известных БМП (за боевым отделением) размещено десантное отделение, разделенное, как правило, сидениями для пехотинцев десанта на правую и левую половины и имеющее кормовую дверь (люк) для быстрого и скрытного выхода десанта пехоты с ее табельным оружием из машины. Табельное оружие пехоты десанта, как правило, состоит из автоматов (автоматических винтовок). В том числе с подствольными гранатометами, одного - двух ручных пулеметов, снайперской винтовки, ручных гранат и ручного противотанкового гранатомета многоразового использования. Табельное оружие и боекомплекты к нему находятся вместе с пехотой десанта в десантном отделении машины, при этом: - автоматы, винтовки и пулеметы находятся или в руках пехотинцев (если имеется необходимость стрельбы из них через амбразуры в бортах машины либо быстрого десантирования пехотинцев десанта из машины), или крепятся в специальных зажимах на бортах машины (на марше); - противотанковый гранатомет крепится в специальных зажимах на борту машины, а две мягкие сумки с боекомплектом гранат к нему, приспособленные для их переноски в положении за спиной, размещены по одной в нишах борта машины и закреплены в них продольными относительно машины ремнями, причем и гранатомет и гранаты к нему извлекаются из мест их крепления гранатометчиком и его помощником (подносчиком гранат) непосредственно перед десантированием из машины; - магазины с патронами к автоматам и винтовкам, гранаты к подствольным гранатометам и ручные гранаты размещены на пехотинцах десанта в подсумках, на поясных ремнях и в карманах их обмундирования. Боекомплекты к вооружению известных БМП размещены в их боевых отделениях, закреплены в специальных зажимах и, как правило, представлены четырьмя ПТУРами, несколькими сотнями патронов к пушке и пулемету и дымовыми гранатами к системам самозащиты машин от средств их поражения на поле боя. Эти системы основаны на постановке между машинами и огневыми средствами противника ослепляющих последние дымовых завес и состоят из нескольких мортир, закрепленных на башнях машин у их основания и предназначенных для навесной стрельбы специальными дымовыми гранатами, которые не могут быть использованы пехотой десанта для стрельбы из их табельного оружия или для ручного запуска. Стрельба из мортир производится при помощи электрически связанного с ними пульта, содержащего тумблер и кнонки-замыкатели электрических цепей к мортирам. Пульт размещен в пределах досягаемости для оператора-наводчика или командира БМП. В силу низкой эффективности мортирных систем самозащиты машин в ряде боевых ситуаций и погодно-климатических условий они дополняются различными агрегатами, усиливающими их защитную функцию. В БМП-2 это термодымовая аппаратура, позволяющая создавать за движущейся машиной дымовую завесу длиной 100-150 м. Однако использование этой аппаратуры для прикрытия пехоты и других машин от огневых средств противника требует перемещения машины с работающей аппаратурой вдоль фронта и, следовательно, она подставляет себя под огонь всего вооружения противника и, как правило, бывает уничтожена. Использование этой аппаратуры в черте городской застройки практически невозможно, т.к. и БМП и пехота перемещаются в этих условиях вдоль улиц, проспектов и т. п., при этом пехота впереди машин (1). В прототипе с этой целью может быть использована установка залповой стрельбы [4] , размещенная на башне или крыше машины и стреляющая гранатами различного назначения, в том числе дымовыми, на дальность 50-60 м. Эта установка имеет несколько достаточно длинных стволов и кнопочный пульт управления стрельбой из них, размещенный в башне машины в пределах досягаемости командира машины или оператора-наводчика. Установка позволяет производить стрельбу одиночными выстрелами, частями залпа и полным залпом и может создавать непросматриваемую дымовую завесу по фронту длиной 250 м, глубиной 50 м, высотой 10 м и временем существования 1,5-2 мин. В этом плане она лучше термодымовой аппаратуры, используемой в аналоге (БМП-2), однако имеет большое количество достаточно длинных стволов, каждый из которых, как и мортиры основной системы самозащиты, уязвим для пуль и осколков и, следовательно, может быть быстро выведен из строя. Кроме того, в этой установке, как и в основной (мортирной), используются специальные дымовые гранаты и кнопочный пульт