Квазар-способ разделки атомных подводных лодок (варианты)

Реферат

 

Изобретение относится к разделке атомных подводных лодок (АПЛ) и касается технологии ее выполнения взрывным способом при утилизации, реконструкции и ремонте АПЛ. Способ разделки АПЛ, выведенных из эксплуатации, при их утилизации состоит в подготовке АПЛ к утилизации, выгрузке активной зоны, вырезке трехотсечного блока, подготовке его к временному хранению и отправке по воде в пункт временного хранения, вырезке и разделке ракетного отсека, демонтаже оборудования, аппаратуры, трубопроводов, электрокабеля и разделке на металлолом концевых отсеков атомной АПЛ. При этом операции вырезки трехотсечного блока, ракетного и остальных, в том числе концевых отсеков, производят на плаву взрывным способом с использованием удлиненных кумулятивных зарядов разных типов, например удлиненных кумулятивных Квазар-зарядов. При вырезке трехотсечного блока удлиненные кумулятивные заряды размещают за пределами этого блока на соседних с ним отсеках на расстоянии не более одной шпации. При этом для вырезки разгерметизированных отсеков предварительно подгоняют судоподъемные средства, например понтоны, плавкран, катамаран, спецзахваты или устанавливают плавпричал в отведенном для взрывных работ месте. Такой взрывной способ разделки АПЛ на плаву может быть использован также при ликвидации установок баллистических ракет АПЛ, остающихся в эксплуатации, или при ремонте АПЛ, например аварийном. Технический результат реализации группы изобретений состоит в развязке узких мест, ускорении и удешевлении работ по разделке АПЛ, а также в повышении экологичности и безопасности проведения этих работ. 3 с. и 8 з.п. ф-лы.

1. Область техники, к которой относится изобретение Изобретение относится к области взрывного дела и может быть использовано при утилизации выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок (АПЛ) и судов атомно-технологического обеспечения (АТО), при ликвидации шахтных пусковых установок (ПУ) баллистических ракет (БР) подводных лодок, остающихся при этом в эксплуатации (в строю ВМФ), при аварийных ситуациях и ремонтах, связанных с нарушением герметичности прочного корпуса и перегрузкой выработанного ядерного топлива.

2. Уровень техники Наша страна является одним из пионеров атомного судостроения, однако при создании АПЛ их утилизация не предусматривалась. Прошло время и проблемы утилизации заявили о себе в полную силу [1-6]. Не планировалось ликвидировать и пусковые установки БРПЛ отдельно от АПЛ, но договоренности с США поставили в повестку дня и этот вопрос.

В работе [2] отмечается, что утилизация АПЛ является сложной организационно-технической многоведомственной и долговременной проблемой государственного масштаба, требующей комплексного подхода, высокого уровня координации и управления, целевого и полноценного финансирования.

Основными направлениями работ в утилизации АПЛ в настоящее время являются [3]: 1. Обеспечение реализации международных договоров о сокращении и ликвидации стратегических наступательных вооружений (СНВ). Ликвидация пусковых установок БРПЛ осуществляется в соответствии с согласованными процедурами по двум вариантам (вырезка ракетного отсека и демонтаж пусковых шахт с системами обеспечения).

2. Вырезка реакторных отсеков АПЛ в трехотсечном варианте, конвертовка и транспортировка их в пункты временного хранения на плаву с обеспечением контроля радиационной безопасности на уровне международных норм. Эти работы носят временный характер в связи с неготовностью всей инфраструктуры комплексной утилизации.

3. Утилизация (разделка) кормовой и носовой оконечностей АПЛ в целях возврата высвобождающихся материальных ресурсов в народное хозяйство.

Известны несколько принципиально разных способов решения проблемы утилизации.

В работе [7] предлагается "новаторский" метод разделки корпуса судна, заключающийся в охлаждении его (до -70oС) в специальной камере, что снизит прочность металла в 50-100 раз и значительно облегчит его дальнейшую обработку.

