Осевой компрессор газотурбинного двигателя
Реферат
Осевой компрессор предназначен для обеспечения повышения давления воздуха в камере сгорания авиационного газотурбинного двигателя. Компрессор содержит ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры. В вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала. При этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части для сообщения масляной полости с каналом вала. Конструкция компрессора позволяет снизить его габариты и вес, а также повысить надежность работы. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности компрессоростроению авиационных газотурбинных двигателей.
Известен осевой компрессор газотурбинного двигателя, содержащий ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим с статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры (см. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. М.: Машиностроение, 1974, с. 66, рис. 3.13). Данный компрессор имеет сложную конструкцию суфлирования (связи с атмосферой) масляной полости подшипниковой опоры, что увеличивает его вес и снижает надежность работы. Задачей изобретения является уменьшение габаритов и веса компрессора газотурбинного двигателя, а также повышение надежности его работы за счет обеспечения суфлирования масляной полости. Указанный технический результат достигается за счет того, что осевой компрессор газотурбинного двигателя содержит ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующий со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры. В вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала, при этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части. В вале могут быть выполнены, по меньшей мере, два дополнительно диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой, причем дополнительные отверстия смещены относительно первых в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала. Закрепление трубки в отверстиях вала выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках отверстий вала. Изобретение поясняется чертежом, где изображен продольный разрез осевого компрессора газотурбинного двигателя. Осевой компрессор газотурбинного двигателя содержит ротор с лопатками 1 и валом 2, имеющим осевой канал 3, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором 4 кольцевую масляную полость 5 подшипниковой опоры 6, причем в вале 2 выполнены два диаметрально расположенных отверстия 7 с фасками 8 по периферии вала 2, при этом в отверстиях 7 неподвижно закреплена трубка 9 с боковым вырезом 10 в ее центральной части для сообщения масляной полости 5 с каналом 3 вала 2. В вале 2 выполнены, по меньшей мере, два дополнительных диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала 2 и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой (на чертеже не показаны), причем дополнительные отверстия смещены относительно первых отверстий 7 в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала 2. Закрепление трубки 9 в отверстиях 7 вала 2 выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках 8 отверстий 7 вала 2 (на чертеже не показано). Трубка или трубки 9 могут быть также запрессованы в отверстиях 7 вала 2, при этом коэффициент температурного расширения материала трубки 9 должен быть больше коэффициента температурного расширения материала вала 2 во всем диапазоне рабочих температур, что обеспечит неподвижность их соединения. Боковые вырезы 10 соседних трубок 9 желательно ориентировать в противоположные стороны друг от друга, что позволит исключить их затенения. Работа осевого компрессора газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом. При вращении ротора масло, попадающее внутрь трубки 9 из масляной полости 5, отбрасывается обратно в масляную полость 5. При остановке ротора масло имеет возможность перетекать с одного торца трубки 9 на другой, не попадая во внутреннюю полость компрессора. Воздух и масляные пары, имеющиеся в масляной полости 5, проходят внутрь трубки 9 и через боковой вырез 10 выходят в атмосферу по осевому каналу 3. При этом перепад давления между масляной полостью 5 и атмосферой регулируется выбором необходимого числа и размера трубок 9 и боковых вырезов 10.Формула изобретения
1. Осевой компрессор газотурбинного двигателя, содержащий ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры, в вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала, при этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части для сообщения масляной полости с каналом вала. 2. Компрессор по п.1, отличающийся тем, что в вале выполнены, по меньшей мере, два дополнительных диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой, причем дополнительные отверстия смещены относительно первых в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала. 3. Компрессор по п.1 или 2, отличающийся тем, что закрепление трубки в отверстиях вала выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках отверстий вала.РИСУНКИ
Рисунок 1