управления стрельбы ими, первые из которых не могут быть использованы пехотой десанта для стрельбы с рук или из ее табельного оружия, а второй из-за качки машины в движении, которая искаженно передается на нажимающий на кнопки палец стреляющего, не позволяет оперативно нажимать на нужные его кнопки и в нужном их количестве. Все известные БМП для самовытаскивания из ям и рвов имеют лебедку и укомплектованы бревном самовытаскивания, размещенным вдоль их кормы в двух хомутах, прикрепленных болтами к выступам, соединенным с крышей машины сваркой и выступающим за их корму. Из описания известных БМП, порядка и условий размещения в них пехоты десанта и взаимодействия их в боевых условиях видно, что известные БМП не рассчитаны на совместную транспортировку в них пехоты десанта с ее табельным оружием и нештатного высокоэффективного вооружения и имущества для нее, способных существенно повысить боевую эффективность связки "пехота-БМП" практически во всех видах боевых действий. К такому вооружению и имуществу относятся: 1) огнеметы [5] и гранатометы [6] одноразового использования, способные с успехом заменить в ближнем бою артиллерию и в силу простоты их применения доступные каждому неподготовленному пехотинцу. Это оружие, в достаточном количестве размещенное на БМП, обеспечит за счет вооружения им каждого пехотинца десанта и перевода при этом помощника гранатометчика в штатной структуре десанта в эффективного огнеметчика (гранатометчика), способного действовать самостоятельно, огневое превосходство над противником, которое благодаря мобильности пехотинцев десанта может быть реализовано внезапно на любом выгодном направлении и в любое удобное время; 2) портативные радиостанции в расчете по одной на каждого пехотинца десанта, с помощью которых будет обеспечена координация действий десанта и экипажа БМП для эффективного решения ими боевой задачи. Это особенно важно при ведении боевых действий ночью и в черте городской застройки, когда визуальный контакт между ними, как правило, отсутствует; 3) оптические ночные и дневные прицелы как к табельному оружию, так и к огнеметам (гранатометам) одноразового использования, которые обеспечивают эффективное наблюдение за полем боя и повышают точность стрельбы из всех видов оружия в два-три раза, в том числе ночью; средства обеспечения комфортных условий для отдыха, приема горячей пищи и сушки одежды и обуви для десанта и экипажа машин в перерывах между боевыми действиями и перед боевыми действиями в полевых условиях. Боевую эффективность связки "пехота-БМП" возможно также существенно повысить за счет обеспечения быстроты и удобства нажатия кнопок пультов управления стрельбой из систем самозащиты машины при ее движении и применения в этих системах тех же источников маскирующего аэрозоля, которые применяются пехотой для ручного запуска или стрельбы из табельного оружия. Это обусловлено тем, что применение маскирующих средств на подступах к городам в основном падает на БМП и при этом требует высокого быстродействия, а в черте городских застроек - на пехоту десанта. Расход их в последнем случае значительно выше, а пехота десанта в таком количестве ими не располагает. В то же время армии практически всех стран имеют на вооружении дымовые средства (гранаты или патроны), которые могут применяться пехотой одновременно вручную и для стрельбы из табельного или нештатного оружия, в том числе при помощи электрозапуска. Примером такого средства может быть отечественный зажигательно-дымовой патрон ЗДП М [7], который имеет ручной и электрический запуски и не требует для стрельбы наличия пусковой установки со стволом. Дальность стрельбы этим патроном достигает 500 м и он создает непросматриваемую дымовую завесу длиной 25-30 м, шириной 10-12 м, высотой 10 м и временем существования 1,5-2,0 мин. Для сравнения: дымовая отечественная граната ЗД6 [8], применяемая в системе самозащиты БМП-2, имеет только электрический запуск, дальность стрельбы 250 м и создает дымовую завесу длиной 25-30 м, шириной 10-15 м, высотой 10 м и временем существования 1,5-2,0 мин, т. е. по основным характеристикам находится на уровне ЗДП М, но требует наличия ствола (мортиры) и не может быть применена пехотой десанта. Очевидно, что установив на машину установку залповой стрельбы, подобную [4], и приспособив ее для стрельбы патронами типа ЗДП М, можно будет, с одной стороны, существенно повысить самозащиту машины в наступлении от средств поражения противника, т.