Еще одну "новейшую безопасную ресурсосберегающую технологию" предлагает статья [8]. Технология включает следующие операции: 1) изъятие ТВЭЛов из реакторов штатными средствами; 2) дезактивация реакторного отсека и его оборудования (изъятие с их поверхности тончайшей радиоактивной пленки); 3) суперкомпактизация радиоактивных материалов до минимальных объемов и веса для захоронения в ядерных могильниках; 4) быстрая полная и безопасная разделка АПЛ с минимальными затратами материалов и энергоносителей.

"Технология в отличие от традиционных позволяет разрезать с минимальными затратами "на иголки" все крупнотоннажные надводные и подводные корабли любого класса" и "решить проблемы утилизации всех списанных атомных кораблей в течение 1996-1997 годов под строгим международным контролем".

Внес свою лепту в решение стоящих проблем и Заявитель [9-12], который, продемонстрировав на СРЗ "Нерпа" свою технологию (Квазар-технологию) на опытной разделке ПЛ и НК, дал импульс развитию взрывных технологий с использованием Квазар-зарядов с ВВ жидкого агрегатного состояния [12-14], в том числе удлиненных кумулятивных (УККЗ).

В Патенте [9] защищены варианты взрывной разделки металлических конструкций, а в патенте [10] - варианты взрывной разделки подводных, надводных кораблей и судов, в зависимости от их местонахождения (на осушке, на плаву, в доке, на плавсекции док-матки или плавпричале).

Преимущества вообще взрывной технологии и Квазар-технологии, в частности, применительно к рассматриваемой проблеме проявляются в ее высокой производительности, относительно низкой стоимости взрывчатых материалов (ВМ), экологичности (в сравнении с газоплазменной резкой), возможности резки корпусных конструкций сложной конфигурации, независимости от толщины разрезаемой преграды, состояния ее поверхности и габаритов, возможности ведения работ под водой, возможности резать сплавы цветных металлов, в простоте и надежности конструкции зарядов, в автономности и мобильности, отсутствии необходимости в тяжелом оборудовании.

Следует иметь в виду, что при ведении взрывных работ (ВР) практически невозможно обойтись одним типом ВМ: необходимы различные сосредоточенные и рассредоточенные (удлиненные) заряды, различные средства взрывания, в числе которых электродетонаторы и пр. Каждое из этих изделий производят, как правило, на разных заводах и каждому из них, наряду с общими требованиями безопасности, соответствуют свои специфические требования по условиям хранения и использования.

Квазар-технология, являясь самодостаточной, предусматривает изготовление всех элементов технологии, включая изготовление ВВ (ВВЖИМИ или Квазар-ВВ), различных зарядов (Квазар-зарядов), детонирующего шнура (Квазар-ДШ), промежуточного и дополнительного детонаторов (Квазар-ПД и Квазар-ДД соответственно), на месте ведения взрывных работ, что позволяет исключить из технологической цепочки организации ВР такие операции, как заводское изготовление ВВ и зарядов ВВ, их приемка, погрузка, транспортировка к месту ведения ВР, разгрузка, складирование и охрана. Кроме того, для установки на разделяемых преградах оболочек УККЗ возможно использование рабочих, не являющихся взрывниками.

Известен способ [15] , который включает разделение корпуса "химико-механической резкой" с использованием удлиненных элементов с кумулятивной выемкой (фактически УККЗ) на части, сортировку и утилизацию частей, при этом выделяют радиоактивный металл и подвергают его дезактивации за счет перевода его в расплавленное состояние, при этом отделяют металл, шлак и газы и утилизируют их по назначению: металл - в основное производство, шлак остекловывают для захоронения, а газы очищают на фильтрах Петрянова.

Известен еще один способ [16] взрывной разделки корпусных конструкций ПЛ с использованием удлиненного заряда ВВ жидкого агрегатного состояния (фактически удлиненный Квазар-заряд), который располагают на продольной оси отсека ПЛ, заполненного предварительно водой.