к. у машины появится возможность сближения с ними под прикрытием нескольких последовательно создаваемых ею в движении через каждые 500 м фронтальных дымовых завес, а с другой - обеспечить пехоту десанта в черте городской застройки необходимым количеством эффективных средств как для ослепления противника, так и для создания пожаров на объектах его обороны, которыми пехота десанта получит возможность пополняться из их боекомплекта, размещенного на машине. Кроме того, применение таких патронов в системе самозащиты машины существенно повысит ее эффективность в ходе боевых действий, т.к. патрон (наибольшая по размерам часть этой системы), выведенный из строя попаданием в него пули или осколка, может быть просто заменен на другой из боекомпелкта, а для замены мартиры или ствола установки, подобной [4], машину необходимо направлять в ремонт. Задачей настоящего предполагаемого изобретения является устранение недостатков известных БМП, а именно повышение боевой эффективности самих машин и размещенного на них десанта пехоты во всех видах боевых действий. Согласно настоящему предполагаемому изобретению, поставленная цель достигается тем, что в боевой машине пехоты, содержащей боевое отделение с вращающейся башней, штатным вооружением, боекомплектом к нему и системой самозащиты машины, включающей в том числе установку залповой стрельбы, закрепленную на башне и электрически связанную с кнопочным пультом управления стрельбой из нее, размещенным в башне; десантное отделение, преимущественно с кормовыми дверьми и нишами в бортах, снабженными продольными ремнями для крепления вооружения и имущества, и хомуты для крепления бревна самовытаскивания, установка залповой стрельбы выполнена под зажигательно-дымовые патроны, имеющие ручной и электрический запуск, в виде двух секций, закрепленных по одной с обеих сторон башни боевого отделения, кнопочный пульт управления стрельбой из установки залповой стрельбы дополнительно снабжен жесткой и продольной относительно рядов его кнопок скобой для фиксации относительно них руки стреляющего, установленной над ними и ниже них, а комплекты зажигательно-дымовых патронов размещены в отдельных гнездах сумок, имеющих в закрытом состоянии жесткий каркас, подкрепленный этими патронами, и размещенных в нишах борта десантного отделения машины, продольные ремни которых снабжены дополнительным поперечным ремнем, одним концом, имеющим петлю, одетым ею на продольный ремень, а вторым - скрепленным с бортом или полом десантного отделения, при этом боевая машина пехоты дополнительно снабжена: - огнеметами или гранатометами одноразового использования, портативными радиостанциями, оптическими дневными и ночными прицелами для табельного оружия и для огнеметов и гранатометов: - устройством для крепления огнеметов или гранатометов одноразового использования, содержащим для них быстродействующие и регулируемые крепежные элементы и размещенным в десантном отделении вдоль борта, противоположного борту, в нишах которого закреплены сумки с комплектами зажигательно-дымовых патронов, и устройствами для крепления портативных радиостанций и оптических прицелов в количествах, соответствующих численности пехоты десанта, смонтированными со стороны боевого отделения на устройстве для крепления огнеметов или гранатометов одноразового использования: - комплектом средств комфортного жизнеобеспечения пехоты десанта и экипажа в полевых условиях, размещенным в метке или ящике, закрепленном сверху на Г-образном кронштейне, выступающем за корму боевой машины пехоты над дверями ее десантного отделения и скрепленным с ее крышей, например, болтами, при этом хомуты для бревна самовытаскивания закреплены на крыше боевой машины вдоль ее борта между внешним краем последнего и башней боевого отделения. При этом: - каждая секция установки залповой стрельбы выполнена в виде составной платформы с двумя рядами гнезд под казенные части зажигательно-дымовых патронов, размещенных по линиям разъемов составных частей платформы, причем средняя составная часть платформы скреплена с башней боевого отделения, а крайние одеты на перпендикулярные гнездам под казенные части зажигательно-дымовых патронов и проходящие через отверстия между ними стяжки, один конец которых скреплен с одной из крайних составных частей платформы, а второй снабжен поворотной рукояткой с эксцентриковым кулачком, взаимодействующим со второй крайней составной частью платформы, при этом одна из половин каждого гнезда под казенные части зажигательно-дымовых патронов обрезинена, а между соседними составными частями платформы установлены одетые на стяжки пружины сжатия; - устройство для крепления огнеметов или гранатометов одноразового использования выполнено в виде двух пар вертикальных стоек, размещенных вдоль борта машины и жестко скрепленных с ее полом и крышей, при этом крепежные элементы размешены вдоль них и выполнены: - на дальних от кормовых дверей десантного отделения стойках в виде втулок с коническим отверстием, расширяющимся к кормовой двери и имеющим меньший диаметр меньше минимального наружного диаметра торца, установленного в него огнемета или гранатомета одноразового использования, а больший диаметр - больше максимального диаметра такого огнемета или гранатомета: - на ближних к кормовой двери стойках в виде боковых выступов с выемкой под ствол огнемета или гранатомета одноразового использования, соосной коническому отверстию соответствующей ей втулки, и замком, образованным тканым ремнем с петлей, охватывающим ствол огнемета или гранатомета одноразового использования над выемкой в боковом выступе, одним концом скрепленным с пружиной сжатия, размещенной в стойке, а вторым, снабженным металлическим наконечником с продольным рядом сквозных отверстий - одетым соответствующим отверстием наконечника на крюк, закрепленный на торце бокового выступа с выемкой; - устройства для крепления портативных радиостанций и оптических прицелов выполнены в виде жестких коробок из металла или пластика, открытых сверху и последовательно и жестко скрепленных со стойками, содержащими втулки с коническими отверстиями со стороны боевого отделения и снабженными упругими стяжками, например, из резины, которые одним концом скреплены с коробкой, а вторым, имеющим петлю, одеты на крюк, закрепленный на стойке над коробкой, при этом длина упругой стяжки в свободном состоянии меньше расстояния от места ее крепления на коробке до соответствующего крюка на стойке; - жесткий каркас сумок для зажигательно-дымовых патронов образован продольным рядом пяти последовательно размещенных жестких пластин, например, из пластика, заключенных в полотно ткани, объединяющее их в одно целое и скрепленное с ними клеем или круговыми швами, причем крайние и средняя жесткие пластины имеют ширину вдоль продольного их ряда, равную двум диаметрам зажигательно-дымового патрона, а две другие жесткие пластины, установленные между тремя первыми, имеют ширину вдоль продольного их ряда, равную длине зажигательно-дымового патрона, при этом отдельные гнезда для зажигательно-дымовых патронов образованы гофрами дополнительного полотна ткани, скрепленного клеем или продольными швами с полотном ткани, соединяющим жесткие пластины друг с другом, в местах размещения в нем жестких пластин, имеющих ширину вдоль их продольного ряда, равную длине зажигательно-дымового патрона. На фиг.1 показана боевая машина пехоты на виде сбоку; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1 при снятой кормовой двери десантного отделения; на фиг.3 - выноска Б с фиг.1; на фиг.4 -сечение по В-В на фиг.3; на фиг.5 - общий вид кнопочного пульта управления стрельбой из установки залповой стрельбы; на фиг.6 - сечение по Г-Г на фиг.5; на фиг.7 - сечение по Д-Д на фиг.2; на фиг. 8 - сечение по Е-Е на фиг.7; на фиг.9 - вид по стрелке Ж на фиг.2; на фиг.10 - сумка для зажигательно-дымовых патронов в разложенном состоянии; на фиг.11 - сечение по И-И на фиг.10 и на фиг.12 - сечение по К-К на фиг.9. Боевая машина пехоты (фиг.1) согласно настоящему предполагаемому изобретению состоит из штатной гусеничной машины 1, например отечественной БМП-2, содержащей десантное отделение с кормовой дверью 2 и боевое отделение с вращающейся башней 3, в которой и на которой размещены пушка 4 и спаренный с ней пулемет 5, пусковая установка 6 для стрельбы ПТУРами, система самозащиты машины в виде мортир 7 для навесной стрельбы дымовыми гранатами, установка залповой стрельбы зажигательно-дымовыми патронами 8, имеющими ручной и электрический запуск, состоящая из двух секций 9, закрепленных на башне 