Следует отметить, что взрывной способ разделки с использованием удлиненных Квазар-зарядов, как бы их не называли наши последователи и некоторые публикаторы (механическая резка с использованием жидких смесей, резка направленным взрывом контактным УКЗ (КУКЗ) с использованием жидкой взрывчатой смеси, низкотемпературная химико-технологическая разделка корабельных конструкций), все чаще выделяют из общего ряда возможных способов разделения металлических конструкций. Так, в работе [17], посвященной сравнению различных способов разделки корпуса корабля при его утилизации на СРЗ ВМФ, отмечается, что в условиях спада основного производства и развития экономического кризиса предпочтение в выборе методов разделки следует отдавать тем методам, которые обеспечивают минимальные затраты на их внедрение и эксплуатационные расходы. С этой точки зрения наиболее перспективным, приемлемым и экономически выгодным в современных условиях способом является технология разделки с использованием жидких взрывчатых смесей.

В работе же [18] обращается внимание на то, что применяемая технология судоразделки должна рассматриваться с точки зрения радиационной безопасности условий труда и в этом аспекте "применение для разделки корабельных конструкций, содержащих радиоактивные вещества, высокотемпературной термической резки (с использованием ацетилена, пропан-бутана и т.п.), а также плазменной и лазерной резки, использование для этих целей штатных промышленных взрывчатых веществ (гексоген и др.) с удлиненными зарядами не могут быть рекомендованы вследствие образования в атмосфере радиоактивных аэрозолей, вносящих дополнительное облучение персонала и загрязняющих ОПС". И еще: "в основу такой технологии может быть положен экологически безопасный промышленный способ разделки и утилизации АПЛ [15], в которой используется низкотемпературная химико-механическая разделка корабельных конструкций...".

Головной организацией в России по разработке технологической и конструкторской документации по утилизации подводных лодок (ПЛ) и надводных кораблей (НК) с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) является научно-исследовательское и проектно-технологическое бюро (НИПТБ) "Онега". Разработанная им принципиальная технология утилизации АПЛ сводится [4] к выгрузке активной зоны, вырезке реакторного отсека вместе с двумя прилегающими к нему отсеками (трехотсечный блок), который отправляют в пункты длительного (временного) хранения (30-70 лет) и разделке на металлолом концевых (носового и кормового) отсеков.

В соответствии с принципиальной технологией [4], принятой нами за прототип, схема комплексной утилизации включает следующие этапы: подготовка АПЛ к утилизации; выгрузка активной зоны; постановка АПЛ на стапель; вырезка трехотсечного блока; подготовка трехотсечного блока к временному хранению; вырезка и разделка ракетного отсека; демонтаж оборудования, аппаратуры, трубопроводов, электрокабеля; разделка корпуса на крупные секции, разделка секций и оборудования, разделка электрокабеля на вторичное сырье; спуск трехотсечного блока на воду для транспортировки в пункт временного хранения.

Утилизация АПЛ может выполняться и по одноотсечному варианту, когда вырезают и один реакторный отсек. В обоих вариантах (трехотсечный или одноотсечный) на отрезанные блоки приваривают вторую водонепроницаемую переборку и обтекатель. Проведенная на ГМП "Звездочка" в 1996 году опытная утилизация атомоходов позволила определить узкие места выполнения Государственной программы. Основными узкими местами являлись [4]: 1) недостаточное количество и оснащенность стапельных мест; 2) отсутствие специализированных участков для разделки металлолома и переработки кабеля; 3) недостаточное количество оборудования и устаревшие технологии резки металла на мартеновский кусок; 4) отсутствие установок по переработке и концентрированию радиоактивных отходов; 5) устаревшее оборудование по выгрузке отработанного ядерного топлива.

Основной объем работ по утилизации АПЛ выполняется на стапеле. Здесь заказ разрезается на четыре блока с последующим демонтажем легкого и прочного корпусов в виде крупных секций и выгрузкой оборудования. Время, проведенное кораблем на стапеле, зависит от размеров демонтируемых секций и наличия на стапеле высокопроизводительного газорезательного оборудования.

При утилизации наибольший объем работ приходится на резку металлических конструкций. На ГМП "Звездочка" [4] после испытаний целого ряда современных технологических процессов, включая лазерную и гидрорезку, было установлено, что наиболее целесообразным является применение механической и газовой резки. Стапель и участок тепловой резки укомплектовали высокопроизводительным газорезательным оборудованием, поставленным из США по Программе Нанна Лугара. Участок механической резки укомплектовали стационарными гильотинными ножницами фирмы "Харрис" и двумя гидравлическими ножницами фирмы "Ла Баунти", смонтированными на гусеничных экскаваторах фирмы "Катер-пиллер".

Внедрение современного оборудования и увеличение размеров транспортируемых секций позволило сократить время нахождения корабля на стапеле до трех месяцев [4] . Заметим, что аналогичным дорогостоящим оборудованием снабжены и два других базовых предприятия (СРЗ "Нерпа" и ДВЗ "Звезда") и что для осуществления программы утилизации АПЛ существуют также целевые Проекты, финансированные правительствами Норвегии, Франции и Великобритании.

Однако реализация Решений, Постановлений, Программ ведется крайне неудовлетворительно, темпы утилизации очень низки и основная среди многих приводимых причин такого состояния дел - недостаточное финансирование [3].

Авторы предлагаемого изобретения считают, что реализация предлагаемого ими технического решения поможет расшить первые три (из пяти вышеуказанных) узких места [4] и поможет в решении вопросов второго и третьего основных направлений в утилизации АПЛ [3].

Теперь обратимся к первому направлению работ - ликвидации пусковых установок БРПЛ.

Как уже отмечалось, проблема возникла в связи с предстоящим выполнением решений по Договору-91 с США о сокращении и ликвидации стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Для решения обсуждаемой задачи НИПТБ "Онега" разработало принципиальную технологию удаления пусковых ракетных шахт, получившую название "Процедура.. ." [19], которая включает в себя: 1) демонтаж ракетных шахт, которые, будучи разрезанными примерно на две равные части, должны оставаться под открытым небом вблизи АПЛ до завершения "Процедуры..."; 2) демонтаж верхних комингсов шахт совместно с частью прочного корпуса, включая части кольцевых шпангоутов между шахтами и другие крепления; 3) демонтаж надстройки над ракетными отсеками.

В соответствии с технологией [19] операции по процедуре выполняют на стапеле с использованием газоплазменной резки.

Прежде уже отмечалось, что стапель - одно из yзкиx мест даже на базовых предприятиях ВМФ и выполнение первоочередной задачи по ликвидации ПУ БРПЛ может существенным образом притормозить решение задач по утилизации АПЛ, и без того долгое время ожидающих своей участи и пребывающих часто в аварийном состоянии.

Авторы предлагаемого изобретения считают, что их техническое решение может помочь и здесь в решении Государственной задачи.

И еще одно направление применения наших технических решений связано с проведением ремонтных работ. В статье [17] можно прочесть: "С технологической точки зрения работы по разделке корабельных конструкций мало чем отличаются от обычных ремонтных операций, осуществляемых на судоремонтных заводах. Они выполняются на тех же рабочих местах с помощью тех же технических средств и приемов. Однако при ремонте корабля процесс резки корпусных конструкций относится к вспомогательным операциям, в то время как при утилизации корпусов кораблей (судов) эта работа является основной технологической операцией". Основной она является и в случае аварийной перегрузки ядерного топлива.