3 по одной с обеих сторон от пушки 4 и спаренного с ней пулемета 5, и боекомплекты к этому вооружению. На крыше машины 1 вдоль ее борта между его краем и башней 3 закреплены при помощи болтов хомуты 10, в которых установлено бревно самовытаскивания 11. К выступам 12, к которым в штатной машине 1 крепятся хомуты 10, болтами 13 прикреплен кронштейн 14, имеющий Г-образную форму, на котором размещен комплект 15 комфортного жизнеобеспечения десанта пехоты и экипажа машины в полевых условиях, помещенный, например, в мешок. Мешок с комплектом 15 закреплен на кронштейне 14 двумя ремнями 16 с пряжками 17, притягивающими мешок с комплектом к перекладинам кронштейна. В комплект 15 входят палатка, печь, подставка для сушки обуви, а также надувные матрасы и спальные мешки в количествах, равных численности десанта пехоты и экипажа машины. При необходимости этот комплект может быть дополнен туристическими ковриками, продуктами питания на несколько дней и т.п. Очевидно, что в зависимости от состава комплекта он может быть размещен как в одном или нескольких мешках, так и в одном или нескольких ящиках из металла, пластика или древесины. Каждая секция 9 установки залповой стрельбы состоит (см. фиг.3 и 4) из платформы 18, образованной тремя продольными составными частями, средняя из которых через стойки 19 закреплена на башне машины. По линиям раздела средней 20 и крайних 21 и 22 составных частей платформы 18 выполнены гнезда 23 по форме казенных частей 24 зажигательно-дымовых патронов 8. Составные части 20, 21 и 22 соединены друг с другом двумя стяжками 25, установленными в соосных отверстиях составных частей, перпендикулярных гнездам 23 и выполненных между последними. Стяжки 25 на одном конце имеют выступ 26, установленный в углубление составной части 22, которое удерживает стяжку от проворота, а на втором со стороны составной части 21 - поворотную рукоятку 27 с эксцентриковым кулачком 28, взаимодействующим с поверхностью составной части 21. На стяжках 25 между средней 20 и крайними составными частями 21 и 22 установлены цилиндрические пружины 29. Часть гнезд 23, выполненных в крайних составных частях 21 и 22, снабжены резиновыми прокладками 30, напрессованными на них или приклеенными к ним. Со стороны, противоположной зажигательно-дымовым патронам 8 на крайних составных частях 21 и 22 или на средней составной части 20 у каждого гнезда 23 на изоляторах, установлены цилиндрические пружины 31 с поджатыми друг к другу витками, подключенные к электрическим цепям, соединяющим их с кнопочным пультом управления стрельбой из установки залповой стрельбы (ее секций 9 на фиг. 1). Электрические проводники 32 электрозапалов зажигательно-дымовых патронов 8 (например, отечественных ЗДП М) установлены с натягом между соседними витками цилиндрических пружин 31. Пульт управления стрельбой из установки залповой стрельбы (ее секций 9 на фиг. 1) размещен в башне машины в пределах видимости и досягаемости для руки командира машины или ее оператора-наводчика. Он (фиг. 5 и 6) состоит из коробки 33, внутри которой смонтированы электрически подключенные друг к другу тумблер 34 и кнопочные замыкатели цепей 35, рабочие органы которых через отверстия в коробке выведены наружу, и коробка ориентирована ими к командиру или оператору-наводчику машины. Тумблер 34 имеет два положения "ВКЛ" и "ВЫКЛ", соответствующие замыканию и размыканию им электрической цепи, и к нему подключены с одной стороны электрический проводник 36 от энергоустановки машины, а с другой - электрические проводники 37, соединяющие его электрически через кнопочные замыкатели 35 с цилиндрическими пружинами 31 на фиг.3. Количество кнопочных замыкателей 35, как правило, соответствует количеству гнезд 23 (пружин 31), однако в зависимости от маскирующей способности зажигательно-дымовых патронов 8 они (патроны) могут применяться одновременно по два, по три и т. д. и тогда соответственно в два, в три и т. д. раза может сократиться количество кнопочных замыкателей 35. Кнопочные замыкатели 35 (фиг.5 и 6) в зависимости от их количества могут быть размещены в один или два ряда и их применение обусловлено высоким быстродействием, позволяющим при необходимости одним продольным относительно их ряда движением руки произвести последовательный запуск зажигательно-дымовых патронов как из одной, так и из обеих секций установки