3. Сущность изобретений С целью развязки узких мест, ускорения и удешевления работ, повышения их экологичности и безопасности предлагается задачи по утилизации (разделке) и ремонту, особенно аварийному, АПЛ, а также задачи по ликвидации шахтных пусковых установок с остающихся в строю АПЛ выполнять не на стапеле, а на плаву, например в наливном бассейне, у причальной стенки главной базы или в заливе, бухте вне главной базы, с использованием энергии направленного взрыва удлиненных кумулятивных зарядов.

Итак, предлагаемый вариант способа разделки атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации (отслуживших свой срок) при их утилизации, состоящий в подготовке АПЛ к утилизации, выгрузке активной зоны, вырезке трехотсечного блока, подготовке его к временному хранению (конвертовке) и отправке по воде в пункт временного хранения, вырезке и разделке ракетного отсека, демонтаже оборудования, аппаратуры, трубопроводов, электрокабеля и разделке на металлолом концевых отсеков (кормовой и носовой оконечностей) АПЛ, отличается тем, что операции по подготовке трехотсечного блока к временному хранению осуществляют у спецпричала до его вырезки и совмещают по времени с операциями выгрузки активной зоны, операции вырезки фрагментов корабельной конструкции (трехотсечного блока, ракетного и остальных, в том числе концевых отсеков) производят на плаву взрывным способом с использованием водостойких удлиненных кумулятивных зарядов (УКЗ), основную (большую) часть длины которых (около 2/3) размещают на корпусе вырезаемого (разделяемого) фрагмента корабельной конструкции (отсека, блока, секции) ниже ватерлинии, при этом при вырезке трехотсечного блока УКЗ размещают за пределами этого блока на соседних (смежных) с ним отсеках на расстоянии не более (в пределах) одной шпации, а для вырезки разгерметизированных при этом отсеков предварительно подгоняют судоподъемные средства (понтоны, плавкран, катамаран, килектор, спецзахваты, специально построенное для этих целей оборудование, например специальное судно типа СС "Карпаты") или устанавливают плавпричал в отведенном для взрывных работ месте.

Для утилизации дорогостоящих металлических сплавов, например 09*16Н25МGАФ, из сварных швов на корпусе АПЛ удлиненные кумулятивные заряды размещают параллельно швам (по обе стороны от него) или по их стыкам и пазам.

В числе используемых для всех вариантов изобретения удлиненных кумулятивных зарядов могут быть любые из известных такого рода зарядов, отличающиеся как конструктивными особенностями (форма и геометрические размеры, угол раствора кумулятивной выемки), так и материалом корпуса (оболочки) УКЗ (медь, алюминий, полимер, безоболочечные, с облицовкой кумулятивной выемки), агрегатным состоянием (твердое, жидкое) и типом взрывчатого вещества (октоген, гексоген, тротил-гексоген в разных соотношениях, эластиты, пластиты, баллиститы, с различными добавками, ЖВВ, ЖВС, ВВЖИМИ и др. жидкие ВВ, формируемые на месте ведения ВР или выпускаемые промышленностью, в том числе с разного рода добавками, например стабилизаторами). Известные сегодня заряды носят названия: УКЗ, КУЗ, ДУЗ, КУКЗ, ШКЗ, ШКЗ ("Алмаз"), ЗКЛБ, УККЗ и др.

Одним из отличий предлагаемого способа является то, что УКЗ прокладывают по ранее демонтированным кабельным трассам, трубопроводам, проходящим как внутри прочного корпуса, так и вне его.

Другими отличиями предлагаемого способа является то, что отделенные (вырезанные) взрывом крупные фрагменты АЛЛ (обечайки, блоки, отсеки, секции) в последующем на берегу на специально организованных участках разделки корпусных конструкций (например, [17]: участок предварительной разделки и участок окончательной обработки металла корпуса и превращения его в товарную продукцию) дорезают взрывным, либо иным способом, например газоплазменной резкой, на фрагменты заданных размеров.

Важно отметить, что на плаву взрывные работы можно вести при волнении моря до трех баллов.