залповой стрельбы. Однако нажимать на них при движении машины весьма затруднительно из-за ее качки, которая искаженно передается на руку стреляющего: можно промахнуться пальцем мимо кнопки или нажать не ту кнопку, или не на то их количество, которое необходимо по ходу боевых действий. Для исключения этого вдоль ряда (рядов) кнопочных замыкателей 35 установлена жесткая скоба 38, взявшись за которую рукой (показана тонкими линиями на фиг.6), стреляющий исключает искаженную передачу колебаний машины в движении на нажимающий на кнопки замыкателей палец этой руки и, удерживая скобу рукой (сжимая ее) и одновременно перемещая руку вдоль скобы, он имеет возможность нажимать на нужные кнопки и в нужном их количестве. Кроме того, скоба 38 предохраняет кнопочные замыкатели 35 от случайного (непреднамеренного) нажатия на них, например, при посадке или высадке стреляющего из машины и др. ситуациях. Для удобства пользования пультом рядом с каждым кнопочным замыкателем 35 или на их рабочих органах (кнопках) может быть смонтирован включенный через резистор в электрическую цепь зажигательно-дымового патрона в обход кнопочного замыкателя светодиод, который будет светиться, когда электрическая цепь имеется, и будет гаснуть, когда она нарушена (после запуска зажигательно-дымового патрона). В правой половине десантного отделения машины 1 (фиг.2) вдоль ее борта размещено устройство 39 для крепления огнеметов и (или) гранатометов одноразового использования 40. Устройство 39 образовано (см. фиг.7 и 8) двумя парами стоек 41 и 42, скрепленных, например сваркой, с полом и крышей машины 1, с обеих сторон на которых закреплены последовательно размещенные вдоль них и соосные крепежные элементы. Крепежные элементы на стойках 41, наиболее удаленных от кормовой двери десантного отделения машины 1, выполнены в виде втулок 43 с коническим отверстием 44, имеющим меньший диаметр меньше меньшего наружного диаметра ствола, а больший диаметр - больше большего наружного диаметра ствола огнеметов и (или) гранатометов 40, размещаемых в машине. Втулки 43 ориентированы большим диаметром их конических отверстий 44 в сторону кормовой двери десантного отделения. Крепежные элементы на стойках 42, ближних к кормовой двери десантного отделения машины 1, образованы боковыми выступами 45 с выемками 46 (см. фиг. 8) под стволы гранатометов и (или) гранатометов 40 одноразового использования и ремнями 47, охватывающими стволы сверху над выемками 46. Выемки 46 могут иметь радиусную форму (как показано на фиг.8) или угловую, как в призмах. Один конец каждого ремня 47 скреплен с пружиной растяжения 48, размещенной в стойке 42, а второй снабжен металлическим наконечником 49 с рядом сквозных продольных отверстий 50, одним из которых он одет на крюк 51, закрепленный на торце бокового выступа 45. Ремни 47 после их входа в полость стоек 42 через сквозные отверстия в их стенках перед пружинами растяжения 48 перекинуты через ролики 52, а перед входом в стойки снабжены пришитыми к ним ременными петлями 53. Петли 53 предназначены для вытягивания ремней 47 из стоек 42 для снятия их наконечников 49 с крюков 51, а ряд продольных отверстий 50 в наконечниках 49 - для компенсации разницы в наружных диаметрах стволов огнеметов и (или) гранатометов 40 одноразового использования, размещаемых в машине 1. Пружины растяжения 48 обеспечивают необходимое поджатие стволов огнеметов и (или) гранатометов 40 одноразового использования, имеющих разные наружные диаметры стволов к выемкам 46 в боковых выступах 45 для их надежного удержания во всех условиях движения машины 1. На стойках 41 (фиг.7) смонтированы устройства для крепления портативных радиостанций и оптических прицелов в футлярах. Каждое устройство представлено рядом металлических коробок 54, выполненных соответственно по форме портативной радиостанции или футляра оптического прицела 55, открытых сверху и последовательно закрепленных на стойках 41 со стороны боевого отделения машины 1. Радиостанции и футляры с прицелами 55 удерживаются в коробках 54 упругими стяжками 56, например резиновыми, один конец которых скреплен с коробками 54, а второй, снабженный металлическим наконечником 57 со сквозным отверстием, одет этим отверстием на крюк 58, закрепленный на стойке 41 над коробкой 54. Для обеспечения надежного поджатия радиостанций и прицелов в