Предлагаемый вариант способа разделки атомных подводных лодок, остающихся в строю ВМФ, при ликвидации пусковых установок баллистических ракет подводных лодок (ПУ БРПЛ), состоящий в демонтаже ракетных шахт, их выгрузке и разделке на части, демонтаже верхних комингсов шахт и других креплений и демонтаже надстройки над ракетными отсеками, отличается тем, что демонтаж всех перечисленных элементов и разделку шахт осуществляют на плаву взрывным способам с использованием удлиненных кумулятивных зарядов (УКЗ). В качестве УКЗ могут быть использованы любые из известных такого рода зарядов: УКЗ, КУЗ, ДУЗ, КУКЗ, ШКЗ, ШКЗ ("Алмаз"), ЗКЛБ, УККЗ и др. Разделка шахт может осуществляться и любым другим способом, например газорезкой или механической резкой.

Другими отличительными признаками предлагаемого решения являются: - демонтаж шахт ведут в очередности, обеспечивающей остойчивость и непотопляемость АПЛ; - демонтаж шахт ведут при любом из двух возможных положений крышек шахт: открытом или закрытом; при открытом положении крышки возможен подрыв заряда ВВ большей массы, а при использовании УККЗ в газообразных продуктах взрыва отсутствуют продукты неполного окисления, и, в частности, СО, поэтому нет и опасности загрязнения воздушного бассейна; - при демонтаже надстройки обшивку демонтируют взрывом, а набор надстройки - газовой резкой; - операции демонтажа и разделки взрывным способом производят вне главной базы, например в заливе или бухте при волнении моря до трех баллов, либо у причальной стенки главной базы, либо в наливном бассейне.

Следует отметить, что Заявитель (НПЦ "Квазар-ВВ") явился инициатором решения этой задачи взрывным методом на плаву. С участием его представителей в г. Санкт-Петербурге ведущими организациями страны (ЦКБ морской техники "Рубин" и НИПТБ "Онега") был подписан Протокол [20], зафиксировавший достижения НПЦ "Квазар-ВВ" в этой области, включение его в качестве головной организации в Проект Государственного оборонного заказа на 1997 год (ГОЗ-97) и распределение обязанностей между организациями. Протокол [20] явился одним из оснований разработки Технического задания (ТЗ) [21] на опытно-конструкторскую работу (ОКР). Целью ОКР является [21]: "...разработка технической и технологической документации и выполнение технико-экономической оценки выполнения "Процедур. . . " по варианту 56 (удаление на плаву ракетных шахт АПЛ проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР) с применением зарядов, снаряженных жидким взрывчатым веществом Квазар-ВВ, изготавливаемым на месте использования (ВВЖИМИ)". Цитируемые документы говорят о серьезности предложенных нами технических решений и притязаний на признание их изобретениями.

Предлагаемый вариант способа разделки АПЛ при их ремонте, состоящий в вырезке элементов корпусных конструкций, отличается тем, что вырезку элементов корпусных конструкций осуществляют вне ремонтных предприятий (СРЗ, СРБ, СРМ, ГРБ), на плаву (у причальной стенки или непосредственно в море), используя при этом взрывную технологию, основанную на резке металлов удлиненными кумулятивными зарядами (УКЗ), в том числе водостойкими. Предлагаемый способ может найти применение как при плановых ремонтах, так и при аварийных, в море, когда, например, сломана лопасть одного из винтов и его необходимо вырезать.

Таким образом, все варианты предлагаемых способов разделки АПЛ (при утилизации, ликвидации ПУ БРПЛ и при ремонте) могут выполняться взрывным способом на плаву с использованием УКЗ.

4. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретений Взрывная технология разделки металлоконструкций с использованием удлиненных кумулятивных зарядов давно опробована при решении отдельных, в том числе уникальных задач в космосе, на воде, под водой. Одним из ярчайших примеров такого рода является вырезка в морских условиях на плаву реакторного отсека (габариты 8х8х8 м и масса около 25% от водоизмещения судна) атомохода "Ленин" [22]. Там же [22] подчеркивается, что эта операция была выполнена в чрезвычайно опасной для здоровья людей зоне, предельно безопасное время пребывания в которой составляло не более 10 минут.

Отметим только, что вырезка с использованием УКЗ в данном случае являлась финишной операцией; предварительно по всему периметру реактор был подготовлен к конечной операции газорезкой и взрывом УКЗ, необходимо было одновременно (чтоб не было перекосов) дорезать оставленные крепления.

Источники информации 1. Международный научный семинар "Проблемы вывода из эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок" 19-22 июня 1995 г. // Тезисы докладов. -М., 1995, с. 73.

2. Н. И. Шумков. Проблемы вывода из эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок // Тезисы доклада на межд. семинаре 19-22 июня 1995, с. 6-7.

3. Ю. К. Иванов. Проблема утилизации АПЛ и защита окружающей среды // Тезисы доклада на межд. научном семинаре 19-22 июня 1995, с. 45-46.

4. Н.Я. Калистратов, B.C. Никитин. Комплексная утилизация атомных подводных лодок // Технология судоремонта, 1999, 1, с. 37-41.

5. В. А. Воинов, А.Т. Данилов, В.Д. Мацкевич. О путях решения проблемы утилизации судов // Судостроение, 1994, 2-3.

6. Р.А. Шмаков. Проблемы утилизации атомных подводных лодок первого поколения // Судостроение, 1994, 1, с. 85-88.

7. Н.И. Бурангулов, А.И. Плугин, С.В. Проценко. Ядерные отходы в дело // Наука в России, 1996, 2 (92), с. 39-41.

8. А.И. Курчатов. Морские "чернобыли" России // Аль-кодс (святой город). Русско-палестинский голос, 3 (58), октябрь 1995.

9. ТОО "Научно-производственный центр "Квазар-ВВ". Квазар-способ разделки металлических конструкций (варианты) // Патент РФ 2084818, 1995.

10. ТОО "Научно-производственный центр "Квазар-ВВ". Квазар-способ взрывной разделки подводных, надводных кораблей и судов (варианты). // Патент РФ 2138770, 1997.

11. Ю.А. Каганер. Л.А. Шушко. Квазар-технология взрывных работ и ее применение при разделке судов на металлолом // Судостроение, 4, 1997, с. 67-69 12. ТОО "Научно-производственной центр "Квазар-ВВ". Удлиненный кумулятивный заряд // Патент РФ 20947441, 1995.

13. ТОО "Научно-производственный центр "Квазар-ВВ". Заряд взрывчатого вещества "Квазар-заряд" и способ ведения взрывных работ "Квазар-способ" // Патент РФ 2084806, 1995.

14. ТОО "Научно-производственный центр "Квазар-ВВ". Удлиненный кумулятивный заряд взрывчатого вещества "Квазар" // Патент РФ 2065559, 1993.

15. Ассоциация "Медицина-Экология-Конверсия" (С-Пб. ). Способ промышленной дезинтеграции кораблей и судов с ядерными энергетическими установками // Патент РФ 2069398.

16. Заявка на патент РФ 96110795 с приоритетом от 29.05.96.

17. O.K. Зюкина. Сравнительная характеристика технологических процессов разделки корпуса корабля при его утилизации на СРЗ ВМФ // Технология судоремонта, 1999, 1, с. 41-46.

18. Е. П. Глушков. А.А. Мирошниченко. Проблемы обеспечения радиационной безопасности при утилизации кораблей ВМФ // Технология судоремонта, 1999, с. 51-52.

19. Принципиальная технология по выполнению "Процедур. . . " НЯДИ. 000.0422.00.006 НИПТБ "Онега".

20. Протокол технического совещания по вопросу разработки технической документации по выполнению "Процедуры..." по варианту 56 (удаление пусковых ракетных шахт) на ПЛА проектов 667А, 667Б, 667БД и 667БДР взрывным методом 4-м С-Пб., 7.02.97.