футлярах 55 в коробках 54 упругие стяжки 56 в свободном состоянии имеют длину меньше расстояния от места их крепления к коробкам 54 до соответствующих им крюков 58. Для удобства пользования портативными радиостанциями и оптическими прицелами карманы для них размещены на различных стойках 41. Сумки 59 (фиг. 2 и 9) с комплектами зажигательно-дымовых патронов 8, имеющих ручной и электрический запуск, для секций 9 установки залповой стрельбы, закреплены в нишах левого борта десантного отделения машины 1 при помощи продольных ремней 60 с пряжкой и поперечных ремней 61, один конец которых скреплен с полом или бортом машины 1, а второй снабжен петлей 62, которой каждый поперечный ремень одет на продольный ремень 60. Для удобства пользования сумками 59 они могут быть снабжены ручками 69 для переноски и запирающими их устройствами по типу ремень-пряжка 67 и 68 (см. фиг.9). Сумки 59 (фиг. 9, 10, 11 и 12) для исключения случайного повреждения зажигательно-дымовых патронов 8 обувью или табельным оружием пехоты десанта при посадке-высадке и в движении машины, инструментом и запасными частями при проведении ремонтных работ в полевых условиях, когда нет времени для их извлечения из машины, а также при случайном падении при установке-извлечении их из машины имеют жесткий каркас, подкрепленный зажигательно-дымовыми патронами 8. Для этого они образованы пятью жесткими пластинами, например из пластика, последовательно размещенными в один продольный ряд (фиг.10) и скрепленными друг с другом полотном ткани, которым они обшиты или оклеены со всех сторон, при этом для обеспечения складывания пластин, с целью образования из них сумки (см. фиг.9 и 12) расстояние между соседними пластинами составляет 1,5-2 их толщины. Две крайние и одна средняя 63 жесткие пластины имеют ширину вдоль их ряда, равную двум диаметрам зажигательно-дымовых патронов 8. Две другие жесткие пластины 64, размещенные между пластинами 63, имеют ширину вдоль их ряда, равную длине зажигательно-дымового патрона 8. Благодаря этому патроны в сумках установлены с натягом по их длине, т. е. жесткие пластины 63 плотно поджаты к торцам патронов (фиг.12). Зажигательно-дымовые патроны 8 размещены в сумках 59 в отдельных гнездах (см. фиг.10 и 11), образованных гофрами 65 дополнительного полотна 66 ткани, расположенными на жестких пластинах 64 вдоль продольного ряда всех пластин 63 и 64. Гофры 65 размещены с одной стороны жестких пластин 64, имеющих длину вдоль продольного ряда пластин, равную длине зажигательно-дымового патрона 8, и образованы продольными швейными или клеевыми швами, крепящими дополнительное полотно 66 ткани к полотну ткани, объединяющему все жесткие пластины 63 и 64 в одно целое. С противоположной гофрам 65 стороны (см. фиг.9 и 10) к одной из крайних пластин 63 и к наиболее удаленной от нее в продольном ряду пластин пластине 64 прикреплены элементы, запирающие сумку с патронами, в виде ремня 67 и пряжки 68. К той же жесткой пластине 63 и с той же стороны может быть прикреплена ручка 69 для переноски сумки, выполненная из отрезка ремня. Крепление ручки 69, ремня 67 и пряжки 68 может быть произведено при помощи заклепок, клея и т. д. Заряжание секций 9 (см. фиг.1 и 2) установки залповой стрельбы зажигательно-дымовыми патронами 8 производится в следующем порядке: - поворачивают обе рукоятки 27 (см. фиг.3 и 4) от составной части 21 платформы 18 на 90o или 180o, при этом их эксцентриковые кулачки 28 освобождают крайние составные части 21 и 22 и они под действием пружин 29 отходят от средней составной части 20, увеличивая этим поперечные размеры гнезда 23 в платформе 18; - разматывают проводник 32 электрозапала каждого зажигательно-дымового патрона 8 (если это отечественный ЗДП М) и устанавливают каждый зажигательно-дымовой патрон 8 казенной частью 24 в гнездо 23 до упора; - поворачивают рукоятки 27 до их упора в крайнюю составную часть 21 платформы 18, при этом их эксцентриковые кулачки 28 подтягивают крайние составные части 21 и 22 к средней части 20 платформы 18 и, деформируя резиновые прокладки 30, прочно крепят зажигательно-дымовые патроны 8 в гнездах 23; - отклоняют в одну из сторон цилиндрические пружины 31, при этом между их витками обрезается зазор, в который устанавливают концы проводников 32 электрозапалов соответствующих зажигательно-дымовых патронов 8, и отпускают ци