21. Техническое задание на опытно-конструкторскую работу по разработке технической документации по выполнению варианта 56 "Процедур..." на плаву для АПЛ проектов 667А, 667Б, 667БД и 667БДР методом взрыва. ГГК-Т-83. Вх 2-1/В 17 от 28.06.97.

22. В. Ф. Бабанин, О. П. Прокофьев. Перспективы использования энергии направленного взрыва для разделки корпусов судов.// Судостроение, 1, 1993.

Формула изобретения

1. Способ разделки атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации, при их утилизации, состоящий в подготовке атомной подводной лодки к утилизации, выгрузке активной зоны, вырезке трехотсечного блока, подготовке его к временному хранению и отправке по воде в пункт временного хранения, вырезке и разделке ракетного отсека, демонтаже оборудования, аппаратуры, трубопроводов, электрокабеля и разделке на металлолом концевых отсеков атомной подводной лодки, отличающийся тем, что операции вырезки трехотсечного блока, ракетного и остальных, в том числе концевых отсеков, производят на плаву взрывным способом с использованием удлиненных кумулятивных зарядов разных типов, например, удлиненных кумулятивных Квазар-зарядов, причем при вырезке трехотсечного блока удлиненные кумулятивные заряды размещают за пределами этого блока на соседних с ним отсеках на расстоянии не более одной шпации, а для вырезки разгерметизированных при этом отсеков предварительно подгоняют судоподъемные средства, например, понтоны, плавкран, катамаран, спецзахваты или устанавливают плавпричал в отведенном для взрывных работ месте.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что операции вырезки взрывным способом производят как вне главной базы, например, в заливе или бухте при волнении моря до трех баллов, так и в главной базе у причальной стенки либо в наливном бассейне.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что удлиненные кумулятивные заряды прокладывают по ранее демонтированным кабельным трассам и трубопроводам атомной подводной лодки, проходящим как внутри прочного корпуса, так и вне его.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что отделенные взрывом крупные фрагменты атомной подводной лодки в дальнейшем на берегу дорезают взрывным либо иным способом, например, газоплазменной резкой, на фрагменты заданных размеров.

5. Способ разделки атомных подводных лодок, остающихся в эксплуатации, при ликвидации пусковых установок баллистических ракет подводных лодок, состоящий в демонтаже, выгрузке и разделке на две приблизительно равные части ракетных шахт, демонтаже верхних комингсов шахт и других креплений и демонтаже надстройки над ракетными отсеками, отличающийся тем, что демонтаж всех элементов и разделку шахт осуществляют на плаву взрывным способом с использованием удлиненных кумулятивных зарядов разных типов, например, удлиненных кумулятивных Квазар-зарядов.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что операции демонтажа и разделки взрывным способом производят как вне главной базы, например, в заливе или бухте при волнении моря до трех баллов, так и у причальной стенки главной базы либо в наливном бассейне.

7. Способ по п.5, отличающийся тем, что демонтаж шахт ведут в очередности, обеспечивающей устойчивость и непотопляемость атомной подводной лодки.

8. Способ по п.5, отличающийся тем, что демонтаж шахт ведут при закрытом положении их крышек.

9. Способ по п.5, отличающийся тем, что демонтаж шахт ведут при открытом положении их крышек.

10. Способ разделки атомных подводных лодок при их ремонте, в частности, аварийном, состоящий в вырезке элементов корпусных конструкций, отличающийся тем, что вырезку элементов корпусных конструкций осуществляют на плаву взрывным способом с использованием удлиненных кумулятивных зарядов разных типов, например, удлиненных кумулятивных Квазар-зарядов.

11. Способ по п.10, отличающийся тем, что взрывные работы ведут непосредственно в море, в бухте или заливе вне главной базы при волнении моря до трех баллов либо в наливном бассейне или у причальной стенки главной базы.

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.08.2009

Извещение опубликовано: 10.08.2009        БИ: 22/2009